ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Жизнь Джорджа Бента, написанная с его писем. 2 страницаПоследние ямы, когда-либо сделанные шайеннами, насколько я могу знать, были сделаны в 1865-1866гг кланом suhtai Черные Голени на реке Ямы Антилопы (Малая Миссури). Я недавно разговаривал с Вождём Прерий, сыном Серой Бороды. Вождь Прерий был мальчиком в 1865г и был с этим кланом, когда ямы для антилоп были сделаны. Он говорит, что одна яма была сделана в конце 1865г Вьющимися Волосами, священным зазывателем антилоп, а другая яма были сделаны весной 1866г зазывателем Черной Бородой. Он сказал мне, что священники всегда делали такие ямы в месте, где другие ямы были сделаны в прежние времена, потому что считалось, что священные зазыватели антилоп прошлых дней создали очень сильную магию в старых ямах, так, что антилопы всегда приходили в эти места в больших количествах. Он сказал мне, что Черные Голени нашли большое количество каменных дубинок, лежащих около этих старых ям, и когда новые ямы были сделаны в 1865-1866гг, те же самые дубинки использовались в убийстве антилоп. Этот вид западни использовали кайова и другие племена Блэк-Хилс прежде, чем шайенны вошли в эту страну, и старики сказали мне, что, когда шайенны начали двигаться к западу от Миссури, они нашли эти ямы на развилках нескольких потоков. Когда кайова переместились на юг, они использовали подобные западни, чтобы ловить диких лошадей в Льяно-Эстакадо. Они делали такие ямы около источников воды, куда приходили стада диких лошадей. Когда шайенны вошли в страну Чёрных Холмов, они нашли её занятую арапахо, кайова и кроу. Было также маленькое племя, апачи прерий, которые жили с кайова, а так же часть команчей, очевидно, все еще жили около холмов, поскольку наши старики говорят (как отмечено ранее), что шайеннские женщины научились украшать бизоньи накидки у женщин кайова и команчей, и что наши женщины также получили смесь, используемую в размягчении кож от женщин этих двух племен. Все эти племена около холмов имели лошадей, и когда шайенны вошли в эту страну, арапахо, кайова и кроу рассказывают, что их племя первым дало лошадей шайеннам. Вероятно, правда в том, что наши люди получили первых лошадей от каждого из этих племен. В те ранние дни, 1750-1775гг, все племена Блэк-Хилс ежегодно посещали деревни манданов и ри на Миссури, где обменивались товарами, которые манданы получили от англичан на севере, а ри от французских торговцев, которые поднялись по Миссури. Женщина Молния говорила, что шайенны обменивали лошадей, шкуры бизона, высушенное мясо и другие продукты охоты у манданов и ри на оружие, боеприпасы, железные томагавки, ножи и другие товары белых торговцев, а так же на маис, высушенные тыквы и табак. Медведь Дикобраз, наш самый старый мужчина (он недавно умер, и Кедровая Роща – теперь самый старый человек среди шайеннов), сказал мне, что ружья, которые шайенны покупали у манданов, были гладкоствольными английскими мушкетами, ("Северо-Западные фузеи"). Они имели кремневые замки, и шайенны делали собственные кремни. Они также сами делали пыжи и шомпола из ив. Они делали пороховницы из рога и маленькие мешочки из