Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Жизнь Джорджа Бента, написанная с его писем. 1 страница




Джордж Хайд

ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

Мой народ – шайенны.

 

 

Наши люди называют себя Tsis tsis tas, что означает "подобные люди" или просто "наши люди", но белые всегда называли нас "шайеннами", от слова сиу, Shai ena, что означает "людей, говорящих на странном языке". Сиу дали нам это название более двухсот лет назад, и многие другие племена и белые переняли это название от сиу.

Индейские племена сгруппированы в этнологические и лингвистически семейства, каждое из которых состоит из множества племен, говорящих на разных диалектах одного языка. Некоторые из семейств являются очень маленькими, включая только три или четыре племени, как например кайова, поскольку ни одно другое племя не говорит на языке, сходным с языком кайова. Шайенны принадлежат к большой группе племён, говорящих на алгонкинском языке, в которую входят алгонкины, шайенны, арапахо, кри, чиппева или оджибве, черноногие, атсина, миссисога, микмак, оттава, пенобскот, саук и фокс, потаватоми, пианкишо, мичигамеа, пеория, наррагансеты, поухатаны, мохеганы, делавары, шауни, и очень много других племен, занимавших в прежние времена обширную территорию от Скалистых гор до Ньюфаундленда, и от реки Черчилль до залива Памлико.

Наши старики говорят, что шайенны прежде были частью племени кри, и что мы отделились от них давно, и направились на юг и запад. Самые старые наши люди говорят, что ранний дом шайеннов был на берегу Великих Озер, на далеком севере. Это было очень давно, вероятно в 1600г. В те времена шайенны были очень бедны и постоянно голодали, а мужчины были так плохо вооружены, что никогда не ходили на войну, и даже боялись больших животных, которых убивали с большим трудом каменным оружием. Когда старики рассказывают истории о тех далёких временах, они начинают с таких слов: "Прежде, чем шайенны имели луки и стрелы". В те далёкие времена люди ели рыбу и останавливались на берегах озер круглый год. Они делали неводы из ивы и использовали их в мелкой воде около берега. Эти неводы были очень длинными, и их тащили к берегу множество мужчин, в то время как женщины и дети выстраивались в линию с двух открытых концов невода и били по воде дубинками и палками, пугая рыбу. Этим способом они добывали много рыбы. Люди были так голодны, что жарили даже кости, извлекая из них жир.

От этих больших озер в северной земле, шайенны мигрировали в каноэ, и, наконец, прибыли в землю больших болот, поросших высокой травой и тростником. 1. На краю болота племя приостановилось и разбило лагерь, в то время как вожди выбрали несколько молодых людей и послали их исследовать местность. Трава и тростник в болотах были настолько высоки и густы, что молодые люди боялись заблудиться. Перед входом в болото они нарубили множество длинных шестов и, продвигаясь по болоту, втыкали длинные шесты в мелкую воду, отмечая свой путь. После нескольких дней разведчики возвратились и сообщили, что нашли с другой стороны болот большое озеро с открытой прерией на берегу. Племя разобрало лагерь, погрузилось в каноэ, пересекло болото и вышло на берег большого озера, о котором говорили разведчики.

Здесь шайенны установили лагерь и жили много лет, ловя рыбу в озере и охотясь в прерии. 2. Это место было лучше, чем на севере. Они строили хорошие вигвамы, изгибая длинные шесты, воткнутые в землю, накрывая сверху сухой травой, смешанной с грязью, чтобы заделать отверстия, а затем покрывали корой или циновками, сотканными из тростника. Такие дома они использовали зимой. Выходя на охоту, они строили небольшие домики, сделанные из шестов, покрытых листами коры, циновками или шкурами. Эти домики были очень маленькие и легкие, и их легко перевозили на собаках. В то время как они жили в деревне на озере, шайенны имели достаточно еды, кроме голодного времени в конце зимы и в начале весны. В озере было изобилие рыбы и дикой птицы. Весной люди собирали яйца птиц, а в начале лета ловили неоперившихся уток и другую водоплавающую птицу. 3. В прериях, за озером, был холм, который называли "холмом скунсов", потому что там было много скунсов. Каждую осень всё племя выходило в прерию к этому холму и проводило великую охоту на скунсов. Все самые старые люди, которые ещё живы, помнят истории об этих ежегодных охотах на скунсов, двести пятьдесят лет назад. Они говорят, что северные скунсы были очень большие и жирные. Все убитые скунсы были свалены в одну большую кучу, и когда охота заканчивалась, вождь давал каждому семейству их долю.

