Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 8. Использование игрушек в работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.




Основные вопросы:

1. Происхождение игрушки. Этнографические исследования детских игрушек. Значение игрушек в воспитании дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

2. Современная классификация игрушек.

3. Педагогические и эстетические требования к игрушкам.

4. Использование игрушек в работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

К.Д.Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Игрушки побуждают детей бегать, бросать, метать, прыгать, ловить, т.к. развивают движения, удовлетворяют потребности в двигательной активности, общении. Игрушки вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка, она расширяет кругозор ребенка, побуждают любознательность. С помощью игрушки, дети решают проблемные задачи, учатся самостоятельно мыслить, экспериментировать, учат доброте, сопереживанию.

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой Ш тысячелетия до нашей эры (фигурки домашних животных, куклы, мячи…). В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря (V в. до н.э.).

На территории восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н.э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся к VI-VIII в н.э., образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Родонежо, Москвы, Коломны. Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Существовали игрушки и для бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (солома, глина, кора деревьев).

На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. В летописях, относящихся к ХП в., содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к ХVI-ХVП вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки.

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в ХIХ в.. Известными центрами производства игрушек стали французские города Страсбург и Лимож.

Конец ХIХ – начало ХХ в. – время развития технических игрушек. В 1901 г. в Великобритании создали первый металлический конструктор. Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами. С небывалой скоростью распространяются разные телеигры, компьютерные игры.

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Это отразилось в создании нескольких ее классификаций. Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину. В своей классификации он выделил несколько групп игрушек, которые назвал «изначальными»:

- звуковые игрушки (трещетки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.);

- двигательные игрушки (лук, стрелы, бумеранги и т.д.);

- образные игрушки (изображения животных и куклы);

- веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Классификация игрушек Е.А.Макаренко:

- готовые;

- полуготовые;

- материал для игры.

В современной педагогической литературе используется классификация в основу которой положены виды игр:

- сюжетные (образные) игрушки;

- дидактические игрушки;

- игрушки-забавы;

- спортивные игрушки;

- музыкальные игрушки;

- технические игрушки;

- театрализованные игрушки;

- строительные и конструктивные материалы;

- игрушки самоделки.

Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизнью? В первую очередь она должна соответствовать определенным требованиям:

1. Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольников нет и быть не может.

2. Особые требования предъявляются к тематике, содержанию игрушки (что она отображает), поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания.

3. Игрушка должна увлекать образами. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям.

4. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

5. Игрушка должна быть привлекательна, красочно оформлена. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка.

6. Игрушка должна отвечать ряду гигиенических требований.

Игра является совместной деятельностью, поэтому в каждой группе следует иметь достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей и разнообразие игр. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволило детям достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с игрушками, отдыхать и т.п. В игровом уголке существенное значение имеет расположение игрушек. Целесообразно привлекать к оформлению игровых уголков самих детей. Педагоги должны продумать, какие игрушки внести сразу и как их расположить, где хранить остальные и в какой последовательности предъявлять их детям.

Особое внимание следует обратить на первую встречу ребенка с игрушкой, которая обязательно должна вызвать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, чувство радости. Учитывая то, что дошкольники с интеллектуальной недостаточностью часто не понимают назначение игрушки, необходимо вызывать это отношение, показывая, для чего она нужна, и как можно использовать ее в игре. Детям младшего дошкольного возраста не рекомендуется предлагать все игрушки сразу.

В игровых уголках для старших дошкольников игрушки группируются таким образом, чтобы ребенок сразу попадал в атмосферу определенных игровых ситуаций (готовить обед, стирать и гладить белье). Дошкольники старшего возраста с интеллектуальной недостаточностью после специального обучения начинают охотно играть с мелкими дидактическими игрушками. Поэтому целесообразно иметь наборы солдатиков, мелких куколок, животных, несколько сборно-разборных домиков для них и т.д. Желательно иметь и несколько заводных игрушек, однако ими не следует постоянно пользоваться, поэтому хранить их надо отдельно.

