Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 33 страница




Надо, однако, подчеркнуть, что периоды господства Чолов мп Ланке способствовали некоторому сглаживанию межкультурны я, различий, возникавших в промежутках между ними, давн.нн возможность для распространения новых культурных явлений, которые не могли бы быть перенесены и восприняты в шиш время 63.

Следствием процесса развития культурных различий между Ланкой и Южной Индией явилось, в частности, то, что в резут таге сингальская культура сохранила некоторые архаичные эл<- менты южноиндийской культуры даже после того, как они и. чезли в Южной Индии 64.

Некоторые исследователи считают, что формирование у сии галов представления о противопоставлении своей культуры южи" индийской явилось одной из главных причин возникновение на Ланке исторической традиции65.

Процесс формирования межкультурных различий оказал в и и яние и на отношение сингалов к отдельным феноменам севе|>" лидийской культурной традиции. Например, традиция «Рамен ны», в которой Ланка противопоставлена Индии, на высш<"" кодифицированном уровне сингальской культуры непопулярна (в отличие от стран Юго-Восточной Азии)66.

Большое значение для формирования сингальской кул1 ■■ ры имело распространение на острове буддизма в III в. до и Это событие обычно связывается с религиозной политикой Ал ки (миссия Махинды)67, хотя процесс распространения будди был, очевидно, длительным и сложным. Распространение дизма «сверху», официальным путем привело, в частно к замещению богов «канонического» буддийского пантеона бо местных, более архаичных народных верований и культо Буддийская традиция сохраняется на Ланке в своей орто сальной форме — тхеравада, в которой она получила перв чальное распространение на острове и продолжала существо еще долгое время после того, как в Индии наступил упа буддизма. Не случайно ланкийские письменные источники хранили многие важнейшие свидетельства по древней исто


Индии, которые отсутствуют в санскритских текстах. Буддизм становится «государственной религией» Ланки, а Ланка — цент­ром тхеравады. В I в. до н. э. здесь, по преданию, был записан палийский канон («Типитака»), С Ланкой связана деятельность известного буддийского комментатора V в. Буддхагхоши. В Vb. комментаторская традиция на Ланке была в лучшей сохранности, чем в Индии. Прибытие на остров Буддхагхоши и его деятель­ность по переводу сингальских комментариев к буддийскому ка­нону с древнесинг&льского на пали имели своей целью сделать сингальскую традицию более доступной, обеспечить ее распро­странение и за пределами Ланки 69.

Наряду с тхеравадой на остров проникла и махаяна. В древней столице Анурадхапуре соперничали друг с другом приверженцы кинаяны и махаяны. Однако махаяна не играла в сингальской культуре такой значительной роли, как тхеравада 70.

Буддийские монастыри были крупными центрами сингальской образованности, в монастырских библиотеках сохранялись и пе-рописывались не только местные хроники, но и североиндийские сочинения. Палийская литература Шри Ланки (прежде всего •Днпдвамса», «Махавамса», «Махабодхивамса», «Сасанавамса») цнпяется ценным источником для изучения истории и культуры дрснней Индии, раннесингальские сочинения и комментарии со­держат подробные свидетельства о структуре буддийских мона-tvvupeu, значительно дополняя данные индийской традиции 71. Индия и страны Юго-Восточной Азии 72. Контакты населения Индии и Юго-Восточной Азии установились задолго до возншшо-Исмия первых государств на территории этих регионов. С народа-Ми Юго-Восточной Азии связано появление на п-ове Индостан \\т (санскритское название которого — vrihi, видимо, австроне-N Некое по происхождению). К австроазиатским языкам восходит по из санскритских слов со значением «плуг» — langala. Юго-неточная Азия была древним очагом бронзовой металлур-и v:l, и появление металла в Восточной Индии, очевидно, связано миграцией из Юго-Восточной Азии австроазиатских народов уида74. Развитие экономики и культуры народов Юго-Восточной Азии U-I тысячелетиях до н, э. привело к эволюции общественных мощений, образованию протогосударств, выработке соответству-Щ1>й терминологии, которая широко распространилась в резуль-•N! внутрирегиональных контактов и впоследствии не была вы-гпена индийской. Однако на протяжении I тысячелетия до н. э. древнеиндийская штлизация развивалась значительно интенсивнее, чем культура |юдов Юго-Восточной Азии, и потребность последних в выра-TiH! норм классового общества реализовалась во многом за счет имствования социального и культурного опыта Индии. Этому ин'обствовало то обстоятельство, что между двумя регионами на Г>»'же новой эры существовали регулярные отношения. Индоки- t\ п Индонезия под названиями Суварнабхуми и Суварнадвипа


(«Золотая земля» и «Золотой остров») упоминаются в пуранах, джатаках и многих других индийских памятниках.

На базе индийской возникала местная письменность, в языки Юго-Восточной Азии вошло большое число слов из санскрита и пали (примечательно, что заимствования из живых индийских языков крайне редки, что свидетельствует о целенаправленном восприятии культуры, а не о контактах на бытовом уровне)7". Распространились индийские религии — индуизм и буддизм, лите­ратура, искусство, система летосчисления и т. д. Широко упот­реблялись индийская ономастика н топонимия: местные государ ства носили индийские названия — Камбуджадеша, Чампа, АЙ одхья (Аютия). Получила распространение и индийская систему четырех варн. Весьма заметным было индийское влияние в обла сти титулатуры на всех ступенях иерархии (как высших, так и низших).

Санскрит (особенно на раннем этапе формирования государст венности) был языком официальных документов. Более того, вес ранние надписи (от односложных на печатях, кольцах и т. д., обнаруженных при раскопках в Ок-эо на мысе Камау во Вьетни ме, до больших стихотворных текстов) составлялись на санскрите Древнейшей более или менее подробной надписью на территории Юго-Восточной Азии считается санскритская надпись Во-кшп. (р-н Ня-чанга в южной части Центрального Вьетнама), датируемил III в. н. э. После этого санскритские надписи в государствах Ют Восточной Азии имели хождение на протяжении более тысячи лет, хотя их роль была неодинакова в различных регионах и и разные периоды.

Если вначале санскрит был единственным языком эпигрп фики, то с середины I тысячелетия н. э. появляются надписи на местных языках, которые постепенно становятся преоблн дающими. Так, на Яве санскритские надписи составляют лини около 5% всех опубликованных материалов эпиграфики, п т» же время в Камбуджадеше и Чампе доля санскритоязычны надписей куда более значительна — в Чампе, например, боле трети всех материалов эпиграфики 76.

Глубокое воздействие индийской культуры на цивилизациг народов Юго-Восточной Азии привело националистически настр(енных индийских историков к ошибочным выводам о характер отношений между Индией и народами этого региона. Все среди» вековые государства Юго-Восточной Азии объявляются индийски ми «колониями», хотя даже в самых ранних санскритоязычнм надписях встречаются вкрапления местных терминов (прежл всего титулатуры), для которых не было санскритских эквипп лентов .

В целом представляется справедливым мнение видного тл ландского ученого Я. де Каспариса о том, что характерной черти» индийского влияния в Юго-Восточной Азии была его свя:н, ■ общеиндийской традицией в противовес многочисленным ли кальным 78.


Приведенные в этой главе материалы далеко не исчерпывают исего богатейшего фонда сведений (и письменных источников, и археологии) об историко-культурных контактах Индии в древ­ности. Но и они позволяют представить масштабы связей народов Индии с другими народами Востока и греко-римским миром. Толь­ко при учете этого многостороннего процесса можно правильно понять характер древнеиндийской цивилизации, оценить ее вклад и мировую культуру. Ранее популярный в индологии тезис о зам­кнутом характере древнеиндийской культуры, ее изолированности пт культур других регионов древнего мира должен быть пере-i мотрен.

Эяк. 3843


ПРИМЕЧАНИЯ


Введение

1 Один из крупнейших историков Индии, Р. Маджумдар, писал: «Этт
факт (отсутствие исторической науки в древней Индии) воспринимаете)!
скорее как случайность, чем как следствие определенных обстоятельстп
(R.C. Majumdar. Ideas of History in Sanscrit Literature. — Historiana ul
India, Pakistan and Ceylon. L., 1961, c. 27; ср. также: V.S. Pathak. An
cient Historians of India. L., 1966).

 

2 На Цейлоне (Шри Ланка) уже в древности было составлено несколько
буддийских хроник, содержавших обильный материал, который касалгн
не только истории буддизма, но и династической истории острова и дпло
Индии. Эта традиция последовательно развивалась и в средние века. Пики
зательно, что составители «монастырских хроник» инкорпорировали и им
дийский материал. В Индии же ортодоксальная традиция строго следошии'
тезису о брахманском сословии как единственном хранителе знаний; спи
щенные тексты настойчиво оберегались от какого-либо влияния. Бшн»
открытой в этом смысле была буддийская традиция, поддерживаемая кпнп
риями, в том числе правящими царскими семьями. Возможно, эта осопеи
ность буддийского учения в определенной мере содействовала появлении»
буддийских хроник, а «замкнутость» ортодоксальной доктрины могла, ш>
видимому, препятствовать сложению собственно исторических сочинении

3 Si-Yu-Ki. Buddhist Records of the Western World. Vol. 1. L., I'Mill
с 78.

4 См.: Historians of India, Pakistan and Ceylon, с 57.

5 См.: M.A. Дандамаев. Индийцы в Иране и Вавилонии в Ахеменидгкп!»
период. — Древняя Индия. Историко-культурные связи. М., 1982.

8 Подробнее см.: A. Dihle. The Conception of India in Hellenistic unit Roman Literature, — «Proceedings of the Cambridge Philological Society 1964, vol. 10.

7 Появились «География» Страбона (около начала нашей эры), «Мн
дика» Арриана (середина II в.), в основе которой лежали записки Мегаефнии
и участников похода.

8 «География» Эратосфена (Ш-И вв. до н. э.), «Естественная и< t..
рия» Плиния (I в.), «География» Птолемея (II в.), «О природе живот им ■ ■
Эллиана (II-III вв.) и т. д.

9 См. также: Арриан. Анабасис Александра V. 4.3-4.

10 Г.М. Бонгард-Левин, С. Г. Карпюк, Сведения о буддизме в анти-
и раннехристианской литературе. — Древняя Индия. Историко-культу
связи.

11 Абурейхан Вируни. Избранные сочинения. Т. 2. Индия. Таш.,:
13 См.: D.F. Lack. India in the Eyes of Europe: the Sixteenth Сен

Chicago, 1968; H.de Lubac. La Rencontre du Bouddhisme et de I'Occi i P., 1952; см. также: A Handbook tor Travellers in India, Pakistan, N-Bangladesh and Sri Lanka (Ceylon). L., 1975.

13 См.: A Cultural History of India. Ox., 1975; A. J. Greenberger British Image of India. A Study of the Literature of Imperialism,!■■ 1960. L., 1969; H. oon Glasenapp. Das Indienbiid deutscher Denker. Mini


I.Knrt, I960; A. L. Wilson. A Mythical Image: The Ideal of India in German Komanticism. Durham, 1964; D. Riepe, The Philosophy of India and its Impact on American Thought. Springfield, 1970; J. T, Reid. Indian Influences In American Literature and Thought. Delhi. 1965.

14 Подробнее см.: S.N. Mukherjee. Sir William Jones: A Study in
Wighteenth-Century British Altitudes to India. Cambridge, 1968.

15 Еще в XVI в. флорентийский купец Филиппе Сассети в одном из
mumx писем указал на сходство санскрита а. итальянского языка (см.:
India and Italy. Rome, 1974, с. 65).

10 W. Robertson. A Historical Disquisition Concerning the Know-lodge
Ancients had of India and the Progress of Trade Prior to the Discovery of
Lite Passage to it by the Cape of Good Hope. L., 1791; см. также: A. Dow.
The History of Hindostan. Vol. 1. L., 1768.

17 Об основных этапах развития британской историографии см. также:
(i. Bearce. British Attitudes towards India 1784-1858. Ox., 1961.

18 Подробнее см.: D. Kopf. British Orientalism and the Bengal Renais-
nitnce (The Dynamics of Indian Modernization 1773-1835). Calcutta. 1969.

19 К сожалению, у нас нет возможности дать ссылки на работы всех
упоминаемых здесь ученых. Основные труды приведены в библиографии
п кн.: Г. М. Бонгард-Левин, Г. Ф. Ильин. Древняя Индия. М., 1969.
Краткий очерк развития индологии с подробным списком литературы см.
и |»|боте: П. Bechert, G. von Simson. Einfuhrung in die Indologie. Stand.
McLhoden. Aufgaben. Darmstadt, 1979; см. также: R. N. Dandekar. Progress
■ if Indie Studies, 1917-1942. Poona, 1942, и не потерявший своего значения
■'руд Е. Виндиша (Е. Windisch. Geschichte der Sanskrit Philologrie und
iii.lischen Altertumskunde. Bd 1-2. Strassburg, 1917-1920).

w Подробнее см.: J.W. de Jong. A Brief History of Buddhist Studies Hi Europe and America. Varanasi, 1976; R. Yamada. A Bibliography of Studies mi Sanskrit Buddhism. — Annual Report of the Faculty of Arts and Letters. Vol. 8. Tohohu University, 1957; P. Beatrix. Bibliographic du bouddhisme. T. 1. Bruxelles, 1970; N. N. Bhattacharyya. History of Research on Indian llmldhism. Delhi, 1981.

" См.: R. Thapar. Interpretation of Ancient Indian History. — «History niiil Theory». 1968, vol. 7, № 3, с 320-332.

'" Большую известность получила книга А. Л. Бэшема «Чудо, которым Пыла Индия», переведенная на многие языки мира, в том числе на русский 111)77).

'" Подробнее см.: German Indology. Past and Present. Bombay. 1969.

'•'' W. Ruben. Die gesellschaftliche Entwicklung im alten Indien. Bd 1-i II., 1967-1973 (см.: A. M. Самозванцев. Проблемы социально-эконо-'п'и'ских отношений древней Индии в трудах В. Рубена. — НАА. 1974, ' I); ом же. Kulturgeschichte Indiens. В., 1978.

"' Г.С. Мэн. Деревенские общины на Востоке и Западе. СПб., 1874,

И.

'" Подробнее см.: A.M. Осипов. Заметки о некоторых современных ригштах по древней истории Индии. — НАА. 1961, № 1.

" См., например: Sanskrit Studies in India 1979-1981. Delhi, 1981.

*M D.C. Sircar. Deterioration in Indian Historical Scholarship. — «The (Jlinrterly Review of Historical Studies». 1963-1964, vol. 3, № 1-2.

UB Книга два раза издавалась па русском языке — в 1950 и 1975 гг.

:|" Переведена на русский язык: Рабство в древней Индии. М., 1964.

11 Ряд его работ был издан на русском языке, например: Культура и
ципилизация древней Индии. М., 1968; см. также сборник в честь Д. Д. Ко-
|'1МЙи — Indian Society: Historical Probings. Delhi, 1974.

"" Локаята даршана. M., 1961; Индийский атеизм. М., 1973; Живое и мертвое в индийской философии. М., 1981.

";| См.: Г. А. Зограф. Роберт Христианович Ленд (1808-1836). — «Ученые шниски Ленинградского гос. ун-та». 1960, № 279, серия востоковедных мпук, вып. 9.

" См.: Л. 3. Мсерианц. Из истории ориенталистики в России. Мате­рии иы для биографии проф. П. Я. Петрова. ~ Древности восточные. Труды


Восточной комиссии Императорского Московского археологического о ва. М., 1913, т. 4. Протоколы, с. 5-6.

35 К. А. Коссович. Вступительная лекция о санскритском языке
литературе. — «Журнал Министерства народного просвещения». СПб.
ч. 103, № 2, отд. 2.

36 Следует прежде всего отметить работу: В. П. Васильев. Буддиз'
его догматы, история и литература. Т. 1-3. СПб., 1857-1869.

37 Подробнее см.: Иван Павлович Минаев (сб. статей). М., 1967.

зя См.: Ф. И. Щербатский, С.Ф. Ольденбург, М.И. Тубянский, Институт изучения буддийской культуры. — «Известия АН СССР». Л., 1927, серия 6, № 18.

38 С. Ф. Ольденбург. Современная постановка изучения изобраз
тельных искусств и их техники в Индии. — Известия Государственн
академии истории материальной культуры. Л., 1931, т. 8, вып. 1.

40 С.Ф. Ольденбург. О документе в феодальной Индии. — «Соо щения Государственной академии истории материальной культуры». М. Л., 1932, № 9-10. (Показательны и его рецензии па работы индийск ученых, посвященные социально-экономическим отношениям в древн Индии (например: О некоторых новых индийских работах по истории экономике Индии. — Библиография Востока. Л., 1934. № 2-4).

11 К. Маркс и Ф.Энгельс. — Т. 9 (работы К. Маркса и Ф. Энгел са даны по второму изданию Сочинений).

42 Некоторые черновики работ К. Маркса изданы: К. Маркс. Фо
мы, предшествующие капиталистическому производству. — Т. 46. Ч.
К. Маркс. Хронологические выписки по истории Индии (664-1858 гг.
М., 1947.

43 А. Мишулин. Античная Индия. — «Борьба классов». 1934, № 9;
Н. А. Шолпо. Древняя Индия. — В. В. Струве. История древнего Восто­
ка. М. — Л., 1941; и др.

44 Научная литература по источниковедению поистине огромна, и со­
слаться здесь даже на основные работы не представляется возможны"
Поэтому мы указываем лишь на труды, содержащие подробную информаци
об отдельных источниках.

45 Подробнее см.: J. Gonda. Vedic Literature (A History of Indian L
terature, vol. 1, fasc. 1). Wiesbaden, 1975; Ригведа. Избранные гимн
Пер., коммент, и вступит, ст. Т. Я. Елизаренковой. М., 1972.

46 См.: Д. С. Сиркар. Древние индийские надписи. — ВДИ. 1962, ]М°
D. С. Sircar. Indian Epigraphy. Delhi, 1965; он же. Select Inscription
Bearing on Indian History and Civilization. Vol. 1. Calcutta, 1965; Vol. r
Delhi, 1981; он же. Indian Epigraphical Glossary. Delhi, 1966; D.B. Diska
kar.
Selections from Sanskrit Inscriptions (II-VIII cent. A. D.). Delhi, 197
В распоряжении современных исследователей имеется множество дре
неиндийских надписей, их фонд постоянно пополняется: помимо томо
известного «Corpus Inscriptionum Indicarum» — публикации в различны
периодических изданиях, прежде всего в «Epigraphia Indica», «Indian Ant
quary», «Journal of the Epigraphical Society of India».

47 См., например: Т. R. Sharma. Personal and Geographical Names
the Gupta Inscriptions. Delhi, 1978; M.M. Sharma. Inscriptions of An
cient Assam. Gauhati, 1978; S. K. Maity, R. R. Mukerjee. Corpus of Beng*
Inscriptions. Calcutta, 1967.

48 См.: Г. M. Бонгард-Левин. «Йндика» Мегасфена и надписи Ашоки
М., 1960.

_ 4Э См.: С. S. Upasak. The History and Palaeography of Mauryan Brah mi Script. Patna, 1960; Y. Buhier. Indian Palaeography. Calcutta, 1959 R.B. Pandey. Indian Palaeography. Varanasi, 1957; A. H. Dani. India Palaeography. Ox., 1963.

50 Между санскритом как одной из разновидностей древнеиндийског языка и среднеиндиискими языками не существует непосредственной прв емственяости, однако разговорные среднеиндийские языки оказали влия кие на санскрит (подробнее см.: В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Санскрит


М., 1960; В. В. Вертоградова. Пракриты. М., 1978; S.K. Chatterji, A. Sen. A Middle Lndo-Aryan Reader. P. 1-2. Calcutta, 1960; F. Edgerton. Prakrit tmderlied Buddhist Hybrid Sanskrit — BSOAS. 1937, vol. 8).

&1 См.: M.A. Mehendale. Historical Grammar of Inscriptional Prakrits. Poona, 1948.

52 См., например: H. Luders. Mathura Inscriptions. Gottingon, 1961.

53 См.: Th. Damsteegt. Epigraphical Hybrid Sanskrit. Leiden, 1978.

54 Подробнее см.: H.D. Sankalia. Indian Archaeology Today. Delhi, 1979;
он же. New Archaeology; Its Scope and Application in India. Luck-now, 1977;
он же. A Source Book of Indian Archaeology. Vol. 1. Delhi, 1979; K.Dilip
Chakrabarti.
The Development of Archaeology in the Indian Subcontinent. —
«World Archaeology». 1982, vol. 13, № 3.

55 См.: H.D. Sankalia. Ramayana: Myth or Reality. Delhi, 1973; Ma-
habharata. Myth and Reality — Differing Views. Delhi, 1976.

66 См.: J, Marshall. Taxila. Vol. 1-3. Cambridge. 1951; Г. Ф. Ильин.
Древний индийский город Таксила. М., 1958.

67 См.: Y.D. Sharma. Exploration of Historical Sites. — AI. 1953, №9;
A. Ghoshs Rajgir 1950. — AI. 1951, № 7; G.R. Sharma. The Excavations
Kausambi, 1957-1959. Allahabad, I960; A. S. Altekar, V. Mishra. Report on
Kumrahar Excavations 1951-1955. Patna, 1959.

53 См.: W. Wheeler. Arikamedu. An Indo-Roman Trading-Station on the Kast Coast of India. — AI. 1946, № 1; India and Italy.

59 См., например: J. Marshall. Guide to Safichi. Delhi, 1936; G. Yaz-
clani.
Ajanta. Vol. 1-3. Ox., 1930-1946; S.C. Kala. Bharhut Vedika, Alla­
habad, 1951.

60 Основную литературу последних лет см.: R. N. Dandekar. Vedic Bib­
liography. Vol. 3. Poona, 1973.

61 P.L. Bhargava. India in the Vedic Age. Lucknow. 1971; A. Ch. Das.
rlgvedic India. Delhi, 1971; G.S. Ghurye. Vedic India. Delhi, 1979.

62 См.: В. Г. Эрман. Очерки истории ведийской литературы. М., 1980.
03 См., например: B.C. Семенцов. Проблемы интерпретации брахма-

нической прозы. М., 1981.

64 См.: Т. Я. Елизаренкова. Грамматика ведийского языка. М., 1982.

е5 Список основной литературы приведен в кн.: J. Gonda. Vedic Litera­ture.

eG К. S. Macdonald. The Brahmanas of the Vedas. Delhi, 1979; The Vedic Age (History and Culture of the Indian People, vol. 1). L., 1951; P. Basu. Indo-Aryan Policy. Rigvedic Period. Delhi, 1977.

67 Я N. Dandekar. Vedic Mythological Tracts, Delhi, 1979; он же. Exercises
In Indology. Delhi, 1981.

68 См.: Aryan and Non-Aryan in India. Ann Arbor, 1979.

69 См.: Атхарваведа. Избранное. Пер., коммент. и вступ. ст. Т.Я. Елиза-
ренковой. М. 1976.

70 См.: N.J. Shende. The Religion and Philosophy of the Atharvaveda.
I'oona, 1952.

71 Historical and Critical Studies in Atharvaveda. Ed. by Suryakant Bali.
Delhi, 1981; V. W. Karambelkar. The Atharvavedic Civilization. Nagpur,
1959.

" См.: J. Gonda. Vedic Literature, с 360.

73 A. C. Banerjee. Studies in the Brahmanas. Delhi, 1963; H.W. Bo-dewitz.
. iBiminiya Brahmana I. 1-65. Leiden, 1973; W. Ran. Staat und Gesellschaft
\m alten Indien nach den Brahmana-Texten dargestellt. Wiesbaden, 1957;
'', V. Devasthali. Religion and Mythology in the Brahmanas with the Particular
deference to Satapatha-Brahmana. Poona, 1975; G. U. Thite. Sacrifice in the
Hriihmana-Texts. Poona, 1975.

74 См.: J.С. Heesterman. The Ancient Indian Royal Consecration. The
tlngue, 1957.

75 См.: К. Mylius. Geographische Untersuchungen zur Entstehungsge-
Kend des Satapatha-Brahmana. — «Wissenschaftliche Zeitschrift K. Marx


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН


Абаев В. И. 131

Абисар 200

Абхиры (династия) 431

Авалокитешвара 494, 496-497

Август 396-397, 439, 593

Аврелиан 408, 593

Аврора 177

Агни 152, 178-179, 183, 185, 192,

515, 642 Агнямитра 253 Агранал Д. П. 80, 93-94, 117, 134,

618 Аграмес 202-204, 207 Агхара 376 Аделунг Ф. 24 Аджаташатру (пал. Аджатасатту) 195-

197, 244, 304, 333, 416 Аджигарта 152 Аджита Кесакамбали 333-334 Ади-будда 498-499 Адити 178, 642 Адитьи 178, 642 Адриан 593 Аз I 392-393, 681 Аз II 392 Азилис 392 Айрьяман 177 Айянгар С. 692 Акщобхья 498 Алаев Л. Б. 7, 28, 292 Аларих 696 Александр Македонский 9, 15, 22,

54-55, 197-204, 206, 208-209, 216,

225, 252, 259, 285, 291, 363, 371,

378, 380, 453, 586, 589, 592-594,

596 Александр (царь Эпира) 214, 593 Алексеев В. П. 71 Алиханова Ю. М. 28 Альбаум Л. И. 599 Альтекар А. С. 660, 692 Амарасинха 52, 479, 690 Амбапали 669 Амбхи 207 Амгия 263

Амктабха 405, 494, 497-498 Амитрагхата (Амитрохада) 210 Амогхасиддхи 498 Анандивардхана 444


Ананта (Щеша) 509

Анатхапиндика 356

Анахита (Нана) 404

Ангирас 165

Андрокотт (см. Чандрагупта)

Андросов В. П. 7, 705

Андхрака 653

Андхры (династия) 261-262, 655

Анируддха 508, 512

Ансари 3. Д. 116

Антиалкид 254, 373

Антигон 209, 593

Антигон Гонат 214

Антиох 210, 593

Антиох II Теос 214

Антиох Великий 249

Антонин Пий 593

Антонова К. А. 28

Ануруддха 195

Апастамба 190, 316, 328, 638

Апилака 264

Аполлодор 252

Аполлодот 390

Аполлоний Пергский 553

Аполлоний Тианский 10, 272, 3

593 Аппиан 209 Арада 341 Ардашир I 408

Арджуна 159, 375, 413, 511, 519-Ардохш 404 Аристобул 9, 54, 109,199, 269, 84

592 Аристотель 54, 567 Арманд Ж. 68 Арриан 55, 197, 199-201, 282, 28

374, 586, 592, 610, 639, 659-6 Артаксеркс II 586, 592 Арьябхата 57, 529, 549-554, 550 Арьяман 177, 642 Арьясанга (Асанга) 503 Арьяшура 49 Асахая 476 Атрея 536 Атро (Атшо) 404 Ауграсайнья 202 Аухвалл Р. С. 116 Афиней 210-211 Ахемениды (династия) 9, 197-10



291, 455, 586-587 Ахурамазда 177, 197, 402, 404 Ашвагхоша 52, 56, 340, 401, 410,

489, 533, 572, 583, 602 Ашвины 178-179, 183, 192 Ашока (Ашокавардхана, Пиядарши, Пиядаси) 13, 30-33, 48-50, 54-57, 172, 174, 198, 208-209, 211-226, 232-233, 235-250, 255, 259-260, 265, 271, 289, 315, 337, 343-344, 355, 361, 363, 371-372, 378-380, 382-387, 401, 424, 436, 473, 488, 567, 578, 580, 586, 589, 593, 602, 606, 647-649, 651-652, 655, 672, 677, 688 Аютанайин 154

Баго Боддо 404

Бадараяна 545

Баден-Пауэлл Б. 292

Баладитья (Нарасинхагупта) 422-423

Баладэва 371

Баларама 371-372, 511, 515

Бали 510

Бана 251

Банерджи Дж. 399

Банерджи Н. 698

Банерджи Р. Д. 14, 82

Барпетт Л. 505

Баро А. 18

Барроу Т. 16, 103, 131, 133, 140-

141, 631, 646 Барт А. 18, 505 Баруа Б. М. 265-266 Бархадратхи (династия) 161 Басак Р. 242 Баудхаяна 148, 190, 461 Бахасатимита (Брихатсватимитра)

266, 656 Бейли Г. 392-393, 396, 398 Белинский В. Г. 25 Бенвенист Э. 172 Бергень Д.18 Берзина С. Я. 7 Бернштам А. Н. 391 Бехерт X. 17, 604 Бёйтенен И, ван 19 Бётлинг О. 25 Биардо М. 505 Бибби Дж. 100 Бимбисара 195-196, 229-230, 244,

356, 361, 381, 644 Биндусара 208-213, 222, 371, 589,

593 Бируни (Беруни) Абурейхаи 10, 57,

401, 475, 549, 555-556, 703 Блумфильд М. 19 Бодевип X. 18, 143 Бо-дою 407

Бонгард-Левин Г. М. 7, 561, 665 Бопп Ф. 16, 24-25


Ботто О. 19

Бравденштайн В. 131

Браун В. Н. 19, 172

Браун Д. К. 71

Браф Дж. 16

Брахма 154, 165, 167, 187-188, 351, 496, 507-510, 512, 532, 538, 545, 568, 589, 638, 643, 673

Брахмагупта 551-552, 555

Брахмадатта 161

Брелёр Б. 665

Брихадашва 669

Брихадратха 248, 251

Брихаспати 177-179, 276, 327, 567, 643, 670, 699

Брихатсватимитра (Бахасатимита) 656

Будда (Сиддхартха Гаутама Шакь-ямуни) 47-50, 194-195, 214, 220, 232, 236, 238, 240, 244-245, 247, 283, 303-304, 310, 321, 332-334, 337-347, 349-361, 382, 386, 387, 402, 404-406, 449, 480, 486-487, 491-494, 496-501, 504, 511-512, 524, 558, 570, 575-576, 580-583, 589, 597, 599-600, 602, 664, 672-675, 695, 713

Буддхагупта 421

Буддхагхоша 49, 196, 213, 223, 228, 230-231, 234, 237-238, 272, 281, 283, 303, 319, 334, 607, 666-667

Буддхадатта 49

Бу-ди 601

Будон 57

Бусаса 198

Бхава 512

Бхаванага 413, 433

Вхагабхадра (см. Каушипутра Бха-габхадра) 373






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных