ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31 страницаНесмотря на большую любовь индийцев к театральным представлениям, музыке, танцам и на то, что обучаться этим искусствам считали необходимым самые зажиточные слои общества, профессия актера, музыканта и танцора не пользовалась в древней Индии высокой репутацией. * * * Мы остановились лишь на некоторых общих чертах культурного развития древней Индии в первые века нашей эры, но и приведенные материалы свидетельствуют об огромных достижениях древних индийцев в науке, словесности, искусстве. Значительным было воздействие древнеиндийской культуры на другие страны древнего Востока и античного мира. Этому в немалой степени способствовали тесные историко-культурные связи Индии с близкими и далекими соседями, контакты, которые не прерывались в течение всей эпохи древности. Глава XXIV Историко-культурные связи С глубокой древности Индия имела тесные контакты с другими регионами древнего Востока и Средиземноморьем. Это способствовало обмену культурными достижениями, оказывало немалое воздействие на развитие самой индийской культуры. Благодаря интенсивным археологическим исследованиям, открытию новых письменных источников и эпиграфических материалов удается более рельефно, чем это было раньше, воссоздать основные;>тапы историко-культурных связей древней Индии, степень и характер взаимовлияния различных культур. Индия и Иран. Иран являлся ближайшим соседом Северо-Лападной Индии и к тому же был связан с ней наиболее удобными путями сообщения. Археологи прослеживают контакты Ирана с Индией еще с эпохи раннего неолита. В обоих регионах проходили сходные процессы сложения земледельческих культур, протогородских и городских цивилизаций. Раскопки в Тепе Нхья свидетельствуют об оживленных торговых и культурных изаимоотношениях населения Юго-Восточного Ирана с Северо-Западной Индией, прежде всего с долиной Инда, в IV-III тысячелетиях до н. э.1. Через Иран эти связи уходили и дальше на Запад, в города Месопотамии; остров Бахрейн служил как бы промежуточным звеном. В эпоху расцвета хараппской цивили-иации контакты Месопотамии и Ирана с Индией стали особенно оживленными: об этом говорят находки печатей индского типа и городах Двуречья и клинописные тексты Ш-Н тысячелетий до н. э. (подробнее см. гл. II). Кризис, охвативший земледельческие цивилизации в конце III — начале II тысячелетия до н. э., протекал в типологически сравнимых формах в Индии и Иране. Ученые прослеживают также определенное сходство между дравидийскими языками (на протодравидийском, очевидно, говорило население хараппской цивилизации) и эламским, носители которого, как иногда полагают, были создателями земледельческих культур Юго-Восточного Ирана IV—III тысячелетий до н. э. Позднее история обоих регионов связана с проникновением арийских племен — древних иранцев в Иран и индоариев в Индию, принесших многие общие черты материальной и духовной культуры 2; это наследие общих «арийских» судеб долго сохранялось в религиозных и мифологических представлениях, социальной структуре, эпико-литературном творчестве. Географической границей Индии греки считали р. Инд (Страбон XV. 1.11), но, пожалуй, на протяжении всего периода древности не только языковая, но и культурная близость между народами, населявшими территории к северо-западу и к юго-, востоку от Инда, оставалась более значительной, чем между населением, например, Северной и Южной Индии. В числе 16 индийских стран (джанапад), существовавших, согласно буддийской традиции, в Индии в VI-V вв. до н. э., две — ираноязычная Камбоджа (полностью) и Гандхара (большая часть ее территории) — находились за Индом. В конце VI в. до н. э. часть Северо-Западной Индии подпала под власть Ахеменидов. Заиндские области были покорены еще Киром (Геродот I. 153.177). Позднее какие-то части «индийской территории» были подчинены Дарием I вскоре после 518 г. до н. э. Судя по тому, что по приказу Дария I кариец Скилак совершил путешествие вниз по Инду до океана и далее к Египту (Геродот II. 44), с властью персов в этом районе индийцам приходилось серьезно считаться. Но мы не знаем, какие именно территории входили в состав двадцатой «Индийской» сатрапии, как и при каких обстоятельствах они были покорены. Античные источники утверждают, что персы в Индию не вторгались (Страбон XV. 1.6; Арриан. Индика V. 4; IX.10). Геродот (VII. 65) рассказывает, что индийские воины участвовали в походе Ксеркса на Элладу. Арриан также упоминает о том, что в битве при Гав-гамелах на стороне персов сражались индийцы, «живущие по западную сторону Инда». Последняя оговорка показывает, что проведение индийской границы по Инду имело условный характер. Греческие авторы, относительно много писавшие об Индии IV в. до н. э., ничего не говорят о существовании в это время «Индийской» сатрапии, о наличии персидских гарнизонов в Индии. По-видимому, индийские воины, сражавшиеся на стороне Дария III, были наемниками, а территории Индии, входившие в свое время в «Индийскую» сатрапию, в первую очередь расположенные по нижнему течению Инда (Арриан. Анабасис Александра III. 8-3-6), вышли из-под контроля Ахеменидов еще в конце V в. до н. э., при Артаксерксе II3. В период Ахеменидов особенно укрепились торговые связи Индии с Ираном. Раскопки в Таксиле I (Бхир Маунд) показывают, что город возник именно в это время и играл важную роль во взаимоотношениях между обеими странами. В надписях Дария говорится о том, что для строительства дворца в Сузах из Индии доставлялась слоновая кость и тиковое дерево — из, Гандхары. Включение в единую империю областей Индии, Ирана и Месопотамии привело к оживлению торговых и культурных связей этих стран. Ясные свидетельства этого — вавилонские докумен- ты V в. до н. э. и эламские тексты из Персеполя (конца VI — начала V вв. до н. э.), детально изученные советским востоковедом М. А. Дандамаевым4. Вавилонские документы говорят о колониях индийцев в окрестностях Ниппура (сохранились даже имена некоторых колонистов); индийцы имели земельные наделы, должны были исполнять воинские обязанности; судя по текстам, они были тесно связаны с местным населением, заключали дого-норы об арендной плате, выступали в качестве свидетелей при составлении хозяйственных документов. Тексты из Персеполя рассказывают о чужеземцах, в том числе и об индийцах, принижавших в Иран. Особенно часто упоминается о пребывании индийцев в Сузах, но документы фиксируют и путешествия из Ирана в Индию. Известно, например, о поездке индийца по имени Кнрабба в 498 г. в Индию вместе с караваном в 180 человек. Вхождение областей Северо-Западной Индии в империю Ахе-менидов сказалось и на развитии индийской культуры, хотя степень этого воздействия нельзя преувеличивать. Индийцы по-инакомились со многими достижениями иранской цивилизации, п частности с арамейским письмом — официальным письмом Лхеменидской канцелярии (позднее, уже в период Ашоки, некоторые версии его эдиктов, предназначенные для «западных провинций», составлялись на арамейском); на основе арамейского письма под влиянием брахми возник кхароштхи, на котором писали не только в Индии (прежде всего на Северо-Западе), но и в Центральной Азии. По мнению некоторых исследователей, ооычай нанесения на скалы и колонны царских указов (например, эдиктов Ашоки) — также иранского происхождения (под нлиянием практики, существовавшей при Дарий). Показательно, что иранское слово dipi — «письмо» было заимствовано древними индийцами и в форме lipi употреблялось в надписях Ашоки. II санскрит проникли и другие иранские слова и термины (Ьап-<П — раб, пленный, ksatrapa — наместник). Археологи, производившие раскопки дворца Ашоки в Паталипутре (совр. Патна), отмечали явное влияние ахеменидской архитектуры на строительное искусство периода Маурьев 5. Эта точка зрения была затем подвергнута критике, но факт знакомства индийских мастеров |' традициями соседнего Ирана вряд ли подлежит сомнению. После крушения Ахеменидской империи связи между Индией и Ираном ослабевают. Иран вошел в состав Селевкидского государства, Северо-Западная же Индия оказалась под властью Ппктрийских греков, а затем шаков. Частые войны не способствовали укреплению отношений между соседями, хотя и не могли и к прекратить. Только на короткий отрезок времени — 20-(10 гг. н. э. — установились непосредственные отношения между Индией и парфянским Ираном. В это же время начинается проникновение в глубь Ирана буддизма, получившего здесь в до-мусульманский период довольно широкое распространение. С образованием Кушанской империи, в которую вошла значительная часть Северной Индии, общение с центральными об- ластями Ирана было опять затруднено, так как Кушаны нахо дились большей частью во враждебных отношениях как с Пар фией, так и с Сасанидами. С ослаблением Кушан контакт между Индией и Ираном опять оживились. Хотя некоторые тер ритории на северо-западе страны были подчинены Сасанида или находились в сфере их политического влияния, отношени между обеими странами были в основном мирными: Сасанид были связаны постоянными войнами с Римом, а в V-VI вв иранцам и индийцам приходилось бороться с общим врагом гуннами-эфталитами. Укреплялись и культурные связи. Если ранее Иран воздей ствовал на Индию, то к концу древности картина изменилась, Индийская наука завоевывала все больший авторитет у народов Ближнего Востока, и образованные люди нередко ездили в Индию для пополнения своего образования. Индийские врачи служили при дворах иранских царей. В VI в. в Иране познакомились о «Панчатантрой», и отсюда она распространилась во многие другие страны. В Иран из Индии проникли шахматы. Большое значение имело влияние буддизма: это способствовало ознакомлению иранцев с индийской литературой и т. д. Немалое воздействие оказал буддизм на манихейство6. Индостан и Африка, Самым ранним свидетельством контактов индийских и африканских цивилизаций7, очевидно, можно считать появление в долине Нила зебу. Зебу — уроженцы Индостана — были завезены на территорию древнего Египта в середин» II тысячелетия до н. э. из Передней Азии, хотя прямые контакты народов Африки и Индостана восходят к эллинистическому времени. Знакомство с египетскими боевыми слонами сделало этот род оружия очень популярным во всем античном мире. Североафриканские государства оказались в самом выгодном положении: слоны здесь водились в изобилии. Карфагеняне отправляли специальные экспедиции для отлова африканских животных. Перешеек, соединявший полуостров-город с матери ком, площадью 60 стадий был занят стойлами для слонов (Стрл бон XVII. 3.13). Их использовали во всех Пунических войнах. У Птолемея II было 400 дрессированных животных, слоны уч;\ ствовали в сражениях Птолемеев на полях Ближнего Востока, они были также в армии Мероэ. Боевые слоны использовалип. в Египте до середины II в. до н. э., в Северо-Западной Африке до середины I в. до н. э., в Мероэ — вплоть до IV в. н. э. Уже на исходе «слонового дела» — в VI в. н. э. — появляются извг стия о приручении и дрессировке слонов в Аксуме8. Вероятно, первые индийцы прибыли в Африку как воспита- н тели и погонщики слонов9. Интересно, что в «Толковом словаре» Гезихия говорится: «Инд — человек, чтобы управлять слоном из Эфиопии». В Мероэ засвидетельствован образ «слоновоголового» бога (близок по иконографии Ганеше), увенчанного коровой Верхнего Египта 10. Особенно тесные индо-африканские связи установились в эп" ху Маурьев. Известно о посольстве во главе с Дионисием от Филадельфа Птолемея к Биндусаре. Возможно, что именно Дионисий привез из Индии множество вещей, вызвавших удивление и восхищение египтян. В эдиктах Ашоки упоминаются Птолемей (Филадельф Египетский) и Маг (Киренский), брат Филадельфа по матери. С пребыванием миссии Ашоки в Египте иногда связывают одно из захоронений в некрополе г. Дендеры птолемеевского времени. Надгробная стела с изображением колеса и трезубца сообщает, что это «могила Пшейапи, сына Гемт, варвара»11 (по этому вопросу идут острые дискуссии). Никаких явных свидетельств о распространении буддизма и Птолемеевском Египте не имеется. Некоторые ученые полагают, что образы александрийских богов повлияли на иконографию брахманизма и буддизма. Речь идет об изображении бога на цветке лотоса — сюжет, который родился в мифологии египтян и засвидетельствован текстами и памятниками искусства в долине Нила с древнейших времен. В Индостане подобные изображения появились после походов Александра Македонского, и греко-бактрийской Гандхаре, откуда и распространились по Индии. Было высказано мнение, что образы Будды, его матери Мяйи и Брахмы на цветке лотоса восходят к египетскому прототипу 12. При Птолемеях в Египет в большом количестве поступали индийские драгоценности и полудрагоценные камни. Столовая ни роскошной барке Птолемея IV имела колонны, высеченные ии индийских камней 13. В свою очередь, бусы из египетского флянса обнаружены в слоях Ш-1 вв. до н. э. при раскопках древних городищ Индии и Афганистана и. В течение длительного времени доставка индийских товаров it Африку и африканских в Индию шла через Счастливую Аравию (И(фипл 26). Согласно сообщению Страбона (П. 3.4), открытие прямого морского пути из Индии в Египет произошло случайно, но второй половине И в. до н. э. Тогда же были отправлены первые торговые экспедиции Птолемеев в Индию — Возможность непосредственных плаваний из Африки в Индию не прошла мимо внимания купцов. Гиппал (около 100 г. до н. э.) открыл механизм движения муссонных ветров и тем самым обеспечил возможность регулярных плаваний парусников к берегам Индии и обратно (Перипл 57). И пусть «при Птолемеях только немногие осмеливались плыть туда и ввозить (обратно) индийские товары» (Страбон П. 5.12), но именно Птолемеи взяли под охрану мсипетского государства морские пути в Индию. С 74/73 г. до и.;». в египетских документах засвидетельствована должность •стратега Эритрейского и Индийского морей» 15. Индийско-египетские и индийско-мероитские связи эллинистического времени отразились в египетской народной литературе повести о походе египтян в Индию под предводительством Hi-дихонса и романы об Александре. Римляне, утвердившиеся в Северной Африке в последней трети I в. до н. э., были весьма заинтересованы в развитии контактов с Индией. В 20-х годах до н. э., когда Страбон путешествовал по Египту в свите римского префекта, он «узнал, что около 120 кораблей совершают плавание из Миос-Гормоеа в Индию» (П. 5.12), причем «современные купцы, совершая плавание из1 Египта по Нилу и Аравийскому заливу до Индии... доходили5 до Ганга» (XV. 1.4). Расширение границ Римской империи и становление государства Великих Кушан предопределили качественно новый уровень взаимоотношений цивилизаций Африки и Индостана. В начале нашей эры между Африкой и Индией устанавливаются тесные торговые связи. К середине I в. н. э. купцы, отправлявшиеся из Африки, освоили западный и восточный берега Индостана и проникли в глубь субконтинента. Корабли из Индии, достигая широты Африканского Рога, шли к портам Бар-барики, аксумскому порту Адулис, но основной целью были порты Египта. Александрия стала мировым центром торговли, где встречались потоки транзитных товаров, двигавшихся из Индии в Африку, из Индии в Средиземноморье, из Средней Азии и Китая через Индию на далекий Запад и обратно. «Перилл Эритрей-ского моря», составленный, очевидно, неизвестным купцом-мореходом в третьей четверти I в. н. э., и дошедшие до нас таможенные тарифы (вплоть до IV в. н. э.) дают огромный список товаров, получаемых из Индии и отправляемых туда. Сообщения источников подтверждаются археологическим материалом. Купцы из Северо-Восточной Африки иногда подолгу задерживались в Индии. Так, в одном из податных списков египетского города Арсиноя от 72/73 г. н. э. около имени горожанина Гайона указано, что он находится в Индии 16. Купцы из Индии в I в. н. э. регулярно посещали Северо-Восточную Африку. Индийские общины были в Египте: в Александрии, Белой Гавани. Большая община имелась в Аксуме, Индийские купцы бывали в Мероэ и прибрежных странах Восточной Африки. Открытие в Мемфисе серии терракот, близких по стилю к изображениям Аджанты и датируемых первыми веками нашей эры, привело некоторых ученых к предположению о существовании индийской общины и в Мемфисе 1Т. Прибыли от индо-африканской торговли, прямой и транзитной, были баснословными. Товары перепродавались в 100 раз дороже (Плиний VI. 101). Отдельные лица создавали на этом огромные состояния. Живший в середине III в. египетский купец Фирм, занимаясь торговлей с Индией, собрал такие богатства и завязал связи такого масштаба, что попытался добиться отделения Египта от Римской империи и провозгласил себя его правителем. Купцы-мореплаватели открыли дорогу широкому потоку любознательных путешественников и ученых. Туристы тех далеких времен отправлялись из красноморских гаваней Египта и Индию и из Индии в Александрию. Есть целый ряд сведений, говорящих о путешествиях ученых из Египта и Аксума и через Кгипет и Аксум в Индию 18. Интереснейшие находки были сделаны в Белой Гавани — порте на Красном море (совр. Старый Кусейр): археологи обнаружили несколько черепков с надписью на старотамильском языке, шрифт брахми. Показательно сход-•стно открытой здесь керамики с керамикой из Арикамеду. Эти факты позволяют говорить о пребывании в Египте выходцев из Южной Индии 19. Естественно, такие тесные и постоянные экономические и культурные контакты привели к обмену информацией, которая составила достояние собственно индийской и североафриканской цивилизаций. Некоторые ученые считают, что Индия заимство-инла из Египта технологию отливки по гипсовой модели; известно о влиянии египетской науки на развитие астрономии и астрологии в Индии20. Возможно, что ряд идей индийской религиозной философии был знаком философам Египта и Мероэ. Интересно, например, одно из наставлений мероитских гимнософистов: * Нельзя... оставить в опасности душу, уже воплотившуюся в человеке» (Гелиодор II. 31). Епископ Карфагена Тертулиан в своих ииступлениях также оперировал сведениями об индийских брах-мпнах и гимнософистах. Индийское влияние отразилось в египетском языке и языке геэз. Индия и греко-римский мир. История взаимоотношений двух великих цивилизаций древности — индийской и античной — сложный комплекс контактов, встреча разных этнокультурных нон, двух различных социальных организмов и религиозно-философских традиций. Эта проблема представляет большой научный интерес не только для антиковедения, но и для изучения истории и культуры древней Индии. Несмотря на географическую удаленность изучаемых регионов и различие их исторических судеб, между ними на протяжении тысячелетия существовали тесные культурные, а также политические и торговые отношения. Материалы археологии позволяют говорить о существовании сиязей Индостана со Средиземноморьем еще в эпоху харалпской цивилизации, хотя данные такого рода пока немногочисленны. Нолее определенно можно судить об индийско-средиземноморских контактах лишь с VI в. до н. э., поскольку они фиксируются в античных источниках. Так как контакты продолжались на протяжении всей античной эпохи (это отразилось и в сочинениях раннехристианских шпторов), то можно не только выявить общий характер и направление связей, но и проследить их динамику. Не оставалась неизменной и античная традиция об Индии. Каждая эпоха, сопровождавшаяся важными изменениями в политической обстановке и направлении торговых связей, расширением географического кругозора, процессами развития самой античной культуры, знаменуется и появлением новых представлений об Индии21. Исследование этого процесса позволяет выяснить хл рактер сведений об Индии в античном мире в каждый конкрет ный исторический период, иными словами — понять, почем v в разное время античных авторов интересовали различны' аспекты индийской истории и культуры. В качестве первого периода в античной историографии оп Индии можно рассматривать время до похода Александра Мн кедонского. Правда, «индийские сведения* были еще случайны и отрывочны, представления весьма смутны и в основном о Toil части Индии, которая входила в состав Ахеменидской державм (Гекатей, Геродот, Ктесий). Тогда впервые намечаются дне основные темы античной традиции об Индии: 1) Индия — страна сокровищ и чудес; 2) мотив «индийских мудрецов». Подлинным открывателем Индии для античного мира был уже упоминавшийся Скилак из Карианды (в Карий), кото рый совершил плавание вниз по Инду, а затем морем до Египт», На свидетельствах Скилака основывались логограф Гекатей (ок. 550 — ок. 480 гг, до н. э.) и Геродот (V в. до н. э.). Гека-тею были известны имена некоторых индийских племен (ган-дары, калатии) и городов (Аргант и Каспапир). Более подробны» сведения сохранил в своем труде Геродот. У него, в частности, имеется первое в античной традиции упоминание о жизни брахманов («Они не убивают ни одного живого существа, не тру-дятся на нивах, нет у них жилищ, а питаются они травой... Если кого-нибудь из них поражает недуг, то он уходит в пустыню и там ложится* — III. 100). Само слово «брахманы» и труде Геродота не зафиксировано, но если учесть, что термин «этнос», которым он обозначает людей с особыми обычаями, имел не только этническое, но и социальное содержание, то имеются все основания думать, что Геродот отразил сведения <>(1 индийских брахманах как об особом разряде населения. В начале IV в. до н. э. написал свое сочинение об Индии Ктесий из Книда, личный врач персидского царя Артаксеркса 11 Сохранившееся лишь во фрагментах, оно содержит в ochobin i свидетельство легендарного характера. Уже в древности Ктесий относился к числу недостоверных авторов, и не случайно и < вестный поэт Лукиан в своей «Правдивой истории» причисляет к числу «древних поэтов, историков и философов, написавших так много необычного и неправдоподобного», Ктесия, который в Индии «никогда не бывал и не слышал о них (индийцах) ми одного правдивого рассказа» (I. 2-3). Важным событием в отношениях между Индией и странами античного мира был поход греко-македонцев в Индию в 32? 325 гг. до н. э., который способствовал сближению двух цивилн заций. Это знаменовало и начало во многом достоверной исто)' ческой традиции об Индии — Онесикрит, Неарх, Аристоб) Птолемей. Их сочинения сохранились во фрагментах в тру/i < более поздних авторов (Страбона, Диодора, Арриана и др.). Нар» с описанием военных операций сподвижники Александра запечл лели многие стороны жизни и культуры древних индийцев. К этим свидетельствам восходит и один из самых популярных в античной традиции сюжет о «диспуте Александра с индийскими мудрецами». Следующий, третий период восприятия образа Индии в античной литературе условно может быть назван «периодом посольств» (конец IV — начало III в. до н. э.). Он связан с именами Мегасфена — посла Селевка I к Чандрагупте Маурья и Деймаха — посла Антиоха I к Биндусаре. Если от труда Мегасфена, как уже отмечалось, сохранились многочисленные фрагменты, то от «Индики» Деймаха до нас практически ничего не дошло. Но хирактерно, что он написал сочинение *0 благочестии» (Перг vwEftetoj;), посвященное, судя по названию, верованиям индийцев. М пользу такого предположения свидетельствует тот факт, что к греческой версии эдиктов Ашоки егкуеРеш является экви-малентом пракритского dhamma (санскр, dharma) — вера, моральное правило, нравственный долг. Ни об одном индийском посольстве в эллинистические государства данных пока нет. Но миссии Л токи в страны, где правили цари Антиох (Сирия), Антигон (Македония), Александр (Эпир), Птолемей (Египет) и Маг (Ки-|кшна), о чем упоминается в XIII большом наскальном эдикте, чотя и не могут считаться актами дипломатических отношений, псе же предполагают наличие каких-то политических связей с йтими странами. Дипломатические отношения существовали между Индией и Римской империей. Античные источники сообщают об индийских посольствах к императорам Августу (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), Траяыу (98-117), Адриану (117-138), Антонину Пию (138-1<>1), Гелиогобалу (218-222), Аврелиану (270-275), Константину (323-353) и Юлиану (361-363). Но данных о посольствах имлян в Индию нет. Приблизительно с II в. н. э. начинается новый этап в истопи античной традиции об Индии, отмеченный сосуществованием пух различных тенденций в описании Индии: 1) «языческой», Использующей старые сведения об Индии (прежде всего данные Мегасфена), хотя в ней начинает проявляться интерес к «индийской мудрости»; 2) раннехристианской, которой свойственно не •■ильке более глубокое осмысление индийской религии и философии (брахманистской), но и особое внимание к буддизму22. Мно-III' римские философы связывают с Индией свои идеалы, стремится посетить эту «страну мудрости». Греко-римский мир не-нн-редствеяно знакомится с религиозно-философскими сочине-чи и ми Индии. Например, в труде Ипполита (III в. н. э.) «Опро-оржение всех ересей* излагаются брахманистские воззрения, пторые, как показал известный французский индолог Ж. Филиппа, отражают (иногда даже текстуально) взгляды мудрецов шшишад23. Большой популярностью пользовалось сочинение пилострата (III в. н. э.) «Жизнеописание Аполлония Тианского», жившего в I в. н. э. и, по традиции, посетившего Индию, где он встречался с брахманами. Сближению двух культур в немалой степени способствовали я торговые связи, которые стали особенно оживленными в первые века нашей эры, о чем свидетельствуют и античные источники, и археологические находки как в Индии, так и в Восточном Средиземноморье24. Через горы и пустыни тянулись к Средиземному морю караваны, а через Аравийское море плыли корабли с индийскими драгоценностями, пряностями и благовониями, шелковыми и хлопчатобумажными тканями, слоновой костью и т. д. Обратно они везли драгоценные металлы, изделия из цветных металлов, стекло, керамику. Индийцы, как уже отмечалось, были не редкостью в Александрии и в других крупных торговых и культурных центрах Средиземноморья, а греки и римляне — в портовых городах Индии. Античные авторы римской эпохи хорошо знали о Южной Индии и Шри Ланке, о южноиндийских портах. О размахе здесь римской торговли свидетельствуют находки римской керамики, огромного числа римских монет, памятников римского искусства; особое научное значение имело открытие римской торговой фактории в Арикамеду (к югу от современного Путтуччери). Найденная при раскопках Помпеи статуэтка богини Лакшми из слоновой кости ясно говорит о знакомстве античного мира с индийским искусством. Влияние индийских традиций ученые склонны находить даже в особой прическе «индийского стиля» на скульптурных бюстах римской эпохи25. В древних тамильских поэмах многократно упоминаются яваны (так в Южной Индии называли не только греков, но и римлян): многие проживали здесь постоянно и даже нанимались к местным царям в телохранители26. Синтез эллинистических и римских традиций с индо-буддийскими ярко предстает в гандхарском искусстве. Хотя в индийских источниках сохранилось очень немного свидетельств о греках и римлянах (показательно, что нет упоминаний о походе Александра), Индия немало заимствовала от греко-римского мира. Монеты, например, хотя и существовали в Индии еще до появления в Индии греков, только под греческим влиянием приняли обычную круглую форму с рельефными портретными изображениями и легендой. Археологи усматривают античное влияние в методах обработки различных пород камня, в гончарном деле, в получении новых медных сплавов (в частности, латуни) и т. д. Даже после того как исчезли последние в Индии государства с греческими династиями, еще долго оставались некоторые элементы греческой системы администрации, кое-где употреблялся македонский календарь, монеты выпускались с греческой легендой, сохранялись некоторые греческие мотивы в изобразительном искусстве и художественных ремеслах. В поздний период древности индийцы многое взяли из более передовой к тому времени греческой астрономии, а также астрологии. На и более яркое свидетельство этого — «Явана-джатака», санскритский текст которой является переводом астрологического греческого трактата. Что касается архитектуры и искусства, то греко-римское влияние сильнее всего сказалось в Северо-Западной Индии. Даже само возникновение каменных храмов здесь, возможно, произошло под эллинистическим влиянием. Хотя новые храмы в плане повторяли уже существовавшие в Индии пещерные храмы, однако наличие колонн с греческими ордерами, портиков и т. д. явно указывает на заимствования из эллинистической архитектуры. Заметно греко-римское влияние и в индийской скульптуре. Для Южной Индии определенное значение имело проникновение христианства (И-Ш вв.), хотя христианская традиция относит знакомство Индии с этой религией к I в. н. э. и связывает с проповеднической деятельностью апостола Фомы 27. Вместе с тем греческое влияние на Индию не следует преувеличивать. И по времени, и по степени воздействия греческая колонизация Пыла незначительной, даже в правящей верхушке индо-грече-ских государств греки вряд ли преобладали. Период их политического господства был относительно невелик — около ста лет. Греческий язык был распространен в основном среди господ-гтвовавшей прослойки общества и продержался, очевидно, недолго. На индийские языки он почти никакого влияния не ока-iiaji. К тому же греческие колонисты были оторваны (особенно о усилением Парфии) от Греции и эллинистических государств Востока. Вследствие этого не индийское население эллинизиро-мнлось, а, наоборот, греческое индианизировалось. Уже в раннем оредневековье не обнаруживается почти никаких следов греческого влияния. Воздействие античной культуры проявилось только в окраинной области, большая же часть страны — долина Ганга, Центральная и Южная Индия — оказалась почти не нитронутой влиянием греческой цивилизации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|