оленьей кожи, в которых хранились пули и дополнительные кремни. Порох насыпали в руку, а затем в ствол ружья; маленький кусочек коры укладывали поверх пороха, а затем пулю с другим кусочком коры. Арапахо и шайенны стали близкими друзьями с самой первой встречи. В течение ста пятидесяти лет мы никогда не имели никаких серьезных неприятностей с арапахо. С другими племенами страны Блэк-Хилс шайенны поддерживали хорошие отношения, но возникали ссоры, и шайенны нападали на все эти племена. Когда сиу начали двигаться через Миссури к холмам, возникло ещё больше неприятностей. Сиу появились не внезапно, а медленно, постепенно, сначала несколько маленьких отрядов, а затем большими группами. Наши люди говорят, что когда первые сиу пришли к Холмам, они были очень бедны, не имели лошадей, а багаж перевозили на собаках. Они посещали шайеннов, чтобы получить в подарок высушенное мясо и несколько лошадей. 13. Увидев, как богата эта страна, и как в изобилии снабжены лошадьми все племена в том регионе, сиу стали приходить большими группами, охотиться и угонять лошадей у племен холмов. Традиция сиу заявляет, что нападения были совершены и на шайеннов, но если это верно, то эти нападения, должно быть, были мелкими, поскольку наши люди не помнят, что когда-либо были в состоянии войны с сиу. Фактически, сиу и шайенны объединились и стали помогать друг другу в совершении набегов на другие племена. Кайова были первыми пострадавшими. Их оттеснили в горы у истоков Платт. Оттуда они переместились на юг, и наконец, присоединились к команчам на Ред-Ривер. С кайова пошли апачи прерий, поскольку это маленькое племя жило с кайова почти как один народ. Вытеснив кайова и апачей, сиу и шайенны обратили внимание на кроу. Когда шайенны прибыли в Холмы, это племя жило на Малой Миссури и реке Паудер, к северо-западу от Холмов. Подвергаясь постоянным атакам, кроу отошли к северо-западу, к рекам Язык и Бигхорн. В 1819г или 1820г, отряд из тридцати молодых шайеннов общества Тетивы, выступил из лагеря около Блэк-Хилс, чтобы украсть лошадей у кроу на реке Язык. 14. Добравшись до реки Язык, мужчины Тетивы скоро определили местонахождение лагеря кроу и спрятались в долине, дожидаясь темноты, когда они смогут войти в лагерь и украсть лошадей. Внезапно Тетивы были встревожены движением в лагере. Они увидели воинов кроу, седлающих военных пони и готовящихся к сражению.
13. Сиу, кажется, совершили первые набеги на племена Блэк-Хилс в 1775г, но они не перемещались в холмы, чтобы жить до 1800г. Согласно перечню зим сиу, Стоящий Бык, оглала, посетил Блэк-Хилс и принёс домой маленькую сосну в 1775-1776г. Первые нападения, совершённые сиу на племена около холмов упомянуты в перечне зим под датой 1786 – 1798гг.
14. Мужчины шайеннов принадлежали к различным военным обществам. Каждое из этих обществ имело собственный наряд, танец и церемонии. Мужчин этих обществ или братств называли Nutqui, "воинами". Было шесть таких обществ: Hotamitanio, или Мужчины Собаки (Солдаты Собаки); Woksihitanio, Мужчины Лисята; Himoiyoqis, Мужчины Изогнутого Копья; Mahohivas, Мужчины Красных Щитов; Himatanohis, Мужчины Тетивы; и Hotamimsaw, Бешеные Собаки.
