ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем три шалаша: Тебе один, Моисею один, и один Илие.Но он не знал, что говорил, потому что Иисусу надлежало еще пострадать, а только потом войти в славу. Так и нам, хотя на земле мы и чувствуем отчасти необыкновенную радость от богообщения, должно помнить, что это лишь отблеск будущего сияния. И дальше дорога ведет нас на крест. Когда еще Петр говорил, явилось сияющее облако и покрыло гору. Это было то облако богоприсутствия, которое руководило Исходом из Египта, осеняло скинию, освятило Храм Соломона. В виде облака на Фаворе явился Святой Дух. И из облака раздался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте (Лк.9,35). Услышав этот голос, ученики в благоговейном ужасе упали лицами на землю. Но Иисус коснулся их со словами: Не бойтесь. Подняв глаза, они увидели, что перед ними лишь их Учитель в обычном Своем облике. И когда они сходили с горы, Господь запретил говорить о том, что они видели, до Его воскресения. Ученики сперва расспрашивали друг друга, что значит «воскреснуть из мертвых». Ведь они думали, что Мессия бессмертен. А потом спросили Господа, почему книжники говорят, что перед приходом Мессии должен сперва прийти Илия? Иисус ответил: Да, Илия должен прийти и устроить всё. Но он уже пришел, и его не узнали, а поступили с ним, как захотели. И ученики поняли, что он говорил им об Иоанне Крестителе — Предтече Первого Пришествия Христа, как Илия будет Предтечей второго. Это явление показало всем людям, что приготовлено спасенным в Царстве Отца. Они будут сиять как солнце лучами нетварного света, исходящими из Тела Христа. И Бог станет между богами — усыновленными христианами — и даст им то наслаждение, которое ощутили апостолы на святой горе. И наступит вечный праздник кущей (палаток), когда воскресшие в обновленных телах будут черпать от Спасителя нескончаемое блаженство.
Праздник Преображения Господня является одним из двенадцати главных праздников и совершается 6/19 августа, за сорок дней до Воздвижения Креста Господня. Ведь по преданию само это событие было за сорок дней до Распятия. В этот день в храмах освящаются плоды нового урожая, напоминая верующим о полноте райского блаженства. Тропарь, глас 7: Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. (По-русски) Христе Боже, Ты преобразился на горе, показав ученикам Своим славу Свою, насколько они могли (ее видеть). По молитвам Богородицы да возсияет нам грешным вечный Твой свет. Дарующий свет, слава Тебе. Кондак, глас 7: На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирове же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние. (По-русски) Христе Боже, Ты преобразился на горе, и насколько вмещали Твои ученики, они видели Твою славу, чтобы, когда Тебе увидят распинаемого, поняли добровольность страдания и вселенной проповедали, что Ты поистине сияние Отца. Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение.
ПРИТЧА О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ (Лк.12,13–34)
Однажды к Господу подошел человек, который просил, чтобы тот убедил его брата дать ему наследство. Видя сребролюбие, таящееся в его душе, Христос сказал притчу о том, что жизнь человека не зависит от его имения. У одного богача поля принесли большой урожай. И перед ним стал вопрос: что делать? Житниц не хватает для плодов. «Вот что я сделаю, — решил он, — сломаю старые житницы и построю большие. И скажу душе моей: много добра лежит у тебя на многие годы. Ешь, пей веселись!..» Как будто долголетие связанно с урожаем его полей! Бог же сказал ему в ответ: — Безумец! В эту ночь душу твою с пытками (как привязанную к земле) страшные Ангелы вырвут из тебя. Кому достанется то, что ты приготовил? Так, — закончил Господь, — будет со всяким, кто для себя, а не для Бога богатеет. (Богатеть же для Бога — значит давать нищим, как сказал блаж. Феофилакт: «утробы нищих, вот тебе житницы», и помнить, что все — Божье и должно служить к Его славе.) Поэтому не заботьтесь о жизни своей — что есть, пить или во что одеться. Бог питает и воронов, украшает лилии полей, тем более Он знает вашу нужду. Ищите прежде царства Божия — и все это приложиться вам. Отец решил дать вам царство, поэтому раздавайте имения ваши нищим, чтобы иметь сокровище на небесах, недоступное ни для воров, ни для моли. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
ПРИТЧА О ЗАБЛУДШЕЙ ОВЦЕ И ПОТЕРЯННОЙ ДРАХМЕ (Мф.18,10–14; Лк.15,3–10)
К Христу приходили грешники, чтобы слушать Его. А фарисеи роптали, что Господь принимает грешников и ест вместе с ними. Но Он сказал им притчи о благодати Божией: — Кто из вас, если имеет сто овец и потеряет одну в горах, не пойдет, чтобы найти ее? И найдя, берет себе на плечи, и приносит домой, и радуется вместе с соседями, что нашлась погибшая овца. Так же и на Небесах бывает больше радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках. Хозяин овцы — это Христос, овца — люди, своими грехами удалившие себя от Бога и потерявшие Его. Тогда Сын Божий Сам приходит к ним, чтобы спасти Свое творение и принести к Отцу небесному. И все Ангелы на Небесах больше радуются о спасенных людях, чем о самих себе, не грешивших. Об этом же говорит другая притча Христова: — Какая женщина, имеющая десять драхм, потеряв одну, не начинает искать потерянную? Она зажигает свечу и ищет тщательно, пока не найдет. А обретя, собирает подружек, чтобы порадоваться найденной монете. Так бывает радость и у Ангелов об одном кающемся грешнике. Женщина — образ Божией Премудрости, Христа, потерявшего Свое творение. Он не оставил людей погибать, но сначала возжег свечи — пророков, и особенно Предтечу, затем Сам нашел монету — человека, созданного по образу Божию, и принес его к Ангелам, чтобы те радовались. Поэтому и мы не должны унывать, если сделаем грехи, но немедленно нужно каяться Богу, чтобы получить прощение.
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ (Лк.15,11–32)
Чтобы еще показать, что Бог принимает всякого, приходящего к Нему, Христос рассказал притчу о блудном сыне. У одного человека было два сына, и младший сказал отцу: — Дай мне ту часть имения, которая должна стать моей после твоей смерти по завещанию. Так в его глазах отец оказался как бы уже мертвым. Страсти застили его глаза, и он видел лишь предполагаемую роскошную жизнь, которой мешает его отец. Отец — это Бог, Создатель наш, а младший сын — это всякий грешник, который почитает Бога как бы мертвым и далеким. Видя его состояние, отец отдал ему то, что он хотел. И тот, спустя немного времени обналичив все, ушел в дальнюю страну, где растранжирил все имение в разврате и безделье. Так и Бог, видя наше ожесточение, позволяет нам действовать по своей воле, и мы удаляемся далеко от Господа в темную страну греха. Там мы быстро лишаемся всех наших природных способностей, распадающихся от греха. Когда же он прожил всё, то в той стране настал страшный голод. Нуждаясь в самом необходимом, он устроился к одному из граждан этой страны, то есть демонов, рассчитывая, что злой дух прокормит его. А тот отправил его пасти свиней (для евреев это — крайне нечистое дело), то есть обучать и других нечистым делам. Он был бы рад поесть и рожков (почти несъедобные стручки рожкового дерева), которыми питались свиньи, но никто не давал ему. Ведь грех не дает насыщения. Лишь в Боге находит покой сердце наше. Тогда блудный сын пришел в себя, ибо грешащий находится в некоем помрачении, не видя ни себя, ни Господа, и сказал себе: — Сколько наемников в доме отца моего вдоволь едят хлеба, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Согрешил я на небо и перед тобой и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня как одного из наемников твоих. Так и происходит в момент покаяния. Человек понимает, в какой яме он оказался, вспоминает о Творце и, если преодолеет свою гордость, может возвратиться к Нему. Когда сын был еще далеко, то отец увидел его и сжалился над ним. Он побежал к нему навстречу и обнял его. Тот начал свою заученную речь и сказал: — Отче! Согрешил я на небо и перед тобой, и уже недостоин называться сыном твоим… Но отец не позволил ему уравнять себя с наемниками, потому что даже блудный сын все же остается сыном. Ведь благодать Крещения несмываема. Отец говорит своим рабам: — Принесите лучшую одежду и оденьте его и дайте перстень на руку его и обувь на ноги, и, заколов откормленного теленка, будем веселиться. Ибо сын мой мертв был и ожил, пропадал и нашелся. Одежда — образ благодати Крещения, рабы — Ангелы покаяния или священники. Перстень — залог Святого Духа, дающий силу творить добрые дела, и знак участия в Царстве Небесном. Ведь издревле перстень — знак власти. Обувь на ногах — знак того, что он снова имеет право быть в доме отца. Ведь на Востоке гости снимают обувь, входя в дом, а хозяин ходит обутым. Также обувь — защита Бога, которая окружает покаявшегося. Телец упитанный — таинственное Причастие Тела и Крови Христа. Старший сын весь этот день работал в поле и, подходя к дому, услышал музыку и танцы. Подозвав слугу, он спросил: что это такое? А тот ответил: — Твой брат вернулся, и отец твой принял его с радостью, потому что увидел его здоровым. И старший сын не захотел войти в дом. Тогда отец вышел к нему и звал его, но он сказал в ответ отцу: — Я столько лет служу тебе и никогда не нарушал приказания твоего, но ты не дал мне и козленка, чтобы я повеселился с друзьями своими. А когда этот сын твой, расточивший имение с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка! Отец сказал: — Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое — твое. А о том надо радоваться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Старший сын — это те праведники, которые возмущаются тем, что Бог милует грешников, а их не защищает в этой жизни. Господь же учит их подражать Своему человеколюбию и не впадать в осуждение грешников, покаяния которых всегда ожидает Создатель.
ПРИТЧА О НЕВЕРНОМ УПРАВИТЕЛЕ (Лк.16,1–13)
Сказал Господь притчу. Один человек был богат, и был у него управитель. На него донесли, что тот растрачивает имущество. Хозяин вызвал его к себе и сказал: — Дай отчет в управлении, ибо ты не можешь больше управлять. Тогда управитель сказал себе: — Что мне делать? Копать не могу, просить стыжусь. Вот что сделаю, чтобы меня приняли в свои дома, когда перестану управлять. Вызвал к себе должников, спросил, сколько кто должен. Тем, кто должен был сто мер пшеницы, тем велел переписать на пятьдесят, а кто должен сто мер масла — восемьдесят. И похвалил его хозяин, что он догадливо поступил, ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Христос повелевает нам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда оскудеете, приняли вас в вечные обители. «Верный в малом, и во многом будет верен, а неверный в малом, неверен и во многом» (Лк.16,10). «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Лк.16,13). Услышав это, фарисеи смеялись над ним, ибо были сребролюбивы. Но Христос сказал: — Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк.16,15). Хозяин дома — Бог, домоправитель — человек. Имущество — все, что мы имеем (и тело, и богатство). Оно должно приносить плод для Бога через милостыню. Должники — те, кто нас обижал и делал грех против нас. Если мы прощаем им грехи и даем милостыню, то они после смерти будут молиться Богу о нас, и Он примет нас в вечные обители.
БОГАЧ И ЛАЗАРЬ (Лк.16,19–31)
Обращаясь к сребролюбцам, которые говорили, что главное — богатство, и не помогали бедным, Христос рассказал им повествование о богаче и Лазаре. Один человек, — сказал Господь, — был богат. Он одевался в пурпурную (царскую) одежду и в виссон (тончайшее белое полотно) и все дни проводил в блистательных пирах. Имени его Спаситель не называет, ибо имена грешников вычеркнуты из книги жизни. Около его ворот лежал больной нищий по имени Лазарь («тот, кому помогает Бог»), весь покрытый струпьями. Он хотел насытиться хотя бы объедками со стола богатого, но никто не давал ему. И лишь псы лизали его раны, еще при жизни обращаясь с ним, как с трупом. Но при этом из уст Лазаря не было слышно ни звука ропота. Он с терпением переносил свое несчастье. Наконец Лазарь умер. Ангелы взяли его душу и отнесли на лоно гостеприимного Авраама, в особе место загробного мира, где обитали праведники. Умер и богатый, и похоронили его, и душа его оказалась в мрачном аду, окруженная пламенем. Подняв глаза, он увидел вдали Авраама и сидящего у его ног того Лазаря, которого презирал при жизни. Тогда богач закричал: — Отче Аврааме! Умилосердись надо мной и пришли Лазаря, чтобы он омочил палец свой в воде и охладил язык мой, потому что я страдаю в этом пламени! Но Авраам ответил: — Чадо! Вспомни, что все благое ты уже получил в этой жизни, а Лазарь получил злое. Поэтому он здесь утешается, а ты там страдаешь. Но кроме этого, между нами и вами учреждена великая пропасть, так что нельзя перейти ни от вас к нам, ни от нас к вам. Тогда богач попросил: — Прошу тебя, отче, пошли Лазаря к моим пятерым братьям. Пусть он засвидетельствует им, чтобы они не попали в это место мучения. Авраам сказал: — У них есть Писание Моисея и пророков. Пусть они слушают их. Он же сказал: — Нет, не слушают их, но если кто из мертвых воскреснет, то покаются. Тогда Авраам сказал ему: — Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк.16,31). Так Господь учит нас с терпением переносить скорби, чтобы получить вечную награду в Царстве небесном, а немилосердных и сребролюбивых ждет вечный огонь ада. При этом Христос говорит, что нам не нужны особые чудеса. Все необходимое Бог дал нам в Священном Писании, следуя которому, мы не собьемся на путях нашей жизни.
ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЕННЫХ (Лк.17,11–19)
Поднимаясь в Иерусалим, Христос проходил сквозь одно селение. У входа в него встретили Его десять прокаженных, которые кричали: — Иисус Наставник! Помилуй нас. Он же велел им, во исполнение Закона (Лев.13,2–49), показаться священникам, чтобы засвидетельствовать свое исцеление. Когда они поверили Ему и пошли, то тотчас исцелились от своей неизлечимой болезни. Тогда один из них побежал назад, громким голосом прославляя Бога, и упал ниц перед Иисусом. И он был не правоверным иудеем, а самарянином. Тогда Иисус сказал: — Разве не десять очистились? Где же девять? Почему они не возвратились прославить Бога, а только этот иноплеменник. И сказал ему: — Встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк.17,19). И мы должны учиться благодарить Бога за Его великие чудеса. Иначе наша вера окажется ущербной.