 

1. Очевидно большие болота в южном Онтарио и северной Миннесоте.

 

2. Местоположение этой шайеннской деревни не установлено. Очевидно, она была к югу от Лесного озера в северо-западной Миннесоте. В этом регионе есть сотни озер.

 

3. Уже в 1850г оджибве и другие северные племена охотились на неоперившихся уток. Мужчины в легких каноэ преследовали скопления молодых птиц, которые, не могли улететь. Два индейца в каноэ за несколько часов могли поймать большое количество этих птиц.

 

В прериях вокруг этого холма трава была очень высокой. Не было никаких деревьев, только высокая трава, и когда племя шло охотиться на скунсов, женщины собирали сухую траву и связывали её в длинные тугие связки, используя как топливо. Зажигая конец связки, трава горела медленно и долго. В этой стране не было бизонов, но олени водились в большом количестве, и зимой всё племя занималось охотой на оленей. Мужчины, женщины и дети окружали оленей и загоняли в глубокий снег, где мужчины убивали их.

Из этой деревни на озере шайенны переместились дальше на юг и разбили лагерь на берегу другого большого озера. Здесь они выращивали маис, полученный от соседнего племени, и построили постоянную деревню из больших земляных домов, защищенных канавой и окружённых частоколом. 4

Здесь шайенны впервые встретили сиу, которые жили в верховьях Миссисипи, к востоку от деревни шайеннов. Эти два племени заключили мир друг с другом и в течение долгого времени поддерживали дружественные отношения.

Белая Лягушка, очень старый северный шайенн, который был здесь в 1912г, рассказал множество старинных историй, когда шайенны жили на озере в западной Миннесоте. Одна история, которую он рассказал, была о шайеннском военном отряде, который отправился из этой деревни на озере, намереваясь напасть на враждебное племя с Миссури.

 

4. Сиу утверждают, что эта шайеннская деревня из земляных домов была в верховьях реки Миннесота, около реки Желтой Магии, в юго-западной Миннесоте. Шайенны, вероятно, выращивали маис и узнали искусство строения земляных домов от племени айова, которое тогда жило в низовьях реки Миннесота. Эта шайеннская деревня из земляных домов, вероятно, была построена до 1675г и была оставлена перед 1700г.

 

Когда этот отряд шёл пешком через прерии, воины натолкнулись на большого быка бизона, который был красного цвета. Шайенны приблизились к быку и убили его из луков, а когда подошли, чтобы рассмотреть животное, то увидели, что он был посыпан странной красной пылью или грязью, и это сделало его ярко-красным. Пройдя по следу быка, воины прибыли в удивительное место, где все камни были ярко-красные. Именно так шайенны впервые обнаружил известный карьер катлинита Пайпстоун. 5

Живя в деревне на озере, шайенны впервые увидели белых людей. Отряд шайеннов отправился к большой реке и посетил французский форт. Этот шайеннский отряд был из общества Красных Щитов, или Общества Быка Бизона. Эти мужчины вошли за частокол форта и начали танцевать танец Красного Щита, но в середине танца ветер захлопнул ворота форта, и мужчины, думая, что французы устроили для них западню, в большой спешке покинули форт. Французы вновь открыли ворота, приглашая шайеннов возвратиться и закончить танец. Шайенны поселились около форта, и после танца, французы послали им подарки. Французы привезли подарки в телеге. Шайенны никогда не видели колесное транспортное средство прежде и были очень удивлены. Старый шайенн встал и сказал воинами: "Смотрите, этот белый человек делает замечательные вещи". 6

После многих лет проживания в деревне у озера, шайенны переместились снова, но старики не знают, почему или когда это произошло. 7. Оставив деревню на озере, племя двинулось к западу от Ред-Ривер и построило деревню из земляных домов, окруженных частоколом, в устье реки Шайенн, которая впадает в Ред-Ривер с запада. Этот поток сиу все еще называют, Shaien wojubi ("Место, где шайенны выращивали маис"). 8

 

 

5. Карьер катлинита Пайпстоун находится в юго-западной Миннесоте, к югу от реки Миннесота. Этот карьер был обнаружен в различное время различными племенами. Айова обнаружили карьер в очень ранний период, и по сообщениям иезуитов 1676г, мы знаем, что это племя вело оживлённую торговлю шкурами бизонов и красными камнями для трубок. Сиу обнаружили карьер намного позже, чем айова и шайенны, вероятно в 1725г, но в более поздние времена сиу всегда требовали карьер, и право добывать камень для трубок, что было подтверждено в соглашении 1858г.

 

6. Белая Лягушка и другие старики говорят, что этот французский форт был рядом с "большой рекой ", которую шайенны называли Миссисипи. Известно, что отряд шайеннов посетила пост Ла Саля, форт Creve Coeur (около Пеории) на реке Иллинойс в 1680г, и весьма вероятно, что шайеннская история относится к посещению этого форта Ла Саля. Перро (Perrot) построил два форта на верхней Миссисипи в 1685г, но нет никаких свидетельств, что шайенны посещали любой из них. Форт Beauharnois был построен на Миссисипи в той же самой области около 1727г, и был штабом для французов много лет, но шайенны удалились от деревни на озере прежде, чем форт Beauharnois был построен.

 

7. Удаление от деревни на Большом Каменном озере в устье реки Миннесота произошло до 1700г. Причины ухода весьма очевидны: деревня на озере была в плохом положении для защиты от врага, вооруженного огнестрельным оружием. Между 1680 и 1700гг, оджибве, живущие на востоке, кри и ассинибойны, живущие на севере, получили ружья от французов и английских торговцев Компании Гудзонова Залива и начали совершать нападения на племена Миннесоты. В результате шайенны удалились на запад и построили новую деревню на вершине обрыва; в то же самое время айова удалились на запад, к Миссури, а часть сиу отошли с верхней Миссисипи к устью реки Миннесота.

 

8. Деревня стояла на высоком берегу реки Шайенн, приблизительно семь миль к юго-востоку от Лиссабона в Северной Дакоте.

 

К западу от этой новой деревни находятся равнины восточной Дакоты; эти равнины были полны бизонов, и теперь шайенны начали совершать постоянные поездки на равнины, чтобы охотиться на бизонов. Деревня на берегу была занята только в определённый сезон. Как только в мае или июне заканчивалась посадка маиса, племя оставляло деревню и выходило на равнины, чтобы охотиться на бизонов; потом оно возвращалось, чтобы собрать урожай, но после этого снова отправлялось на равнины для зимней охоты. В те дни шайенны не имели лошадей, но племя имело много собак, и этих животных использовали, чтобы перевозить тяжести. Когда люди выходили на равнины, эти собаки перевозили небольшие домики и шесты для них, принадлежности лагеря и багаж. Собаки использовались так же, как и лошади в более поздние времена. Некоторые собаки имели небольшие вьючные сёдла, или седельные вьюки, и несли грузы на спине; другие перетаскивали небольшие травуа, сделанные из двух маленьких шестов, концы которых волочились по земле позади собаки. Груз был закреплен между шестами. Эти собаки былого времени не походили на сегодняшних индейских собак. Они были похожи на волков, они никогда не лаяли, и выли, словно волки, и были полудикими животными. Старики говорят, что каждое утро собаки лагеря, несколько сотен, собирались в одну стаю и своим завыванием пробуждали весь лагерь. 9

 

9. Собачьи травуа индейцев равнин упомянуты в отчётах экспедиции Коронадо (1541г) и многими другими ранними испанскими, французскими и английскими исследователями. Собака могла перевозить пятьдесят фунтов на спине, но с травуа, вдвое больше. Стивен Лонг в 1820г говорил, что собаки пауни были почти чистыми волками, а Джон Джеймс Одюбон в 1843г заявляет, что собаки сиу верхней Миссури были так близко родственны волкам, что он принимал их за волков, встретив в лесу. Джон Поллизер купил вьючную собаку у индейской женщины на верхней Миссури и говорил, что животное было наполовину белым волком, и после перетаскивания грузов весь день эта собака вечером играла с молодыми волками в прерии. Ещё в 1833г ассинибойны северных равнин были почти все пешие, и можно было видеть, как целая деревня этих пеших индейцев навещала племя на верхней Миссури. Мужчины шли пешком длинными рядами, по два или три человека в ряд, с вождями впереди, идущими рука к руке. Женщины и дети, руководя вьючными собаками, шли по обе стороны колонны воинов. Подобно всем пешим индейцам, воины шли быстрым шагом, гордо распевая военные песни, стреляя из ружей и стуча в барабаны.

 

Женщина Антилопа, очень старая (между восьмьюдесятью и девяносто годами) в 1912г, недавно сообщила мне, что, когда она была маленькой, её мать рассказывала истории о зимней охоте на бизонов, когда все племя было пешим. На эту охоту ходили все, мужчины, женщины, дети и собаки. Стадо бизонов окружалось людьми и загонялось в глубокий снег; и когда огромные животные застревали в снегу, мужчины убивали их. Если какой-нибудь бизон вырывался, собаки бросались за ним, а мужчины стреляли в него из луков. Этим способом могло быть перебито целое стадо. После убийства снимались шкуры и укладывались на снег мехом наружу; мясо разрезалось на куски, укладывалось на шкуры и перевязывалось сыромятными ремнями. Упакованное таким способом мясо закреплялось к шеям собак. Затем охотники отправлялись в лагерь, а собаки тащили связки мяса по снегу. Если рядом находился замёрзший поток, собаки тянули груз по льду, где движение было намного легче. Достигнув лагеря, собак отпускали. Сразу же вся стая мчалась назад через равнины к месту, где было перебито стадо. Там они устраивали пир из остатков дичи, которые были брошены. Я часто слышал рассказы стариков, как собаки, которые в лагере имели маленьких щенков, убегали к месту охоты и объедались, а затем возвращались в лагерь и отрыгивали часть мяса для щенков. Иногда собаки бегали несколько раз, чтобы получить достаточно мяса для молодых щенков.

Когда шайенны жили в этой деревне на берегу, на них часто нападали кри и ассинибойнами с севера и оджибве с востока. Эти три племени получили оружие от французских торговцев и англичан с Гудзонова залива, а шайенны, которые были вооружены только луками и стрелами с каменными наконечниками, находились в постоянном страхе перед враждебными отрядами, вооруженными огнестрельным оружием. Однажды шайенны вышли на равнины охотиться на бизонов, и в деревне на берегу не осталось никого, кроме одной старухи. Эта старуха жила в земляном доме на берегу, около обрыва. В этом месте деревни берег круто обрывался к реке. С одной стороны обрыва были тропинки, которые использовали женщины, когда ходили к реке за водой. Однажды вечером эта старуха сидела в своём доме, готовя пищу. Она дробила кости, кипятила их и вытапливала жир, чтобы смешать его с маисом. Она сидела на полу, пристроив изогнутый сосновый факел позади шеи, так, чтобы она могла видеть, что делает. У старухи был большой волкодав. Внезапно собака зарычала. Старуха поняла, что что-то случилось. И как только она вышла из двери, то увидела врагов.

Старуха побежала к краю обрыва. Этот берег был очень крутым. Подбежав к обрыву, она бросила горящий факел вперед так далеко, как только могла, а сама свернула на одну из тропинок и села на корточки. Враги, видя свет прямо перед собой, побежали вперёд и сорвались с обрыва. Старуха сидела, притаившись, и слушала. Она услышала врагов, стонущих у подножия обрыва. Довольно скоро она возвратилась к дому. Она подготовилась, взяла собаку, и отправилась искать племя. Племя ушло от деревни только на один день, и старуха скоро нашла охотничий лагерь. Она рассказала то, что сделала, и племя сразу возвратилось к деревне. Когда люди прибыли, то нашли врагов, военный отряд ассинибойнов, лежащих у подножия обрыва, некоторые мертвые, некоторые умирающие. Те, кто не был мертв, были сразу же убиты, а шайенны собрали всё оружие, железные томагавки и ножи. Так шайенны впервые получили огнестрельное оружие. Опасаясь, что некоторые ассинибойны убежали и вернутся с большим отрядом, шайенны сразу оставили деревню и вышли на равнины.

