ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 28 страницаПодверглась влиянию и индийская астрология. Об этом сви детельствует, например, «Явана-джатака». Д. Пингри прослежи вает корни многих индийских астрологических концепций в аст рологических построениях древних вавилонян и прежде всего греков. Интересное свидетельство о влиянии греческой астрологии содержится в труде Варахамихиры «Брихатсамхита» (II. 14), где цитируются слова Гарги (I в. до н. э.): «Греки — поистине варвары; но у них эта наука (астрология — daivavid) основательно развита. Поэтому даже их следует чтить как ринги» 16. Однако было бы ошибочным преувеличивать влияние науки других стран древнего Востока и античного мира на индийскую астрономию. Последняя развивалась в целом самостоятельно, и индийские астрономы в решении ряда важнейших вопросов пошли дальше своих зарубежных коллег, создали оригинальные теории, надолго пережившие их эпоху 17. Индийская астрономическая традиция оказала значительное влияние на другие культурные регионы. До пас дошли фрагменты астрономического сочинения сасанидского Ирана «Зидж-и-шах» (иногда его называют «Зидж-и-шахрияран»), первый вариант которого датируется 450 г. Столетие спустя, в 556 г., этот зидж (в арабоязычной научной литературе так называли астрономические таблицы, сопровождаемые необходимыми пояснениями) был значительно расширен за счет включения индийских и птолемеевских методов. Многие входящие в это сочинение параметры заимствованы из индийских сиддхант. Первые астрономические тексты на арабском языке, по-видимому, распространились в Синде и Аф- гннистане. В Синде в VIII в. появился «Зидж ал-Арканд», составленный на основе «Кхандакхадьякараны» — сочинения Брахмагупты. «Зидж ал-Арканд» неоднократно цитируется Бируни it «Индии» и в «Каноне Мас'уда». На сочинениях Брахмагупты, нидимо, основаны и другие два зиджа: «Зидж ал-Джами» и • Зидж ал-Хазур» — иранская модификация индийских и грече К последней трети VIII в. относится появление на арабском нзыке фундаментального астрономического сочинения «Большой синдхинд» ал-Фазари. Основой его послужил арабский перевод сочинения Брахмагупты «Брахмаспхута-сиддханта». Анализ зид-иш ал-Фазари показывает, что это не был простой перевод сочинения Брахмагупты: в состав зиджа вошел материал из «Сурья-сиддханты», «Зидж ал-Харкана», «Зидж-и-шаха», а также никоторые птолемеевские расчеты, зафиксированные в пехлевийской версии. Характерно, что ал-Фазари, например, вычисляет уравнение Солнца, пользуясь эпициклической моделью индийских источников, хотя сама модель в основе представляет собой модификацию эллинистической. Сочинение ал-Фазари положило нимало традиции «синдхинда» в мусульманском мире, проникшей ■I Западную Европу в ХП-ХШ вв. Вообще же название «синд-чипд» (от «сиддханта» и «Хинд» — название Индии) объединяло полую группу зиджей, написанных в русле индийской астрономической традиции; кроме сочинений ал-Фазари, Якуба-ибн-Та-|1ика к ним относится «Зидж» ал-Хорезми и ряда других авто-|юн. Показательно, что и позднее, когда в арабоязычную научную литературу стали внедряться птолемеевские методы и параметры, в ней продолжала существовать индийская традиция. 'Гик, даже в «Зидже» Яхьи-ибн-Аби Мансура, в котором наи-Оолее четко была представлена птолемеевская традиция, в теории затмений был использован метод, который применялся в Индии. На связь «Зиджа» ал-Хорезми с индийской традицией указы-ипл еще Бируни: «Что касается способов вычисления диаметров Солнца и Луны, как они приводятся в индийских зиджах, то ими те же, как и способ, который мы находим в зидже ал-Хорезми»18. Говоря о вычислении момента появления новой Луны, Нируни отмечал, что ал-Хорезми и другие багдадские астрономы • паяли это у индийцев»19. Современные историки науки также отмечают связь «Зиджа» нл-Хорезми с индийскими источниками: сравнение этого астро-нчмического сочинения с «Брахмаспхута-сиддхаитой» Брахмагупты показало, что данные о периодах обращения Солнца, Луны, Юпитера и Марса у ал-Хорезми мало чем отличаются от сведений Брахмагупты. Много общего с индийской традицией имеет и тригонометрическая часть «Зиджа» ал-Хорезми. Именно ему принадлежит огромная заслуга в систематическом изложении элементов тригонометрии на основе использования эллинистической и индийской традиций. Впервые в математике стран ислама ал-Хорезми ввел в употребление индийский синус, заменивший птолемеевские хорды. По свидетельству Бируни, первоначально таблица синусов была составлена для радиуса круга, равного 150 частям, как это было принято в индийской математике. В «Зидже» ал-Хорезми также вводится индийское понятие синуса-верзуса. В самой же Индии некоторые научные идеи Арьябхаты и его последователей, во многих отношениях опередившие науку других стран, не получили дальнейшего развития, они даже осуждались как противоречащие религиозной традиции, а астрономия все больше вытеснялась астрологией. На основании некоторых данных можно судить и о практических достижениях древних индийдев в химии. Замечательные успехи в металлургии свидетельствуют о знаниях состава руд, подготовки металлургического сырья и топлива, ведения сыродутного процесса и последующей обработки. Изготовление известной Делийской колонны — лучшее тому доказательство. Древние мастера знали множество сплавов цветных металлов, химических составов, используемых при пайке в ювелирном деле, при обработке кож. Они умели изготовлять прочный цемент, разнообразные стойкие минеральные и растительные красители. использовавшиеся в живописи и текстильном производстве. Из вестно также искусство индийцев в приготовлении лекарсти (особенно ртутных препаратов), парфюмерии, ядов и противо ядий. Многие успехи в химии и металлургии индийцы припи сывали Нагарджуне, отождествляемому со знаменитым буддий ским философом. Религиозно-философские системы, стремясь объяснить основы мироздания, обнаруживали зачатки естественнонаучных знаний. Мыслители ряда школ представляли материальный мир состоящим из пяти основных элементов: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Некоторые мыслители, особенно материалисты, существование эфира отрицали. Многие религиозно-философские школы придерживались учения об атомистическом строении этих элементов. Атомы (any) различных элементов считались носителями разных качеств; джайны полагали, что все атомы одинаковы, а предметы материального мира отличаются друг от друга тем, что состоят из различных комбинаций ану. Все эти мнения были результатом догадок: ведь и индийцы считали атомы невидимыми. Поэтому создание атомистической теории является свидетельством не столько высокого уровня позитивных знаний, сколько способности к отвлеченному мышлению. Медицина. Религиозные представления о ритуальной нечистоте мертвого тела, учение об ахимсе по отношению к существам животного мира, казалось бы, должны были сильно тормозить Я So о\ О •ор н о Я а О О А •а экспериментирование в области изучения живого организма и подведение под медицину научной базы; но это проявилось только к концу периода древности. Помимо жертвоприношений и анатомирования в научных целях с течением веков накапливался богатый народный опыт. Практика отшельников-аскетов также дала много наблюдений над жизнедеятельностью человеческого организма, особенно в области психологии. Немалую рол в развитии искусства врачевания сыграли монастыри. Все мона хи получали некоторую медицинскую подготовку, и считалос-добродетельным с их стороны оказывать лечебную помощь боль ным мирянам. Естественно, что со временем среди монахов ока залось много сведущих лекарей. Врачебное искусство (аюрведа — «наука о долгой жизни» высоко ценилось. Город Таксила, известный центр учености древней Индии, славился и как центр медицинского образования В буддийских преданиях остались воспоминания о выдающемс исцелителе Дживаке (VI-V вв. до н. э.), будто бы лечившем само-Будду20. Прославлены также имена Чараки (I-II вв. н.э.) Сушруты (IV в. н. э.), оставивших весьма совершенные для своег времени медицинские трактаты, а также Дханвантари, считав шегося одной из «девяти драгоценностей» двора царя Викрамы. Вместе с тем следовавшие этой профессии презирались брахма нством, и лекари относились к низшим слоям общества21. Индийские медики знали множество болезней и умели опре делять их симптомы на основании температуры тела, цвета кож и т. д. Врачи понимали оздоровляющее значение свежего воздуха, солнечного света, физических упражнений, правильног питания. В особый раздел медицины было выделено лечени детских болезней. Индийским врачам было известно большо число животных, растительных и минеральных лекарств (многи из них с пользой применяются и в настоящее время). Искусств индийцев в лечении змеиных укусов было замечено древним греками22. Индийских врачей в раннем средневековье пригла шали ко дворам багдадских халифов. Индийские хирурги прославились сложнейшими операциями, особенно при лечении ран и извлечении из ран стрел, при лечении опухолей, переломов костей и ампутировании конечностей» Достижения древних индийцев в пластических операциях лица (восстановление правильной формы искалеченных ушей, носа, губ) не были превзойдены европейской медициной до XVIII в, В древней Индии уже существовали общественные больницы 2а, Еще в ведийский период индийцы пытались теоретически обосновать жизнедеятельность человеческого организма. Позднее все виды этой деятельности объяснялись в медицинских трактатах Сушруты и Чараки взаимодействием трех природных элементов— ветра, огня и воды. Носителями качеств этих элементов в человеческом организме считались: ветра — жизненное дыхание (прана), циркулирующее в органах дыхания и пищеварения и служащее основой жизнедеятельности организма; огня — желчь, распространяющая в организме жизненную теплоту; воды — слизь. Возникновение болезней объяснялось нарушением правильных соотношений между тремя основными элементами. Как видно, древнеиндийская медицина уже отошла от стремления объяснять все болезни вмешательством сверхъестественных сил 24. Согласно медицинским трактатам, действительно гармоническое сочетание элементов наблюдается лишь у немногих людей. У большинства преобладает одни из них, но это, как правило, еще не влечет за собой заболевания. Если же вследствие неправильного режима, дурного питания, неблагоприятных жизненных обстоятельств, климата и т. п. один из них достигает чрезмерного развития, человек заболевает. Врач возвращает ему здоровье, приводя все элементы в необходимое равновесие. Данная теория была не единственной и не рассматривалась в качестве неоспоримой истины. К тому же в этой теории почти не оставалось места для внешних возбудителей болезни; несмотря на то что ее приверженцы говорили об укусах змей и влиянии климата, они, по сути, отрицали роль заражения. Инфекция выступала совершенно незначительным фактором: возникновение болезней было строго детерминировано внутренними процессами в самом организме. Такая крайняя точка зрения, очевидно, противоречила непосредственным наблюдениям и делала общие построения этой медицинской школы малоубедительными. Тем не менее значение «теории трех элементов» не следует преуменьшать. Ото была первая в истории индийской науки попытка не только собрать воедино опыт, накопленный за много веков существования народной медицины, но и представить его в виде более или менее стройной теоретической системы. Содержание даже самых ранних индийских трактатов свидетельствует о весьма высоком уровне медицинских знаний. В «Ча-рака-самхите» перечисляется не менее 600 лекарственных средств (растительного, животного и минерального происхождения), в «Сушрута-самхите* — 650. Здесь нее описывается более 300 различных операций и 120 хирургических инструментов. Вопросы лечения конкретных заболеваний обычно решали, исходя из того положения, что только комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его здоровье или нездоровье. Индийская медицина никогда не впадала в «узкий физиологизм», типичный для многих врачебных школ античности и возродившийся во всех позднейших формах западной медицинской науки (преодоление его началось только в новейшее время). Врач в Индии обязан был знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию и т. п. Лечение болезни не прекращалось с выздоровлением; лекарь должен был продолжать наблюдение над пациентом, чтобы обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее долголетие. Знаменательно, что в древней Индии уже существовало понятие врачебной тайны: сведения, получаемые от больного, не раз- K глашались, если они могли произвести тяжелое впечатление н близких ему людей. Вместе с тем врач не должен был сообщат пациенту о тех своих наблюдениях, которые способны были отри цательно повлиять на его душевное состояние и таким образо усугублять недуг. Психологическое воздействие на больного всегд считалось важным фактором в лечении. Медику рекомендова лось постоянно совершенствовать свои знания, обсуждать метод лечения с коллегами, участвовать в научных дискуссиях. «Наука политики». Ярким показателем высокого уровня развития культуры и науки в древней Индии являются политически-теории, подробно изложенные в ряде сочинений. Политически школы стали складываться очень рано; уже в упаншпадах встречаются указания на существующую в тот период политическую науку (кшатра-видья). Богатый материал о политических учениях содержится в эпосе, шастрах, но наибольший интерес представляет, конечно, «Артхашастра» — политический трактат, авторства которого традиция связывает с Каутильей — министром маурий-ского царя Чандрагупты. Это сочинение отразило длительную историю развития политической мысли: его автор полемизирует со своими предшественниками и как бы подводит определенный итог исканиям теоретиков школы «артхи». На основании некоторых свидетельств можно заключить, что традиция артхи складывалась вполне независимо от дхармической литературы, включение же ее в брахманские сочинения — дхармашастры — отражает более поздний период, связано с сознательным стремлением со-ставителеи шастр подчинить артху дхарме. Привлекая свидетельства разнообразных источников для характеристики политической доктрины древней Индии, следует иметь в виду их разную направленность, принадлежность не только к неоднозначным, но и к противоборствующим традициям. Автор «Артхашастры» хотя и описывал неконкретное государство, исходил из известной ему практики политической жизни. Главный принцип рекомендованных им установок и образа действий — практическая выгода. Исходя из практических соображений, Каутилья высказывал даже идеи, противоречившие традиционным установлениям и религиозным брахманским нормам 26. Реалист и рационалист, он превыше всего ставил интересы государства. «Артха» в его понимании была центральным принципом, «дхарма» же в конечном счете рассматривалась как зависимая от нее 27. По сравнению с «Артхашастрой» значительно более тенденциозны свидетельства дхармашастр, стремившихся защитить брахманские нормы и представить древнеиндийского царя как выразителя брахманской дхармы. Находка в начале XX в. рукописи «Артхашастры» явилась одним из важнейших событий в мировой индологии, она окончательно подорвала широко распространенный в западноевропейской науке тезис о всеохватывавшем мистицизме и спиритуализме древнеиндийской культуры. Открылась возможность детально изу- чить политическую мысль древней Индии, ее место в общем процессе развития науки 28, соотнести с типологически близкими политическими теориями античного мира. За последние десятилетия было опубликовано большое число серьезных научных трудов, посвященных рассмотрению политической доктрины «Артхаша-стры» и развитию политической мысли древней Индии в целом. Прежде всего следует назвать работы Дж. Д. М, Дерретта29, Л. Стернбаха30, Я. С, Хейстермана31, X. Лоша32, X. Шарфе33, Т. Р. Траутманна34, Р. Лэнга 35, Ф. Вильгельма36, Дж. В. Спелл-маназт, Р. С. Шармы 3S, Р. П. Канглезв, У. П. Гхошала40, Б. А. Са-летора41, В. П. Вармы 42, Б. П. Роя43, Ом Пракаша44. Большое внимание указанной проблематике уделяют и российские индологи (А. А. Вигасин, В. Н. Романов, Г. М. Бонгард-Левин, В. И. Кальянов), а также правоведы — специалисты по истории права45. Рассматриваемая тема весьма обширна и требует специального и подробного разбора; рамки небольшого раздела не позволяют коснуться всех, даже основных вопросов, связанных с политическими учениями древней Индии. Можно выделить лишь некоторые моменты, которые наиболее ярко отражают взгляды создателей «Науки политики». В целом ряде древнеиндийских источников (и не только в политических трактатах) затрагивается вопрос о причинах возникновения власти царя и системы государственного управления. Ставится он по-разному, различаются детали при его решении, но смысл ответа сходен: власть царя возникла для наведения порядка, для пресечения несправедливостей и строгого соблюдения норм дхармы. Древние индийцы осознавали и тот факт, что государство не существовало вечно, что оно было создано (появилось) при определенных обстоятельствах. Содержащиеся в источниках описания причин «рождения» власти царя часто связаны с описанием «четырех юг» (мировых периодов истории). В «золотой век» (Крита) люди были настолько добродетельны, вели себя столь достойно, что не нуждались в управлении, во власти царя. Падение нравственности породило жадность, гордость, зависть, в человеческом обществе воцарился «обычай рыб» (matsya-nyaya) — порядок, когда большие и сильные пожирают малых и слабых. Тогда (по соглашению между людьми или по божьему соизволению) и была установлена царская власть, призванная обеспечить защиту от опасностей и несправедливости. «Люди, одолеваемые обычаем рыб, сделали Ману Ваивасвата царем и определили шестую часть товаров и золота как его долю», — говорится в «Артхашастре» (I. 13). Считалось, что царская власть спасает от анархии, ибо «наибольшее зло проистекает от безвластия»46. Одной из важнейших задач государства — охрана дхармы четырех варн (Артх. I. 4; Ману VII. 35 и др.). Для высших варн это означало одно («Герои, благородные, почтенные мудрецы... разводящие коров и богатые должны защищаться в первую очередь»47), для низших— совсем иное («Царь должен заставлять. непослушных рабов и кабальных должников выполнять свои обя- запности») (Артх. II. 1). Царь должен был следить за строгим соблюдением варновых предписаний: «Следует побуждать вайшьев заниматься торговлей, ссужением денег в долг, земледелием, а также скотоводством, шудр — услужением дваждырожденным» (Ману. VIII. 410); «Низкорожденного, намеренно притесняющего брахманов, надо наказывать средствами, причиняющими телесные повреждения и вызывающими страх» (Ману. IX. 248). В текстах многократно указывается на необходимость приме нения карательных мер. Представление о том, что наказани (данда) лежит в основе государственной деятельности, буквальн пронизывает политическую мысль древней Индии. Показательно что искусство управления часто называется «данданити» («наук о наказании»)48. «Наказание правит всеми людьми. Наказани же охраняет, Наказание бодрствует, когда все спят; мудры объявили Наказание [воплощением] дхармы... Если бы царь н налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более силь ные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле, ворона стала б есть поминальное приношение и собака лизать жертвенную пищу никто не имел бы собственности (svamya) и произошло бы пере мешивание высших и низших. Все варны испортились бы, вс преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всег парода от нерешительности в применении наказания. Где идет черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступников, там подданные спокойны, если правитель хорошо наблюдает» (Ману VII. 18-25); «Если бы Наказание не охраняло, тогда установилось бы всюду смятение, все преграды были бы сокрушены и люди не отличали бы свое от чужого» (Мбх. XII. 15.33); «Нет ведь никакого другого средства удержать в своей власти живые существа, как [только] наказанием» (Артх. I. 4). Приведенные свидетельства показывают, что государство воспринималось прежде всего как средство для поддержания социальных и имущественных различий, соблюдения варновых делений и применения наказаний при охране собственности и власти имущих. Но обосновывалось это необходимостью сохранить дхарму, ритуальные предписания, спокойствие в стране, даже интересами подданных. По древнеиндийской политической теории, монархическое государство (rajya) состояло из семи основных элементов (пракри-ти) или членов (анга): государь (свамин), министр (аматья), армия (данда), сельская местность (раштра), укрепленные города (дурга), казна (коша) и союзник (митра)49; степень важности каждого элемента определялась местом в этом списке. Первым всегда упоминался царь, олицетворявший единовластие, монархическую форму правления: «Царь — это царство: такова вкратце [суть всех] элементов государства (raja rajyam iti prakrtisanikse-pah)» (Артх. VIII. 2). И это было не просто афоризмом. В древнеиндийской политической мысли очень долго сохранялось традиционное, восходящее к далекой древности представление о един- стве царя и царства, о царстве, являвшемся как бы телом царя, и об элементах государства как о частях (членах) его тела 50. Благополучие страны зависит от царя: хорош царь (не только по умению управлять, но и по личным качествам — телесным, умственным и особенно моральным) — преуспевает страна, бедствует она, — значит, царь плох. В карму царя входила часть добродетели подданных, как и доля их пороков51. Благополучно страны рассматривалось в прямой зависимости от «роста тела» царя, увеличения его царского «Я». Идея о структуре царства как «теле» царя могла сложиться в обществе, где «представить и соответственно описать царя переживающим царство... как собственную плоть мог только тот, кто сам воспринимал собственность как нечто неразрывно связанное со своей личностью»52, т. е. даже такие важнейшие институты, как государство и царская власть, рассматривались в прямой связи с понятием «собственность», прежде всего личная. Таким образом, вся структура власти от ее низших до верхних звеньев (в лице царя) воспринималась как основанная на едином принципе — принципе собственности. Понятна и возлагаемая на царя главная задача — охрана страны и подданных. Если царь не мог обеспечить возвращение потерпевшему похищенного у него имущества, то должен был возместить убыток из своей казны 53. Представление о царе-защитнике восходило, очевидно, к очень древней традиции о главе общины, племени, рода как вожде, первом среди равных, функцией которого считалась охрана сообщинников, соплеменников, сородичей 54. Сходным образом толковались и ритуальные действия, совершаемые царем, и тогда, когда действительные условия уже наметно отличались от старых племенных отношений, когда главными были совершенно иные задачи — поддержание власти имущих и незыблемости социальных делений. Царь считался главой администрации, он назначал своих советников, высших должностных лиц и осуществлял контроль аа их деятельностью 55. Царь был и верховным судьей, и если он не разбирал дела лично, то поручал их назначенным им судьям (Ману VIII. 10). Древние авторитеты подробно разрабатывали вопрос о государственном аппарате, о центральной и местной администрации, об обязанностях чиновников разных рангов, о их оплате. Специ-пльное внимание уделялось положению пурохиты. Судя по «Арт-хашастре» и дхармашастрам, он постепенно утрачивал свое первенствующее значение. В «Законах Ману» (VII, 87) он уже обычный чиновник, назначаемый царем, хотя ему еще принадлежала немалая роль при дворе. Он был советником царя по делам культа, воспитателем его сыновей, верховным придворным жрецом, стоявшим над другими жрецами, которые совершали домашние обряды и жертвоприношения для царя. Он же, вероятно, исполнял магические обряды во время стихийных бедствий (Артх. IV. 3) и устраивал гадания по поводу начала и исхода особо важных государственных дел. запности») (Артх. II. 1). Царь должен был следить за ст] соблюдением варновых предписаний: «Следует побуждать вам заниматься торговлей, ссужением денег в долг, земледе> ■ а также скотоводством, шудр — услужением дваждырождеи i (Ману. VIII. 410); «Низкорожденного, намеренно притесняю брахманов» надо наказывать средствами, причиняющими телг повреждения и вызывающими страх» (Ману. IX. 248). В текстах многократно указывается на необходимость nj нения карательных мер. Представление о том, что накал > (данда) лежит в основе государственной деятельности, буквл пронизывает политическую мысль древней Индии. Показате* что искусство управления часто называется «данданити» («и о наказании»)48. «Наказание правит всеми людьми. Накпл же охраняет, Наказание бодрствует, когда все спят; му/ объявили Наказание [воплощением] дхармы... Если бы дар налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более г, ные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле, ворона стал есть поминальное приношение и собака лизать жертвенную m никто не имел бы собственности (svamya) и произошло бы и мешивание высших и низших. Все варны испортились бы. преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение и парода от нерешительности в применении наказания. Где г черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступит там подданные спокойны, если правитель хорошо наблюд! (Ману VII. 18-25); «Если бы Наказание не охраняло, т< установилось бы всюду смятение, все преграды были бы coi шены и люди не отличали бы свое от чужого» (Мбх. XII. 15 «Нет ведь никакого другого средства удержать в своей влп живые существа, как [только] наказанием» (Артх. I. 4). Пришу ные свидетельства показывают, что государство воспринимш прежде всего как средство для поддержания социальных и и щественных различий, соблюдения варновых делений и прим. ния наказаний при охране собственности и власти имущих. обосновывалось это необходимостью сохранить дхарму, риту|> ные предписания, спокойствие в стране, даже интересами и данных. По древнеиндийской политической теории, монархичог государство (rajya) состояло из семи основных элементов (при к ти) или членов (анга): государь (свамин), министр (аматья), мия (данда), сельская местность (раштра), укрепленные ropi (дурга), казна (коша) и союзник (митра)49; степень важиш каждого элемента определялась местом в этом списке. Пер»' всегда упоминался царь, олицетворявший единовластие, мои хическую форму правления: «Царь — это царство: такова вкрп [суть всех] элементов государства (raja rajyam iti prakrtisamli pah)» (Артх. VIII. 2). И это было не просто афоризмом. В др неиндийской политической мысли очень долго сохранялось три; ционное, восходящее к далекой древности представление о одг - царя и царства, о царстве, являвшемся как бы телом царя, ■Л элементах государства как о частях (членах) его тела 50. (гонолучие страны зависит от царя: хорош царь (не только умению управлять, но и по личным качествам — телесным, ■гнойным и особенно моральным) — преуспевает страна, бед-уст она, — значит, царь плох. В карму царя входила часть родетели подданных, как и доля их пороков51. Благополучно ииы рассматривалось в прямой зависимости от «роста тела» мн( увеличения его царского «Я». Идея о структуре царства ■ *теле» царя могла сложиться в обществе, где «представить ■ (ответственно описать царя переживающим царство... как i таенную плоть мог только тот, кто сам воспринимал собст-"иость как нечто неразрывно связанное со своей личностью»52, днже такие важнейшие институты, как государство и царская гть, рассматривались в прямой связи с понятием «собственна, прежде всего личная. Таким образом, вся структура власти -с низших до верхних звеньев (в лице царя) воспринималась основанная на едином принципе — принципе собственности. 11онятна и возлагаемая на царя главная задача — охрана стра-ч подданных. Если царь не мог обеспечить возвращение по-i певшему похищенного у него имущества, то должен был воз-|'ить убыток из своей казны 53. Представление о царе-защитни-иооходило, очевидно, к очень древней традиции о главе общины, М1мги, рода как вожде, первом среди равных, функцией кото-<«считалась охрана сообщинников, соплеменников, сороди-'I |Н. Сходным образом толковались и ритуальные действия, • ршаемые царем, и тогда, когда действительные условия уже итю отличались от старых племенных отношений, когда глав-ми были совершенно иные задачи — поддержание власти иму-ч и незыблемости социальных делений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|