ПРИТЧА О СУДЬЕ НЕПРАВЕДНОМ (Лк.17,20–37; 18,1–8)
Однажды спросили Христа фарисеи, когда придет Царство Божие. На что Он ответил: — не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17,20–21). Приход Царства — это когда в наших душах не находится ничего мирского, но мы во всем ведем себя выше мира, по-ангельски, как и повелел Бог. Но чтобы не подумали, что это внутренне Царство отменяет явное Пришествие Христа во славе, Он предсказывает Своим ученикам: — Придут дни, когда пожелаете увидеть хотя бы один из дней Моих, и не увидите. Будут говорить вам: «вот Он там или здесь», — не верьте! Потому что как молния, сверкающая от востока, видна на западе, так будет и Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему быть отброшенным этим народом. Перед Его приходом мир будет как в дни Ноя перед Потопом или Лота перед гибелью Содома. Христос придет внезапно и разделит всех живущих. Один берется, другой оставляется. Поэтому вспоминайте жену Лота. Кто будет стараться сберечь свою жизнь, тот погубит свою душу. Ожидая этот Великий День и предшествующие ему скорби, надо непрестанно молиться и не унывать. Чтобы объяснить это, Господь сказал притчу о неправедном судье: — В одном городе был судья, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился. Жила там одна вдова, которая требовала, чтобы он защитил ее от соперника, который ограбил ее. Судья долго не хотел утруждать себя этим делом. Но потом он сказал себе: «хоть я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но так как вдова не дает мне покоя, то защищу ее, чтобы она уже не приходила чернить мне лицо». Вы слышите, что говорит судья неправедный! Неужели Бог не защитит избранных Своих, кричащих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Говорю, что подаст им защиту внезапно. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ (Лк.18,9–14)
Так Господь, обратившись к тем, кто считал себя праведным и унижал других, сказал притчу. Однажды в Храм Божий вошли два человека, чтобы помолиться. Один из них был фарисей, знаток Закона, а другой — мытарь, сборщик налогов для оккупантов, вымогатель и взяточник. Фарисей прошел вперед и молился в себе так: — Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь дважды в неделю, плачу десятину от всего того, что приобретаю! Фарисей свое совершенство приписал себе, а не Богу и потому отравил ядом гордыни все свои заслуги. А высокомерие породило у него осуждение, что противно воле Творца. А мытарь встал вдали и не смел поднять глаза на небо, бил себя в грудь и говорил: — Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк.18,13) Говорю вам, что он вышел из храма более праведным, чем тот, потому что всякий возносящий сам себя будет унижен, а смиряющий себя — возвысится. Эти слова Христа учат и нас избегать неугодных Богу гордыни и осуждения, тем более при молитве, и учиться смирению мытаря, способному покрыть множество преступлений.
ПРИТЧА О НЕМИЛОСЕРДнОМ ЗАИМОДАВЦЕ (Мф.18,15–35)
Уча апостолов, Господь дал им повеление, как поступать с теми. Кто согрешил против них. Он сказал: — Если согрешит против тебя твой брат, то сначала обличи его наедине. Если он попросит прощения, то ты нашел своего брата. Если же не послушает, то позови двух или трех свидетелей. Если и их не послушает, то скажи церкви. Если и церкви не послушает, то пусть будет тебе как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф.18,18). На основании этих слов Церковь знает, что священники — преемники апостолов имеют власть прощать и оставлять грехи людям. Дальше Христос сказал, что согласная просьба двух или трех Его учеников будет исполнена Отцом небесным, потому что где два или три собраны во имя Христово, там Он Сам посреди них. Тогда Петр спрашивал, сколько раз прощать согрешившего в день — до семи ли раз? — Не до семи, а до семижды семидесяти раз (т.е. бесконечно), — сказал Христос. И чтобы объяснить это, Он сказал притчу: — Был царь, к которому привели человека, задолжавшего ему десять тысяч талантов (50 тонн серебра). Тот не мог отдать, и царь велел продать в рабство и его, и его семью. Несчастный упал на колени и просил подождать с выплатой, говоря: «потрепи, и все тебе отдам». Царь сжалился над ним и весь долг простил ему. Выйдя от царя, человек увидел своего друга, который должен был ему сто динариев (по нашему счету несколько сот долларов). Он схватил его, душил и кричал: «отдавай мне, что ты мне должен». Тот упал перед ним на колени и сказал: «потрепи, и все тебе отдам». Но заимодавец не захотел и посадил его в долговую яму. Товарищи их расстроились его неблагодарностью и сказали об этом царю. Государь в гневе вызвал его и сказал: «Злой раб и лукавый! Я весь долг простил тебе, потому что ты умолил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать твоего должника, как я помиловал тебя?» Тогда царь отдал его палачам, покуда он не отдаст всего долга. Так и Отец небесный поступит с вами, если каждый не простит от всего сердца своего брату своему прегрешений. Действительно, каждый из нас несравненно больше должен Богу, чем каждый из нас друг другу. Потому нельзя нам носить в себе обиды, если мы не желаем, чтобы Бог вспомнил нам все наши беззакония, прощенные нам в Таинстве Исповеди, в день Суда.
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ (Ин.11)
Незадолго до Пасхи Христос совершил Свое величайшее чудо — воскрешение праведного Лазаря. Лазарь заболел, и его сестры, Марфа и Мария, прислали к Иисусу Христу сказать об этом. Господь ответил: — Эта болезнь не к смерти, но для того, чтобы явилась слава Божия. После этого Христос пошел в Иудею. Когда ученики стали напоминать Ему, что иудеи желают Его убить, Он ответил: — Лазарь, друг наш, умер. Я иду разбудить его и радуюсь за вас, что не было нас там, чтобы вы поверили. Когда Иисус Христос пришел в Вифанию, то Лазарь уже четыре дня лежал в гробу. Вифания расположена рядом с Иерусалимом (около 3 км). И многие иудеи пришли к семье умершего, чтобы утешить их. Когда Марфа услышала о том, что Христос пришел в Вифанию, то побежала к Нему навстречу и воскликнула: — Господи, если бы Ты был здесь, то не умер бы брат мой, но и теперь знаю, что чего не попросишь у Бога, даст Тебе Бог. — Воскреснет брат твой! — ответил ей Господь. — Знаю, что воскреснет в последний День, — ответила Марфа. — Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? (Ин.11,25–26) — сказал Христос. — Я верую, что Ты Мессия, Сын Божий, пришедший в мир, — сказала Марфа. После этого она позвала сестру Марию. Та прибежала к Господу Иисусу и также выразила сожаление, что Господь не исцелил ее брата. Когда Он увидел ее плачущей, то Сам заплакал. Скорбя внутренне, Христос приходит к гробовой пещере. Там Он приказал отвалить камень от входа в гробницу. Марфа говорит: — Господи, смердит уже, потому что уже четыре дня в гробу. Но Христос ответил: — Разве не сказал Я тебе, что если поверишь, то увидишь славу Божию? Камень отвалили, и Господь, поблагодарив Отца за то, что Он всегда слышит Его, воскликнул: — Лазарь, иди вон! И вышел умерший, связанный погребальными пеленами по рукам и ногам, и лицо его было завязано, но повязки не помешали ему подняться по крутым ступеням. Так сила Бога оказалась могущественнее и смерти, и законов природы. Тогда Иисус Христос повелел развязать Лазаря, чтобы все присутствовавшие убедились в подлинности чуда. Первосвященники, услышав об этом знамении, были в ярости и решили убить и Христа, и Лазаря, чтобы не лишиться власти над людьми. Поэтому после воскресения Христова Лазарь отплыл на Кипр, где прожил еще тридцать лет и был епископом. Воскрешение праведного Лазаря показало, что Бог желает воскресить людей телесно. И прообразом этого было сие чудо.