Эти набеги, совершённые на наше племя индейцами, вооружёнными огнестрельным оружием, становились настолько частыми, что, наконец, наше племя было вынуждено оставить деревню на берегу и выйти на равнины, к Миссури. 10. Таким образом, племя переместилось снова. В этом движении на запад шайеннов сопровождали moiseyu, племя, которое жило в стране озера северо-западной Миннесоты. Moiseyu были хорошими друзьями шайеннов, и поскольку они также подвергались атакам индейцев, вооруженных огнестрельным оружием, они решили идти с шайеннами к Миссури. Эти два племени охотились на бизонов на равнинах к северу от Миссури, но после некоторого времени moiseyu решили вернуться в Миннесоту. Они сказали, что хотят охотиться на уток в озерах своего старого дома, и что они боятся убивать много бизонов, потому что ночью призраки мертвых бизонов входили в их дома и смотрели на них большими глазами. Наши старики говорят, что эти moiseyu были сиу, и что много лет они продолжали выходить на равнины, иногда живя с шайеннами на Миссури, а затем возвращаясь к своему старому дому. Их последнее посещение шайеннов, кажется, произошло приблизительно сто лет назад (1814г); после этого посещения они снова переместились на север, и шайенны потерял их; но в нашем племени всё ещё есть клан по имени Moiseyu, который, как говорят, произошёл от браков между шайеннами и moiseyu.

 

10. Александр Генри, торговец мехом, в своём журнале (1799-1814гг) под датой 9 ноября 1800г, объявляет об оставлении шайеннами деревни на берегу. Он говорит, что шайенны были нейтральным племенем, живущим между оджибве северной Миннесоты и сиу с верховьев реки Миннесота на юге. Эти два племени были в состоянии войны. Хотя шайенны поддерживали нейтралитет, оджибве подозревали их в лояльности сиу. В 1740г большой отряд оджибве пошёл против сиу, но не смог найти их, и на пути домой разъярённые воины напали на шайеннов, уничтожив их деревню и почти истребив племя, остаток которого бежал за Миссури. Этот отчёт, вероятно, точен, кроме одной детали – заявления относительно числа убитых шайеннов.

 

Шайенны и moiseyu, кажется, остаются на равнинах к северу от Миссури в течение некоторого времени прежде, чем они, наконец, пересекли реку. Живя на северных равнинах, они встретили странное племя, suhtai. Эти люди были охотниками на бизонов, которые не занимались земледелием и не жили в постоянных деревнях, но постоянно перемещались за бизонами, живя в кожаных палатках. Когда шайенны и suhtai встретились в первый раз, оба племени выстроились в линию и приготовились сражаться, крича друг другу, но прежде, чем сражение началось, шайенны обнаружил, что suhtai говорят на одном с ними языке. Тогда вожди вышли между рядами и заключили мир. Племенной реликвией шайеннов была магическая связка, содержащая четыре священные стрелы, в то время как suhtai имели магическую Шапку Бизона, " Issi wun ". Хранитель Стрел и Хранитель Шапки Бизона стали большими друзьями и разбили лагерь вместе. В конце зимы шайенны, moiseyu и suhtai направились на юг. Когда они достигли Миссури, река была покрыта льдом. Шайенны, moiseyu и Хранитель Шапки Бизона со своей общиной suhtai, пересекли реку по льду и разбили лагерь на южном берегу, в то время как остальная часть suhtai разбила лагерь на северном берегу. Ночью раздался странный шум. Глашатаи обошли лагеря, сообщая, что должно произойти что-то ужасное. Тогда раздался звук, подобный грому, и лёд на реке раскололся со страшным рёвом. Огромные куски льда были выброшены на берег, и индейцы в страхе бежали. Suhtai, которые разбили лагерь на северном берегу, никогда больше не встречались. Шайенны говорит, что эти suhtai были частью племени кри, и что после того, как лёд раскололся, они возвратились на север и воссоединились с кри, но мы никогда не получали известия об этих suhtai. Наши старики думают, что они все еще живут в Канаде среди кри, но мы никогда не слышали ничего о них. Община suhtai, которая поселилась в лагере на южном берегу, когда лёд раскололся, оставалась с шайеннами и наконец, присоединилась к нашему племени, как клан. Эти люди всегда придерживались собственных обычаев и говорили на собственном языке. Последний из suhtai среди нас умер год назад. Мой отец встретил этих людей около 1830г, в то время как они все еще были сильным кланом, и он всегда отмечал, что, хотя он хорошо говорил на языке шайеннов, он с трудом понимал диалект suhtai. Забавная речь suhtai часто служила предметом для шуток в шайеннских лагерях.

Оставив деревню на берегу, шайенны пересекли Миссури, чтобы жить на южной стороне реки. Это пересечение было сделано весной или летом. Я недавно разговаривал со старухами, Женщиной Медведь и Женщиной Молния, и они сказали мне, что их бабушки рассказывали историю, что, шайенны пересекли Миссури в лодках из бизоньей кожи. Эти лодки имели форму шара; они были сделаны из ивового каркаса и сыромятной кожи. Эти старухи сказали мне, что, когда шайенны и moiseyu пересекли Миссури, они были очень бедны. Они не имели палаточных шестов или кожаных покрытий для домов; они имели только собак и небольшое оборудование для лагеря. После пересечения на южный берег Миссури, шайенны построили другую деревню из земляных домов около Стоящей Скалы. 11. Было только два других племени, тогда живших на верхней Миссури. Арикара или ри жили ниже шайеннов, рядом с будущим фортом Пьер в Южной Дакоте. Манданы жили выше шайеннов около современного города Бисмарк в Северной Дакоте. Эти племена жили в деревнях из земляных домов, выращивая маис и бобы, и охотились на бизонов на равнинах. Шайенны жили около этих двух племен в течение долгого времени. Они вели такой же образ жизни, что манданы и ри, возделывая поля, а затем, уходя на охоту, и возвращаясь, чтобы собрать урожай и затем, уходя снова на осеннюю охоту. Женщина Молния и Женщина Близнец говорили мне, что их матери рассказывали им истории, как шайенны жили здесь на Миссури. Эти старухи говорят, что шайенны делали ивовые неводы, которыми они ловили много рыбы. Люди делали деревянные долбленые лодки, выжигая бревна. Целое семейство трудилось над одним из таких каноэ, поддерживая огонь день и ночь, пока бревно не выгорало, и каноэ было закончено.

 

 

11. Дата прибытия шайеннов на южный берег Миссури не может быть установлена точно. Александр Генри говорит, что они пересекли Миссури в 1740г, а французский исследователь Ла Верендри встретил их на южном берегу реки летом 1743г. Он не упоминает о деревне из земляных домов, но просто говорит, что его отряд "прошёл мимо лагеря, останавливаясь ненадолго". Шайеннская деревня из земляных домов, вероятно, была построена вскоре после 1743г. Она стояла на высоком берегу реки ниже ручья Дикобраза (выше существующего форта Ятс). Руины этой деревни были всё ещё видны несколько лет назад, но река подмыла берег, и часть деревни обрушилась в реку.

 

В то время, когда шайенны жили в этой деревне на Миссури, сиу не было в той области. 12. Сиу еще не мигрировал на запад из Миннесоты. В те дни манданы и ри были самыми мощными племенами во всём регионе. Манданы имели шесть или больше больших деревень или "фортов" из земляных домов, окруженных канавами и частоколом, а ри имели столько же деревень, как и манданы. Наши самые старые люди говорят о неприятностях с манданами, но не помнят никаких деталей. После того, как наше племя вышло к Блэк-Хилс, мы имели ссору с ри из-за лошадей, приведшую к войне, но мир был заключён снова, и некоторые шайенны возвратились и жили в деревнях ри долгое время. Наше племя не было на реке, когда вспыхнула эпидемия оспы. Шайенны уже вошли в Блэк-Хилс и не заразились, но манданы и ри ужасно пострадали. Их мощь была сломлена; когда сиу переместились к Миссури и начали совершать набеги на эти два племени, то манданы и ри едва смели выходить на равнины, чтобы охотиться на бизонов. Манданы теперь почти вымерли, а ри осталось только горстка.

После построения деревни из земляных домов около Стоящей Скалы, люди каждый год совершали две охоты на реке Шайенн и Гранд-Ривер, сначала в низовьях этих потоков, но постепенно продвигаясь дальше на запад, в Блэк-Хилс. Поскольку река Шайенн стала любимым охотничьим угодьем племени, наши люди назвали этот поток Хорошей Рекой.

 

12. Первые общины сиу переместились к Миссури между 1750 и 1760гг, и обосновались в устьях рек Биг Сиу и Джеймс, или Дакота. Эти сиу развязали войну с манданами и арикара, но не были достаточно сильны, чтобы нанести серьёзный урон этим племенам. В 1780г вспыхнула эпидемия оспы, которая сломила мощь манданов и ри. Военный отряд ассинибойнов, который совершил набег на манданов, принёс болезнь домой в лагерь на Ред-Ривер, которая опустошила это племя. Отсюда она распространилась на север, к Гудзонову заливу, и на запад, к Скалистым горам. Торговцы мехом того периода заявляют, что эта эпидемия уничтожила две трети индейского населения западной Канады.

