ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента
Финансовая отчетность — это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью пре- доставления пользователям обобщенной информации о финан- совом положении и деятельности предприятия, а также измене- ниях в его финансовом положении за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями опреде- ленных деловых решений. Финансовый учет, в свою очередь, об- общает данные производственного учета, которые накапливают- ся и используются компанией для внутреннего пользования. Не- обходимость функционального разделения бухгалтерского учета в новых условиях на финансовый учет и производственный опре- деляется принципиальными отличиями задач учета в плановой экономике и рыночной экономике. |
В плановой экономике основными задачами бухгалтерского учета были сбор и обработка информации для государственных органов управления — министерств и ведомств, статистических и налоговых органов. Все наиболее важные вопросы о деятельности предприятия, такие, как планирование, ценообразование, закуп- ки и поставки, заработная плата работников и другие решались «сверху». Предприятие рассматривалось лишь как отдельное зве- но по управлению государственной собственностью, а бухгалтер- ский учет обеспечивал информацию об ее сохранности. Государ- ство являлось одновременно и собственником, и инвестором предприятия.
В этих условиях отчетность предприятия служила средством проверки выполнения государственных заданий, правильности отчислений в государственный бюджет и сбора статистической информации. При этом к бухгалтерскому учету и отчетности предъявлялись следующие требования:
• строгая унификация;
• ориентация на показатели, отражающие выполнение произ- водственных заданий;
• расчет базы налогообложения и других отчислений в бюджет.
В рыночной экономике бухгалтерский учет выполняет принци- пиально иные функции. Это вызвано тем, что, во-первых, в усло- виях рынка меняется структура собственности, и государственная собственность становится лишь одним из видов собственности; появляется много новых собственников, которые заинтересова- ны в результатах деятельности предприятия, поскольку вложили в него свои средства. Во-вторых, предприятие вынуждено искать такие управленческие решения, которые бы обеспечили ему по- беду в конкурентной борьбе и необходимые финансовые резуль- таты. С этой целью оно изучает рыночную конъюнктуру, само- стоятельно планирует свою деятельность, находит поставщиков и покупателей, устанавливает цены и т. д. В-третьих, бюджетное финансирование и государственное кредитование в большинстве случаев уже не являются для предприятия основными источника- ми финансовых ресурсов. Поэтому предприятие вступает в кон- курентную борьбу не только за покупателей и рынки сбыта, но и за кредитные ресурсы коммерческих банков, а также за средства других потенциальных инвесторов.
В результате всего этого у предприятия, с одной стороны, воз- никает потребность в наличии своевременной и полной инфор- мации для принятия управленческих решений и оценки их ре- зультатов. С другой стороны, предприятие должно предоставить соответствующую информацию и тем, кто инвестировал (или со- бирается инвестировать) в него свои средства. Наряду с этим, и в условиях рынка продолжает сохраняться необходимость отчета перед государством о правильности налоговых отчислений.
Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике бухгалтерский учет перестает быть счетоводческой и статистичес- кой функцией и превращается в инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности хозяйствующего субъекта для того, чтобы заинтересованные стороны могли принять обос- нованные решения о том, как лучше инвестировать имеющиеся в их распоряжении средства.
Стороны, заинтересованные в информации о деятельности предприятия, можно условно разделить на две основные катего- рии: внешне и внутренние пользователи.
К внутренним пользователям относится управленческий персо- нал предприятия. Он принимает различные решения производст- венного и финансового характера. Например, на базе отчетности составляется финансовый план предприятия на следующий год, принимаются решения об увеличении или уменьшении объема реализации, ценах продаваемых товаров, направлениях инвести- рования ресурсов предприятия, целесообразности привлечения кредитов и др. Очевидно, что для принятия таких решений требу- ется полная, своевременная и точная информация, поскольку в противном случае предприятие может понести большие убытки и даже обанкротиться.
Кроме того, финансовая отчетность является связующим зве- ном между предприятием и его внешней средой. Целью представ- ления предприятием отчетности внешним пользователям в усло- виях рынка является прежде всего получение дополнительных фи- нансовых ресурсов на финансовых рынках. Таким образом, от то- го, что представлено в финансовой отчетности, зависит будущее предприятия. Ответственность за обеспечение эффективной связи между предприятием и финансовыми рынками несут финансовые менеджеры высшего управленческого звена предприятия. Поэтому для них финансовая отчетность важна и потому, что они должны знать, какую информацию получат внешние пользователи и как она повлияет на принимаемые ими решения. Это не значит, что менеджеры не имеют в своем распоряжении дополнительной внутренней информации о деятельности предприятия, в отличие от внешних пользователей, для которых финансовая отчетность во многих случаях является основным источником информации. Но поскольку решения внешних пользователей при прочих равных условиях принимаются на основе ограниченного круга показате- лей финансовой отчетности, именно эти показатели находятся в центре внимания финансового менеджера и являются завершаю- щей точкой в ходе оценки влияния принятых управленческих ре- шений на финансовое положение предприятия.
Среди внешних пользователей финансовой отчетности выделя- ются, в свою очередь, две группы: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании (1), и пользователи, опосредованно заинтересованные в ней (2).
* В западных странах отчетность, доступная всем внешним пользовате- лям, называется отчетностью общего пользования, в отличие от специ- альной отчетности, к которой относятся, например, налоговые деклара- ции, справки для кредитных организаций и др.
К первой группе относятся:
• нынешние и потенциальные собственники предприятия, ко- торым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и оценить эффектив- ность использования ресурсов руководством компании;
• нынешние и потенциальные кредиторы, использующие отчет- ность для оценки целесообразности предоставления или про- дления кредита, определения условий кредитования, опреде- ления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предпри- ятию как к клиенту;
• поставщики и покупатели, определяющие надежность дело- вых связей с данным клиентом;
• государство, прежде всего в лице налоговых органов, кото- рые проверяют правильность составления отчетных доку- ментов, расчета налогов, определяют налоговую политику;
• служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив ра- боты на данном предприятии.
Вторая группа пользователей внешней финансовой отчетнос- ти — это те юридические и физические лица, кому изучение от- четности необходимо для защиты интересов первой группы поль- зователей. В эту группу входят:
• аудиторские службы, проверяющие данные отчетности на со- ответствие законодательству и общепринятым правилам уче- та и отчетности с целью защиты интересов инвесторов;
• консультанты по финансовым вопросам, использующие от- четность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компа- нию;
• биржи ценных бумаг;
• регистрирующие и другие государственные органы, принима- ющие решения о регистрации фирм, приостановке деятель- ности компаний, и оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;
• законодательные органы;
• юристы, нуждающиеся в отчетности для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
• пресса и информационные агентства, использующие отчет- ность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и
анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, ра- счета обобщающих показателей финансовой деятельности;
• торгово-производственные ассоциации, использующие отчет- ность для статистических обобщений по отраслям и для срав- нительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
• профсоюзы, заинтересованные в финансовой информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие.
Приведенная таблица дает сжатую и наглядную картину того, какой интерес у наиболее важных групп пользователей вызывает тот или иной источник информации о деятельности предпри- ятия, а также отражает значение финансовой отчетности.
Пользователи
| Интересы
| Источники информации
| Менеджеры
| Оценка эффективности произ-
| Внутренние отчеты
| предприятия
| водственной и финансовой дея-
| предприятия; финан-
|
| тельности; принятие управлен-
| совая отчетность пред-
|
| ческих и финансовых решений
| приятия
| Органы
| Налогообложение
| Финансовая отчет-
| налогообло-
|
| ность; налоговая от-
| жения
|
| четность; данные внут- ренних проверок
| Акционеры
| Оценка адекватности дохода
| Финансовая отчет-
|
| степени рискованности сделан-
| ность
|
| ных инвестиций; оценка перс-
|
|
| пектив выплату дивидендов
|
| Кредиторы
| Определение наличия ресурсов
| Финансовая отчет-
|
| для погашения кредитов и вы-
| ность; специальные
|
| платы процентов
| справки
| Поставщики
| Определения наличия ресурсов
| Финансовая отчет-
|
| для оплаты поставок
| ность
| Покупатели
| Оценка того, насколько долго
| Финансовая отчет-
|
| предприятие сможет продол-
| ность
|
| жать свою деятельность
|
| Служащие
| Оценка стабильности и рента-
| Финансовая отчет-
|
| бельности деятельности пред-
| ность
|
| приятия в целях определения
|
| I
| перспективы своей занятости,
|
|
| получения финансовых и других
|
|
| льгот и выплат от предприятия
|
| Статистичес-
| Статистические обобщения
| Статистическая отчет-
| кие органы
|
| ность; финансовая
|
|
| [отчетность________
|
В силу особого значения отчетности для финансовых рынков и принятия финансовых решений ее регулированию в странах ры- ночной экономики уделяется большое внимание. В частности, су- ществуют принципы и стандарты финансового учета и отчетности, которые разрабатываются соответствующими организациями и на основе которых происходит регистрация компаний на биржах цен- ных бумаг. Несмотря на национальные различия этих стандартов, наиболее важным их общим качеством является то, что они призва- ны обеспечивать полноценный поток информации между предпри- ятием и финансовыми рынками, включая индивидуальных инве- сторов. Такая работа ведется в настоящее время и в России. Однако учет и отчетность российских предприятий в настоящее время на- ходятся еще в стадии трансформации от функций, выполнявшихся ими в условиях плановой экономики, к функциям в условиях ры- ночной экономики. В связи с этим отчетность российских пред- приятий пока не дает в ряде случаев возможности непосредственно получать всю финансовую информацию без предварительной кор- ректировки для принятия финансовых решений.
I Поэтому для финансовых менеджеров в нашей стране важно I знать, какие нужны корректировки в существующей системе от- четности и какие дополнительные показатели необходимо рассчи- тывать, чтобы применять методы финансового менеджмента,
1 широко используемые в странах развитой рыночной экономики. \
Составление финансовой отчетности в условиях рынка осно- вано на ряде принципов, которые и делают ее достаточно эффек- тивным инструментом финансового управления. Постепенное введение этих принципов в систему отчетности российских пред- приятий позволит повысить эффективность ее применения для целей финансового менеджмента.
Основное требование к информации, представляемой внеш- ним пользователям развитых финансовых рынков, заключается в том, чтобы она была полезной для этих пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обос- нованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям (см. рис. 1).
Уместность означает, что данная информация значима и оказы- вает влияние на решение, принимаемое пользователем. Инфор- мация считается также уместной, если она обеспечивает возмож- ность перспективного и ретроспективного анализа, т. е. разработки прогноза о результатах прошлых, текущих и будущих решений, а также подтверждения правильности прошлых решений пользова-
ю
Рис. 1. Принципы составления финансовой отчетности
теля или выявления их ошибочности. Уместность предполагает также своевременность данной информации, поскольку, если ин- формация получена позже необходимого срока, она уже никак не может повлиять на принятие решения.
Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснован- ностью, а также нейтральностью данных.
Информация считается правдивой, если она не содержит оши- бок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует события хозяйственной жизни. Требование преобладания содержания над юридической формой означает, что все включаемые в отчетность сведения рассматриваются прежде всего с точки зрения их эко- номического содержания, даже если их юридическая форма пре- дусматривает иную трактовку.
Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не де- лает акцента на удовлетворение интересов одной группы поль- зователей общей, отчетности в ущерб другой группы.
Понятность означает, что пользователи могут понять содержа- ние отчетности без специальной профессиональной подготовки.
Сопоставимость требует, чтобы сохранялась последовательность в применяемых методах бухгалтерского учета на данном предпри- ятии, и тем самым обеспечивалась сопоставимость данных о дея- тельности предприятия за несколько отчетных периодов.
Каждая единица информации включается в отчетность исходя из того, что учет этой финансовой информации производился на основе определенных принципов учета, а также принимая во внимание существующие ограничения на включение данных в отчетную информацию.
К принципам учета относятся:
1. Принцип двойной записи, который обусловливает запись каж- дой операции дважды: в дебет одного счета и в кредит другого.
2. Принцип экономической единицы учета, в соответствии с ко- торым хозяйственная единица, идентифицируемая в отчетности, отделяется от ее собственников или других единиц.
3. Принцип периодичности, который означает, что предприятие должно периодически отчитываться перед заинтересованными сторонами о результатах своей деятельности за соответствующие периоды. Это приводит к своего рода искусственному делению всего жизненного цикла предприятия на отдельные отрезки вре- мени (месяц, квартал, год и др.) и привносит элемент субъективизма
в оценку результатов за эти периоды. Например, бухгалтер оказыва- ется перед выбором, к какому отчетному периоду отнести те или иные расходы или доходы и каков, соответственно, будет показа- тель чистой прибыли за этот период. Для принятия решения бухгал- тер должен руководствоваться методом начисления, принципом со- ответствия (см. ниже) и другими принципами, позволяющими наи- более объективно отразить хозяйственные факты в условиях рынка.
4. Принцип функционирующего предприятия (продолжающейся деятельности, непрерывности), который означает, что предпри- ятие будет продолжать свою деятельность достаточно долго, в со- ответствии с целями своего создания, и что оно не будет в бли- жайшее время ликвидировано или реорганизовано.
5. Принцип денежной оценки, который означает использование денежного измерителя в качестве универсального.
При этом могут применяться следующие методы оценки:
а) фактическая (историческая) себестоимость — первоначаль- ная сумма денежных средств или их эквивалентов, уплаченная или начисленная при приобретении или производстве этих средств (или при учете обязательств);
б) текущая восстановительная себестоимость —- сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в на- стоящее время в случае необходимости замены каких-либо средств;
в) текущая рыночная стоимость — сумма денежных средств или их эквивалентов, которая может быть получена в результате продажи средств или при наступлении срока их ликвидации;
г) чистая стоимость реализации — сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть получена или уплачена при реализации средств или погашении обязательств; как прави- ло, эта стоимость равна цене реализации за вычетом обычных расходов по реализации;
д) дисконтированная стоимость — приведенная стоимость бу- дущих денежных поступлений или их эквивалентов с учетом аль- тернативных возможностей инвестирования.
6. Принцип (метод) начислений, который позволяет бухгалтеру принять решение о том, к какому отчетному периоду отнести со- ответствующие доходы и расходы. Метод начислений предпола- гает, что доходы относятся к тому отчетному периоду, в котором соответствующая продукция отгружена (соответствующие услуги оказаны) покупателю, даже если денежные средства еще не пере- числены на счет продавца. Также расходы отражаются в том от- четном периоде, в котором они возникли, независимо от того, оплачены ли они предприятием в данном отчетном периоде.
Вместе с тем, метод начислений предполагает использование принципа осторожности (см. ниже), в соответствии с которым определенная часть выручки, которая, по оценкам предприятия, не будет получена в данном отчетном периоде, может быть спи- сана как сомнительная дебиторская задолженность из прибыли того отчетного периода, в котором отражена соответствующая выручка по отгруженной продукции.
| Метод начислений служит альтернативой кассово- му методу, согласно которому доходы и расходы предприятия отражаются в учете только в момент поступ- ления или оплаты денежных средств. Большинство рос- сийских предприятий до 1996 г. отражало доходы по кас- совому методу, а расходы — по методу начислений. В меж- дународной практике общепринятым является метод на- числений. Считается, что он наиболее объективно отража- ет финансовые результаты деятельности компании. При- менение кассового метода также допускается, однако только в исключительных случаях, и причины его выбора требуют дополнительных объяснений со стороны компа- нии заинтересованным пользователям. С 1996 г. россий- ские предприятия также перешли на метод начислений.
7. Принцип соответствия доходов отчетного периода расходам отчетного периода, который означает, что в данном отчетном пе- риоде отражаются только те расходы, которые обусловили полу- чение доходов этого отчетного периода. Если между отдельными видами расходов и доходов трудно установить непосредственную зависимость, расходы распределяются между несколькими отчет- ными периодами в соответствии с какой-либо системой распре- деления. Примером является амортизация основных средств, ко- торые списываются в течение нескольких отчетных периодов со- гласно установленной схеме.
В ходе формирования отчетной информации должны соблю- даться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:
1. Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотносить- ся с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.
2. Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств. Это озна- чает также, что для отражения потенциальных потерь или убыт-
ков предприятию нужно меньше оснований, чем для отражения потенциальных прибылей. Одним из отражений принципа осто- рожности является правило низшей оценки: по себестоимости или рыночной цене. Это правило гласит, например, что, если предприятие приобрело свои оборотные средства по одной цене, а в настоящее время рыночная цена на них упала, то в документах отчетности предприятие должно отражать эти средства по теку- щей рыночной цене с отнесением разницы на убытки текущего периода. Однако, если рыночная цена на оборотные активы воз- росла в данном отчетном периоде, предприятие не вносит ника- ких изменений в свои документы до момента фактической реали- зации активов по возросшей рыночной цене. Такой подход поз- воляет отразить в бухгалтерском учете изменчивость рыночной ситуации и связанный с этим риск хозяйственной деятельности предприятия и его собственников.
3. Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурент- ным позициям предприятия. Это требование относится к публич- ной информации компаний, которые по закону обязаны пред- ставлять отчетность широкому кругу пользователей.
В соответствии с различными экономическими признаками, вся отчетная информация группируется в отдельные укрупнен- ные статьи, которые в международной практике называются эле- ментами финансовой отчетности. Основными элементами финан- совой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы* прибыль и убытки. Три первых эле- мента характеризуют средства предприятия и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение предприятия в течение отчетного перио- да и обусловили изменения в первых трех элементах. Все элемен- ты финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, сре- ди которых во всех странах, в том числе и в России, основными являются Баланс и Отчет о прибытках и убытках.
Основными методами анализа отчетности служат:
• чтение отчетности;
• горизонтальный анализ;
• вертикальный анализ;
• трендовый анализ;
• расчет финансовых коэффициентов.
Чтение отчетности — это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности определяют имущественное положение предприятия, его кратко- срочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические ак- тивы и финансовые активы, источники формирования собствен- ного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреж- дениями, оценивают выручку от основной деятельности и при- быль текущего года.
Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по срав- нению с предшествующим годом, полугодием или кварталом.
Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100 процентов (например, удельный вес статей актива в общем итоге баланса).
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклоне- ний показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня ба- зисного года (периода), для которого все показатели принима- ются за 100 процентов.
Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропор- ции между различными статьями отчетности. Достоинствами фи- нансовых коэффициентов являются простота расчетов и элими- нирование влияния инфляции, что особенно актуально при ана- лизе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во-пер- вых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в срав- нении этого показателя с какой-либо базой, например:
• общепринятыми стандартными параметрами;
• среднеотраслевыми показателями;
• аналогичными показателями предшествующих лет (перио- дов);
• показателями конкурирующих предприятий;
• какими-либо другими показателями анализируемой фирмы.
Считается, что если уровень фактических финансовых коэф- фициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности компании, нуждающиеся в до- полнительном анализе. Впрочем, дополнительный анализ может и не подтвердить предварительную негативную оценку, обуслов- ленную расчетом того или иного коэффициента. Так, в ряде слу- чаев та или иная величина коэффициента не соответствует обще- принятой стандартной норме в силу специфичности конкретных
условий и особенностей деловой политики отдельного предприя- тия; не всегда является обоснованным сравнение с усредненными коэффициентами в пределах отрасли, в силу, например, диверси- фикации деятельности многих компаний; фактически достигну- тый уровень предшествующих лет может не быть оптимальным для удовлетворения потребностей предприятия в соответствую- щие годы, или может быть оптимальным для предшествующих лет, но недостаточным для отчетного периода. Финансовые ко- эффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учета, не отражают качества составляющих компонентов. Нако- нец, они имеют статичный характер. Однако все это не значит, что финансовые коэффициенты невозможно использовать в фи- нансовом управлении. Необходимо лишь понимать ограничения, которые накладывает их использование, и относиться к ним как к инструменту анализа, а не как к.объяснению изучаемых вопросов.
Для финансового менеджера финансовые коэффициенты име- ют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчетности, прежде все- го акционерами и кредиторами. Поэтому, принимая любое ре- шение, финансовый менеджер оценивает влияние этого решения на наиболее важные финансовые коэффициенты.
Аналитическая ценность коэффициентов подтвер- ждается, в частности, тем, что во многих странах существуют специальные издания, публикующие финансо- вые коэффициенты. Так, например, в США такими органи- зациями являются известнейшие компании: «Дан энд Бредстрит», «Роберт Моррис Ассошиэйтс», «Мудис», На- логовое бюро Министерства торговли США, Комиссия по ценным бумагам и др. В Японии подобные сведения пуб- ликуются в справочнике Министерства торговли и про- мышленности «Вага куни кигё-но кэйэй бунсэки» и в спра- вочнике «Кайся нэнкан».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|