Воспоминание воскрешения прав. Лазаря совершается накануне Вербного воскресенья (Лазарева суббота).
Кондак праздника, глас 2: Всех радость Христос, истина, свет, живот, и мира воскресение, сущим на земли явися Своею благостию, и бысть образ воскресения, всем подая Божественное оставление.
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Мф.21,1–17; Мк.11,1–11; Лк.19,28–44; Ин.12,1–19)
За шесть дней до наступления еврейской пасхи Христос снова пришел в Вифанию, где Ему сделали пир в доме Симона прокаженного. Вместе с ним возлежал воскресший Лазарь, а Марфа служила Ему. Мария же взяла фиал драгоценного мира и помазала им ноги Христа, а волосами своими вытерла их. Иуда искариот проявил свою «практичность». Он возмущался: зачем такая трата на Господа? Лучше было бы продать это миро и раздать нищим, говорил он, на самом деле желая украсть эти деньги. Но Христос одобрил поступок Марии и сказал, что это она сделала, приготовляя Его к погребению. На следующий день Иисус Христос пошел в Иерусалим и, подходя к деревеньке Виффагия, послал учеников привести Ему ослицу с осленком, на которого никто не садился. Те привели животных. Когда они отвязывали животных, то хозяева спрашивали их: «что вы делаете?» Но ученики, в соответствии с повелением Христа, отвечали: «Он надобен Господу». И тогда те отпустили их. На животных постелили одежды. Господь воссел на осленка и поехал в святой город. Множество учеников с радостью начали славить Бога за все чудеса, совершенные Христом. Они кричали: — Благословен грядущий Царь во имя Господа, мир в небесах и слава в вышних. И народ восклицал: — Осанна (спасение) в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна Сыну Давида! Под ноги Христу подстилали верхнюю одежду и размахивали молодыми пальмовыми ветвями — как знак победного, триумфального шествия законного Царя из дома Давида. И маленькие дети, во исполнение слов 8-го псалма кричали Христу: «Осанна!» Фарисеи возмутились и требовали, чтобы те замолчали, но Господь ответил: — Если они замолкнут, то закричат камни! Когда Христос приближался к городу, то, взглянув на него, Он заплакал и сказал: — О, если бы ты хоть сегодня узнал, в чем мир твой! Приходят дни, когда окружат тебя окопами и разрушат тебя до основания за то, что ты не узнал дня посещения твоего! Войдя в святой город, Христос привязал осленка к золотой лозе, висевшей у ворот Храма и, войдя внутрь, исцелил многих больных. Так исполнились древние пророчества Захарии (Зах.9,9–15) и Иакова (Быт.49,6–12). Израиль увидел Своего Мессию, обещанного пророками, — Кроткого Царя, восседающего на осленке (символ язычников) и ослице (символ иудеев). Он пришел спасти людей от вечной гибели ценой Своей крови. Сбежавшийся народ спрашивал: «кто это?» На что пришедшие с Господом восклицали: «Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского». В храме Господь увидел продавцов, торгующих животными. И вновь, как и в начале Своего служения, Христос изгнал торговцев из храма и сказал: — Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его пещерой разбойников! Он запрещал даже проносить через храм посторонние вещи. Установив порядок в святилище, Христос ушел в Вифанию.
Великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи. В этот день в храмах освящаются ветви пальм или верб — в знак победы Христа над смертью.
Тропарь, глас 1: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. (По-русски) Общее воскресение прежде Своего страдания утверждая, воскресил Ты из мертвых, Христос Бог, Лазаря. Поэтому и мы, как дети (еврейские), носящие знаки победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: спасение с неба, благословен Идущий во имя Господне.
Глас 4: Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.
Кондак, глас 1: На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.
Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне.
ПОСЛЕДНИЕ ПРОПОВЕДИ ХРИСТА В ИЕРУСАЛИМЕ (Мф.21–25; Мк.1,12–13,37; Лк.19,45–21,36; Ин.12,20–50)
На следующий день Господь шел в Иерусалим и почувствовал голод. Около дороги росла смоковница, покрытая листьями. Но плодов на ней не было. Тогда Христос проклял ее, сказав: — Да не будет на тебе плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Так Он показал, что не только благ, но и справедлив и карает злодеев. Апостолы удивились тому, как мгновенно засохла смоковница. Но Господь сказал: — Если будете иметь веру и не усомнитесь, то сделаете не только это, но и горе скажете: поднимись и бросься в море — и будет так. Когда Он пришел в Храм, то подошли первосвященники и спросили Его: — Какой властью Ты это делаешь? И кто дал Тебе эту власть? Иисус Христос ответил: — Спрошу и Я вас, а потом отвечу вам. Крещение Иоанна откуда было — с Небес или от людей? Они рассуждали: если скажем — с Небес, то Он спросит, почему мы не поверили ему (ведь Иоанн говорил, что Иисус — Мессия), а если — от людей, то народ побьет нас камнями. И они отвечали: — Не знаем! — Тогда и Я не скажу вам, какой властью Я это делаю! — отвечал Иисус Христос. Посрамив начальников народа, Господь сказал им несколько притч о царстве Божием, из которого исключаются неверующие во Христа. Он сказал: — Один человек посадил виноградник, вырыл в нем точило (место для выжимания сока), построил сторожевую башню, обнес стеной и сдал его работникам, а после этого удалился. Когда же настало время собирать плоды, то он посылал слуг за урожаем, но работники одних били, других убили. Тогда хозяин послал к ним своего сына, сказав: устыдятся сына моего. Но те решили, что, убив наследника, они смогут завладеть наследством. Поэтому, выведя сына вон из виноградника, они убили его. Что же сделает хозяин, когда вернется? Злых он сурово накажет, а виноградник отдаст другим работникам, которые будут вовремя отдавать урожай. Смысл притчи таков: Хозяин — Бог Отец, Который создал виноградник — израильский народ. Стена — Закон, отделявший его от других народов. Точило — Храм, в котором приносились жертвы Богу. Башня — писания пророков, через которые можно узнать волю Божию. Работники — первосвященники и книжники, старейшины народа. Слуги — пророки, которых Бог посылал, чтобы получить от евреев плоды добрых дел. Но их убивали и преследовали. Наконец приходит Бог Сын, которого старейшины Израиля убили, выведя за стены Иерусалима. Это последнее преступление переполнило чашу Божьего долготерпения, и еврейский народ потерял свое избранничество, которое перешло к Церкви из язычников. Также Царство Божие подобно брачному пиру, который Царь устроил для Своего Сына. Когда все было готово, Он послал слуг созвать званых гостей, но те отказались, а некоторые убили посланных. Тогда Царь в гневе сжег город этих убийц и велел слугам пойти по перекресткам улиц и собрать всех желающих, чтобы пир наполнился возлежащими. Когда же Хозяин вошел посмотреть на гостей, то среди них Он увидел одного, одетого в обычную рабочую одежду. Он сказал ему: — Друг, как ты вошел сюда, не имея брачной одежды? (А на Востоке неимущим праздничная одежда выдавалась напрокат.) Тот молчал. «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф.22,13–14). Царь — Бог. Брачный пир — Церковь Божия. Званые — евреи, а собранные по перекресткам — это обращенные язычники. Все они входят в Церковь, но если человек не заботится об исправлении своей жизни, то он будет выброшен вон. Тогда фарисеи решили уловить Его в словах, чтобы отдать правителю. Они подослали своих учеников и спросили Господа: — Учитель, Ты не смотришь на лица! Скажи, можно платить налоги кесарю или нет? Но Христос отвечал: — Что вы искушаете Меня, лицемеры? Принесите мне монету, которой платите налог. Они дали Ему динарий. Тогда Господь Иисус спросил: — Чье на монете изображение и чья надпись? — Кесаря, — отвечали они. — Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22,21). Так Господь велел христианам повиноваться государственной власти до тех пор, пока она не претендует на то, что принадлежит лишь Создателю. Тогда подошли к Христу саддукеи, не веровавшие в воскресение мертвых и существование Ангелов. Они спросили Его: — Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, то брат его должен взять за себя жену его и восстановить потомство брату (Втор.25,5–6). Было семь братьев. Первый, женившись, умер, не оставив детей, также и все остальные. Если мертвые воскреснут, то чьей женой она будет? Но Христос ответил: — Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф.22,29–32). Так Господь раскрыл, что после всеобщего воскресения люди не будут уже жить по земным законам, а перейдут в то состояние, в котором сейчас пребывают блаженные духи. После этого фарисеи спросили Господа: — Какая заповедь наибольшая в Законе? Он же ответил: — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф.22,37–40). Затем Сам Иисус Христос спросил фарисеев: — Как же говорят, что Мессия — это сын (в смысле потомок) Давида, когда сам Давид в Духе Святом назвал Его Господом, сказав: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную (справа) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109,1)? Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать ему. Объясняется это видимое противоречие тем, что Мессия не только человек (сын Давида), но и вечный Сын Бога, а потому и Господь Давида. Тогда Христос грозно обличил фарисеев и всех их последователей в будущем, сказав: — На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Все, что они велят вам соблюдать, делайте. А по делам их не поступайте. Потому что они говорят, а не делают. Взваливают на плечи людей бремена неудобоносимые (свои тяжелые толкования Закона), а сами не хотят и пальцем сдвинуть их. Все свои дела они делают, чтобы видели их люди. Любят председательства на пирах и в собраниях и чтобы люди называли их: «учитель». А вы не называйтесь учителями, потому что один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья. И отцом не называйте себе никого из людей, ибо один у вас Отец — Небесный. И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. (Этими словами Господь запрещает не само употребление слов «отец» и «учитель», а попытку людей поставить себя вместо Бога.) Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворили Царство Небесное людям, сами не вошли и другим войти не допускаете. Горе вам, потому что даете десятину с мяты, тмина и аниса, а оставили важнейшее в Законе: суд (правосудие), милость и веру. Это надлежало делать и того не оставлять! Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! (То есть следите за мелочами, а важным пренебрегаете.) Горе вам, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвецов и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри полны лицемерия и беззакония. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и посланных к тебе камнями! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо говорю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядущий во имя Господне!» Так Христос последний раз призвал фарисеев к покаянию, но те вместо раскаяния переполнились злобой и ненавистью. Видя их нераскаянность, Он вышел из внутреннего двора Храма и сел у сокровищницы (кружки для сбора пожертвований). Многие богатые подходили и клали большие пожертвования. Подошла к кружке и бедная вдова, которая положила туда две лепты (несколько копеек). Всезнающий Господь посмотрел не на внешнюю ничтожность дара, а на расположение ее сердца и сказал: — Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила, ибо те от избытка своего клали в дар Богу, а она от скудности своей положила все, что имела, все пропитание свое. По словам свт. Иоанна Златоуста, «не деньгами стяжается Царство, но склонностями души, которые обнаруживают себя через деньги. Так что же, скажут нам, деньги не нужны? Нужны не деньги, а намерение. Если имеешь его, то и за две лепты приобретешь Царство Небесное; а если не имеешь, то и за тысячу золотых талантов не купишь того, что дается за две лепты» (Толкование на Послание к Филиппийцам. 15, 3).
ПРЕДСКАЗАНИЕ ГОСПОДА О СУДЬБАХ МИРА (Мф.24,1–51; Мк.13,1–37; Лк.21,5–38)
Выйдя из Храма, ученики сказали Спасителю: — Посмотри на это здание и камни! — Истинно говорю вам, что не останется здесь камня на камне — все это будет разрушено! — ответил Христос. Когда Господь вместе с учениками сел на склоне Елеонской горы, то они стали расспрашивать Его о признаках гибели Храма и конца мира. Он же отвечал: — Берегитесь, чтобы кто не обманул вас. Потому что многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос» и обманут многих. Услышите и о великих войнах и военных слухах, но не бойтесь, ибо надлежит тому быть. Но это еще не конец. Восстанут народ на народ и царство на царство. Будут голод, мор и землетрясения по местам. Все же это — начало родовых схваток вселенной. Христиан будут преследовать и ненавидеть все народы. Многие соблазняться и будут друг друга предавать. Из-за умножения беззакония во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца — спасется. И проповедано будет Евангелие Царства во всей вселенной во свидетельство всем народам. И тогда придет конец. Когда увидите мерзость запустения, стоящую на святом месте, — тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы. В то время будет великая скорбь, которой не было от начала мира. Восстанут тогда лжехристы и лжепророки, чтобы обмануть, если возможно, и избранных. Если скажут вам: «Вот, Он в пустыне» — не верьте! Ибо как молния исходит от востока и видна до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. Вдруг, после скорби тех дней солнце потухнет и луна не даст света, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Христа (крест), и, увидев его, заплачут все племена земные. Господь придет со всеми ангелами на облаках небесных. Ангелы с трубами соберут избранных от четырех ветров, от края небес. О дне же этом и часе никто не знает, кроме Бога Отца. Поэтому бодрствуйте, так как не знаете, когда Господь придет. Если бы знал хозяин дома, когда придет вор, то бодрствовал и не дал бы взломать дом свой, так и вы будьте готовы встретить Сына Человеческого, Который придет, когда вы не думаете и не ждете.
ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ (Мф.25,1–13)
Предупреждая о необходимости всегдашней готовности к встрече с Господом, Христос сказал своим ученикам еще одну притчу. — Царство Небесное подобно десяти девушкам, которые, по восточному обычаю, вышли встречать Жениха. Пять из них были глупыми, а пять — мудрыми. Глупые взяли только светильники, а мудрые, кроме фонарей, взяли еще и сосуды с маслом. Но Жених медлил прийти, и все они заснули. Вдруг в полночь раздался крик: «Жених идет! Выходите к Нему навстречу». Тогда поднялись все девы и поправили свои светильники. Глупые же стали просить мудрых, чтобы те поделились с ними своим маслом, потому что их светильники гаснут. Те же ответили: «Так не хватит ни нам, ни вам. Лучше пойдите к торговцам и купите себе». Пока те ходили, пришел Жених, и готовые вошли с Ним на брачный пир. Двери были закрыты. После приходят глупые девы и кричат: «Господи, Господи, открой нам!» Но Он ответил им: «Истинно говорю вам, Я не знаю вас!» Так что бодрствуйте, потому что не знаете, когда Христос вернется. Смысл притчи ясен: Девы — это христиане, ждущие Второго Пришествия Христа. Елей — это благодать Святого Духа, получаемая посредством добрых дел, особенно же через милостыню. Замедление Жениха — это время между Первым и Вторым Его Пришествием. Сон дев — смерть. Христос придет в полночь, т.е. во время торжества тьмы антихриста, когда христиане потеряют всякую земную надежду. Светильники — сияние праведности. Итак, после смерти нельзя исправиться, нельзя стяжать даров Духа, как в полночь нельзя нигде купить масла у продавцов. И тот, кто на земле не озаботился приобрести плодов праведности, рискует оказаться за дверями Небес.
ХРИСТОС В ВИФАНИИ (Мф.26,1–16; Мк.14,1–11)
Когда Господь был в Вифании, то Он сказал, что через два дня будет пасха, и Его предадут на распятие. В это время у первосвященника Каиафы было собрание, на котором решили Иисуса хитростью арестовать и убить, но только не в праздник, чтобы не было возмущения в народе. В этот день, а была среда, Господь был в доме Симона прокаженного. И вот, женщина подошла к Нему и вылила на голову сосуд драгоценного мира. Ученики вновь стали говорить, что лучше было бы отдать деньги за продажу мира нищим, но Христос сказал: — Нищих вы всегда имеете с собой, а Меня — нет. Она возлила миро на тело Мое, готовя Меня к погребению. Истинно говорю вам, что где ни будет проповедано Евангелие сие во всем мире, сказано будет, что она сделала. Тогда Иуда Искариот пошел к первосвященникам и сказал: — Что мне дадите за то, что я предам Его? Они же постановили дать ему тридцать сребреников (около 120 динариев — цена беглого раба). И он обещал найти удобный случай, чтобы предать Христа. В воспоминание об этом злодеянии христиане постятся каждую среду.
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ (Мф.26,17–29; Мк.14,12–25; Лк.22,7–20; Ин.13—17)
Наступил день Пасхи, и Христос послал апостолов Петра и Иоанна, чтобы те приготовили пасхального ягненка. По слову Господа они встретили человека, несшего кувшин с водой, который и предоставил им для ужина верхнюю комнату, большую и устланную. Там они приготовили все, что требовалось. Когда настал вечер 14 нисана, Иисус Христос пришел вместе с двенадцатью учениками Своими в горницу и сказал им: — Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием (которое наступит после Воскресения Христа из мертвых) (Лк.22,15–16). Перед началом пасхальной трапезы надо было омыть ноги собравшимся, но ученики не хотели услужить друг другу, а стали спорить, кто из них больше. Тогда Сам Господь встал, снял с Себя верхнюю одежду, подпоясался полотенцем и стал омывать ноги ученикам. Когда Он подошел к Петру, тот воскликнул: — Господи! Мне ли Ты умываешь ноги? — Теперь ты не знаешь, но поймешь позже, — сказал Иисус. — Не умоешь моих ног во век! — воскликнул Петр. — Если не умою тебя, то не имеешь части со Мной. — Тогда не ноги только, но и руки, и голову! — воскликнул Симон. — Омытому надо только ноги умыть, потому что чист весь, и вы чисты, но не все, — ответил Христос, показав, что Он знает предателя; апостолы же были очищены словом Его. После этого, надев обычные одежды, Господь сказал, что этим действием Он дал пример смирения всем Своим последователям, которые должны служить друг другу. Во время вкушения пасхальной трапезы Христос взял чашу с вином и, благодарив, сказал: — Примите ее и разделите между собой; ибо говорю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царство Божие. Взяв хлеб и, благодарив Отца, Господь Иисус преломил его и дал апостолам, сказав: — Сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери благословил, говоря: — Пейте от нее все — это Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих проливается, во оставление грехов. Так Христос установил Новый Союз между Богом и людьми в Своей Крови. Еще до Своего предания Он Сам приносит Себя в Жертву Богу, чтобы вкушающие Его Дары имели вечную жизнь. Эта священная Вечеря, благодаря которой мы можем иметь общение со Спасителем, и доныне совершается во всех Церквах. Когда ученики ели, Господь возмутился духом и сказал. — Один из вас предаст Меня. Его рука со Мною за столом. Я иду по предписанному Мне Отцом, но предателю лучше было бы не родиться. Ученики стали спрашивать, кто же это. На что Христос ответил: — Тот, кому Я дам хлеб — он есть. И, обмакнув хлеб в блюдо, Господь дал его Иуде Искариоту. Это был последний призыв предателя к покаянию. Но вместо этого Иуда ожесточился, и вместе с хлебом вошел в него сатана. Тогда, увидев, что исправление уже не возможно, Христос сказал: — Что хочешь делать, делай скорее! И Иуда вышел в ночь, которая была символом адского мрака, приготовленного себе предателем. Когда слуга тьмы покинул священное собрание, то Христос воскликнул: — Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем (Ин.13,31). Господь дал новую заповедь Своим ученикам — любить друг друга так, как Он полюбил нас. Это тот знак, по которому должны определять христиан. Те, кто поверят во Христа, смогут сделать все Его дела, чтобы через это был прославлен Отец. Но для этого — в знак любви — надо соблюдать заповеди. Христос пошлет от Отца другого Утешителя — Духа Истины, вечно исходящего от Отца. Он будет с нами всегда, научит нас всем словам Господа, осудит мир за его грех. Но и Сам Христос не оставит нас сиротами, а снова вернется, приготовив нам место, чтобы мы вечно были с Ним. Причем с Ним мы соединены так же, как ветки соединяются с виноградной лозой. Но от нас требуется плодоношение, иначе Отец отсечет нас и бросит в огонь. Учеников Христос называет не рабами, но друзьями, знающими волю Бога. Мы не должны удивляться, если мир нас ненавидит — ведь Христос избрал нас из мира. Так и с Ним поступили мир. В мире мы будем иметь скорбь, но «мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16,33), — ободрил нас Христос. И после этого Он обратился к Отцу с первосвященнической молитвой, в которой просил прославить Его той славой, которая была у Него до бытия мира. Христос просил о своих учениках и о тех, кто обратится по слову их, чтобы они все были сохранены именем Божиим, были едины в Боге, были сохранены от зла и имели полноту радости. Господь просил, чтобы христиане были там же, где и Он, были с ним всегда, и видели Его славу.
ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА (Мф.26,30–46; Мк.14,32–42; Лк.22,39–46)
После этих слов Господь с учениками, воспев псалмы, покинул Сионскую горницу и пошел на Елеонскую гору. Тогда говорит ученикам Господь: — Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастуха и рассеются овцы стада (Зах.13,7). После же воскресения Моего предварю вас в Галилее. — Если и все соблазнятся о тебе, я никогда не соблазнюсь! — воскликнул Петр. — Истинно, истинно говорю тебе, — ответил Христос, — в эту ночь, прежде чем пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Перейдя зимний поток Кедрон, Иисус вошел в сад Гефсиманию (Масличный жом), чтобы как в саду пал человек, так в саду началось и спасение. Там Христа охватил смертельный ужас. Ведь Он — единственный, Кто не должен умирать, будучи безгрешным, идет на смертные муки. То нежелание умирать, которое заложено Богом в любое живое существо, в человеческой природе Христа действует сильнее, так как природа Его не разрушена грехом. Еще более страшна смерть для Господа потому, что Он должен выпить до дна чашу гнева Божия, предназначенную для нас. Он, невинный, умирает за виновных и принимает на себя наше проклятие, чтобы мы были благословенны. Неудивительно, что Христос как Человек страшится. Он сказал ученикам: — Посидите здесь, пока Я помолюсь там. И взяв с Собой трех ближайших апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, которые были с Ним и на Фаворе, Христос стал скорбеть и тосковать. И говорит им: — Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И немного отойдя, Он пал ниц и молился: — Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк.14,36). Возвратившись, Он нашел учеников спящими и сказа Петру: — Симон! Ты спишь? Не мог ли ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна. И снова отошел и молился: — Отче! О, если бы Ты благоволил пронести эту чашу мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился Ему с Небес Ангел и укреплял Его. И будучи в борении, Иисус молился прилежнее, и от напряжения сгустки крови как пот падали на землю. А ученики вновь заснули. Тогда Иисус третий раз помолился: — Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. Так Его человеческая воля преодолела смертный ужас и оказалась покорной воле Божией до конца. Именно поэтому христиане не боятся смерти, что весь ее ужас принял на Себя Спаситель. Вновь подходит Он к ученикам и говорит: — Вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк.14,41–42).
ПРЕДАТЕЛЬСТВО (Мф.26,47–57; Мк.14,43–50; Лк.22,47–53; Ин.18,3–11)
Когда Господь говорил, в саду засветились факелы отряда иудейских солдат. Руководил ими Иуда. Он обещал указать на Христа, поцеловав Его. Войдя в сад, Иуда подошел к Иисусу и поцеловал Его. Господь же сказал: — Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого? Впрочем, делай то, на что пришел. После этого Он вышел навстречу отряду и сказал: — Кого ищете? —Иисуса Назарянина. Тогда Он ответил: — Я есмь. И тогда воины, почувствовав Божественную силу, упали на землю. Христос, подойдя к ним, снова спросил: — Кого ищете? Если Меня, то оставьте учеников. Тогда солдаты арестовали Господа. Петр попытался защитить Его и мечом отсек ухо одному из солдат, Малху. Но Господь запретил ему: — Вложи меч в ножны, ибо всякий, взявший меч, от меча и погибнет. Неужели ты думаешь, что Я не могу сейчас умолить Отца и Он пошлет двенадцать легионов (72000) Ангелов? Но как же тогда сбудется Писание? И тотчас Господь исцелил Малха. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. Один из учеников, Марк, следовал за Христом. Воины попытались арестовать его, но он, сбросив покрывало, которым был обернут, убежал.
СУД ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ (Мф.26,57–68; Мк.14,53–65; Лк.22,54; Ин.18,12–25)
Солдаты отвели связанного Христа к бывшему первосвященнику Анне, который реально тогда управлял синедрионом. Тот спрашивал Господа об учениках Его и учении. Но Христос отвечал: — Я явно говорил миру. Я всегда учил в синагоге и в храме и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших. Тогда один из слуг ударил Его по щеке, сказав: — Так отвечаешь Ты первосвященнику? — если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин.18,23) — ответил Господь. Тогда Христа отвели к первосвященнику Каиафе, где уже был собран весь синедрион (верховный суд). Все «судьи» отыскивали лжесвидетелей, чтобы предать Христа смерти, но не могли найти, потому что сколько ни приходило лжесвидетелей, у них не сходились показания. Наконец пришли два лжесвидетеля, которые говорили: — Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. Но и этого свидетельства не было достаточно, ибо показания вновь не сошлись. Каиафа, встав с почетного места первосвященника, спросил: — Что же ничего не отвечаешь? Но Иисус молчал. Тогда первосвященник сказал: — Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус сказал: — ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф.26,64). Тогда первосвященник в гневе разодрал верхнюю одежду свою, лишив себя в глазах Бога священства, и воскликнул: — Он богохульствует; на что нам еще свидетелей? Вот, вы слышали богохульство! Тогда все закричали: — Он повинен смерти! — И стали плевать Христу в лицо, и наотмашь били кулаками по щекам, закрывая лик одеждой. И, кидая Его ударами друг ко другу, спрашивали Его: — Пророчествуй нам, Христос, кто ударил Тебя? На рассвете пятницы вновь собрался синедрион, и вторично спросили Господа, он ли Мессия. Он же сказал им: — Если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк.22,67–69). Тогда снова спросили Его: — Итак, Ты Сын Божий? Он же ответил: — Вы сами свидетели, что Я есмь. Они сказали: — Нет больше нужды в свидетелях, ибо сами слышали из уст Его. И встав, отвели Его к Пилату, Римскому правителю.
ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА (Мф.26,69–75; Мк.14,66–72; Лк.22,55–62; Ин.18,15–18,25–27)
Между тем, когда шел суд, Петр благодаря апостолу Иоанну проник во двор к первосвященнику. Ночь была холодной, и слуги развели костер, чтобы греться. Петр тоже подошел ближе к огню, чтобы видеть конец судилища. К нему подошла служанка и спросила его: — И ты был с Иисусом Галилеянином? Он же отрекся: — И не знаю, и не ведаю, что ты говоришь. — И вышел в передний двор. Тогда служанка и другие стали говорить ему: — И ты из учеников Его. — Нет, не я, — ответил Петр. Спустя некоторое время слуги стали с нажимом допрашивать Петра: — Точно ты из них, потому что и твой галилейский акцент обличает тебя. А один из родственников Малха сказал: — Не я ли видел тебя с Ним в саду? Тогда Петр в страхе стал клясться и божиться, что не знает Того Человека, о Ком говорят. И тотчас запел петух. В это время, повернувшись, Господь посмотрел на Петра, и он вспомнил слова Христа: — Прежде чем прокричит петух, ты трижды отречешься от Меня, что не знаешь Меня. И выйдя вон, он горько заплакал. Предание сообщает нам, что, хотя Христос после воскресения и простил его, но каждую ночь при пении петуха Петр вставал и плакал о своем отречении. От постоянного плача на щеках у него были воспаленные полосы. Так Господь пастырю Церкви дал познать в себе самом человеческую немощь, чтобы он не был излишне строг к грешникам.
КОНЕЦ ИУДЫ (Мф.27,3–10; Деян.1,16–20)
Когда Иуда увидел, что Господь осужден на смерть, он раскаялся и пришел к первосвященникам, сказав: — Согрешил я, предав кровь неповинную. Но они сказали: — Что нам до того? Смотри сам. Тогда Иуда бросил деньги в храме, пошел и удавился. Но веревка не выдержала его, и он сорвался, и внутренности его выпали. Священники взяли деньги и совещались между собой, что им делать с ними. Они сказали: — Нельзя принимать их, ибо это цена крови. Тогда они решили купить на них поле гончара для погребения странников. И оно было названо «Полем крови». Так исполнилось древнее пророчество Захарии (11,12–13), предсказывавшего о продаже Израилем Своего Бога за тридцать сребреников.
СУД ПИЛАТА (Мф.27,11–26; Мк.15,2–15; Лк.23,3–25; Ин.18,29—19,11)
Рано утром в пятницу члены синедриона привели Христа для утверждения приговора к Понтию Пилату. Он был в то время правителем Иудеи от Рима. Пилат вышел к ним и спросил, в чем они обвиняют этого Человека. Они же пытались заставить правителя просто утвердить приговор, но Пилат не захотел. Он вошел в преторию и спросил Господа: — Ты Царь Иудейский? Христос ответил: — Царство Мое не от мира всего; если бы от мира сего было Царство Мое, то слуги Мои сражались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. — Итак, Ты Царь? — спросил Пилат. — Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин.18,37). — Что есть истина? — скептически спросил Пилат и, выйдя, заявил священникам, что не находит вины на Христе. Но они кричали, что Господь возмущает народ, начиная с Галилеи. Тогда Пилат отправил Его к царю Галилейскому, Ироду, тому самому, который убил Иоанна Предтечу. Тот желал увидеть от Христа какое-нибудь чудо, но Он молчал. Тогда Ирод осмеял Его, одел в сверкающую белую одежду и отослал к Пилату. С этого дня Ирод и Пилат подружились, а раньше были врагами друг другу. Когда Христа опять привели к правителю, Пилат сказал священникам: — Вы привели ко Мне сего Человека как мятежника. Вот, при вас я исследовал и не нашел его вины, как и Ирод. Так что, наказав его, я отпущу его. Но народ стал кричать, чтобы отпустили одного из преступников в честь праздника. Тогда Пилат поставил перед ними Христа и Варраву, который во время мятежа совершил убийства. Но народ потребовал не Христа, а убийцу. Тогда изумленный Пилат спросил: — Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? — Да будет распят! Тогда Пилат велел бичевать Господа Иисуса. Воины привязали Его к столпу и стали избивать плеткой с вшитыми в нее кусочками свинца. До сих пор многие, касающиеся этого столпа (а он стоит в храме Гроба Господня в Иерусалиме), слышат свист бича и крики толпы. Затем, собрав весь полк, они стали издеваться над Христом. Солдаты сплели венец из терновника, надели Ему на голову, облачили Его в багряницу, вместо скипетра дали тростниковую палку и, падая перед ним на колени, говорили: — Радуйся, Царь Иудейский! И били Его по щекам, и палкой били Господа по голове. Так Сын Божий принял на Себя наше наказание. Он — истинный Царь, принявший корону страданий. Земля, проклятая взращивать терние, избавилась от проклятия, когда колючки тернового венца пронзили голову Богочеловека. Наша нагота была покрыта Христовой багряницей. Тростью, которую Ему вручили вместо скипетра, Господь подписал нам освобождение от греха. Кровь Господа смыла наши беззакония. Так Новый Адам очистил Ветхого. Пилат вывел израненного Христа и сказал толпе: — Се, Человек! И он был прав — перед ним стоял Истинный Человек, первообраз Человека, Человек такой, каким задумал его Бог. Зло мира обрушилось на Него, как волна, но не смогло растлить Христовой чистоты. Так Бог показал, что не Он причина греха, и беззаконие не свойственно нашей природе. Народ же закричал: — Распни, распни Его! — Царя ли вашего распну! — воскликнул правитель. — Нет у нас царя, кроме цезаря, — закричали первосвященники. Тогда Пилат умыл руки перед народом и сказал: — Не повинен я в крови Праведника Сего! — Кровь его на нас и на детях наших! — закричал весь народ. Тогда Пилат приказал распять Невинного Господа. Бог обошел все суды людей и не нашел в них справедливости. Позже Пилат был сослан в Виену за свои беззакония. Там в отчаянии он покончил с собой.
РАСПЯТИЕ (Мф.27,32–50; Мк.15,21–41; Лк.23,32–49; Ин.19,17–37)
На Христа возложили Крест и повели по улицам Иерусалима. Так сбылось древнее пророчество: владычество Его на плечах Его — «владычество на раменах Его» (Ис.9,6). Истинный Царь пошел умирать за свой народ. Но Господь был так изувечен, что не смог нести Крест, — Он несколько раз падал под его тяжестью. Тогда воины заставили некоего Симона Киринеянина нести Крест Господа. Некоторые женщины плакали и рыдали о Христе. Но Он, обратившись к ним, сказал: — Дочери Иерусалима! Не плачьте обо Мне, а плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, когда скажут: «счастливы утробы, не родившие, и сосцы, не питавшие». Тогда начнут говорить горам: «падите на нас» и холмам: «покройте нас». Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? И привели Его на гору Голгофу (холм Черепа), где был похоронен первый человек — Адам. Там Пречистое Тело Господа было прибито гвоздями ко Кресту. Как грех начался с древа преслушания, так с Креста — древа послушания началось искупление. Господь был вознесен для смерти в воздух, чтобы низложить воздушного тирана — диавола. Его руки были пронзены, чтобы исцелить беззаконные движение рук прародителей, ноги были пробиты гвоздями, чтобы удержать наши стопы, бегущие по пути греха. Его Пречистая Кровь пролилась, чтобы выкупить нас из-под праведного осуждения Божия. А распростертыми руками Христос собрал воедино в объятия Отца разделенное человечество. Перед казнью Христу дали выпить смесь вина со смирной, имеющую наркотический эффект. Вино было настолько прокисшим, что обратилось в уксус, а смирна была горька, как желчь. Он, попробовав, отказался пить. Это была благодарность евреев за сладкую манну и хлеб, которыми Христос кормил их. Над головой Его поставили надпись на трех языках — еврейском, греческом и римском: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Так Пилат провозгласил начавшееся с Креста Царство Иисусово. Когда Его распинали между двух разбойников, то Он молился за Своих палачей: — Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23,34). Мимо распятого Господа проходили первосвященники и хулили Его, кивая головами и говоря: — Эй, Ты, разрушающий Храм и в три дня созидающий его, спаси Себя Самого. Если Ты Сын Бога, то сойди с Креста, и мы уверуем в Тебя. Он надеялся на Бога, так пусть избавит Его, если Он угоден Ему! Охранявшие распятых солдаты поделили между собой одежду, разорвав плащ Христа на части, а о хитоне Его (нижней цельнотканой рубашке) бросали жребий. И разбойники, распятые справа и слева от Него, ругали Его. Вдруг в шестой час дня (в полдень) настала тьма, которая длилась до часа девятого (до трех часов после полудня). Солнце погасло, не желая смотреть на смерть Бога. Один из повешенных злодеев продолжал злословить Его, говоря: — Разве Ты не Мессия? Спаси же и Себя, и нас! Другой же разбойник пришел в себя и удерживал первого: — Разве ты не знаешь, что мы получили достойное по делам нам, а Он никакого зла не творил. — И, обратившись к Иисусу Христу, сказал: — Вспомни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|