Мужчины Тетивы были пешком, и видели, что, если они будут застигнуты на открытой долине конными кроу, то будут быстро окружены и уничтожены. Отряд конных воинов кроу начал обыскивать долину. Шайенны оставили своё укрытие и побежали к близлежащему холму, где на его вершине начали собирать камни для бруствера. Этот холм находится в долине реки Язык, между берегом и рекой. Этот холм крут с большинства сторон, но в одном месте склон плавно спускается в долину, и здесь легко можно проехать на лошадях прямо к вершине холма. Шайенны этот холм называют Холм Стоящей Вороны. Холм находится на южной стороне реки Язык. Как только воины Тетивы побежали к холму, кроу увидели их и поскакали за ними. Началось сражение. Конные кроу помчались к вершине холма, но шайенны из-за бруствера отогнали их назад. Сражение продолжалось в течение некоторого времени, пока шайенны не истратили почти все боеприпасы. У них осталось немного стрел. Кроу собрались у подножия холма в большом количестве, а их знахарь на прекрасной лошади выехал вперёд. Он достиг вершины в полном одиночестве и атаковал шайеннов. Шайенны стащили его с лошади и разрубили на части ножами; тогда все воины кроу помчались к вершине холма, и через минуту все тридцать шайеннов были мертвы. В течение некоторого времени шайенны ничего не знали об отряде Тетив, но другой военный отряд, который отправился в страну кроу, побывав на Холме Стоящей Вороны, обнаружил там тела тридцати мужчин Тетивы. Волки растащили и растерзали тела. Когда военный отряд возвратился в лагерь и рассказал то, что увидел, родственники мертвых Тетив начали горевать и не останавливались, пока одно из военных обществ не пообещало отомстить. Было объявлено, что племя будет ждать "одну зиму", и затем "двинет Стрелы против кроу". Это подразумевало, что всё племя, мужчины, женщины и дети отправятся с Магическими Стрелами в страну кроу, чтобы отомстить за смерть тридцати Тетив. Соответственно, летом 1820г или 1821г шайенны и большая деревня сиу собрались около Блэк-Хилс и тронулись на запад, к реке Язык. 15. Достигнув реки Паудер, они разбили лагерь, шайенны на одной стороне реки, сиу на другой. Тем временем кроу узнали, что шайенны и сиу были рядом, и послали десять разведчиков. Только на закате эти кроу обнаружили две враждебные деревни на реке Паудер, и осторожно спустились в долину. Как только стемнело, они поехали между этими двумя лагерями и натолкнулись на шайенна, ехавшего из одного лагеря в другой. Они убили его и скальпировали; но, конечно, выстрелы услышали в обоих лагерях. Шайенны и сиу быстро вооружились и бросились на поиски кроу. Было очень темно, но разведчики в спешке так хлестали своих пони, что по звуку кнутов шайенны и сиу настигли их и убили двоих. Другие разведчики смогли уйти, и возвратились в деревню кроу на реке Язык, сообщив о положении лагерей шайеннов и сиу на реке Паудер.
15. Шайенны говорят, что экспедиция против кроу была в 1820г. Перечень зим сиу упоминает этот случай под датой 1820-1821г.
Произошла странная вещь. Кроу собрали большой военный отряд и выступили на восток, чтобы напасть на шайеннов и сиу, и в то же самое время шайенны и сиу собрали подобный отряд и отправились, чтобы напасть на кроу. Эти два больших военных отряда ночью пропустили друг друга, и продолжали искать лагерь врага, не зная, что собственный лагерь остался незащищенным. Шайенны и сиу следовали по следам разведчиков кроу к реке Язык. Они отправили своих собственных разведчиков вперед и, продвигаясь в темноте, наткнулись на одного кроу. Этот человек остался в деревне после того, как основной военный отряд уехал, и теперь он следовал вперед, пытаясь его догнать. Он шел прямо на разведчиков шайеннов и сиу, не желая шуметь, напали на него только с военными дубинками, но испортили дело, только ранив кроу. Человек убежал от разведчиков и помчался назад к реке Язык, где находилась деревня кроу. Добравшись туда, он стал кричать, что шайенны и сиу приближаются. Люди не поверили ему и только смеялись. Этот человек украл жену другого кроу и люди говорили "муж женщины поймал его и избил дубинкой. Он не видел никаких шайеннов или сиу. Если бы они поймали его, они не оставили бы его в живых". Всё же этот человек убедил многих людей, главным образом родственников и друзей, приблизительно пятьдесят палаток. Они упаковали все свои лучшие вещи на пони и, оставив палатки стоящими в деревне, выехали к холмам, где они спрятались и стали наблюдать, что случится. Наступил день, а нападения не последовало. Солнце взошло, а шайенны и сиу не появились. Люди начали говорить, что человек солгал им, в конце концов, после долгого ожидания, большинство из них направились к деревне. Тем временем большой военный отряд шайеннов и сиу ночью заблудился и не мог определить местонахождение лагеря кроу. Был почти полдень, когда они, наконец, обнаружили лагерь, в то же самое время, когда друзья и родственники сбежавшего кроу возвращались в деревню. Шайенны и сиу погнали их к деревне. Не было большого сражения, так как большинство мужчин кроу отправились атаковать шайеннов и сиу. Они помчались в деревню, окружая стада пони, захватывая женщин и детей, опрокидывая палатки и убивая всех мужчин, которых они могли найти. В 1865г, когда я был там с враждебными индейцами, я посетил это место, и видел, что на земле все ещё валялись сломанные палаточные шесты, старые каменные топоры, и другой материал. Шайенны захватили больше ста молодых женщин, мальчиков и девочек кроу. Большой военный отряд кроу ночью также потерял след, и пока они пытались найти лагеря шайеннов и сиу, прибыл бегун с новостями о нападении на их деревню. Кроу помчались назад к реке Язык, но прибыли слишком поздно. Их деревня была разрушена, большая часть людей убита, и остальные рассеялись среди холмов. Это был ужасный удар для кроу. На пути домой шайенны и сиу начали ссориться из-за дележа добычи, и пререкания становились настолько жаркими, что несколько пленников были убиты рассерженными воинами. После того, как отряд достиг лагерей, ни один из пленников не был убит, поскольку считалось преступлением убить принятого в дом. Спустя несколько лет после захвата деревни кроу, шайенны расположились на Лошадином ручье, на южной стороне Норт-Платт. Однажды молодой кроу появился из-за холмов и поехал к шайеннской деревне. Этот человек потерял много родственников и не заботился о том, что с ним случится. Он ехал на прекрасном пони. Когда он был обнаружен, люди в деревне были взволнованы. Мужчины начали ловить и седлать своих пони. Кроу ехал к краю деревни, распевая песню смерти. Старшие шайенны подозревали западню и предупреждали подождать, пока все не будут готовы. Это был хороший совет, но двенадцать молодых людей Священной Палатки отказались ждать. Они стремились заработать честь нанесения первого удара этому кроу. Они вскочили на лошадей и помчались к нему. Как только двенадцать молодых шайеннов поскакали к кроу, он развернулся и направился назад к холмам. Его лошадь была очень быстрой, но он сдерживал её, заманивая шайеннов к холмам. Когда они приблизились, внезапно большой отряд конных кроу выскочил из укрытия и атаковал их. Шайенны развернулись и поскакали к лагерю, но их пони уже устали, и одного за другим их настигли и убили. Восемь были убиты, и кроу преследовали оставшихся четырёх прямо в шайеннский лагерь. Но к этому времени отряд шайеннов был готов и атаковал кроу, преследуя их назад в холмы. Шайенны убили нескольких из них. После этого сражения некоторые шайенны совершили большое преступление. Родственники восьми молодых людей Священной Палатки были очень рассерженны. Когда шайенны собрались переезжать с Лошадиного ручья, тела этих восьми молодых людей были завёрнуты и помещены на эшафоты в палатках. Родственники мертвых мужчин имели несколько пленных кроу, которые были приняты в семейства и жили с шайеннами, начиная с захвата деревни кроу за несколько лет до этого. Эти пленники кроу были убиты и положены на земле вокруг палаток, в которых восемь молодых шайеннов были захоронены на эшафотах. Шайенны уехали и оставили тела мёртвых кроу лежать вокруг палаток. Наши старики сегодня говорят, что это было самое большое преступление, когда-либо совершённое шайеннами, и когда затем была проведена церемония Священных Стрел, кровавые пятна были обнаружены на священных стрелах – кровь убитых пленников кроу. Через некоторое время после событий на Лошадином ручье вождь кроу узнал, что его сын был все еще жив и жил в лагере шайеннов. Он узнал это от арапахо и сразу решил попытаться вернуть мальчика. Этого мальчика шайенны называли Большой Пленник. Он жил с шайеннами несколько лет, и теперь был женат на шайеннской девушке. Это было, как я думаю в 1827г. Вождь кроу с большой общиной направился на юг, намереваясь возвратить сына. В борьбе между кроу и шайеннами, арапахо оставались нейтральными, и, живя с шайеннами, они поддерживали дружественные отношения с кроу. Когда кроу направились на юг, вождь послал бегуна к арапахо, уведомляя их, что его община посетит их. Арапахо, гро-вантры и шайенны расположились на Саут-Платт, к северо-востоку от места, где теперь находится Денвер. Гро-вантры жили в Канаде, но после неприятностей с британскими торговцами, они отправились на юг, чтобы посетить своих родственников арапахо. Они оставались там несколько лет. Когда кроу прибыли, они разбили лагерь приблизительно в двух милях от этих племён. Кроу устроили большой банкет, пригласив арапахо и гро-вантров. После банкета вождь кроу сказал гостям, что он прибыл, чтобы заключить мир с шайеннами и вернуть сына. Арапахо пошли к шайеннам и повторили то, что сказал вождь кроу. Шайенны поговорили об этом с Большим Пленником, но юноша отказался возвращаться к кроу. Он недавно женился на шайеннской девушке, а его приёмный отец относился к нему, как к родному, и давал ему всё, что тот хотел, так что он не пожелал оставить шайеннов. Этот шайеннский лагерь был маленьким, всего пятьдесят палаток, и когда вождь кроу узнал, что шайенны не отдадут ему сына, он решил забрать мальчика силой. Он устроил другой банкет для арапахо и относился к ним очень хорошо. В конце банкета он просил арапахо оставить шайеннов и позволить кроу иметь дело с ними. Один храбрый гро-вантр, который был выбран вождём арапахо, ответил вождю кроу. Он сказал, что шайенны и арапахо много лет жили вместе, охотились вместе, сражались вместе и умирали вместе, и что, если кроу желают напасть на шайеннов, они должны будут сражаться также с арапахо и гро-вантрами. Несколько арапахо поддержали то, что сказал этот гро-вантр; тогда вождь кроу сказал, что сделал всё, что мог и теперь решил оставить всё как есть. Он сказал, что на следующий день воины кроу придут в лагерь своих друзей и устроят большой танец. Арапахо сказали ему, что они будут очень рады, и затем банкет закончился, и казалось, что каждый остался доволен. Той ночью один кроу, имевший несколько друзей в лагере арапахо, проскользнул в их лагерь и сказал своим друзьям, что кроу планировали устроить бойню. Они намеревались прийти вооруженными, и во время танца неожиданно напасть на шайеннов и арапахо, убить их всех, вернуть сына вождя и других пленников кроу в шайеннском лагере. Два очень сильных мужчины были отобраны, чтобы забрать сына вождя и вывести его на лошадях. Арапахо сразу уведомили шайеннов; ночью был проведён совет, и было решено, что каждый должен немедленно вооружиться и подготовиться против возможного ночного нападения. Той ночью в лагерях никто не спал; каждый мужчина держал оружие наготове, а шайенны и арапахо отсылали разведчиков всю ночь. Кроу узнали, что их заговор был обнаружен, и также послали разведчиков. На следующий день не было никакого танца. Кроу оставались в собственном лагере. К полудню произошло столкновение, и сразу же шайенны, арапахо и гро-вантры вскочили на лошадей и сформировали линию перед своими лагерями, в то время как кроу построились перед своим. Женщины и дети погрузили все вещи на пони. Только палатки оставили стоять, и если сражение начнётся, им выбрали место, куда они могут бежать. Но произошла только небольшая перестрелка. Воины ездили вдоль линий на быстрых пони, стреляя и вопя, в то время как храбрецы с каждой стороны выезжали и боролись между линиями. Вождь гро-вантров (Маленький Человек) был очень храбр в этих единоборствах, и я слышал, как старые шайенны говорили, что они видели Dohnsau (Маленькая Гора), известного вождя кайова, сражавшегося за кроу. Перестрелка продолжалась в течение долгого времени, и женщины кроу сняли палатки и начали переезжать. Воины последовали за ними, медленно отступая. Так закончилась последняя большая встреча между шайеннами и кроу. Северные шайенны, живущие около Блэк-Хилс, продолжали бороться с кроу до 1875г, но наша часть племени (южные шайенны), переместилась слишком далеко на юг, чтобы встречаться с кроу после 1826г.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Потеря Священных Стрел
Также как течения в морях, так перемещались индейцы по равнинам. Не было ни дорог, ни троп, но были известные маршруты, которые использовались различными племенами. Эти маршруты индейского движения из Блэк-Хилс на юг проходили через верховья рек Платт и Арканзас, Канейдиан и Ред-Ривер, и далее вниз, к Техасу. Этот маршрут на юг сначала использовали команчи, затем кайова, а после них шайенны и арапахо. Северные команчи или квахади (Quahadi) жили около Блэк-Хилс в 1700г, но около 1750г были атакованы кайова, кроу и другими племенами Блэк-Хилс и отступили к югу от Платт. Они двигались дальше на юг, к Ред-Ривер. Часть кайова, или южные кайова, следовала за ними, и продолжали теснить их на юг, но остальная часть кайова задержалась в области Блэк-Хилс до 1800г. Эти кайова были северными кайова, или Холодными Мужчинами, и оставались в стране Блэк-Хилс до прихода сиу. Последние кайова были вытеснены сиу к югу от Платт к 1800г, и удалились тем же самым маршрутом, по которому команчи следовали в прежние времена. После того, как они были вытеснены на юг, часть кайова возвращалась на север к Норт-Платт почти каждый год, чтобы встретиться и торговать с кроу, арапахо и иногда с шайеннами. Кайова приводили лошадей и мексиканские товары на ярмарку к Норт-Платт, а за это получали от кроу, арапахо и шайеннов оружие, боеприпасы, британские товары, орлиные перья, мех горностая и другие товары. Наши старики говорят, что шайенны участвовали в этой межплеменной торговле много лет. Эта межплеменная торговля происходила следующим образом: шайенны получали лошадей от кайова или украв у пауни и других враждебных племен. Они приводили этих животных к деревням манданов и ри на Миссури и обменивали их на оружие, боеприпасы, британские товары, маис, сушеные тыквы и табак. Они также обменивали высушенное мясо и бизоньи шкуры. Часть этих товаров шайенны использовали для собственных нужд, а остальные приносили к Норт-Платт и обменивали у кайова и других племён на лошадей. Эти ежегодные ярмарки на Норт-Платт, наконец, были прекращены сиу. В 1813г сиу прибыли на ярмарку, которая в том году проходила на Лошадином ручье, и вытеснили кайова и других торговцев в горы, в верховьях Платт. Около 1815г кайова снова рискнули прийти к Платт, но были атакованы сиу и отступили в горы. После этого кайова держались к югу от Арканзас, приходя на север только в редких случаях. В 1825г шайенны и арапахо всё ещё жили к северу от Платт, около Блэк-Хилс. В этом или следующем году гро-вантры пришли из Канады, чтобы посетить своих родственников, арапахо, и с теми гро-вантрами прибыли восемнадцать или двадцать молодых черноногих. Все черноногие были мужчинами и не имели женщин. Они сказали, что их племя сражалось с белыми в Канаде и все их родственники были мертвы. Они не хотели больше оставаться в Канаде, и пришли на юг, чтобы жить с шайеннами и арапахо, и угонять лошадей у кайова и команчей, так как они слышали, что эти племена были очень богаты лошадьми. Бык Левая Рука, которому в 1910г было почти девяносто лет, сказал мне, что он был маленьким мальчиком, когда гро-вантры и черноногие прибыли на юг. Вскоре после того, как они прибыли, черноногие составили военный отряд и отправились на юг, чтобы украсть лошадей. Бык Левая Рука видел их марш через шайеннский лагерь, все в ряд, длинной линией, распевая песни о том, что они лучшие бойцы и конокрады. Они спустились к Ред-Ривер и угнали много лошадей у кайова и команчей. Когда они вернулись, то снова хвастались, что были лучшими воинами и конокрадами, и, конечно, это задело шайеннов и арапахо, и они решили послать военный отряд против кайова и команчей и показать, на что они способны. Это было в 1826г. Черноногие сообщили, что видели большие стада бизонов между Арканзас и Платт, и что множество диких лошадей было в той области. О больших стадах диких лошадей прежде никогда не слышали на севере, и как только люди узнали эту новость, шайенны и арапахо оставили страну Блэк-Хилс и начали двигаться к югу от Платт. Это новое перемещение было во главе с кланом Hevhaitaneo или Волосатыми Мужчинами. Это был большой клан и имел много известных воинов. С Волосатым Кланом пошли некоторые арапахо. После этого шайенны и арапахо разделились на два племени: южные шайенны и южные арапахо двигались к югу от Платт, в то время как северные шайенны и северные арапахо остались в стране к северу от Платт. Гро-вантры и небольшой отряд черноногих пошли с южными шайеннами и арапахо. Гро-вантры возвратились в Канаду спустя несколько лет, но черноногие остались. Большинство из них женились на женщинах шайеннов и арапахо, и их дети и внуки всё ещё живут с нами. Я знал пятерых или шестерых из этих черноногих. Последний из них, Маленький Глаз, умер в 1880г. Он жил со мной какое-то время в моем доме в 1867г. Эти черноногие никогда не говорили на шайеннском языке. Они всегда говорили с нами на языке жестов, который использовался всеми племенами Равнин.
Как только Hevhaitaneo, или Волосатые Мужчины, двинулись к югу от Платт, они начали совершать набеги на кайова и команчей. Они также занялись ловлей диких лошадей и скоро стали очень квалифицированными ловцами. В этой общине было приблизительно семьдесят пять палаток. Название Hevhaitaneo имеет спорное происхождение. Некоторые старики говорят, что оно означает Мужчин Меха, другие говорят, что Волосатые Мужчины, а некоторые утверждают, что это означает Мужчин Волосяной Веревки, и что это название они получили потому, что были первыми среди шайеннов, кто использовал веревки, сплетённые из длинных волос бороды быков бизонов. В старину верёвки делали из сыромятной кожи, но волосяные веревки были намного лучше для ловли диких лошадей. Мустанги, или дикие лошади, появились на равнинах Техаса. Сбежав из мексиканских ранчо или от индейцев, они сформировали первое стадо, вероятно, приблизительно в 1650г. Стада увеличивались в размере с большой скоростью и распространялись к северу, сначала за Ред-Ривер и Канейдиан, затем за Арканзас и далее на север, к Платт. Когда шайенны и арапахо двинулись к югу от Платт в 1826г, они нашли, что наибольшие стада были на северной стороне Арканзас. Шайенны и арапахо, которые переместились на юг, разбивали лагеря на Саут-Платт, к востоку от современного города Грили в Колорадо. Женщины, дети и часть мужчин оставались в лагерях на Саут-Платт, в то время как остальная часть мужчин отправлялась к Арканзас, чтобы ловить мустангов. Эта охота проходила следующим образом: отряд охотников отправлялся из лагеря на лучших лошадях, взяв с собой с множество кобыл. Они пересекали горный хребет, который отделяет воды Платт от Арканзас, и разбивали лагерь в месте, где водилось множество диких лошадей. Как только лагерь был установлен, охота начиналась. Разведчики отправлялись вперед, и когда они сообщали, что было замечено стадо мустангов, охотники готовились окружить стадо. Местность около Арканзас плавно понижалась к реке, и было не трудно приблизиться к стаду. Охотники двигались против ветра, держась позади холмов, и подобравшись близко к стаду, рассыпались и окружали его. Когда каждый занимал удобную позицию, звучал сигнал, и охотники верхом на очень быстрых лошадях выезжали к стаду. Охотники ехали медленно, лежа на спинах лошадей, пока не приближались очень близко; тогда они вскакивали и мчались к стаду. Это рассеивало мустангов, которые разбегались в разные стороны, но теперь они были окружены индейцами, которые появлялись из-за холмов. Каждый охотник выбирал мустанга, который ему понравился больше всего. Догнать животных было не очень трудно, поскольку такая охота обычно проходила в начале весны, когда мустанги были слабы после зимнего голода. Каждый охотник имел длинный шест с петлёй на конце. Когда он настигал мустанга, то накидывал петлю на голову дикой лошади. Затем охотник надевал на голову мустанга сделанный из сыромятной кожи повод, и привязывал к хвосту ручной лошади. Старые кобылы обычно использовались в этой работе. Голова дикой лошади была привязана близко к хвосту кобылы. Из-за этого дикие лошади скоро становились спокойными и следовали за кобылами. Иногда мужчины работали вместе; один, на очень быстрой лошади догонял мустангов, в то время как его партнеры заботились о пойманных лошадях. Этим способом один человек мог поймать несколько мустангов. Восемьдесят лет назад у Железной Рубахи был пони по имени Белая Антилопа, самая прекрасная и самая быстрая лошадь, которую шайенны когда-либо видели. Железная Рубаха брал три лассо и ловил три мустанга за одну охоту. После охоты, индейцы вели старых кобыл с привязанными к ним мустангами к лагерю, где им надевали путы на ноги, а головы оставляли привязанные к хвостам кобыл. Отловив много диких лошадей, отряд возвращался домой, ведя мустангов, привязанных к хвостам кобыл. Достигнув лагеря на Саут-Платт, каждый охотник подводил мустангов, всё ещё привязанных к хвостам кобыл, к своей палатке. Дикие лошади скоро привыкали к присутствию людей. Некоторое время их оставляли в покое, а затем их начинали постепенно приручать. Человек приближался и стоял около мустанга; через некоторое время он гладил нос животного и уши, а затем его спину. Лошадь скоро привыкала к такому обращению. Затем человек накидывал ей на спину бизонью шкуру и вёл кобылу с привязанным к ней мустангом вокруг лагеря. Как только животное привыкало к шкуре, человек вскакивал на спину мустанга, в то время как его ноги были все еще связаны так, чтобы он не мог скакать и брыкаться. На следующий день человек вскакивал снова, развязывал мустанга и вёл кобылу рядом, чтобы дикое животное оставалось спокойным. После этого индеец мог ехать на мустанге без любых неприятностей. Он объезжал животное в течение месяца, а затем отпускал его в стадо. Таким способом индейцы приручали мустангов. Охотники всегда выбирали молодых животных, не более четырех лет потому, что старших лошадей было намного труднее приручить. Эти прирученные дикие лошади были лучшими для охоты на бизонов. Дикие мустанги, которые паслись рядом с бизонами, совсем не боялось их, как большинство других лошадей. Многие из лучших мустангов были очень выносливы и быстры. Лошади для индейцев равнин составляли главное богатство, и когда шайенны, арапахо, гро-вантры и черноногие двинулись к югу от Платт, их главная цель состоял в том, чтобы получить больше лошадей. Они поймали большое количество мустангов, но, не удовлетворившись этим, сразу начали посылать военные отряды к югу от Арканзас, чтобы угонять лошадей у кайова, команчей и апачей прерий. Эти племена, жившие на равнинах между Арканзасом и Техасом, были известны размером и качеством своих стад. Самые большие стада диких лошадей были в их стране, и они ловили очень много мустангов. Помимо этого они делали ежегодные набеги в Нью-Мексико, Старую Мексику и Техас, угоняя большие стада лошадей и мулов. Когда я был мальчиком, я видел кайова, команчей и апачей, разбивших лагерь на Арканзас около форта моего отца, и их стада пони занимали пятьдесят миль вдоль реки. 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|