ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 27 страницаПоследующая история школы, как, впрочем, и других дар-шан, — это история комментаторских текстов. Первые из них не сохранились или сохранились лишь в виде вкраплений в сочинения более поздних представителей школы ш. Из дошедших до нас комментариев наиболее авторитетна «Миманса-сутра-бхашья», приписываемая Шабарасвамину, жившему, по-видимому, уже в эпоху Гупт126. В его труде основные идеи учения получают систематическое и подробное изложение и развернутую аргументацию. На сочинение Шабарасвамина опирались почти все представители школы, среди которых прежде всего надо назвать Прабха-кару и Кумарилабхатту, давших начало двум главным течениям мимансы. Расходясь между собой в решении ряда вопросов (например, по поводу числа источников познания), адепты этих двух направлений в целом отправляются от кардинальных принципов первоучителей. В средние века миманса постепенно теряет философскую самостоятельность и сливается с ведантой127. Концептуальные положения мимансы определяются ее центральной задачей — исследование и обоснование дхармы. Ведущим признаком последней считается «чодана» — императив, призыв к действию; по данному признаку необходимо найти источник достоверного знания о дхарме. Таким источником не может быть чувственное восприятие (пратьякша), ибо оно предполагает контакт между индриями и объектом восприятия, т. е. наличным. Объект восприятия уже дан в опыте, но ведь дхарма — императив, поэтому восприятие непригодно для ее познания. Ограниченность миром наличного свойственна и другим источ! Подлинным источником знания о дхарме считается шабда —" слово. По утверждению Джаймини и Шабарасвамина, связь его с предметом, который оно обозначает, не есть плод соглашения между людьми, эта связь природна (аутпаттика). Слово, согласно доктрине мимансы, вечно и лишь проявляется при произнеси нии. На этом зиждется авторитет словесного свидетельства о дхарме, т. е. авторитет ведийского текста. Таким образом, веды, состоящие из вечных слов, вечны и несотворенны; не будучи созданными ни человеком, ни божеством, они не могут содер жать ошибок, от которых не застрахованы ни те, ни другие ш- Существование бога-творца отрицается, ведийские божест ва признаются лишь именами, но жертвоприношения, связан ные с ведами, имеют смысл сами по себе: совершаются не ради божеств, а для придания человеку особой внутренней силы (any рва). Заботясь о неукоснительном следовании дхарме, миманс и отстаивает тезис об индивидуальной душе, на которую и возла гается ответственность за выполнение ритуальных обязанностей. В раннее средневековье эта система отошла от многих пер воначальных принципов учения, но заметно повлияла на фило софскую мысль Индии. В гносеологии это прежде всего концепция шабды, общая классификация праман и реалистическая коп цепция восприятия. Теория шабды и служащая ее дополнением теория спхоты (вечного звука), развившись не без помощи школы грамматиков, оказали затем воздействие на индийскую линг вистику. Особенно велика роль мимансы в той области, которая, сов| Веданта сложилась позднее других даршан. Ее названиР (веда-анта, букв, «конец вед») обычно толкуется в смысле си стематического изложения или своего рода итога центральных идей упанишад. Другое название системы — «уттара-миманса» (поздняя миманса) — указывает на связь с пурва-мимансой, хо тя, как отмечалось, это не отражает хронологическую соподчи ненность. Вместе с тем веданта значительно отличается от nyji ва-мимансы: священные тексты рассматриваются ею не как и<-точник сведений о ритуальных предписаниях, а как ориентир ни пути духовного развития человека. Наряду с упанишадами главными каноническими источники ми веданты являются «Бхагавадгита» и «Брахма-сутры», авторство которых приписывается легендарному мудрецу Бадараяне. Датировка сутр вызывает немалые затруднения, но большинство ученых считают наиболее вероятным временем их создания период между II в. до н. э. и II в. н. э.130. Из-за крайней лаконичности сутр, которые попросту непонятны без комментария, нозникла необходимость в интерпретации их содержания. По сути, каждый крупный мыслитель-ведантист (Шанкара, Рамануд-жа, Нимбарка, Валлабха, Мадхва и др.) давал собственную трактовку канонического текста, становясь тем самым основателем школы или направления в рамках веданты ш. Если комментаторы вишнуитского направления (начиная с Рамануджи) относятся уже к средневековой эпохе и отражают специфику развития философии именно этого периода, то Шанкара, живший в VIII — начале IX в., не может рассматриваться пне процесса развития философской мысли древности. Его учение непосредственно связано с традициями раннего периода: оно основывается на упанишадах и отражает этапы формирования мировоззренческих систем, острую полемику, которую предста-нители ортодоксальных направлений вели между собой, а также I- буддистами, джайнами и материалистами. Поэтому рассмотрение этой стадии развития веданты и ее центральных идей вполне закономерно при изучении философского наследия древней Индии. Шанкарой написан самый ранний из сохранившихся комментариев к «Брахма-сутрам»; в нем изложены главные установки лдвайты — последовательно монистического направления веданты. Шанкаре принадлежат также комментарии ко всем основным упанишадам и «Бхагавадгите », «Атмабодха», «Упадеша-сахасри» и другие произведения, в том числе множество стихов религиозно-мистического содержания 132. Как явствует из самого названия системы Шанкары (а-двай-та, букв, «не-двойственно»), она отстаивает тезис о «недвойст-ненности», абсолютном тождестве Атмана и Брахмана'33. Остающийся единым, вечным и неизменным Брахман благодаря своей особой творящей силе — майе — определяет иллюзорное развертывание феноменального мира. В гносеологическом плане майя — это авидья, или неведение, однако не просто омрачен-ость, ограниченность какого-то отдельного сознания, а присущий сем способ восприятия и опыта, сохраняющийся вплоть до окши. По учению Шанкары, освобождение от круга перерож-ений возможно лишь при мистическом акте слияния Атмана Брахмана, когда исчезает разделение на объект, субъект и ам процесс познания, спадает пелена неведения и происходит ак бы свертывание иллюзорной эволюции мира. Шанкара указывал, что к осознанию истинной сущности Ат-ана как Брахмана не ведет непосредственно ни соблюдение итуальных предписаний вед, ни рациональное исследование дей-твительности с помощью достоверных источников познания Зак. 3843 545 (прамана). Это объясняется прежде всего особой природой самого Атмана — чистого сознания, лишенного частей или каких бы то ни было атрибутов. Составляя непременную основу сознания, он по сути своей не может быть объективирован, и единственным способом приблизиться к нему остаются метафорические и зачастую внутренне противоречивые речения упанишад. Именно поэтому, отрицая за свидетельством «священного писания» (агама) способность однозначно определить сущность Атмана и тем самым научить тому, как достигается «освобождение*, ад-вайта всегда особо подчеркивала исключительную важности обращения к шрути в качестве предварительного условия реализации мокши. Кроме того, по мнению Щанкары, только чтение священных текстов (позволенное, кстати, лишь дважды рожденным, представителям трех высших варн) создает такую настроенность и такое психическое состояние адепта, которое благоприятствует продвижению к Брахману. В число основных компонентов этого состояния входят различение вечной и невечной реальности, равнодушие к вкушению плодов действия в этом и ином мире, обретение так называемых шести добродетелей (сосредоточенность, покой, самоконтроль, отрешенность, терпение и концентрация внимания) и в конце концов неутолимое «желание освобождения» из круга перерождении. После подобного рода предварительной подготовки человек должен понять, что содержание его сознания 135, все психические особенности личности (и среди них высшие приобретенные состояния) суть лишь внешние, «природные» (пракрита) образования, никак не связанные с изначально чистой и бескачественной основой сознания — Атманом. Индивидуальная душа (джива) в