ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 33 страницаНадо, однако, подчеркнуть, что периоды господства Чолов мп Ланке способствовали некоторому сглаживанию межкультурны я, различий, возникавших в промежутках между ними, давн.нн возможность для распространения новых культурных явлений, которые не могли бы быть перенесены и восприняты в шиш время 63. Следствием процесса развития культурных различий между Ланкой и Южной Индией явилось, в частности, то, что в резут таге сингальская культура сохранила некоторые архаичные эл<- менты южноиндийской культуры даже после того, как они и. чезли в Южной Индии 64. Некоторые исследователи считают, что формирование у сии галов представления о противопоставлении своей культуры южи" индийской явилось одной из главных причин возникновение на Ланке исторической традиции65. Процесс формирования межкультурных различий оказал в и и яние и на отношение сингалов к отдельным феноменам севе|>" лидийской культурной традиции. Например, традиция «Рамен ны», в которой Ланка противопоставлена Индии, на высш<"" кодифицированном уровне сингальской культуры непопулярна (в отличие от стран Юго-Восточной Азии)66. Большое значение для формирования сингальской кул1 ■■ ры имело распространение на острове буддизма в III в. до и Это событие обычно связывается с религиозной политикой Ал ки (миссия Махинды)67, хотя процесс распространения будди был, очевидно, длительным и сложным. Распространение дизма «сверху», официальным путем привело, в частно к замещению богов «канонического» буддийского пантеона бо местных, более архаичных народных верований и культо Буддийская традиция сохраняется на Ланке в своей орто сальной форме — тхеравада, в которой она получила перв чальное распространение на острове и продолжала существо еще долгое время после того, как в Индии наступил упа буддизма. Не случайно ланкийские письменные источники хранили многие важнейшие свидетельства по древней исто Индии, которые отсутствуют в санскритских текстах. Буддизм становится «государственной религией» Ланки, а Ланка — центром тхеравады. В I в. до н. э. здесь, по преданию, был записан палийский канон («Типитака»), С Ланкой связана деятельность известного буддийского комментатора V в. Буддхагхоши. В Vb. комментаторская традиция на Ланке была в лучшей сохранности, чем в Индии. Прибытие на остров Буддхагхоши и его деятельность по переводу сингальских комментариев к буддийскому канону с древнесинг&льского на пали имели своей целью сделать сингальскую традицию более доступной, обеспечить ее распространение и за пределами Ланки 69. Наряду с тхеравадой на остров проникла и махаяна. В древней столице Анурадхапуре соперничали друг с другом приверженцы кинаяны и махаяны. Однако махаяна не играла в сингальской культуре такой значительной роли, как тхеравада 70. Буддийские монастыри были крупными центрами сингальской образованности, в монастырских библиотеках сохранялись и пе-рописывались не только местные хроники, но и североиндийские сочинения. Палийская литература Шри Ланки (прежде всего •Днпдвамса», «Махавамса», «Махабодхивамса», «Сасанавамса») цнпяется ценным источником для изучения истории и культуры дрснней Индии, раннесингальские сочинения и комментарии содержат подробные свидетельства о структуре буддийских мона-tvvupeu, значительно дополняя данные индийской традиции 71. Индия и страны Юго-Восточной Азии 72. Контакты населения Индии и Юго-Восточной Азии установились задолго до возншшо-Исмия первых государств на территории этих регионов. С народа-Ми Юго-Восточной Азии связано появление на п-ове Индостан \\т (санскритское название которого — vrihi, видимо, австроне-N Некое по происхождению). К австроазиатским языкам восходит по из санскритских слов со значением «плуг» — langala. Юго-неточная Азия была древним очагом бронзовой металлур-и v:l, и появление металла в Восточной Индии, очевидно, связано миграцией из Юго-Восточной Азии австроазиатских народов уида74. Развитие экономики и культуры народов Юго-Восточной Азии U-I тысячелетиях до н, э. привело к эволюции общественных мощений, образованию протогосударств, выработке соответству-Щ1>й терминологии, которая широко распространилась в резуль-•N! внутрирегиональных контактов и впоследствии не была вы-гпена индийской. Однако на протяжении I тысячелетия до н. э. древнеиндийская штлизация развивалась значительно интенсивнее, чем культура |юдов Юго-Восточной Азии, и потребность последних в выра-TiH! норм классового общества реализовалась во многом за счет имствования социального и культурного опыта Индии. Этому ин'обствовало то обстоятельство, что между двумя регионами на Г>»'же новой эры существовали регулярные отношения. Индоки- t\ п Индонезия под названиями Суварнабхуми и Суварнадвипа («Золотая земля» и «Золотой остров») упоминаются в пуранах, джатаках и многих других индийских памятниках. На базе индийской возникала местная письменность, в языки Юго-Восточной Азии вошло большое число слов из санскрита и пали (примечательно, что заимствования из живых индийских языков крайне редки, что свидетельствует о целенаправленном восприятии культуры, а не о контактах на бытовом уровне)7". Распространились индийские религии — индуизм и буддизм, литература, искусство, система летосчисления и т. д. Широко употреблялись индийская ономастика н топонимия: местные государ ства носили индийские названия — Камбуджадеша, Чампа, АЙ одхья (Аютия). Получила распространение и индийская систему четырех варн. Весьма заметным было индийское влияние в обла сти титулатуры на всех ступенях иерархии (как высших, так и низших). Санскрит (особенно на раннем этапе формирования государст венности) был языком официальных документов. Более того, вес ранние надписи (от односложных на печатях, кольцах и т. д., обнаруженных при раскопках в Ок-эо на мысе Камау во Вьетни ме, до больших стихотворных текстов) составлялись на санскрите Древнейшей более или менее подробной надписью на территории Юго-Восточной Азии считается санскритская надпись Во-кшп. (р-н Ня-чанга в южной части Центрального Вьетнама), датируемил III в. н. э. После этого санскритские надписи в государствах Ют Восточной Азии имели хождение на протяжении более тысячи лет, хотя их роль была неодинакова в различных регионах и и разные периоды. Если вначале санскрит был единственным языком эпигрп фики, то с середины I тысячелетия н. э. появляются надписи на местных языках, которые постепенно становятся преоблн дающими. Так, на Яве санскритские надписи составляют лини около 5% всех опубликованных материалов эпиграфики, п т» же время в Камбуджадеше и Чампе доля санскритоязычны надписей куда более значительна — в Чампе, например, боле трети всех материалов эпиграфики 76. Глубокое воздействие индийской культуры на цивилизациг народов Юго-Восточной Азии привело националистически настр(енных индийских историков к ошибочным выводам о характер отношений между Индией и народами этого региона. Все среди» вековые государства Юго-Восточной Азии объявляются индийски ми «колониями», хотя даже в самых ранних санскритоязычнм надписях встречаются вкрапления местных терминов (прежл всего титулатуры), для которых не было санскритских эквипп лентов 7Т. В целом представляется справедливым мнение видного тл ландского ученого Я. де Каспариса о том, что характерной черти» индийского влияния в Юго-Восточной Азии была его свя:н, ■ общеиндийской традицией в противовес многочисленным ли кальным 78. Приведенные в этой главе материалы далеко не исчерпывают исего богатейшего фонда сведений (и письменных источников, и археологии) об историко-культурных контактах Индии в древности. Но и они позволяют представить масштабы связей народов Индии с другими народами Востока и греко-римским миром. Только при учете этого многостороннего процесса можно правильно понять характер древнеиндийской цивилизации, оценить ее вклад и мировую культуру. Ранее популярный в индологии тезис о замкнутом характере древнеиндийской культуры, ее изолированности пт культур других регионов древнего мира должен быть пере-i мотрен. Эяк. 3843 ПРИМЕЧАНИЯ Введение 1 Один из крупнейших историков Индии, Р. Маджумдар, писал: «Этт 2 На Цейлоне (Шри Ланка) уже в древности было составлено несколько 3 Si-Yu-Ki. Buddhist Records of the Western World. Vol. 1. L., I'Mill 4 См.: Historians of India, Pakistan and Ceylon, с 57. 5 См.: M.A. Дандамаев. Индийцы в Иране и Вавилонии в Ахеменидгкп!» 8 Подробнее см.: A. Dihle. The Conception of India in Hellenistic unit Roman Literature, — «Proceedings of the Cambridge Philological Society 1964, vol. 10. 7 Появились «География» Страбона (около начала нашей эры), «Мн 8 «География» Эратосфена (Ш-И вв. до н. э.), «Естественная и< t.. 9 См. также: Арриан. Анабасис Александра V. 4.3-4. 10 Г.М. Бонгард-Левин, С. Г. Карпюк, Сведения о буддизме в анти- 11 Абурейхан Вируни. Избранные сочинения. Т. 2. Индия. Таш.,: Chicago, 1968; H.de Lubac. La Rencontre du Bouddhisme et de I'Occi i P., 1952; см. также: A Handbook tor Travellers in India, Pakistan, N-Bangladesh and Sri Lanka (Ceylon). L., 1975. 13 См.: A Cultural History of India. Ox., 1975; A. J. Greenberger British Image of India. A Study of the Literature of Imperialism,!■■ 1960. L., 1969; H. oon Glasenapp. Das Indienbiid deutscher Denker. Mini I.Knrt, I960; A. L. Wilson. A Mythical Image: The Ideal of India in German Komanticism. Durham, 1964; D. Riepe, The Philosophy of India and its Impact on American Thought. Springfield, 1970; J. T, Reid. Indian Influences In American Literature and Thought. Delhi. 1965. 14 Подробнее см.: S.N. Mukherjee. Sir William Jones: A Study in 15 Еще в XVI в. флорентийский купец Филиппе Сассети в одном из 10 W. Robertson. A Historical Disquisition Concerning the Know-lodge 17 Об основных этапах развития британской историографии см. также: 18 Подробнее см.: D. Kopf. British Orientalism and the Bengal Renais- 19 К сожалению, у нас нет возможности дать ссылки на работы всех w Подробнее см.: J.W. de Jong. A Brief History of Buddhist Studies Hi Europe and America. Varanasi, 1976; R. Yamada. A Bibliography of Studies mi Sanskrit Buddhism. — Annual Report of the Faculty of Arts and Letters. Vol. 8. Tohohu University, 1957; P. Beatrix. Bibliographic du bouddhisme. T. 1. Bruxelles, 1970; N. N. Bhattacharyya. History of Research on Indian llmldhism. Delhi, 1981. " См.: R. Thapar. Interpretation of Ancient Indian History. — «History niiil Theory». 1968, vol. 7, № 3, с 320-332. '" Большую известность получила книга А. Л. Бэшема «Чудо, которым Пыла Индия», переведенная на многие языки мира, в том числе на русский 111)77). '" Подробнее см.: German Indology. Past and Present. Bombay. 1969. '•'' W. Ruben. Die gesellschaftliche Entwicklung im alten Indien. Bd 1-i II., 1967-1973 (см.: A. M. Самозванцев. Проблемы социально-эконо-'п'и'ских отношений древней Индии в трудах В. Рубена. — НАА. 1974, ' I); ом же. Kulturgeschichte Indiens. В., 1978. "' Г.С. Мэн. Деревенские общины на Востоке и Западе. СПб., 1874, И. '" Подробнее см.: A.M. Осипов. Заметки о некоторых современных ригштах по древней истории Индии. — НАА. 1961, № 1. " См., например: Sanskrit Studies in India 1979-1981. Delhi, 1981. *M D.C. Sircar. Deterioration in Indian Historical Scholarship. — «The (Jlinrterly Review of Historical Studies». 1963-1964, vol. 3, № 1-2. UB Книга два раза издавалась па русском языке — в 1950 и 1975 гг. :|" Переведена на русский язык: Рабство в древней Индии. М., 1964. 11 Ряд его работ был издан на русском языке, например: Культура и "" Локаята даршана. M., 1961; Индийский атеизм. М., 1973; Живое и мертвое в индийской философии. М., 1981. ";| См.: Г. А. Зограф. Роберт Христианович Ленд (1808-1836). — «Ученые шниски Ленинградского гос. ун-та». 1960, № 279, серия востоковедных мпук, вып. 9. " См.: Л. 3. Мсерианц. Из истории ориенталистики в России. Материи иы для биографии проф. П. Я. Петрова. ~ Древности восточные. Труды Восточной комиссии Императорского Московского археологического о ва. М., 1913, т. 4. Протоколы, с. 5-6. 35 К. А. Коссович. Вступительная лекция о санскритском языке 36 Следует прежде всего отметить работу: В. П. Васильев. Буддиз' 37 Подробнее см.: Иван Павлович Минаев (сб. статей). М., 1967. зя См.: Ф. И. Щербатский, С.Ф. Ольденбург, М.И. Тубянский, Институт изучения буддийской культуры. — «Известия АН СССР». Л., 1927, серия 6, № 18. 38 С. Ф. Ольденбург. Современная постановка изучения изобраз 40 С.Ф. Ольденбург. О документе в феодальной Индии. — «Соо щения Государственной академии истории материальной культуры». М. Л., 1932, № 9-10. (Показательны и его рецензии па работы индийск ученых, посвященные социально-экономическим отношениям в древн Индии (например: О некоторых новых индийских работах по истории экономике Индии. — Библиография Востока. Л., 1934. № 2-4). 11 К. Маркс и Ф.Энгельс. — Т. 9 (работы К. Маркса и Ф. Энгел са даны по второму изданию Сочинений). 42 Некоторые черновики работ К. Маркса изданы: К. Маркс. Фо 43 А. Мишулин. Античная Индия. — «Борьба классов». 1934, № 9; 44 Научная литература по источниковедению поистине огромна, и со 45 Подробнее см.: J. Gonda. Vedic Literature (A History of Indian L 46 См.: Д. С. Сиркар. Древние индийские надписи. — ВДИ. 1962, ]М° 47 См., например: Т. R. Sharma. Personal and Geographical Names 48 См.: Г. M. Бонгард-Левин. «Йндика» Мегасфена и надписи Ашоки _ 4Э См.: С. S. Upasak. The History and Palaeography of Mauryan Brah mi Script. Patna, 1960; Y. Buhier. Indian Palaeography. Calcutta, 1959 R.B. Pandey. Indian Palaeography. Varanasi, 1957; A. H. Dani. India Palaeography. Ox., 1963. 50 Между санскритом как одной из разновидностей древнеиндийског языка и среднеиндиискими языками не существует непосредственной прв емственяости, однако разговорные среднеиндийские языки оказали влия кие на санскрит (подробнее см.: В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Санскрит М., 1960; В. В. Вертоградова. Пракриты. М., 1978; S.K. Chatterji, A. Sen. A Middle Lndo-Aryan Reader. P. 1-2. Calcutta, 1960; F. Edgerton. Prakrit tmderlied Buddhist Hybrid Sanskrit — BSOAS. 1937, vol. 8). &1 См.: M.A. Mehendale. Historical Grammar of Inscriptional Prakrits. Poona, 1948. 52 См., например: H. Luders. Mathura Inscriptions. Gottingon, 1961. 53 См.: Th. Damsteegt. Epigraphical Hybrid Sanskrit. Leiden, 1978. 54 Подробнее см.: H.D. Sankalia. Indian Archaeology Today. Delhi, 1979; 55 См.: H.D. Sankalia. Ramayana: Myth or Reality. Delhi, 1973; Ma- 66 См.: J, Marshall. Taxila. Vol. 1-3. Cambridge. 1951; Г. Ф. Ильин. 67 См.: Y.D. Sharma. Exploration of Historical Sites. — AI. 1953, №9; 53 См.: W. Wheeler. Arikamedu. An Indo-Roman Trading-Station on the Kast Coast of India. — AI. 1946, № 1; India and Italy. 59 См., например: J. Marshall. Guide to Safichi. Delhi, 1936; G. Yaz- 60 Основную литературу последних лет см.: R. N. Dandekar. Vedic Bib 61 P.L. Bhargava. India in the Vedic Age. Lucknow. 1971; A. Ch. Das. 62 См.: В. Г. Эрман. Очерки истории ведийской литературы. М., 1980. нической прозы. М., 1981. 64 См.: Т. Я. Елизаренкова. Грамматика ведийского языка. М., 1982. е5 Список основной литературы приведен в кн.: J. Gonda. Vedic Literature. eG К. S. Macdonald. The Brahmanas of the Vedas. Delhi, 1979; The Vedic Age (History and Culture of the Indian People, vol. 1). L., 1951; P. Basu. Indo-Aryan Policy. Rigvedic Period. Delhi, 1977. 67 Я N. Dandekar. Vedic Mythological Tracts, Delhi, 1979; он же. Exercises 68 См.: Aryan and Non-Aryan in India. Ann Arbor, 1979. 69 См.: Атхарваведа. Избранное. Пер., коммент. и вступ. ст. Т.Я. Елиза- 70 См.: N.J. Shende. The Religion and Philosophy of the Atharvaveda. 71 Historical and Critical Studies in Atharvaveda. Ed. by Suryakant Bali. " См.: J. Gonda. Vedic Literature, с 360. 73 A. C. Banerjee. Studies in the Brahmanas. Delhi, 1963; H.W. Bo-dewitz. 74 См.: J.С. Heesterman. The Ancient Indian Royal Consecration. The 75 См.: К. Mylius. Geographische Untersuchungen zur Entstehungsge- УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Абаев В. И. 131 Абисар 200 Абхиры (династия) 431 Авалокитешвара 494, 496-497 Август 396-397, 439, 593 Аврелиан 408, 593 Аврора 177 Агни 152, 178-179, 183, 185, 192, 515, 642 Агнямитра 253 Агранал Д. П. 80, 93-94, 117, 134, 618 Аграмес 202-204, 207 Агхара 376 Аделунг Ф. 24 Аджаташатру (пал. Аджатасатту) 195- 197, 244, 304, 333, 416 Аджигарта 152 Аджита Кесакамбали 333-334 Ади-будда 498-499 Адити 178, 642 Адитьи 178, 642 Адриан 593 Аз I 392-393, 681 Аз II 392 Азилис 392 Айрьяман 177 Айянгар С. 692 Акщобхья 498 Алаев Л. Б. 7, 28, 292 Аларих 696 Александр Македонский 9, 15, 22, 54-55, 197-204, 206, 208-209, 216, 225, 252, 259, 285, 291, 363, 371, 378, 380, 453, 586, 589, 592-594, 596 Александр (царь Эпира) 214, 593 Алексеев В. П. 71 Алиханова Ю. М. 28 Альбаум Л. И. 599 Альтекар А. С. 660, 692 Амарасинха 52, 479, 690 Амбапали 669 Амбхи 207 Амгия 263 Амктабха 405, 494, 497-498 Амитрагхата (Амитрохада) 210 Амогхасиддхи 498 Анандивардхана 444 Ананта (Щеша) 509 Анатхапиндика 356 Анахита (Нана) 404 Ангирас 165 Андрокотт (см. Чандрагупта) Андросов В. П. 7, 705 Андхрака 653 Андхры (династия) 261-262, 655 Анируддха 508, 512 Ансари 3. Д. 116 Антиалкид 254, 373 Антигон 209, 593 Антигон Гонат 214 Антиох 210, 593 Антиох II Теос 214 Антиох Великий 249 Антонин Пий 593 Антонова К. А. 28 Ануруддха 195 Апастамба 190, 316, 328, 638 Апилака 264 Аполлодор 252 Аполлодот 390 Аполлоний Пергский 553 Аполлоний Тианский 10, 272, 3 593 Аппиан 209 Арада 341 Ардашир I 408 Арджуна 159, 375, 413, 511, 519-Ардохш 404 Аристобул 9, 54, 109,199, 269, 84 592 Аристотель 54, 567 Арманд Ж. 68 Арриан 55, 197, 199-201, 282, 28 374, 586, 592, 610, 639, 659-6 Артаксеркс II 586, 592 Арьябхата 57, 529, 549-554, 550 Арьяман 177, 642 Арьясанга (Асанга) 503 Арьяшура 49 Асахая 476 Атрея 536 Атро (Атшо) 404 Ауграсайнья 202 Аухвалл Р. С. 116 Афиней 210-211 Ахемениды (династия) 9, 197-10 291, 455, 586-587 Ахурамазда 177, 197, 402, 404 Ашвагхоша 52, 56, 340, 401, 410, 489, 533, 572, 583, 602 Ашвины 178-179, 183, 192 Ашока (Ашокавардхана, Пиядарши, Пиядаси) 13, 30-33, 48-50, 54-57, 172, 174, 198, 208-209, 211-226, 232-233, 235-250, 255, 259-260, 265, 271, 289, 315, 337, 343-344, 355, 361, 363, 371-372, 378-380, 382-387, 401, 424, 436, 473, 488, 567, 578, 580, 586, 589, 593, 602, 606, 647-649, 651-652, 655, 672, 677, 688 Аютанайин 154 Баго Боддо 404 Бадараяна 545 Баден-Пауэлл Б. 292 Баладитья (Нарасинхагупта) 422-423 Баладэва 371 Баларама 371-372, 511, 515 Бали 510 Бана 251 Банерджи Дж. 399 Банерджи Н. 698 Банерджи Р. Д. 14, 82 Барпетт Л. 505 Баро А. 18 Барроу Т. 16, 103, 131, 133, 140- 141, 631, 646 Барт А. 18, 505 Баруа Б. М. 265-266 Бархадратхи (династия) 161 Басак Р. 242 Баудхаяна 148, 190, 461 Бахасатимита (Брихатсватимитра) 266, 656 Бейли Г. 392-393, 396, 398 Белинский В. Г. 25 Бенвенист Э. 172 Бергень Д.18 Берзина С. Я. 7 Бернштам А. Н. 391 Бехерт X. 17, 604 Бёйтенен И, ван 19 Бётлинг О. 25 Биардо М. 505 Бибби Дж. 100 Бимбисара 195-196, 229-230, 244, 356, 361, 381, 644 Биндусара 208-213, 222, 371, 589, 593 Бируни (Беруни) Абурейхаи 10, 57, 401, 475, 549, 555-556, 703 Блумфильд М. 19 Бодевип X. 18, 143 Бо-дою 407 Бонгард-Левин Г. М. 7, 561, 665 Бопп Ф. 16, 24-25 Ботто О. 19 Бравденштайн В. 131 Браун В. Н. 19, 172 Браун Д. К. 71 Браф Дж. 16 Брахма 154, 165, 167, 187-188, 351, 496, 507-510, 512, 532, 538, 545, 568, 589, 638, 643, 673 Брахмагупта 551-552, 555 Брахмадатта 161 Брелёр Б. 665 Брихадашва 669 Брихадратха 248, 251 Брихаспати 177-179, 276, 327, 567, 643, 670, 699 Брихатсватимитра (Бахасатимита) 656 Будда (Сиддхартха Гаутама Шакь-ямуни) 47-50, 194-195, 214, 220, 232, 236, 238, 240, 244-245, 247, 283, 303-304, 310, 321, 332-334, 337-347, 349-361, 382, 386, 387, 402, 404-406, 449, 480, 486-487, 491-494, 496-501, 504, 511-512, 524, 558, 570, 575-576, 580-583, 589, 597, 599-600, 602, 664, 672-675, 695, 713 Буддхагупта 421 Буддхагхоша 49, 196, 213, 223, 228, 230-231, 234, 237-238, 272, 281, 283, 303, 319, 334, 607, 666-667 Буддхадатта 49 Бу-ди 601 Будон 57 Бусаса 198 Бхава 512 Бхаванага 413, 433 Вхагабхадра (см. Каушипутра Бха-габхадра) 373 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|