ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этап речевого развития - активное развитие фразы.А.Н.Гвоздев выделил 3 основных периода развития фразы. 1 период - от 1г.3м. – до 1г.10 м. В этот период высказывания состоят из аморфных слов-корней, которые в любом случае употребляются неизменно (ляля). Этот период делится на 2 стадии: 1 стадия 1г.3м. – 1г.8м. стадия однословного предложения 2 стадия 1г.8м. – 1г.10м. стадия, состоящая из 2-х или нескольких слов. 2 период – 1г.10м. – 3г. – период усвоения грамматической структуры предложения, которая тесно связана с формированием грамматических категорий. Этот период характеризуется быстрым ростом всех типов простых и сложных предложений, в которых члены предложения получают свое выражение в синтаксических средствах языка. Этот период неоднородный и условно делится на 3 стадии. 1 стадия 1г.10 м. – 2г.1м. формирование первых грамматических форм. 2 стадия 2г.1м. – 2г.3м. – использование флективной системы языка для выражения синтаксических средств. 3 стадия 2г.3м. – 3 г .- стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений. При этом Гвоздев отмечал, что если первая стадия резко отличается от второй, то между второй и третьей такой грани нет. 3 период 3г. – 7 лет. Период усвоения ребенком морфологической системы языка, т.е. ребенок, овладевает типами склонений и спряжений, морфологические элементы начинают употребляться правильно. К 8 годам жизни в норме ребенок усваивает основные правила и нормы разговорного литературного языка. Язык – это знаковая система. Где знаки это слова, звуки, морфемы, словосочетания, фразеологические единицы и т.д. Язык как знаковая система используется людьми для формирования и выражения мысли, эмоций, для внутреннего диалога, общения с другими людьми этого же языкового коллектива. Речь – это само вербальное общение, это деятельность людей, в речи появляются новые слова, возможны фонетические и даже грамматические отклонения, тогда как в язык стремится к стабильности. Он консервативен. Итак, речь – это деятельность и как любая другая деятельность она имеет свою структуру. Структуру речи как деятельности исследовали такие ученые как Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.П. Блонский, Н.И.Жинкин Ф.А.Сохин и др. 1 компонент речевой деятельности - мотив. Мотив высказывания возникает на фоне потребности в общении, которая появляется в определенной ситуации. Р.А.Лурия утверждал, что если мотив отсутствует, естественно, что речевое высказывание не может иметь места. 2 компонент речевой деятельности – единица речи, т.е. речевое действие. Оно состоит из отдельных операций: выбора слов и определения способа связи слов для передачи мысли (выбор грамматических конструкций). 3 компонент речевой деятельности – высказывание, т.е. результат речевой деятельности. Это сочетание слов в определенной грамматической форме с определенной интонацией. Полноценная речевая деятельность невозможна без формирования у детей речевых умений и речевых навыков. А.А.Леонтьев дал следующее определение навыкам и умениям: Речевые навыки – это «складывание речевых механизмов, которые могут быть реализованы по-разному». Речевые умения – это использование этих механизмов для различных целей. А.А.Леонтьев особо отмечает, что важным качеством речевых навыков является то, что они легко переносятся на новые речевые единицы, которые еще не встречались в речевой практике ребенка. И если ребенок способен мгновенно ориентироваться в языковом материале и относить новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему, (род или число), то мы можем говорить о развитом у него чувстве языка (языковое чутье, дар языка, дар слова). Развитость языкового чутья, в совокупности со сформированностью речевых умений и навыков составляет то, что в психолингвистике называется языковой способностью человека, т.е. отражение системы языка в сознании говорящего на этом языке. Наличие такой способности позволяет нам строить и понимать новые высказывания в рамках системы правил, принятых в данном языке. Л.П.Федоренко выделяет шесть основных закономерностей усвоения родной речи: I закономерность Способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. II закономерность Родной язык усваивается, если усваивается способность понимать языковые значения разной степени обобщенности, если лексические и грамматические навыки преобразуются синхронно, при этом развивается мышление и воображение ребенка. III закономерность Усвоение выразительности речи зависит от развития у ребенка восприимчивости к выразительным средствам, лексике, грамматике. IV закономерность Родной язык усваивается, если развивается чувство языка, т.е. интуитивно правильное владение компонентами языка. V закономерность Письменная речь усваивается, если ее развитие опережается развитием устной речи и при этом развиваются все познавательные способности ребенка, его эмоции и воля. VI закономерность Темпы обогащения языка зависят от степени совершенства структуры речевых навыков. Принципы обучения детей родному языку (Л.П.Федоренко): § Принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи и пишущей руки; § Принцип языковых значений и одновременного развития лексических и грамматических навыков; § Принцип оценки выразительности речи (умение чувствовать оттенки речи; § Принцип развития чувства языка; § Принцип опережающего развития устной речи над письменной; § Принцип последовательного наращивания темпов обогащения детской речи. Становление речи детей с интеллектуальной недостаточностью проходит те же этапы, что и у детей с нормальным развитием. Однако, в речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отмечается ряд особенностей: I. Несформированы предпосылки речи: - не развиты ориентировочные действия; - не сформирован интерес к окружающему; - не развита предметная деятельность. II. Поздно складываются доречевые средства общения. III. Замедлен темп овладения речью. IV. Значительно задерживается становление звуковой стороны речи. V. Своеобразно формируется смысловая сторона речи. VI. Значительно снижена речевая активность. VII. Отсутствует или снижена потребность в речевом общении со взрослыми и сверстниками. VIII. Своеобразно формируется лексическая и грамматическая стороны речи. Все авторы, изучавшие особенности речевого развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Т.А.Власова, Г.В.Кузнецова, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер и др.) единодушны в том, что без специальной коррекционной работы полноценное становление речи у этой категории детей невозможно.
Вопросы и задания: 1. Назовите три основных периода развития предложения? 2. Что вы понимаете под процессом усвоения ребенком родного языка? 3. Перечислите шесть основных закономерностей усвоения родной речи, которые выделила А.П.Федоренко. 4. По каким законам происходит становление речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью? 5. Назовите особенности речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Чем они обусловлены? 6. Кто занимался вопросами изучения речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью? 7. Что вы понимаете под речевой активностью? Сравните речевую активность нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 8. Что вы понимаете под коммуникативными умениями? Как они развиваются у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью? (приведите примеры). 9. Изучите и законспектируйте статью «Организация речевого общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по развитию речи», журнал «Дефектология», 1990, № 3, стр. 63. 10. Подготовьте реферативное сообщение на тему «Особенности речевого развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».
Литература: 8, 9, 11, 23, 25, 30, 31, 36, 37, 45, 49, 52, 57.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|