ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стратегический выбор
Одна из особенностей проектирования организационной структуры заключается в том, что она непременно следует за стратегическим выбором фирмы и сопрягается с ее организационной культурой. Стратегиям были посвящены соответствующие лекции данного курса. Организационной культуре мы уделим особое внимание в дальнейших рассуждениях. Здесь же покажем как стандартные стратегии роста влияют на организационное проектирование. Возьмем четыре стратегии: роста объемов производства, продаж и распределения продукции существующим покупателям или экспансия объемов производства; географическая экспансия, или продолжение выпуска тех же товаров, но в новых географических местах; вертикальная интеграция (backward or forward), т.е. обратная интеграция, заключающаяся, например, в приобретении контроля за поставщиками и интеграция „вперед", выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения организаций, находящихся между производством продукции и конечным пользователем; диверсификация, т.е. фирма завоевывает новые рынки с новым продуктом или поглощает фирмы в новых отраслях, что приводит к расширению ассортимента продукции. Фирма, продвигаясь через эти стадии роста, должна изменять свою структуру, что и происходит спонтанно либо намеренно. На рис. 16. показано, что при проектировании организаций учитывается характер выбранной стратегии.
Рис. 16. Воздействие стратегии на организационный дизайн
Если фирма выбрала стратегию экспансии объемов производства и продаж, то для начала ей более подходит классический дизайн, потому что рост объемов производства в одной компании и в одной отрасли ведет к снижению затрат и максимизации использования ресурсов (в ситуации низкой вероятности изменений и неопределенности). [2] Если фирма движется через географическую экспансию или продуктовую диверсификацию, перед ней непременно встает вопрос повышения гибкости и адаптивности, потому что внешняя среда становится разнообразной и сложной. В связи с этим организационные структуры широко диверсифицированных фирм характеризуются департаментализацией, ориентированной на продукт, децентрализацией полномочий и относительно широкой сферой контроля. Еще раз подчеркнем, что проблема дизайна и редизайна организационных структур продолжает оставаться в числе важнейших и сложных проблем современного менеджмента. В конечном счете, все решают руководители высших уровней. Они могут пойти против логики и опыта, используя интуицию и свои собственные соображения. Но основные подходы к построению организационных структур примерно таковы, какими мы их показали в этой лекции . Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|