ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 1. Теоретические основы игры.Основные вопросы: 1. Определение сущности игры в психолого-педагогической литературе. Структура игровой деятельности. 2. Культурно-историческая теория происхождения игры; игра и труд в истории развития общества; игры детей как форма усвоения социального опыта. 3. Классификация детских игр.
Игра представляет собой особую деятельность, которая формируется в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – это исторически сложившаяся деятельность, основанная на воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра имеет четкую структуру, которая включает: · мотив; · тему; · сюжет; · игровое действие; · игровую роль; · воображаемую ситуацию; · игровой материал; · результат. Игра являлась и является предметом изучения психологов, педагогов. Проблема игры изучалась ранее и изучается на современном этапе рядом исследователей. Она стала привлекать внимание ученых в конце XIX- начале XX века. Первая теория игры была сформулирована К.Гроссом. Согласно этой теории игра является явлением, неразрывно связанным с жизнедеятельностью человека. В начале ХХ века у исследователей не было единодушного мнения в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В.Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В.Плеханов. Он пришел к выводу, что игра возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. По мнению автора, в истории общества труд предшествовал игре и определял ее содержание. Но в жизни отдельного человека игра предшествует труду. В этом заключается социальное назначение игры. В более поздних исследованиях анализируются (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубенштейн, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон и др.) психологические аспекты игры, ее значение в развитии ребенка (в частности, развитие отдельных психических процессов и функций и овладение социальным опытом). Работы Л.С.Выготского заложили основу для дальнейшего изучения игры как деятельности, имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка. Этот аспект нашел свое отражение в исследованиях А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубенштейна, Д.Б.Эльконина и др. Несомненный вклад в развитие представлений об игре как деятельности внес С.Л.Рубенштейн. У истоков развития игры лежит овладение ребенком предметным миром. Исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина показывают зависимость между игрой ребенка и его умственным развитием, доказали воздействие игры на поведение дошкольника. В игре создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения. Игра имеет социальную основу. Одним из первых, кто доказал это положение – К.Д.Ушинский. Он определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают социальную среду (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Любинская, Д.Б.Эльконин). На основе анализа многочисленных исследований Д.Б.Эльконин выделяет две стадии и четыре уровня развития игры: Первая стадия (3-5 лет) – основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий. Вторая стадия (5-7 лет) – социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми. Уровни развития игры: 1 уровень – бытовые действия с предметами, направленные на соучастника игры. 2 уровень – действия с предметами. На первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. 3 уровень – выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. 4 уровень – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют партнеры по игре. Игра в дошкольный период признана ведущим видом деятельности и как ведущий вид деятельности имеет следующие критерии (сформулированы Д.Б.Элькониным): Оказывает влияние на развитие психики ребенка; Способствует развитию и формированию высших психических функций; Способствует развитию личности ребенка дошкольного возраста; Создает основу для возникновения новых видов деятельности. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предполагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Ф.Фребель, первый среди педагогов, выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристику видов игр по их педагогическому значению приводит немецкий психолог К.Грос. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.). Лесгафт П.Ф. разделил детские игры на две группы (основанные на степени самостоятельности и творчества детей): имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы (базирующиеся на степень самостоятельности и творчества детей): творческие (игры, придуманные самими детьми) и игры с правилами (игры придуманные взрослыми). Классификация детских игр, выполненная С.Л.Новоселовой: Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры: - игры-экспериментирование; - самостоятельные сюжетные игры; - сюжетно-отобразительные; - сюжетно-ролевые; - режиссерские; - театрализованные. 2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными и воспитательными целями: ─ игры обучающие: дидактические; сюжетно-дидактические; подвижные. ─ досуговые игры: игры-забавы; игры-развлечения; интеллектуальные; празднично-карнавальные; театрально-постановочные. 3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные. Таким образом, проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Детские игры – явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. Вопросы и задания: 1. Докажите, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. 2. Какие функции выполняет игра? 3. Каково значение игры в воспитании ребенка? 4. Выполните сравнительный анализ игр детей разных поколений (постарайтесь охватить анализом четыре поколения: современные игры; игры вашего детства; игры ваших родителей; игры ваших бабушек и дедушек). 5. Докажите, что в игре складывается наиболее благоприятные условия для социальной адаптации дошкольников. 6. Докажите условность современных классификаций детских игр. 7. Составьте схему «Классификация детских игр». 8. Как вы понимаете высказывание чешского писателя Ю.Фучека «Игра – зеркало общества»?
Литература: 10, 13, 18, 20, 21, 26, 29, 35, 41, 42, 44.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|