ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 1. Теоретические основы курса СМДВ: развитие речи.Основные вопросы: 1. Вопросы развития речи в педагогике (исторический аспект) 2. Предмет, задачи, основные понятия курса. 3. Функциональные характеристики родного языка.
Внимание к вопросам речевого развития уделялось еще в древности (Платон, Аристотель, Сократ и др.). Ян Амос Коменский – разработал первое в мире руководство по домашнему воспитанию, в котором целая глава посвящалась развитию речи. Автор предлагал использовать в качестве средства развития речи ритмические прибаутки, стихи, рекомендовал учить детей понимать образную речь. Большое внимание уделялось наглядности с постепенным усложнением материала. Иоган Генрих Песталоцци – выделял 3 основные задачи в обучении родному языку: ─ обучение звуку, т.е. средству развития органов речи; ─ обучение слову, т.е. средству ознакомления с отдельными предметами; ─ обучение речи, т.е. научиться ясно выражаться о предметах. Фридрих Фребель – считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни ребенка. Задача воспитателя – обогащение содержания жизни детей. Автор тесно связывал развитие речи с наблюдением и игрой. Мария Монтессори – говорила о необходимости обеспечить сенсорную основу для развития речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом. Елизавета Ивановна Тихеева – определила основные задачи работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Много внимания уделяла обогащению содержания речи. Представила систему работы над словом. Александра Платоновна Усова – рассматривала процесс обучения родному языку в связи с ознакомлением с окружающим. Феликс Алексеевич Сохин – особое внимание уделял развитию семантики детской речи, формированию языковых обобщений, элементарному осознанию явлений языка и речи. Предметом изучения методики развития речи является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Основные понятия курса: 1. Языковые способности – это отражение системы языка в сознании говорящего, совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок. 2. Речевой навык – это речевые действия, достигшие степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию (произношение, интонирование, выбор падежа, рода, числа). 3. Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. Существует четыре вида речевых умений: - Умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме; - Умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении; - Умение излагать мысли в письменной речи; - Умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении. Задачи методики развития речи: 1. Исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением. 2. Изучение закономерностей обучения родной речи. 3. Определение принципов и методов обучения. И.А.Зимняя условно выделила три группы функциональных характеристик языка. I группа – язык выступает как средство социальной связи и социального общения, развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи. II группа – язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности, как орудие формирования «языкового сознания» человека. III группа – язык выступает средством самопознания личности. А.А.Леонтьев выделил национально-культурную функцию языка, т.е. овладение языком как частью национальной культуры.
Вопросы и задания: 1. Роль Я.А.Коменского в становлении методики развития речи дошкольников. 2. Исследования И.Г.Песталоцци в методике развития речи дошкольников. 3. Роль Ф.Фребля в методике развития речи дошкольников. 4. Какие основные задачи, по мнению М.Монтессори, стоят перед развитием речи дошкольников. 5. Какие основные теоретические положения методики развития речи детей разработанные Е.И.Тихеевой. 6. Исследования Е.А.Флериной в методике развития речи дошкольников. 7. Какие важнейшие вопросы методики развития речи требуют дальнейшего изучения. 8. На основе изучения литературных источников приведите примеры других исследователей внесших вклад в методику развития речи дошкольников. 9. Как вы понимаете следующую схему: Речь деятельность?
10. Что вы понимаете под языковыми способностями, речевыми навыками, речевыми умениями? Какие виды речевых умений выделяют? Какие из них, на ваш взгляд, нас будут интересовать? Почему? 11. Какие 3 группы функциональных характеристик языка выделила И.А.Зимняя, анализируя язык и речь? 12. Установите соответствие перечисленных признаков и понятий «язык» и «речь». Укажите соответствие при помощи стрелок: Система словесных знаков Явление социальное Историческое Вид деятельности Индивидуальная принадлежность Национальная принадлежность
Язык Речь
13. Подготовьте реферативное сообщение на тему: «Вопросы изучения детской речи в трудах А.Н.Гвоздева»; «Вопросы развития речи в педагогической системе К.Д.Ушинского»; «Вопросы развития речи в педагогической системе Е.Н.Тихеевой» (на выбор, возможны свои варианты тем реферативных сообщений). 14. Заполните таблицу «Вклад педагогов в методику развития речи дошкольников»:
Литература:10, 12, 13, 15, 22, 26, 27, 28, 32, 38, 40, 42, 43, 46. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|