ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Экономические блага и их классификацияЭкономическая деятельность направлена на получение экономических благ, которые являются средством удовлетворения потребностей. Блага представляют собой предметы, явления или услуги, обладающие полезностью, т.е. способностью удовлетворять потребности людей. Существуют блага, созданные природой, и блага, являющиеся результатом человеческого труда. Первые называются естественными благами, вторые – продуктами труда. В свою очередь, одна часть естественных благ представлена свободными благами, то есть благами, имеющимися в относительном изобилии, которые не получают стоимостной оценки и потребляется непосредственно на бесплатной основе. Так потребляются воздух, сила ветра, солнечный свет. Другая часть естественных благ ограничена относительно потребностей (водные, лесные и биологические ресурсы). Экономические блага представляют собой продукты человеческого труда и естественные блага, ограниченные относительно потребностей людей, получающие вследствие этого стоимостную оценку и потребляемые на платной основе. Признаками экономических благ является полезность и относительная редкость. Границы между свободными и экономическими благами подвижны. Всякое естественное благо, переработанное человеком или ставшее относительно редким в силу, например, ухудшения экологической среды, приобретает свойства экономического блага. В процессе экономического развития люди осваивают и включают в экономическую жизнь новые виды естественных благ. Так, пресная вода в ходе истории человечества прошла путь от бесплатного, данного природой, ресурса до ценного экономического блага. Экономические блага весьма разнообразны, существует множество критериев их классификации. В зависимости от формы воплощения экономические блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага имеют натурально-вещественную форму. К ним относятся находящиеся в ограниченном количестве дары природы, продукты производства, деньги и финансовые активы (долговые обязательства, акции, паи компаний). Нематериальные блага не имеют натурально-вещественного воплощения и представлены знаниями, информационными продуктами, а также свойствами самого человека. Эти свойства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние блага заключены в самом человеке (деловые способности, квалификация, профессиональное мастерство); внешние блага находят выражение в репутации, деловых связях и т.п. Особое место в совокупности экономических благ занимают услуги – виды деятельности, приносящие полезный эффект и удовлетворяющие определенные потребности людей. Отличие услуг от продуктов производства заключается в том, что их полезный эффект неотделим от самой деятельности и они не способны накапливаться (например, транспортные и бытовые услуги). Различают услуги производственного и непроизводственного назначения. Услуги производственного назначения представляют собой продолжение процесса производства и воплощаются в осязаемом результате. К ним относятся обслуживание и ремонт оборудования, транспортировка продуктов и т.п. Услуги непроизводственного назначения не имеют осязаемого результата. К таким услугам относятся обучение, консалтинговые услуги, страхование. По характеру конечного использования экономические блага делятся на потребительские (прямые) и производственные (косвенные). Потребительские блага непосредственно удовлетворяют потребности человека. Они представлены предметами потребления: продуктами питания, одеждой предметами культурно-бытового назначения. Производственные блага удовлетворяют потребности человека косвенно, через участие в производстве потребительских товаров. Они представлены ресурсами производства: зданиями сооружениями, машинами и оборудованием, землей, а также предпринимательскими способностями, навыками и квалификацией работников. Исходя из срока использования различают долговременные и недолговременные блага. Долговременные блага применяются для удовлетворения определенных потребностей многократно и пригодны для использования в течение длительного периода времени (автомобиль, оборудование). Недолговременные блага участвуют в удовлетворении потребностей один раз и полностью потребляются, исчезают в процессе потребления (продукты питания, сырье и материалы). По типу взаимозависимости в удовлетворении потребностей различают взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага. Взаимозаменяемые блага (субституты) способны замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Примером, таких благ являются сок, минеральная вода, «Кока-кола». Взаимодополняемые (комплементарные) блага дополняют друг друга при удовлетворении определенной потребности: автомобиль и бензин, нитка и иголка. В зависимости от характера взаимодействия людей в процессе потребления экономические блага делятся на частные и общественные. Частные блага отличаются конкурентным и исключаемым характером потребления. Потребление такого блага (например, хлеба, одежды) одним человеком исключает возможность его потребления другими людьми. Частные блага потребляются на платной основе. К общественным благам относятся блага, потребляемые совместно, их потребление носит неконкурентный и неисключаемый характер. Участие в их потреблении одних людей не исключает из этого процесса других членов общества, за эти блага люди непосредственно не платят. К таким благам относятся общественная безопасность, уличное освещение и т.п.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|