Пример 2. Применение метода маржинальных издержек
Предприятие по производству предметов домашнего обихода желает установить цену на новое изделие. Прогнозируемый годо- вой объем производства — 10000 штук. Предположительно затра- ты составят:
Прямые затраты сырья и материалов на единицу изделия 1000 руб.
Прямые затраты сырья на единицу изделия ____________ 400 руб.
Итого переменных затрат на единицу изделия 1400 руб.
-рь Таблица 6. Методы определения базовой цены
Название метода
| Содержание метода
| Преимущества метода
| Недостатки метода
| Сфера применения метода
|
|
| • 3
|
|
| 1. Метод полных из- держек
| К полной сумме затрат (по- стоянных и переменных) до- бавляют определенную сум- му, соответствующую норме прибыли. Если за основу бе- рется производственная се- бестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в
кладываемые на покупателя косвенные налоги и тамо- женные пошлины
| Обеспечивает полное по- крытие всех затрат и по- лучение пла- нируемой прибыли
| Игнорируется элас- тичность спроса. Снижаются конку- рентные стимулы к минимизации издер- жек. Цена не может быть установлена до тех пор, пока не опре- делена доля постоян- ных затрат в общей их сумме и не определен уровень спроса, а уровень спроса не может быть выявлен без установления це- ны
| Наиболее распространенный метод. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциаци- ей для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот! метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной кон- курентоспособности
| 12. Метод I стоимости изготовле- ния
| К полной сумме затрат (на единицу товара) на покупное сырье, материалы, узлы, по- луфабрикаты добавляют сум- му (процент, норму прибы- ли), соответствующую собст- венному вкладу предприятия в формирование стоимости изделия
| Учитывается собственный вклад пред- приятия в на- ращивание стоимости товара
| Метод не применим для ценовых решений на длительную пер- спективу; не заменя- ет, а дополняет метод полных издержек
| Применяется в специфических условиях и в особых случаях:
1. При принятии решений о наращи- вании массы прибыли за счет наращи- вания объема производства; об отказе или продолжении конкурентной борь- бы*
2. При принятии решений об изменении ассортиментной структуры производства (определении наиболее и наименее рен- табельных изделий, изменении струк- туры продаж;
3. При принятии решений по однора- зовым (индивидуальным, немассовым) заказам |
| Продолжение табл. 6
I I
|
|
|
| 5 I
| |3. Метод маржиналь- ных издер- жек
| К переменным затратам на еди- ницу продукции добавляется сумма (процент), покрывающая затраты и обеспечивающая до- статочную норму прибыли
| Обеспечиваются более широкие возможности це- нообразования: полное покрытие постоянных за- трат и максими- зация прибыли. Внедрение метода облегчается офи- циальным введе- нием в учетную практику и отчет- ность классифи- кации затрат на условно-пере- менные и услов- но-постоянные
| Метод основан на не- марксистской теории стоимости и пока не- достаточно известен в России; его внедрение наталкивается на не- приятие частью хозяй- ственников «импорт- ных» приемов ведения дел
| Метод применим практически для любых предприятий
| 14. Метод рентабель- ностиин- вестиции
| Метод основан на том, что про- ект должен обеспечивать рента- бельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит
| Единственный метод, учитываю- щий платность финансовых ре- сурсов, необходи- мых для произ- водства и реали- зации товара
| Высокий уровень ста- вок процентов за кре- дит и их неопределен- ность во времени в ус- ловиях инфляции
| Отлично подходит для предпри- ятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых тре- бует своих переменных затрат. Годится как для традиционно производимых товаров с устояв- шейся рыночной ценой, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с I известной рыночной ценой_________________________ |
|
To
К)
Продолжение табл. 6
I 1
|
|
|
| 5 I
| 5. Методы маркетинго- вых оценок
|
|
| Эта группа методов страдает неопределен- ностью количествен- ных оценок. Часто це- ны устанавливаются практически произ- вольно
|
| — Метод оценки реакции покупателя
| Продавец старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар
|
|
|
| — Метод
сходной
цены
| Цены ориентированы на повы- шение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в фи- нансовых ресурсах для покры- тия затрат
|
|
|
| — Метод «предложе- ния втем- ную», или I тендерный [метод______
| Покупатели анонимно участву- ют в конкурсе предложения (тендере). Выигрывает тот, чья цена предложения обеспечива- ет продавцу максимальную прибыль.___________________
| Обеспечивается равноправие по- купателей
|
| В странах развитой рыночной экономики применяется при раз- мещении государственных зака- зов и подрядов
| Фирма планирует сумму постоянных затрат 2 000 000 руб. в год и надеется получить 4 000 000 руб. прибыли. Рассчитать цену.