аспекте своей высшей реальности тождественна Брахману, а множественность душ, которая, согласно адвайте, наблюдается на уровне феноменального мира, — лишь временные отражения высшего Брахмана в авидье (неведении). На одной ступени с эмпирическим миром стоит и персонифицированный бог-творец Ишвара, наделенный множеством благих качеств (сагуна). Утверждением, что высшей реальностью обладает только принципиально лишенный всяких атрибутов (ниргу-на) Брахман, тождественный чистому сознанию (Атману), а также сдержанным отношением к ведийским предписаниям адвайта резко отличается от других ортодоксальных религиозно-философских школ, в том числе и от более поздних направлений в рамках самой системы 136. По этим и по ряду других вопросов Шанкара, как и его позднейшие последователи, вел активную полемику с представителями многих школ, прежде всего с санкхьяиками и вайшеши-ками. Выразитель идеалистической концепции всеобъемлющего монизма, он в своем комментарии к «Брахма-сутрам* резко критиковал воззрения и локаятиков, и адептов «еретических» вероучений — буддизма и джайнизма, подвергавших сомнению авто- ритет ведийских текстов и выступавших против концепции Иш-нары 137. В средние века влияние веданты на общий процесс развития религиозно-философской мысли Индии стало преобладающим, хотя и остальные направления старались сохранить свои позиции. Фактически она явилась идеологической основой индуизма. Недаром Шанкара прославился не только как блестящий философ и непревзойденный полемист, но и как один из крупнейших религиозных деятелей своего времени 138. По традиции, он вел активную проповедническую деятельность и сам открыл 12 монастырей, многие из которых действуют и по сей день. Но было бы, однако, ошибочным сводить к веданте историю философской мысли древней и раннесредневековой Индии. Защищая данный тезис, некоторые исследователи, в том числе националистически настроенные ученые Индии, сужают и искажают реальные процессы культурного развития. Таковы вкратце главные концептуальные установки важнейших древнеиндийских философских школ. Для духовной культуры рассматриваемой эпохи, как, впрочем, и предыдущих периодов, было характерно не только сосуществование различных философских направлений, но и их острое соперничество, противостояние идеалистических и материалистической систем, значение которых и «ортодоксальными» и «неортодоксальными» школами нсячески принижалось, но вклад которых был исключительно несом. Глубина философского поиска, смелость и оригинальность решения многих вопросов мироздания, исключительное развитие логики и искусства аргументации обеспечили древнеиндийским мировоззренческим системам одно из самых почетных мест в истории мировой философии, объясняют их научную ценность, притягательную силу многих идей и сегодня. Без глубокого знания философского наследия древней Индии невозможно правильно оценить и процессы развития современной философской мысли страны, причины живучести ряда концептуальных основоположений. Глава XXIII Культура в кушано-гуптскую эпоху Данная глава не претендует на всестороннее и подробно освещение всех аспектов культурного развития древней Индии в рассматриваемый период, а ставит своей задачей выявление лишь наиболее важных и характерных сторон культурного процесса, показ вклада древних индийцев в мировую цивилизацию. Конечно, такое изложение хотя и создает более объемную картину, но затрудняет вычленение особенностей историко-культурного развития в хронологическом и территориальном «срезах». Вряд ли вызывает сомнение тот факт, что гуптская культура отличалась от Кушанской, связанной не только с другим уровнем развития, но и с иными этнокультурными традициями и географическим ареалом. Значительным своеобразием характеризовалась культура отдельных историко-географических зон, например Северо-Запада и Востока Индии. Более того, каждый из рассматриваемых аспектов культурной жизни — тема самостоятельного изучения. Исследование всех этих вопросов породило огромную по объему научную литературу, вызвало немало различных, а часто и противоположных мнений; многое остается предметом острых дискуссий1. I-VI века нашей эры — период расцвета древнеиндийской духовной культуры. Именно в эту эпоху древние индийцы добились наибольших достижений в разных областях науки, в литературе и искусствах, вклад Индии в общечеловеческую культуру оказался наиболее значительным. Большую роль сыграло упрочение экономических и культурных связей Индии с внешним миром. Индия в древнем мире приобрела славу «страны мудрецов*, и не случайно многие деятели культуры других государств старались ее посетить, чтобы ознакомиться с достижениями индийского народа 2. Естественнонаучные знания. Выдающимся достижением индийской математики в первые века нашей эры было создание десятичной позиционной системы счисления, которой ныне пользуются во всем мире. Она включает в себя ряд компонентов: число 10 как основание системы счисления; нуль для обозначения отсутствующих разрядов; позиционный принцип записи чисел, согласно которому одна и та же цифра принимает разные значе- ния в зависимости от места и умножается на соответствующую позиции степень основания. Материалы археологии позволяют предполагать, что десятичный принцип счисления существовал уже в хараппскую эпоху 3. Позиционный принцип в Индии стал применяться первоначально в словесной системе записи чисел: числа обозначались не особыми знаками, а словами. Так, нуль передавался словами «пустое», «небо», «дыра»; единица — предметами, имеющимися только в единственном числе: луна, земля; двойка — словами «близнецы», «крылья», «глаза», «ноздри», «губы» и т. д. В текстах III—IV вв. н. э. число 1021 передавалось как «луна — дыра — крылья — луна». Для создания десятичной позиционной системы счисления был введен знак нуля (индийцы называли его «шу-иья» — «пустота»), который.уже существовал в словесной системе нумерации. Иногда нуль изображался в виде точки и маленького кружочка, как это отражено, например, в «Бахшалий-икой рукописи», восходящей к оригиналу сочинения IV в. н. э.4. Первые известные арифметические правила в новой системе «числения были сформулированы крупнейшим математиком и астрономом Арьябхатой. Поэтому можно считать, что она была гоздана не позднее V в. н. э. Уже в середине VII в. сведения о десятичной позиционной системе счисления проникают на Запад. Свидетельством этого являются слова сирийского епископа Севера Себохта: «Я не буду говорить об эрудиции индийцев... м0 их глубоких открытиях в астрономии, открытиях более важных, чем даже у греков и вавилонян, об их разумной системе it математике или их методе счета, для восхваления которого нет достаточно сильных слов: я имею в виду систему использо-инния девяти знаков» 5. Эта система оказалась наиболее совершенной из всех существовавших в древности. Получившие всеобщее распространение ««рабские» цифры на самом деле заимствованы арабами у индийцев; арабы и другие мусульманские народы называли их • индийскими». «Те цифры, которыми пользуемся мы, — писал Пируни, — взяты из самых красивых имеющихся у индийцев цифр»6. В рассматриваемый период индийские ученые умели производить все основные действия с простыми дробями (в частности, они первыми стали записывать их именно так, как это делается гойчас: числитель вверху, знаменатель внизу), вычислять про-п'гые и сложные проценты, возводить числа в квадрат и куб, ииилекать квадратные и кубические корни, использовать в вычислениях тройное правило, решать квадратные уравнения; они наложили основы тригонометрии и пользовались при астрономических вычислениях таблицей синусов. Среди математиков классического периода необходимо назвать имя Арьябхаты 7, О значимости его труда «Арьябхатии» свидетельствует тот факт, что это сочинение являлось объектом изучения на протяжении многих столетий: последние комментарии к нему были созданы в середине прошлого века. Сочинение Арья бхаты анализировали и цитировали почти все крупные индийские ученые древности и средневековья. Математическая часть трак тата, очень разнообразная по структуре, содержит много плодотворных идей, подхваченных и развитых последующими учеными как в самой Индии, так и за ее пределами. Это первое специ альное научное математическое сочинение индийцев: многие ма тематические правила дошли до нас именно в изложении Арья бхаты. Уже отмечалось, что он сформулировал первые правили в десятичной позиционной системе счисления — правила извле чения квадратного и кубического корней. Примечательно, что прием извлечения корней, которым пользуются сегодня в мате матике, по существу, не отличается от излагаемого Арьябхатой. В трактате имеется несколько задач, сводящихся к решению линейного уравнения с одним неизвестным. Среди них знамени тая «задача о курьерах», вошедшая в дальнейшем в мировую алгебраическую литературу. В ней требуется определить времл встречи двух небесных светил, расстояния между которыми и скорости движения которых известны; решение, предложенное индийским ученым, практически не отличается от современного метода. Ряд задач в труде Арьябхаты говорит о знании квад ратных уравнений, например задачи на нахождение числа членои арифметической прогрессии и на сложные проценты. Пока зательно, что задача на сложные проценты, как и «задача о курьерах», приводилась многими учеными не только в средние века, но и в новое время. С аналогичной задачи на сложные проценты начинал раздел о квадратных уравнениях в своем учебнике по алгебре известный французский математик и меха ник А. Клеро (1746). Арьябхата внес огромный вклад в развитие теории чисел. и в частности в решение неопределенных уравнений. Первый толчок к постановке этой проблемы в Индии дали календарно' астрономические задачи, в которых нужно было определять пе риоды повторения одинаковых относительных положений небес ных тел — Солнца, Луны, планет с различными периодами обра^ щения. Задача сводилась к отысканию целых чисел, дающих при делении на данные числа данные остатки, т. е. удовлетворяю щих неопределенным линейным уравнениям и их системам. Неопределенными уравнениями занимался греческий матемя^ тик Диофант (III в. н. э.), который искал лишь рациональные решения. Начиная с Арьябхаты индийцы давали решение этих уравнений в целых положительных числах. Вряд ли здесь можно говорить о прямом греческом воздействии на науку Индии — ученые двух культур пришли к теоретико-числовым проблемам, исходя из разных проблем, да и сами методы были различными. Арьябхата первым в мировой математической литературе иа дожил приемы решения в целых положительных числах неопределенного уравнения первой степени вида ах + Ъ = су. Болео подробно решение этим методом изложено в трудах другого крупнейшего индийского математика и астронома — Брахмагуп-■|'ы (VII в. н. э.). Важное место в индийской математике занимали задачи на простое и сложное тройное правило. Хотя его знали уже египтяне и греки, индийские математики впервые выделили его в специальный арифметический прием и разработали схемы к задачам, содержащим несколько связанных пропорциями величин. ирахмагупта и позднейшие ученые добавили обратное тройное правило и правила 5, 7, 9 и 11 величин. Из Индии эти правила распространились в страны Ближнего Востока и оттуда в Западную Европу. В алгебре крупнейшим достижением индийских математиков иаилось создание развитой символики, гораздо более богатой, ■к'м у греческих ученых. В Индии впервые появились особые,шаки для нескольких неизвестных, свободного члена уравнения, степеней. Символами служили первый слог или буква соответствующего санскритского слова. Начиная с Брахмагупты индийские математики стали широко оперировать отрицательными величинами, трактуя положительные числа как некое имущество, а отрицательные числа — как долг. Брахмагупта описывал все правила действий с отрицательными числами, хотя ему и не была известна двузначность мри извлечении: квадратного корня. Позднее индийские математики достигли огромных успехов в решении общего неопределенного уравнения второй степени с двумя неизвестными, решение которого давалось в целых положительных числах, а также в разработке отдельных задач дифференциального и интегрального исчисления. Значение я Арьябхата принимал равным 3,1416, что сиидетельствует о большой точности вычислительных методов. Достижения индийских математиков были восприняты учеными арабского мира, получили широкую известность на средневековом Иостоке, оказали влияние и на европейскую математику8. Наиболее значительным достижением индийской астрономии рассматриваемой эпохи явился труд Арьябхаты *Арьябхатия»9. Среди высказанных им астрономических идей исключительную аажность имеет идея движения Земли вокруг своей оси при неподвижности звездного неба. Эта новаторская позиция резко расходилась с ортодоксальными установлениями и нормами, и мо случайно теория Арьябхаты о вращении Земли была резко осуждена жречеством и ортодоксальными учеными 10. Высоко оценивая это открытие индийского ученого, надо, однако, иметь в виду, что Арьябхата рассматривал движение!(|'мли возможным лишь теоретически; в своих же практических расчетах он исходил из неподвижности Земли. Его рассуждения можно рассматривать как соображения об относительном характере движения. Арьябхата разработал также теорию солнечных и лунных иитмений, указывая, что при солнечном затмении Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной, а при лунных затмениях Луна попадает в тень Земли. «Когда в конце истинного лунног месяца (т. е. в новолуние. — Авт.) Луна, находясь вблизи одно из точек пересечения орбит (Луны и Солнца), заслоняет Солнц или когда в конце половины месяца (т. е. в полнолуние. — Авт. Луна входит в тень Земли, это есть середина затмения; он происходят иногда до, а иногда после конца истинного лунног месяца или половины месяца» (Арьябхатия IV. 38). Эта теори сразу же вызвала резкие нападки на ученого со стороны ясре чества и даже многих крупных ученых, ибо Арьябхата посяг нул на одно из космогонических учений брахманизма и индуизма Так, Брахмагупта гневно писал о том, что мнение Арьябхат чуждо ведам, смрити и самхитам и. В целом труд Арьябхат содержит многие рационалистические идеи, что позволяет соот нести некоторые взгляды ученого с позицией локаятиков — древ неиндийских материалистов. Сведения по истории астрономии рассматриваемого период мы черпаем также из пяти сиддхант («научных трактатов»). которые на протяжении многих последующих веков изучались комментировались, перерабатывались. Эти сиддханты подробно описаны и разобраны в трактате Варахамихиры «Панча-сиддхан-тика» 12. Время их составления датируется III—IV вв. н. э. Ва-рахамихира разбирает следующие пять сиддхант: «Пайтамаха-сиддханта», «Васиштха-сиддханта», «Паулиша-сиддханта», «Рома-ка-сиддханта», «Сурья-сиддханта?. Бируни ссылается на слова Брахмагупты: «Сиддханты многочисленны; в их числе: „Сурья". „Инду", „Паулиша", „Ромака", „Васиштха" и „Явана", т. е. „греческая"; несмотря на многочисленность, сиддханты отлича> ются только словами, но не по смыслу. И тот, кто разберется в них как следует, поймет, что они совпадают друг с другом» 13. Никаких сведений об «Инду-сиддханте» до нас не дошло. Под «Явана-сиддхантой», видимо, подразумевается санскритский трактат еЯвана-джатака», составленный в III в. н. э. Спхуджид-хваджой 14. «Явана-джатака» составила основу всех позднейших индийских работ по этой тематике вплоть до XIII в., когда стали проникать в индийскую астрологию теории ученых мусульманского мира. По мнению издателя этого сочинения Д. Пингри, значительная часть «Явана-джатаки» была непосредственно заимствована из эллинистических источников (прослеживается и влияние вавилонской астрономии). Воздействие эллинистической науки ощущается и в «Ромака-сиддханте», и в «Паулиша-сидд-ханте». Индийцы были знакомы как с доптолемеевскими методами ортогонального проектирования, так и с теориями движения Солнца, Луны, планет, изложенными в «Алмагесте» Птолемея (II в.). Решение астрономических задач было основано на применении принципа гномоники. Гномон — вертикальный шест-постоянной длины; согласно «Сурья-сиддханте», его длина составляла 12 ангула. Определялась длина отбрасываемой гномоном1 (тени, которая изменяется в течение дня в зависимости от вы- соты Солнца. Гномон и его тень фигурируют и во многих задачах по тригонометрии. В связи с постановкой астрономических задач индийцы пришли к понятию функциональной зависимости между величинами. В астрономических сочинениях функция задавалась двумя способами: графическим, основанным на методах гномоникИ, и тригонометрическим. Оба способа имеют вид словесных расчетных правил, обычно составленных в стихах. В некоторых случаях словесные рекомендации дополнялись таблицами. Для определения координат небесных тел индийцы употребляли горизонтальную, экваториальную и эклиптическую системы координат. В горизонтальной системе высота, или зенитное расстояние, определялась аналогично тому, как это делается в современной астрономии, но азимут отсчитывался от первого вертикала или от восточной или западной точки горизонта, чтобы он не превышал 90'. Арьябхата определял круг азимута, а также приводил значение наклона эклиптики к экватору, принимая его равным 24° (современное значение 23°27'). В экваториальной системе двумя координатами являются склонение (кранти) и восхождение, отсчитываемое по кругу экватора. В эклиптической системе положение тела определяется широтой и эклиптической долготой, измеряемой от некоторой фиксированной точки на эклиптике, например от точки весеннего равноденствия. Индийские астрономы вычисляли и часовой угол. В основе движения небесных тел в индийской астрономии лежат эксцентрическая и эпициклическая модели. Впервые понятие эпицикла встречается у Гераклита Понтийского (IV в. до н. э.), а понятия эксцентра и эпицикла — у греческого математика Аполлония Пергского (III в. до н. э.). Во II в. до н. э. греческий астроном Гиппарх разработал теорию движения Солнца, основываясь ни понятии эксцентра, и теорию движения Луны, Исходя из простой эпициклической модели. Во П в. н. э. известный александрийский ученый Птолемей, исходя из эпициклической и эксцентрической гипотез, разработал теорию движения планет. Сочинения Гиппарха известны в отрывках, Поэтому основным источником для изучения теории движения Столица, Луны и планет в эллинистической науке является «Ал-Магест» Птолемея. Эти модели использовались для объяснения движения Солнца И Луны, хотя уже для Луны они не вполне соответствовали данным наблюдений. Поэтому индийские астроногды, как рань-pie греческие, а впоследствии арабоязычные, для объяснения вижения планет пользовались усложненными моделями. Обра-цаясь к движению планет, Арьябхата исходил именно из экс-ентрической и эпициклической моделей, отмечая, что «все пласты двигаются при своем [среднем] движении по их орбитам их эксцентрическим кругам от линии апсид к востоку и от очки узла к западу». Он указывал, что «эксцентрический круг нждой планеты равен орбите, по которой движется средняя планета». Согласно Арьябхате, «расстояние между центром Земли и центром эксцентрического круга равно радиусу эпицикла. Планеты движутся в их среднем движении по эпициклам». Древнеиндийские астрономы полагали, что Солнце (Сурья), Луна (Чандра), Меркурий (Будха), Венера (Шукра), Марс (Ап-гарака), Юпитер (Брихаспати) и Сатурн (Шани) находятся на разных, и притом огромных, расстояниях от Земли. Индийцы рано начали группировать звезды по созвездиям (накшатра). Греческая система зодиака, хотя и проникала в индийскую астрономию в первые века нашей эры, так и не смогла вытеснит]. древнюю систему накшатр. Индийские астрономы считали, что Земля — шар, и определяли ее окружность в 3300 йоджан (ок. 48 тыс. км). Судя по Бируни, древнеиндийские астрономы догадывались также о существовании земного притяжения 15. Хотя влияние эллинистической астрономии и особенно допто лемеевских методов на сиддханты было значительным, несом ненно и то, что индийские ученые греческие методы кине-матико геометрического моделирования подвергли совершенно незави симому преобразованию (в отношении как числовых констант, так и общей теории). Такая модификация проводилась непре рывно. Вместе с тем содержание сиддхант свидетельствует о том, что их составители были знакомы и с приемами вавилонской астрономии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|