Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пределы соревнования




У большинства людей подход к выигрышу в межличностном конфликте аналогичен их подходу к баскетболу. Модель, к которой теоретики игр прибегают для описания соревнований, подобных баскетболу, называется игра с нулевой суммой. Подобная модель предполагает только одного победителя. При этом очки, набираемые одной стороной, означают соответствующую потерю другой. Поскольку определение выигрыша в данном случае дается по отношению к оппоненту, основной целью становится набрать больше очков, чем соперник. Это в данном случае считается более важным, чем количественная и качественная сторона выигрыша. В баскетболе, команда, набравшая к исходу игры больше очков, выигрывает, независимо от того, плохо или хорошо она сыграла, и был ли счет 82:80 или 127:80.

Схема возможных исходов игры с нулевой суммой может быть представлена следующим образом:


То есть возможно только два исхода, первый - А выигрывает и В проигрывает, и второй - В выигрывает и А проигрывает, которые, в зависимости от точки зрения, можно квалифицировать как исход выигрыш-проигрыш и исход проигрыш-выигрыш. И, хотя эта модель хороша для баскетбола, она совершенно не подходит для межличностных конфликтов, поскольку они не относятся к играм с нулевой суммой. И для таких конфликтов, кроме исходов выигрыш-проигрыш и проигрыш-выигрыш, возможны еще два - проигрыш-проигрыш и выигрыш-выигрыш. Для того, чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим другой пример межличностного конфликта.

Маня и Сьюзен — две подруги, встретившиеся после многомесячной разлуки. Они встретились в час пополудни, чтобы провести несколько часов вместе. Маня, которая последнюю неделю болела, хотела побыть на улице, лучше всего в парке. В то же время. Сьюзен голодна, и хочет пообедать в ресторане. Им надо разрешить конфликт.

Конечно, в данном случае возможны, в том числе, и исходы выигрыш-проигрыш и проигрыш-выигрыш.

Но есть и другие возможные исходы. Так называемые исходы проигрыш-проигрыш не удовлетворяют ни одну из сторон. Вместо того, чтобы идти в парк или обедать - то, чего в действительности хочет каждая из них - подруги могут прийти к компромиссу и пойти в кино. Или же, в попытках найти выход из ситуации, подруги так разозлятся друг на друга, что решат больше не встречаться. И в этом случае ни одна из них не выигрывает. Сделать правильный выбор действительно нелегко.


Но, что наиболее интересно, существуют и решения типа выигрыш-выигрыш. Маня и Сьюзен могут купить еды в супермаркете и отправиться на пикник в парк. Или, они могут направиться в ресторан через парк. В этих случаях каждая из них получит достаточно для того, чтобы считать победителями обеих.

Какие уроки можно извлечь из всего вышесказанного в плане достижения выигрыша в межличностных конфликтах? Если говорить об играх с нулевой суммой, то наиболее приемлемый подход к разрешению конфликта - соревнование. При соревновании каждый стремится получить "свое", не заботясь о потребностях оппонента. В этом случае, фактически, игрок выигрывает, не давая сопернику достичь его целей. Поскольку выбора только два - или делать все возможное для выигрыша, или проиграешь, - в игры с нулевой суммой играют для достижения победы.

Поскольку межличностные конфликты не относятся к играм с нулевой суммой, то даже простейший конфликт, наподобие рассмотренного выше, предполагает большее число исходов, чем кажущаяся сложной игра в баскетбол. Для их разрешения требуется совершенно иной подход.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных