ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 32 страницаИндия и Средняя Азия. С эпохи глубокой древности тесные историко-культурные контакты связывали Индию и Среднюю Азию — эти два самобытных очага культуры Востока. Материалы археологии показывают, что уже для эпохи палеолита характерна определенная типологическая близость между культурами Южного Таджикистана и соанской культурой Се-mtpo-Западного Индостана. Особенно интересный материал был получен в результате исследований В. А. Ранова в горных районах Таджикистана 28. В неолитическую эпоху многие территории Средней Азии и (!оверной Индии входили в широкую область распространения близких друг другу земледельческих культур, где проходили входные процессы общественного развития, приведшие к возникновению городских цивилизаций, а позднее и государств. Сравнительное изучение неолитических культур Средней Азии и Индии дает возможность более детально представить истоки земледельческих цивилизаций юга Средней Азии и Северной Индии, в частности проследить этапы вызревания предхараппских и ха-раппских поселении29. В результате новых исследований российских археологов в Алтын-депе, в Южной Туркмении (недалеко от Ашхабада), было установлено наличие контактов между городами долины Инда и поселениями эпохи бронзы Южной Туркмении — контактов, относившихся к периоду расцвета хараппской цивилизации 30. Некоторые предметы находят параллели в культуре Ха-раппы — изделия из металла, слоновой кости, сегментированные бусы из фаянса, керамика. Следует отметить как привозные вещи из Индии, так и предметы, которые несут на себе явные следы индийского влияния. Особый интерес представляет открытие в Алтын-депе протоиндийской печати с двумя знаками. В. М. Массой обратил внимание на тот факт, что на печати отсутствуют изображения жи вотных и нанесены только пиктограммы. Это, по его мнению позволяет сделать предположение, что кто-то из жителей Алтын депе умел читать этот «текст». В. М. Массой склоняется к вы воду, что древнее население юга Средней Азии было дравидо язычным (протодравиды)31. Раскопки российских археологов в Средней Азии дали новы я весьма важный материал для решения такой остродискуссион ной проблемы, как арийская. По мнению Б. А. Литвинского " А. М. Мандельштама, с материальной культурой арийских (или даже индоарийских) племен могут быть сопоставлены находки из могильников Южного Таджикистана ш. При этом они указали на близость открытого в могильниках инвентаря с предметами, используемыми в погребальной практике ведийских племен, отраженной в «Ригведе». Это предположение заслуживает особого внимания в свете новых открытий в Пакистане (в Свате). Ми териал из пакистанских могильников имеет много общего с среднеазиатским. В качестве специального периода в истории среднеазиатск индийских связей следует выделить период Ахеменидской де жавы и похода Александра Македонского. Во II в. до н. э., когда сакские (шаки) и другие племе двинулись через Памир в Северную Индию, они принесли с бой многие элементы и традиции среднеазиатской культуры, Можно указать, например, на находки особых железных меч в Таксиле, которые, как полагают ученые, восходят к племен Средней Азии, и бронзовых дисковидных зеркал, которые бм распространены в Средней Азии. С сакскими племенами, возм но, связано и широкое распространение в Северной Индии ко ницы и конского снаряжения. Наибольшего размаха связи Средней Азии с Индией достигли в Кушанскую эпоху, в период создания Кушанской империи, когда многие территории Средней Азии и значительная ч;н п. Северной Индии вошли в состав одного государства34. Суд л пи надписям Кушанской эпохи, жители Средней Азии, поселивши- i. в Индии, приняли буддизм и даже занимали государственные должности. В начальный период существования Кушанского государства Средняя Азия во взаимоотношениях с Индией играла ведущую роль. Индийское влияние ощущалось гораздо меньше, и лишь позднее, в связи с распространением буддизма, воздействие культурных традиций Индии стало весьма значительным. Это видно при изучении памятников искусства Кушанской Бактрии. Раскопки Г. А. Пугаченковой (скульптура Халчаянского дворца) дали чрезвычайно интересный материал для сравнения с художественными традициями Матхуры 35. Так, одежда и головные уборы халчаянского правителя, его вельмож и воинов имеют аналогии в матхурской скульптуре — факт, свидетельствующий о среднеазиатском влиянии на Кушанскую Индию. Одеяние хал-чаянских персонажей может быть сравнимо с одеждой Каниш-ки (известная статуя из Матхуры) и изображениями на ганд-харских рельефах первых веков нашей эры. Важные свидетельства о развитии бактрийского искусства и гшоху Кушан и характере влияния на него индийской культуры Пыли получены при раскопках Дальверзин-тепе на юге Узбекистана 36. Недалеко от городской стены было раскопано небольшое Ауддийское святилище (размером 10x11 м). Здесь сохранились остатки ступы, которая была украшена многочисленными скульптурами. Археологи выделяют в святилище два основных помещения — кумирню и «зал царей». Буддийское святилище было построено, очевидно, в начале нашей эры. Об этом говорят найденные монеты Кадфиза I и Кадфиза II. Пышно был оформлен «нпл царей» — скульптурная композиция состояла из фигур Нудды, фигур монахов, знатных мужчин (вероятно, членов царского рода), их жен и сановников. При раскопках Дальверзин-тепе был обнаружен еще целый (шд предметов, имеющих явно индийские параллели и даже пришитых из Индии. Таковы, например, гребень из слоновой кости о изображениями (на одной стороне — знатная дама и ее слу-иашка, на другой — супружеская пара, едущая на слоне, и девушка, показывающая им путь), шахматные фигурки из слоно-мий кости (зебу и слон), золотые браслеты, аналоги которым обнаружены в слоях Таксилы I в. н. э., гадательная кость явно индийского происхождения 37. Находка шахматных фигур (в Индии эта игра была известна под названием «чатуранга») говорит об очень раннем знакомстве жителей Средней Азии с этой индийской игрой (с древними традициями Индии связано изоб-рлжение зебу в качестве одной из фигур для игры)38. Следует упомянуть и об оттиске печати, сделанном на одном из кирпичей: пнпбражение Будды, сидящего на лотосе. Очевидно, эта печать принадлежала одному из местных мастеров, последователю учения Нудды. Однако самым значительным в Дальверзин-тепе явилось открытие клада золотых предметов, относящихся ко второй поло- вине I в. н. э. В кувшин были вложены различные золотые украшения (обручи, серьги, бляхи), имеющие аналоги в искусстве Гандхары, но главная ценность — золотые слитки с надписями на кхароштхи39. Всего открыто 11 надписей — десять на золотых брусках и одна на золотой пластинке. Надписи сделаны ни пракрите гандхари, который был распространен в северозападных областях Индии, входивших в империю Кушан. Эти надписи отличны от остальных, в большинстве своем посвятительных, и содержат сведения о весе бруска, имени владельца и т. д. В тексте есть упоминание и о шраманах, которым, очевидно, первоначально и принадлежало золото. Несмотря на краткую информацию, которую дают надписи из Дальверзин-тепе, значение их весьма велико: они дополняют материалы не только о связях древней Бактрии с Индией, на и о жизни буддийских общин в Средней Азии. В результат» открытий в Дальверзин-тепе наука обогатилась новыми и весьма ценными сведениями, раскрывающими характер связей Средней Азии с Индией, пути и формы обмена культурными достижениями. Следующий этап, связанный со значительно большим влиянием индо-буддийских традиций, хорошо прослеживается по материалам раскопок в Кара-тепе (экспедиция под руководством Б. Я. Ставиского)40. Открытие буддийского монастыря в Кара-тепе (недалеко от Термеза) — яркое свидетельство распространения буддизма в Средней Азии. (Термез, как показывают нумизматические находки, существовал еще в Ш-П вв. до н. э,, но особого развития достиг в эпоху Кушан.) Архитектура этого пещерного буддийского комплекса, находки ряда предметов (крышек в виде лотоса, зонтиков-чхатр и др.), надписи на сосудах и стенах говорят о явном влиянии индийских традиций. В частности, для Средней Азии пещерные комплексы нехарактерны, но они типичны для древней Индии. При раскопках выявлено несколько пещерных помещений, часть которых пргд ставляла собой небольшие пещерные храмы, состоявшие и i замкнутых святилищ, окруженных со всех сторон обходными коридорами. Можно проследить процесс творческого освоения местным населением индийских традиций. Это показывает, например, планировка помещений (строительство обходных коридоров, что характерно для местных строительных канонов), но особенно материалы эпиграфики. Последователи буддизма в Бактрии hi просто переводили с санскрита и пракрита буддийские тексты, но и по-своему их трактовали. Разрабатывались местные варианты индийских шрифтов. Особо следует отметить открытие билингвы — на брахми и Кушанском письме. Большая близость надписей Кара-тепе с некоторыми индийскими эпиграфическими памятниками указывает на проникновение письменной традиции непосредственно из Индии. Надписи (как правило, весьма фра г ментарные) выполнены письмом брахми и кхароштхи. Судя по пракритским надписям, пракрит подвергся влиянию санскрита — процесс, который был характерен и для Кушанских надписей Индии. Некоторые надписи явно указывают на влияние местного бактрийского языка, который проникал в различные сферы культуры. Исследуя надписи из Кара-тепе, венгерский ученый Я. Харматта и российские исследователи В. В. Вертогра-цо»а и М. И. Воробьева-Десятовская пришли к выводу, что в Кара-тепе в Кушанскую эпоху находились последователи буд-цийских школ сарвастивада и махасангхика 41. Недалеко от Кара-тепе Л. И. Альбаум открыл другой, не менее интересный буддийский комплекс — Фаяз-тепе *2. Были Iни;копаны храм со ступой, примыкающая к нему монастырская чисть и хозяйственные помещения. Нумизматические находки | н том числе монеты Канишки, Хувишки и Васудэвы) позволяют датировать памятник 1-Ш вв. н. э. При раскопках помещений «и стенах были открыты росписи, преимущественно буддийского к принтера (изображения Будды и донаторов). Обнаружены и i ниняно-алебастровые скульптуры. Однако наибольший интерес представляет скульптурная композиция — Будда, сидящий под петиями дерева, а по обеим сторонам от него — монахи. Работа чмполнена очень тщательно и по манере напоминает лучшие произведения гандхарского искусства. Польшей научной удачей явилось открытие в Фаяз-тепе прак-иитеких надписей (их исследованием занимается М. И. Воробьева-Чееятовская), выполненных письмом кхароштхи. Обычно они цдержат имена буддийских донаторов и части священных «буд-(иГн:ких формул». В ряде надписей встречается указание на 'иколу махасангхиков, что согласуется с данными из Кара-тепе. буддизм сохранял свое значение в Средней Азии и в период теле Кушан. Об этом известно не только из письменных ис-■ ччииков, но прежде всего благодаря открытиям археологов. Инибольший интерес представляют раскопки в Таджикистане на Аджина-тепе. Лджина-тепе — это небольшой холм размером 100x50 м. \i\vr.b археологи под руководством Б. А, Литвинского открыли \'ддийский монастырь, скульптуру и живопись 43. Судя по мно-|>ч меленным монетам (их более 300), монастырь функционировал VII — начале VIII в. н. э. (об этом свидетельствует и надпись п Прахми из Аджина-тепе, датируемая VII—VIII вв. н. э.; к "жнлению, текст сохранился плохо, но буддийский характер |> очевиден). Это был единый ансамбль построек жилого и куль-iiimro характера. Монастырь в Аджина-тепе состоял, как это арактерно для буддийских монастырей, из двух частей — хра-■инпй и монастырской. Самая впечатляющая деталь храма — i рпмная статуя Будды (около 12 м), пребывающего в нирване. размерах статуи красноречиво говорят, например, следующие ■ифры: ладонь Будды — 132 см, ступни — от 165 до 190 см, рнп.цы ног — до 46 см. Монастырь был построен в соответствии с общебуддийской
традицией, которая лучше всего прослеживается по памятника Индии. Влияние индийского буддийского искусства совершен» очевидно. Однако тохаристанские мастера не слепо следовали общепринятым канонам. Именно раскопки на Аджина-тепе поки зали, насколько стойкими были местные традиции и наскольки своеобразными были архитектурные и художественные школы древнего Тохаристана. Местные ваятели и живописцы, строители и архитекторы использовали уже сложившиеся в Средней Азии традиции и навыки, умело сочетая их с культурными нормами соседних стран, прежде всего Индии и Афганистана44. Подлинное сокровище Аджина-тепе — глиняная скульптуры, Здесь также прослеживается влияние индийского искусства ни ряду с местными бактрийско-тохаристанскими чертами. Помимо сильного влияния гандхарских традиций заметно воздействие гуптского искусства: это проявляется и в одежде, и в передач^ причесок Будды. При раскопках последних лет была открыта скульптурная композиция, в которой запечатлелось предание о том, как царевич Сиддхартха, прежде чем покинуть «мир», прощался со своим конем Кантакой. Из археологических открытий, пожалуй, самое интересное -письменные памятники: буддийские санскритские рукописи пи письме брахми. На холме Занг-тепе (в 30 км от Термеза) были раскопана укрепленная усадьба VII в. н. э. и обнаружены фрагменты двенадцати санскритских буддийских рукописей ни бересте. Палеографически они близки к гильгитским рукописям литературы «Праджняпарамиты» и датируются примерно VII VIII вв. н. э. Чтение фрагментов, написанных на различны! вариантах брахми, показало, что они представляют собой часп буддийского канонического сочинения («Виная-питака»). В ни: рассказывается, например, о собрании общины, о подаяниях о совершении монахом недобродетельного поступка и т. д. Большой научный интерес представляет санскритская бу дийская рукопись, найденная недалеко от руин древнего город; Мерва (Туркмения). Рукопись была обнаружена в сосуде, в ко| тором находились также сасанидские монеты V в. н. э. и каме ные статуэтки Будды. Она насчитывает более 150 листов; те к о нанесен на пальмовые листья, причем на некоторых сохранилао пагинация. Примерная датировка этого памятника— V-VI и н. э. Изучение текста показало, что рукопись включает несколы буддийских сочинений, в том числе ряд сутр и правила винац| Это была своего рода «сводка» различных буддийских тексто|| предназначенная для чтения буддистами-мирянами, фолькло ные мотивы соседствуют с выдержками из канона. В текс упоминается и писец, который принадлежал к сарвастивадиннт Это свидетельство весьма существенно для определения характи буддизма в Средней Азии. Наряду с данными дальневосточны текстов и археологическими материалами она позволяет опред§ ленно говорить о значительном влиянии в Средней Азии школ, сарвастивада. Для изучения индийско-среднеазиатских культурных связей, особенно в эпоху раннего средневековья, большой научный интерес представляют раскопки в Пенджикенте, Варахше и Аф-расиабе. Восточный Туркестан и Индия. Природные условия Восточного Туркестана в древности были менее суровы, чем в настоящее время: пустыня Такламакан была меньше, Тарим, Хотан и другие реки, стекающие с Тянь-Шаня и Куньлуня, полноводней. Но и тогда земледелие сосредоточивалось в оазисах и население страны было сравнительно немногочисленным. Оно состояло из разных этнических групп, преимущественно индоевропейского происхождения. Индоевропейский субстрат сложился из переселившихся еще во II тысячелетии до н. э. тохаро-язычных племен и пришедших позже ираноязычных племен, условно называемых хотано-саки. Кроме того, на территории Иосточного Туркестана проживали большие группы согдийцев и других выходцев из Средней Азии, а также индийцы. Большую роль в истории региона играли хунну и другие кочевые племена. Области Восточного Туркестана приобрели особое значение, когда был установлен Великий шелковый путь из Китая в Среднюю Азию, Парфию и далее к странам Средиземноморья. По-гтепенно здесь возникла целая серия городов-государств, на местной основе складывалось развитое общество, наблюдался подъем культуры. В конце II в. до н. э. китайский император Бу-ди делает попытки завоевать Восточный Туркестан. В ханьскую эпоху и позже страна в течение некоторого времени подпадала под власть Китая, появилось и китайское население; распространялись ки-гнйская письменность и некоторые элементы китайской культуры. Однако несравненно более важным и глубоким было вли-иние среднеазиатской и индийской цивилизаций, которые оказа-«к решающее воздействие на формирование специфической культуры Восточного Туркестана I тысячелетия н. э.45. Индийское влияние в Восточном Туркестане обусловливалось ««сколькими факторами. В юго-восточной части, в районе Нийя-Лоулани, образовалась большая колония индийцев. Найдены многочисленные документы на кхароштхи, которые позволяют представить жизнь местного населения, занимавшегося ремес-юм, сельским хозяйством, торговлей. Здесь было много буддий-чеих монастырей, развивалась индийская культура. Постоянный приток индийских торговцев, буддийских пропо-'и»дпиков и монахов, ремесленников, художников и т. д., привоз пответствующих товаров, ремесленных, литературных и худо-шттвенных произведений — все это увеличивало масштабы ин-шйского влияния46. Религиозные буддийские сооружения восходили к индийским фптотипам, хотя и не являлись их простыми копиями. «Посредником» между Восточным Туркестаном и Индией была Средняя иия. Кроме того, в Восточном Туркестане эти нововведения получали местную переработку. В результате возникли, например своеобразные виды башенных ступ, послужившие одним h.i источников последующего развития такого важнейшего типа кп тайской архитектуры, как пагода. Индийская струя в восточно туркестанском искусстве также была очень сильна. Язык многих обнаруженных здесь документов — санскрит или один из пракритов; письменность брахми использовалась неко. торыми местными языками; многие жители носили индийски* имена; служебная терминология нередко была индийской. Най-дены древнеиндийские литературные произведения на индийских языках и в переводах на местные (некоторые из них не обнару жены на территории самой Индии). Огромную ценность пред ставляют фрагменты некоторых произведений санскритской, буд дийской литературы, ранее известные только в китайских и тибетских переводах 47, а также драматических произведений, принадлежавших, в частности, Ашвагхоше. Кроме археологических данных мы имеем свидетельства си временников. Так, Фа Сянь говорил об одном из княжеств, ни ходившихся на востоке Синьцзяня: «Миряне и шраманы этой страны следуют религии Индии, только некоторые делают ти тщательней, а другие небрежней. При продвижении на запад нги минуемые страны подобны в этом отношении, только люди т личаются по языку. Однако те, которые считают себя ученикпми Будды, используют индийские книги и индийский язык*4". Особенно заметно проявилось индийское влияние в Хотаип Согласно китайским источникам, местная династия даже носили индийские имена и выводила свое происхождение от Ашоки '* Расположенный здесь буддийский монастырь Гомативихара счи тался в древности важнейшим центром буддийской учености В нем, по утверждению Фа Сяня, проживало одновременно дн 3 тыс. монахов 50. Другим важным центром индийского влиянии был г. Кучи (совр. Куча). Сюань Цзан насчитал в нем 100 ми< настырей и 5 тыс. монахов51. Исключительно важные археолог" ческие находки были сделаны также в Турфане. Огромный вклад в изучение индийской культуры Восточип Туркестана внесли отечественные ученые, прежде всего С. Ф. Оп денбург S2. Индия и Китай. Вследствие отдаленности друг от друга:in двух стран и трудностей сообщения между ними они долго tn.i< мало связаны между собой. Имеются сведения о существовали торговых путей между Индией и Китаем во II в. до н. э. Иич ная с I в. н. э. торговля постепенно росла. По суше она вопи главным образом через Синьцзян (Великий шелковый путь). '' через Бирму и Сычуань был более трудным и, видимо, ' не приобрел столь же существенного значения. По меь вершенствования судов и возникновения индийских тор| колоний в Индонезии и на Индокитайском полуострове ра лась морская торговля. Путешествие Фа Сяня морем из I' в Китай происходило в 414 г. по хорошо известному и о< If ному маршруту с о-ва Ланки в Кантон. Основными товарами, шедшими из Китая в Индию, были шелк и шелковые ткани. И обратном направлении везли хлопчатобумажные ткани, пряности, благовония, драгоценные камни, жемчуг. На товары обеих стран был устойчивый спрос. Второй век нашей эры ознаменовал собой начало китайской экспансии на запад. В связи с этим в обеих странах росло стремление установить политические контакты. Растущая торговля i чкже подталкивала к сближению. Однако до тех пор, пока '< верная Индия входила в состав Кушанской империи, непо-• родственные связи были затруднены из-за враждебных отношений между Кушанами и Китаем. А затем условия для них ■ глли малоподходящими вследствие политического хаоса и хозяйственной разрухи, воцарившихся в Китае с развалом империи Хинь (конец II — начало III в.) и дававших о себе знать и в последующее время. В периоды стабильности дипломатическая активность усиливалась. Так, в Северовэйском государстве с середины V в. менее чем за 70 лет побывало восемь посольств ни североиндийских государств. Лучшее знакомство друг с другом индийского и китайского народов привело к сближению между ними и в культурной области. Но Китай заимствовал Польше, чем давал. Важным обстоятельством, определившим такой характер культурных взаимоотношений, было распространенно в Китае буддизма53. По китайским преданиям, первое появление в Китае индиЙ-IIк.их буддистов-миссионеров относится к концу III в. до н. э. Имлее достоверным можно считать предание о прибытии в Ча-нднь в VI в. н. э. по приглашению китайского императора Минь-ли двух монахов — Дхармаратны и Кашьяпы Матанги. Тогда же, как утверждается, был основан в Чанани первый буддийский «пластырь. «В действительности, — пишет крупнейший знаток той проблемы Э. Цюрхер, — остается неизвестным, когда именно буддизм проник в Китай. Он должен был медленно инфильтри-цоинть с северо-запада, через две ветви континентального шел-ишюго пути... к Северо-Китайской долине, где в эпоху Младших Хань располагалась столица — город Лоян. Эта инфильтра-"|и| должна была иметь место между первой половиной I в. и. э.... и серединой I в. н. э., когда существование буддизма - рвые засвидетельствовано в синхронных источниках»54. По ■ пию И. В. де Йонга, древнейшее свидетельство о проникнове-II в Китай буддизма датируется 65 г. н. э.55. Несмотря на поддержку государства, буддизм долго не имел >бого успеха. Прочные корни он начал пускать только с сере-> и III в. В начале VI в. буддийские монастыри в Китае 1итывались десятками тысяч, а монахов и монахинь, согласно 'мйским данным, было будто бы свыше 2 млн.56. Из Индии:ito время группами и в одиночку прибывали в Китай уче-монахи. Китайские источники сохранили имена наиболее iil'iрславившихся из них. Но буддисты направлялись в Китай и из «буддийских» обласгей Средней и Центральной Азии. Одновременно росло число китайских паломников, прибывавших в Индию — «Священную землю* буддистов — для совершенствования: в буддийском знании, для получения рукописей канонических сочинений и просто для поклонения святым местам. Некоторый из паломников — Фа Сянь, Сюань Цзан, И Цзин — оставили описания своих путешествий, являющиеся важными источниками по истории Индии в древности и в раннее средневековье. Прибывшим в Китай и местным буддистам требовалось боль* шое количество религиозной литературы, и должны были быть. люди, способные читать ее в подлинниках на санскрите, пали и других языках и переводить на китайский. Существовала и устная традиция передачи текстов; возможно, что многие буддийские сочинения переходили из уст учителя к ученикам. Так, согласно традиции, кашмирский монах Сангхадэва по памяти перевел на китайский язык значительное по объему буддийской произведение. Для переводов составлялись целые группы, варианты переводов обсуждались, выбиралась необходимая терминология. Специальные люди были заняты переписыванием текстом, Это способствовало усвоению китайской интеллигенцией индийской терминологии и фразеологии, философских понятий, литературных жанров и т. д. Пробуждался интерес и к индийский науке: переводились научные трактаты по математике, астрономии и медицине, ко дворам правителей и знати приглашались индийские астрономы и врачи. При строительстве буддийски к храмов и монастырей заимствовался опыт индийского зодчестип, в частности в сооружении пещерных храмов. Первые предметы культового назначения в буддизме были по происхождению индийскими или создавались мастерами, приглашенными из Индии. Даже когда основными исполнителями стали китайски» мастера, они в течение многих веков следовали традициям индии ского искусства в живописи, скульптуре и художественны ремеслах. Приобрела распространение индийская музыка. Индия и Шри Ланка. С глубочайшей древности очень тг. ными были контакты Индии с Шри Ланкой 5Т. Это определяли > целым рядом обстоятельств: и географической близостью, и ногенетическими связями, и общностью многих историко-к; турных феноменов. Этой проблеме посвящено большое чи> работ58, хотя многие кардинальные вопросы остаются до ■ пор не разработанными. По справедливому замечанию X. f херта, усилия ученых были сосредоточены на изучении чи< ы фактологических аспектов взаимоотношений двух стран, область. исследований ограничивалась вопросами: «Откуда прибыло мм селение Ланки?», «когда и каким образом ланкийская тради ция заимствовала определенные элементы индийской культуры''-. «каков был вклад ланкийцев в развитие южноиндийской куц туры в целом?»59. Однако в результате многолетних исследои.< ний накоплено значительное число конкретных данных о и--литических и культурных взаимоотношениях обеих стран it иыявлены основные причины, определившие сходство и различие и развитии Индии и Шри Ланки. Ученые приступили к типологическому сопоставлению двух культур. В самых разных областях (материальная культура, религия, формы социальной организации, искусство) прослеживается однотипность ряда существенных элементов индийской и ланкий-ской цивилизаций. Это объясняется не только прочными связями днух стран, но и существованием общего культурного субстрата, нозникшего в глубочайшей древности. По своему происхождению остров является частью Деканского плато; пролив, отделяющий «го от материка, сравнительно мелок, ряд выступающих из воды островов (Адамов мост) делал возможным проникновение на Ланку отдельных групп людей из Южной Индии уже в эпоху палеолита60. Типологически близки неолитические культуры Южной Индии и Шри Ланки. Наукой установлено, что пример-пи в середине I тысячелетия до н. э. на острове появились нндоарийские по языку племена. Вопрос о том, с какой областью I ^ииерной Индии (западной или восточной) они были связаны, истро дискутируется в научной литературе, но генетическая иязь сингальского населения с этими «выходцами из Индии» ми подлежит сомнению. Показательно, что и историческая традиция острова сохранила воспоминание о появлении на Ланке индийских колонистов («Махавамса»)61. Эти две хотя и разные чо иремени, но весьма ранние основы (местная, связанная с Южной додравидийской Индией, возможно, веддоидная и индо-i|Mi искал, североиндийская) во многом определили этническую историю острова и характер взаимоотношений с северным со-цдом. Значительное воздействие на ланкийскую культуру ока-mm> также проникшее на остров (и постоянно пополнявшееся) Фииидоязычное население из Южной Индии. В ланкийской тра-шции сложилось различное отношение к этим двум зонам Индии, ■тминным с разными этнокультурными феноменами (неодина- ч.... лм было и отношение индийской традиции к Ланке, ее жите- iiiM и культуре). Начиная со II в. до н. э. Ланка стала подвергаться вторже-■шим из южноиндийского государства Чолов. Часто северные Фпнинции острова бывали заняты правителями из Южной Инин; сингальское правление сохранялось в южной провинции — 1'охнне. Это способствовало развитию культурной неоднородности mi жду северными и южными провинциями Ланки. Вторжения привели к формированию в среде сингалов про-ишпюставления своей культуры южноиндийской. Оно выража-"II., в частности, в создании определенной иерархии культур-11к феноменов: приоритет отдавался североиндийскому, который ■ иременем стал восприниматься сингалами как отличительный 1'и:шак «подлинной» сингальской культуры. В то же время in пространение южноиндийских культурных феноменов вос-пипималось как своего рода угроза самобытности сингальской улктуры и нередко встречало препятствия. Индуизм проник на Ланку в иной форме, чем в Южной Индии; как потенциал». нал опасность рассматривалась только его южноиндийская ши* ваитская форма. В индуистском пантеоне на Ланке Шива хотя и встречается, но не играет значительной роли; главный бо ланкийских индуистов — Вишну. Факт ограниченного воспр тия южноиндийского культурного влияния можно наблюда в частности, по процессу ассимиляции южноиндийских культур' традиций, которые приносили с собой различные этнические социальные группы населения, мигрировавшие с юга Индии, Например, в некоторых мифах боги южноиндийского происхож дения мигрируют на Ланку, но местные божества пытаются им в этом помешать, и лишь после преодоления препятствий индий > ским богам отводится подчиненное место в общей иерархии chiii гальского пантеона62. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|