 

Два главных притока этой реки начинаются близко друг от друга, на западе Блэк-Хилс; северный приток течет вокруг северной стороны холмов, а южный приток вокруг южной стороны; затем, достигая равнин на востоке холмов, эти два притока соединяются и текут на восток, к Миссури. Таким образом, Блэк-Хилс фактически окружены водами реки Шайенн. Обнаружив страну около холмов очень богатой дичью, шайенны оставили свою деревню из земляных домов около Стоящей Скалы и двинулись жить в Блэк-Хилс. Это движение не было внезапным; и даже после того, как они оставили деревню на Миссури, часть шайеннов продолжала выращивать маис в низовьях реки Шайенн.

Это движение к Блэк-Хилс произвело большие изменения в жизни шайеннов. Они теперь стали типичным племенем равнин. Около Блэк-Хилс шайенны встретили арапахо, которые являются нашими родственниками, а также кайова и кроу. Эти племена уже имели лошадей, и именно от них шайенны получили своих первых лошадей. Многие старухи все еще использовали собак, и когда они выходили собирать корни и ягоды, то брали их с собой. Эти старики отличались от молодых шайеннов, и продолжали жить отдельно, в небольших палатках. Остальная часть племени жила в прекрасных, больших палатках из бизоньих кож. В старые дни к северу от Миссури палатки, используемые шайеннами во время охот, были очень маленькие и были покрыты сыромятными шкурами. Они не были сшиты вместе, чтобы быть настоящим покрытием палатки, а были просто наброшены поверх шестов и связаны шнурами. В те ранние времена шайенны даже не знали, как из бизоньих шкур делать одежду. Старики говорят, что шайенны узнали это искусство от сиу. Женщины сиу разрезали шкуру бизона посередине, украшали эти две части отдельно и затем сшивали снова. Когда шайенны вышли к Блэк-Хилс, они узнали от кайова и команчей, как делать накидки из одной шкуры, не разрезая их. Эти два племени, кайова и команчи, в те дни делали самые прекрасные одежды на Великих равнинах, но шайеннские женщины скоро научились делать также. Женщина Молния, родившаяся в 1829г, сказала мне, что когда шайенны вышли к Блэк-Хилс, то обнаружили там много разной дичи; они использовали кожи различных животных для разных целей: кожи горных овец и оленей для женских платьев и леггин; кожи антилопы для детской одежды и мужских рубашек; кожи лося и кожи коров бизона для покрытия палаток; кожи быков использовали для щитов и других предметов, требующих очень толстой или жесткой кожи. Кожи молодых лосей были столь же мягки, как кожи оленей, а кожи старых лосей столь же мягки, как кожи молодых бизонов.

Когда все мужчины, женщины и дети выстраивались в линию позади укрытий, священный зазыватель антилоп садился на землю позади ямы с магическим жезлом в руке. Несколько хороших бегунов посылали, чтобы заманить антилоп в западню. Когда антилопы приближались к яме, священник продолжал петь и подзывать их вперед при помощи своего магического жезла, пока всё стадо не бежало к нему и попадало в яму. Иногда было так много животных, что они не могли поместиться в яме, некоторые из них перепрыгивали через канаву и подбегали к месту, где сидел священник; но он продолжал петь и подзывать их жезлом. Если антилопы бежали к укрытию, где скрывались загонщики, индейцы отпугивали животных. Когда западня была полна антилоп, священник давал сигнал, и индейцы начинали убивать животных. Стрельба строго запрещалась, поскольку люди бежали отовсюду, и было очень опасно использовать лук или стрелы. Антилоп забивали дубинками и арканами вытягивали из ямы. Если какая-нибудь антилопа прорывалась через линию и убегала, священник призывал индейцев не преследовать её.

Когда все антилопы были убиты, их вынимали из ямы. Священнику предоставлялось право первого выбора, он также получал все языки. Белое Лицо Быка сделал одну из таких ям около форта Бента в 1853г, и после охоты отдал все языки моему отцу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных