ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
О деревенской жизниНа следующий день, после завтрака, Учитель предложил Сергею немного пройтись по участку. – Погода хорошая. Ветра нет совсем. Стрелка барометра стоит на отметке 763. Так что можешь со мной погулять и кое-что посмотреть. – Здорово, – сказал Сергей, – а то я как приехал, так ничего и не смог у вас посмотреть. – Валенки мы тебе уже подобрали. Потеплее оденься и пойдём. Всё тут рядом, так что не устанешь. Пока он одевался, Джим всё время вертелся рядом. Пёс подпрыгивал и издавал разнообразные звуки, выражая своё удовольствие от предстоящей прогулки и поторапливая Сергея. – Сейчас, Джим, сейчас, потерпи немного, – сказал Сергей, торопливо застёгивая тулуп. Наконец они вышли из дома. Джим сразу же большими прыжками побежал куда-то в сторону. Его рыжая с золотом шерсть так и отливала под яркими лучами солнца, одиноко висевшего в голубом небе. Чувствовалось, что погода стоит настоящая зимняя. Мороз был довольно сильный: сразу начало прихватывать щёки, а в носу появилась ставшая непривычной сухость от холодного воздуха. Неожиданно для себя пришлось даже зажмуриться и немного приоткрыть рот. Казалось, лёгкие не дышат, а глотают обледенелые порции воздуха и не могут их выдохнуть. Наконец, он открыл глаза, глубоко вздохнул и дыхание его выровнялось. Воздух был настолько прозрачен и чист, что взгляд убегал до самого горизонта. Окна его комнаты выходили на другую сторону дома и эта часть участка была ему невидна, но открывшийся перед ним пейзаж показался очень знакомым. Особенно видневшиеся вдали деревенские дома, покрытые снегом, и побелевший лес, состоящий из заиндевелых тридцатиметровых берёз и елей. Сергей перевёл взгляд на хозяйственные постройки, а потом на ветряки, особенно его интересовавшие. Учитель заметил его взгляд и спросил: – Хочешь, начнём с виндмела? – С чего? – удивлённо переспросил Сергей. – Извини, – смутился Учитель, – это я по привычке. А имел в виду эти ветряки. По-английски они называются виндмелами. У нас в деревне после одного случая все стали называть ветряки виндмелами. Историю эту расскажу чуть попозже. Очень смешная. А теперь спрашивай. – Понятно. Во-первых, почему стоят два ветряка, а не один – помощнее. Ведь обслуживать дороже и сложнее. – Я ждал, что ты это спросишь. Чувствуется предпринимательская хватка. – Да, – улыбаясь произнёс Сергей, – бизнес таким вещам учит быстро. – Ответ простой. Каждый из них рассчитан на 5 киловатт. В нашей местности на большее не хватает силы ветра. И если потребляемая мощность больше 5-ти, то аккумуляторы не заряжаются полностью, садятся и быстро выходят из строя. Кроме того, пока один ремонтируется, второй продолжает работать. А более мощные с пропеллерами побольше ты увидишь попозже. Они у нас в другом месте стоят. Что ещё тебе рассказать? – А обслуживание у них дорогое? – Честно говоря, ветряки в средней полосе России – дело не всегда выгодное. За ними глаз да глаз. И деньги. – Это несмотря на то, что тарифы на электричество постоянно растут? – удивился Сергей. – Да. Даже несмотря на бешеный рост тарифов. Но наша округа – особая. У нас тут пока всё не так, как во всей России. – Я не понимаю, о чём вы говорите, Учитель. – Не волнуйся, я всё тебе по порядку расскажу. А пока давай смотреть дальше. – Тогда может подойдём к этой вот длинной Г-образной постройке. – Как ты думаешь, что здесь? – спросил Учитель. – Наверное, живность какая-нибудь. Куры или гуси. – Не какая-нибудь, а кролики. Это крольчатник. Наш основной источник дохода. Учитель отворил дверь, и они вошли. Стало теплее, чем снаружи. Сергей приготовился к "атаке" на его обоняние, но к его удивлению в крольчатнике пахло больше травами и сушёным сеном, чем результатами жизнедеятельности животных. К тому же было довольно светло. Глаза быстро привыкли к освещению. Он увидел тянущиеся вдоль обоих стен ряды сетчатых клеток на высоких ножках. Присмотревшись, он увидел чёрных и белых кроликов, притаившихся в глубине клеток. – Сколько их тут всего? – спросил он. – Точно не скажу, но общую численность поддерживаем порядка 200–250. Содержать большее число мы не готовы. А вот это клетки для молодняка. Сергей увидел сравнительно маленьких, но довольно подвижных кроликов, которые активно тыкались носами в покатую кормушку из проволоки у боковой стенки клетки. – Они думают, что я сейчас их кормить буду, – улыбаясь, сказал Учитель. – Как же вы успеваете такую ораву накормить и напоить? Ну и чистоту поддерживать? – У меня есть верные помощники: инструменты, тачка и механизация. Смотри. Учитель подошёл к небольшому металлическому шкафчику, открыл дверцу и нажав на что-то, включил электричество. Загудел мотор, послышался шорох прыгающих животных и у каждой клетки пластмассовое дно, состоящее из скреплённых между собой узких дощечек, опустилось в сторону стены почти до вертикального положения. Потом он взял в руки метлу и стал счищать прилипшие остатки пищи прямо на пол. – А можно я тоже буду метлой работать? – спросил Сергей. – Нет, тебе ещё рано физическим трудом заниматься. – Да во мне сил хоть отбавляй. Меня безделье выводит из себя! – Хорошо. Бери, но работай спокойно, без напряжения. А то будем иметь дело с Дарьей Георгиевной и не дай бог, с академиком. Как по этой линии дойдёшь до конца – скажешь. – Да, чего-чего, а огорчать Афанасия Христофоровича я не хочу. Сергей взял в руки метлу и тоже начал работать. – Да тут почти ничего и нет. Раз-два и дно уже чистое. – Это же кролики, а не свиньи. – А я свиней не боюсь. В детстве каждое лето помогал бабушке: свиней пас. Выгоню их к речке, а сам с друзьями купаюсь. А они ленивые: травку пощиплют и сразу в глубокую лужу, да пожиже. Никуда не денутся. – Как хорошо, что ты не забыл свою жизнь в деревне! – Почему? – Потому что человек, не чувствующий своей связи с природой, теряет связь и с людьми. Становится мизантропом. Минут через десять Сергей сказал. – Я всё сделал. Что дальше? – Сейчас увидишь. Учитель подошёл к шкафчику, переключил тумблер и дно у каждой клетки начало медленно подниматься. – Здорово. Но почему так медленно они поднимаются? – спросил Сергей. – Это специально сделано. Сейчас кролики сидят на сетке. Когда дно поднимается, то полоски сетки, на которой сейчас стоят кролики, попадает между дощечками и может защемить лапку животному. А при медленном подъёме всегда можно успеть лапку вытащить. А теперь смотри. Дождавшись полного поднятия дна под каждой клеткой, Учитель включил в шкафчике ещё один мотор. К удивлению Сергея пол под обоими рядами клеток оказался подвижной лентой. Сметённый на ленту "мусор" стал двигаться в направлении задней стены помещения. Сергей подошёл к ней и увидел, что в конце каждой ленты стоит под углом неподвижный скребок, который соскребает с неё "мусор" и направляет его между последними двумя клетками. От последних клеток до задней стены было ещё метра три. Лента очистилась, Учитель выключил мотор, подвёл довольно вместительную тачку к образовавшейся куче и вместе с Сергеем они быстро перебросили весь "мусор" в неё. Потом он открыл дверь в задней стене и выкатил тачку под большой навес, пристроенный к крольчатнику. Подкатил её к большой, покрытой непрозрачным пластиком куче, приподнял пластиковое покрытие и вывалил содержимое тачки. Опять всё тщательно прикрыл и они пошли обратно в крольчатник. – Я не ожидал такое увидеть, – признался Сергей. – Дорогой мой, Москва тоже не сразу строилась. – А что это за бутылки вверх дном с трубками? – Это автоматические поилки. Они все соединены между собой. Вон тот большой бак под потолком видишь? – Конечно. – Вода из него поступает… – А-а, я всё уже понял, – перебил Учителя Сергей. – Прекрасно. Тогда расскажи то, что понял. – Да тут всё ясно… Система, то есть вода в баке, бутылках и поилках, находится в равновесии. – Начало прекрасное, – одобрительно сказал Учитель. – Так вот. Кролики пьют воду из поилок, равновесие нарушается, вода из бутылки поступает в поилку, а из бака в бутылки. Только вот как в бак поступает – не знаю. – Мы пробурили скважину. В ней насос. Трубой соединён с баком. А в баке реле. Как только уровень воды падает, реле включает мотор и восстанавливает упавший уровень. – У меня просто слов нет, Учитель. – Сергей, ты же технарь. Это же очень простая система. – Всё равно – впечатляет. А как вы их кормите? – Ну, здесь никакой механизации не может быть. Самкам на сносях надо одно, крольчатам – другое, остальным – третье. Всё это я делаю вручную. Заодно наблюдаю каждую клетку. Надо вовремя пересадить молодняк, открыть или закрыть дверцу между дамой и кавалером, добавить где зелени, где витаминов, а где – комбикормов. – А какие витамины? – Это же грызуны. Они, например, очень любят зелёные ветки хвойных деревьев. А в них много витамина С. – Понятно. А где храните корма? – Вот эту дверь видишь? За ней хранилище кормов. – Такое вместительное? – В России семь месяцев в средней полосе ничего не растёт. А у нас ещё три коровы и птица. – Да, здесь всё ясно. Пойдём дальше? Они вышли и направились к другой группе построек. – Вот здесь у нас коровник. Здесь свинарник. Сейчас пустует. Тут – птичник. А там, подальше, сарай и погреб. Всё строилось так, чтобы было удобно после чистки помещений отходы сваливать под один и тот же навес. Весной всё это раскидывается по посевным участкам, под деревья и кусты. А баню с пристройкой мы поставили в противоположной стороне участка. – Я вижу с этой стороны дома что-то накрытое… – Ну, это особое место, – сдержанно улыбаясь, сказал Учитель. – Здесь находится цветник Дарьи Георгиевны. Тут в июне-июле такое творится… – Учитель сделал паузу и внимательно присмотрелся к Сергею. – А чего это ты так тяжело дышишь. Голова не кружится? – Нет-нет, всё нормально. Просто я немного отвык от мороза. – Вот что. Давай ко мы домой пойдём. Тут особенно смотреть уже нечего. – Как это нечего? А вон та маленькая постройка, со стороны леса? – Ну, а там наша котельная и трансформаторная. Не торопись. Ты ещё успеешь везде побывать. А сейчас пойдём домой. Ты же не хочешь меня волновать, верно? – Конечно, не хочу. Но поверьте, Учитель, я себя чувствую нормально. – Тогда давай, зови Джима и пойдём в дом. Позвали Джима, который уже набегался вволю и тут же прибежал к ним. Через несколько минут Сергей и Учитель уже сидели за столом и пили горячий чай на травах и с протёртой красной смородиной. Сергей начал рассказывать об увиденном на прогулке, а Дарья Георгиевна, подперев голову рукой, внимательно его слушала. Потом спросила: – Серёженька, скажи мне, всё ли тебе понравилось или что-то… – она замялась, – ну, в общем, мне кажется: что-то не то… Сергей немного задумался и ответил не сразу: – Честно говоря, я когда первого кролика увидел, то сразу же подумал, что его жизнь похожа на мою прошлую. – Это ещё почему? – изумилась Дарья Георгиевна. – Да, это так. Ведь как я жил? В ограниченном пространстве. Я совсем забыл, что во мне тоже есть желания, что я тоже хочу пользоваться свободой, необходимой каждому человеку. Вот у меня была мечта. Попасть на Северный полюс. В юности специально к этому готовился. Холодной водой обливался, в проруби купался… А вообще, очень хотелось стать конструктором самолётов. Я ведь специально в институте на инженерно-конструкторский поступил. А вместо этого… Сергей, мне нужно то, мне нужно сё, съезди туда, пойди сюда, сделай это, сделай то… Я пока этот магазин до ума довёл, чуть с ума не сошёл. В первое время тёща чуть ли не каждый день приходила, да и Люда с отцом наезжали. Командовали: это неправильно, то неправильно… Ты не понимаешь, ты не можешь… – Вот скажи мне: ты свою Люду любил? – спросила Дарья Георгиевна. – Конечно, любил. Да я и сейчас её часто вспоминаю. Вы не подумайте… Это вовсе не потому, – он остановился – ну, в общем… это не физиология, нет. Просто хочется у неё спросить: зачем нужно было это всё… издевательство. Я недавно только понял, что она меня не любила. Ведь она буквально заставляла меня выдать вас этим отморозкам, хотя видела, что я этого никогда не сделаю. Мне хочется понять… Вот скажите мне, Дарья Георгиевна, вы стали бы заставлять Учителя выдать близкого ему человека? Наступила тишина. Потом Дарья Георгиевна тихо сказала: – Никогда бы я так не поступила. – Почему? – Видишь ли, Серёженька, дело тут даже не в Дмитрии Николаевиче… – То есть как? – живо перебил её Учитель. – Подожди, Дима, не перебивай, а то не так скажу… Понимаешь, мой отец был военным моряком, капитаном первого ранга. Плавал на разных подводных лодках. Там каждый должен быть готов к самопожертвованию. А капитан, как ты знаешь, тем более. Поэтому эта же атмосфера была и у нас в доме. Такая же атмосфера сложилась и в нашем, вот этом доме. Здесь капитан – Дмитрий Николаевич, а я… – А ты целого адмирала флота стоишь, Дарьюшка… – Молчи, льстец, молчи… – Учитель подошёл к жене и обнял её. Потом обратился к Сергею: – Женитьба – это лотерея. И надо быть готовым к тому, что не всегда счастливый билет вытащишь. Но есть тут и другие привходящие моменты. Их много. Поэтому давай так: если хочешь, то мы можем поговорить об этом отдельно. А сейчас пойдём, и я тебе расскажу как мы с Дарьюшкой тут обживались, дом строили и в школе работали. – Мне неудобно, что я беспокою вас своими проблемами. Просто сил… – Серёженька, у нас теперь все проблемы будут общими. Я ведь не досказала о том, к чему должен быть готов каждый моряк на лодке. Там больше всего в чести умение держать удар и живыми вернуться с похода. Мой отец в войну служил на лодке, а потом сам стал командовать. И его уважали за то, что он сберёг всех. Всю жизнь он упорно учился и прибавил свои знания к полученному в боях с гитлеровцами боевому опыту. С ним советовались даже адмиралы. – Вот слова насчёт боевого опыта не забудь. Мы их ещё обсудим, – чуть-чуть улыбаясь, произнёс Учитель. – Ну зачем старые раны бередить. Ты, Дима, лучше расскажи, как мы сюда переехали, и как мы тут обживались. – Согласен, Дарья Георгиевна. Учитель, вы ведь обещали рассказать о том, как вы сюда переехали? – Да, конечно. Пойдём в кабинет. Они поблагодарили Дарью Георгиевну за чай и прошли в кабинет Учителя. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|