Решение
Желательный результат от реализации после воз- 2 000 000 руб.+
мещения переменных затрат + 4 000 000 руб.=
(Постоянные затраты + Прибыль) — 6 000 000 руб.
Желательный результат от реализации после воз- 6 000 000 руб.: мещения переменных затрат на единицу изделия: 10 000 шт. =
= 600 руб.
Цена {Переменные затраты на единицу изделия + 1400 руб. + + Желательный результат от реализации после воз- + 600 руб. = мещения переменных затрат на единицу изделия) = 2000 руб.
Пример 3. Применение метода рентабельности инвестиций
Компания устанавливает цену на новое изделие. Прогнозируе- мый годовой объем производства — 40 тыс. штук, предполагае- мые переменные затраты на единицу изделия — 30 руб. Общая сумма постоянных затрат — 800 000 руб. Проект потребует допол- нительного финансирования (кредита) в размере 1 000 000 руб. под 20% годовых. Рассчитать цену.
Решение
Переменные затраты на единицу 30 руб.
изделия
Постоянные затраты на единицу 800 000 руб.: 40 000 руб.= изделия ________________________ = 20 руб. ________________
Суммарные затраты на единицу изделия 50 руб.
Желательная прибыль, (1 000 000 руб.х 0,20):
________: 40 000 шт.= 5 руб. (не ниже)
Цена не ниже 55 руб.
Пример 4. Применение метода прямых затрат
Фирма находится в процессе установления цены на новую мо- дификацию традиционного продукта. Бухгалтерией собраны сле- дующие данные (руб.).
На единицу Общая сумма Прямые материалы 6
Прямая зарплата 4
Переменные накладные расходы 3
Постоянные накладные расходы 7 70 000
(на 10000 ед.)
Переменные сбытовые и административ- 2
ные расходы
Постоянные сбытовые и административ- 1 10 000
ные расходы
Установим предельную цену реализации.
Решение
В данном методе за основу себестоимости принимается произ- водственная себестоимость. Сбытовые и административные из- держки в эту базу не включаются, а предусматриваются в надбав- ке. Первый шаг состоит в вычислении себестоимости произ- водства единицы продукта. Для нашего случая это 20 руб.
руб. Прямые материалы 6
Прямая зарплата 4
Накладные расходы (3 руб. — переменные и 10
7 руб. — постоянные, или 250% от прямой зарплаты) ________
Итого 20
Предположим, что для расчета предельной продажной цены фирме необходима надбавка в размере 50% себестоимости произ- водства. Часть издержек, которая связана со сбытом и админис- тративными расходами, будет скрыта в этой надбавке. Тогда пре- дельная цена реализации составит 30 руб.:
руб. Прямые материалы 6
Прямая зарплата 4
Накладные расходы _______________________________ 10_____
Итого себестоимость производства 20
Надбавка на покрытие сбытовых и административных расходов и желаемую прибыль — 50% себестоимости производства ____________________________________ 10_____
Предельная цена реализации 30
Некоторые фирмы выделяют сбытовые и админи- стративные расходы, добавляют их к себестоимо- сти производства, а затем плюсуют надбавку на желаемую прибыль. Другие, подобные фирме из нашего примера, предпочитают эти издержки не включать в базу себестои- мости. Например, зарплату президента компании трудно разделить на каждый продукт и проще учесть, увеличивая надбавку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|