ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 4. Сюжетно-ролевая игра и ее формирование у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.Основные вопросы: 1. Характеристика сюжетно-ролевой игры. 2. Методика обучения сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Стратегия руководства играми дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенностисюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) и педагогов (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Н.Я.Михайленко). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре одна из характерных черт. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Приемы обучения игре (способы действий): · совместные действия взрослого и ребенка; · действия по подражанию; · действия по образцу; · действия по словесной инструкции. Сюжетно-ролевой игре предшествует ряд этапов, без которых возникновение сюжетно-ролевой игры невозможно): - необходимо вызвать интерес к игрушкам; - сформировать эмоциональное отношение к игрушке; - научить бережно относиться к игрушкам; - научить совершать действия с предметами с учетом их функционального назначения; - сформировать навыки игрового поведения (учить детей обмениваться игрушками, уступчивости). Этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры: - ознакомительная игра; - отобразительная игра (предметно-отобразительная); - сюжетно-отобразительная игра. Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – совместные игры взрослого и ребенка. Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях: - формирование игры как деятельности; - использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива. Основное средство формирования игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – обучение. Формирование сюжетно-ролевой игры у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью строится с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей. Процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в целом и сюжетно-ролевой игре, в частности имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторяемость в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения. Реализация комплексного подхода к обучению сюжетно-ролевой игре детей с интеллектуальной недостаточностью разной степени выраженности и возраста определяет следующие направления коррекционно-воспитательной работы: 1. Ознакомление с окружающим миром с целью формирования представлений об объектах окружающей действительности и последующего отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей в игре. 2. Формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве. 3. Обучение принятию игрового образа, роли. 4. Развитие психомоторики, обусловливающей точность выполнения задуманного действия, модели. 5. Овладение различными средствами межличностного общения и развития, функций речи. В организации процесса обучения игре принимают участие учитель-дефектолог, воспитатель и другие специалисты, работающие с данной группой детей. В процессе обучения игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью используются все виды занятий: индивидуальные, групповые и фронтальные. К занятиям по обучению сюжетно-ролевой игре предъявляется ряд требований: - планирование в единстве коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач занятия; - рациональный отбор содержания сюжетно-ролевой игры, методов и приемов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности ребенка в процессе игры; - структурная четкость и завершенность сюжетно-ролевой игры; - планирование по времени сюжетно-ролевой игры в целом и отдельных е частей, исходя из логики игры; - использование наглядности в соответствии с содержанием сюжетно-ролевой игры; - соблюдение санитарно-гигиенических норм в процессе проведения игрового занятия. Планирование работы по формированию игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью предполагает проведение одной сюжетно-ролевой игры примерно в течение одного месяца (в некоторых случаях и более того). В течение этого времени осуществляется обучение игре на тему близкую жизненному опыту детей, содержание которой доступно непосредственному восприятию. Вопросы и задания: 1. Схематично представьте структуру сюжетно-ролевой игры. 2. Докажите, почему содержание сюжетно-ролевой игры влияет на развитие личности ребенка. 3. В чем заключаются особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью? 4. Схематично представьте этапы формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 5. Какую роль выполняет педагог в обучении сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 6. Какие по вашему мнению трудности испытывает педагог при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей с интеллектуальной недостаточностью? 7. Составьте конспект занятия по обучению сюжетно-ролевой игре (второй год обучения). 8. Подготовьте реферативное сообщение на тему «Особенности использования предметов-заменителей дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью в сюжетно-ролевых играх». Литература:4, 8, 14, 15, 19, 26, 32, 39, 40.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|