Особое место среди образных игрушек занимают куклы, поскольку они представляют собой образ человека и на определенном этапе служат для ребенка другом и партнером в играх. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. По воле ребенка, с помощью его воображения она «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер в общении во всех проявлениях. Кукла в игре занимает центральное место, т.к. позволяет ребенку понять и пережить неприятные жизненные ситуации: кукла позволяет отчитать и наказать маму, ответить за обиду папе и т.п. С куклой ребенок проигрывает возможные будущие ситуации, примеривает разные социальные роли. Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д.

 

Вопросы и задания:

1. Какое значение игрушка имеет в формировании личности ребенка?

2. Изучите и законспектируйте классификации игрушек, предложенные другими авторами (например, Е.А.Флериной, В.С.Михиной, Г.Лэндрета и др.). Составьте таблицу «Виды игрушек».

3. Какие игрушки используют дети на прогулках? Какое значение имеют «выносные» игрушки для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью?

4. Какую из образных игрушек вы считаете наиболее значимой для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Почему?

5. Дайте обоснование требованиям к подбору игрушек для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

6. Составьте рекомендации родителям по выбору игрушек для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

7. Какие игрушки должны быть в группе специального дошкольного учреждения на каждом году обучения (используйте программу, раздел «Игра»).

8. Какие требования в специальном дошкольном учреждении предъявляют к кукле?

9. Проведите диспут на тему «Польза и вред современной игрушки».

10. Проведите заседание воображаемого педагогического совета на тему «Оборудование игрового кабинета в специальном дошкольном учреждении».

11. Подготовьте стенгазету «Моя любимая игрушка» (готовит группа студентов для СДУ).

12. Что такое куклотерапия? Как куклотерапия может использоваться в работе дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью? Приведите примеры.

13. Подготовьте реферативное сообщение на тему «Значение игрушек. Особенности использования игрушек дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью».

 

Литература: 1, 28, 29, 33, 43.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников. М., 1998. № 4.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

4. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игру детей с проблемами интеллектуального развития. С.-Пб., 2001.

5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1990.

7. Быкова А.И. Методика проведения подвижных игр в детском саду. М., 1955.

8. Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. М., 1983.

9. Выгодская Г.Л., Соколова Я.П. Об игровых действиях умственно отсталых детей// Дефектология. М., 1972. № 5.

10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. М., 1996. № 6.

11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 1980.

12. Галигузова Л. Ранний возраст: развитие процессуальной игры// Дошкольное воспитание. М., 1993. № 4.

13. Геллер Е.М. Игра и ее роль в физическом совершенствовании человека. М., 1990.

14. Гришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988.

15. Дошкольное воспитание аномальных детей/ Под ред. Л.П.Носковой. М., 1993.

16. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой. М., 1982.

17. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растительным миром. М., 1981.

18. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963.

19. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.

20. Игра дошкольника/ Под ред. Новоселовой С.Л. М., 1989.

21. Игры дошкольника. М., 1989.

22. Игры с правилами в детском саду/ Под ред. А.И.Сорокиной. М., 1970.

23. Игры-драматизации в детском саду. Методические рекомендации. Киев, 1991.

24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.

25. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2001.

26. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2001.

27. Конторович М.М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в детском саду. М., 1961.

28. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. М., 1980.

29. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.

30. Место игры в режиме дня детского сада. М., 1982.

31. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Екатеринбугр, 1999.

32. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.

33. Мухина В. Дети и куклы: таинство взаимодействия// Народное образование. 1997. № 5.

34. Организация театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. Мн., 1981.

35. Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М., 1966.

36. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Мн., 1997.

37. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»\ Под ред. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелевой. М., 2003.

38. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н.Н.Поддьякова. М., 1981.

39. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М., 1990.

40. Соколова П.Д. Особенности игровой деятельности умственно отсталых дошкольников// Дефектология. 1971. № 2.

41. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М., 2003.

42. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.

43. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973.

44. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных