Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧАСТЬ 8. ЦЕРКОВЬ НОВОГО ЗАВЕТА




 

 

СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА (Деян.2)

 

Через десять дней после Вознесения, когда Богочеловеку поклонились девять ангельских чинов, Господь Иисус Христос исполнил Свое обещание — из безначальных недр Бога Отца Он послал апостолам Господа Бога Духа Святого, чтобы Тот вложил в сердца людей плоды бесценной жертвы Христовой и дал им участие в Божественной жизни.

В этот день иудеи праздновали великий день Пятидесятницы, в который вспоминалось Синайское Богоявление. Тогда приносили первые снопы нового урожая. Двенадцать апостолов были единодушно вместе в Сионской горнице. И внезапно, в девять часов утра с небес раздался сильный шум, как от сильного вихря, и наполнил дом, где они сидели. Над их головам загорелись как бы языки пламени, так что язык пламени опустился на голову каждого. Дух Святой, явившись в виде языков, показал Свое сродство с Богом Словом (ибо что ближе языка к слову?). Дух Святой наполнил их, крестил, восстановил их природу и переполнил вечной жизнью. Дух рукоположил апостолов и навсегда остался и с ними, и с их преемниками, и всеми, кого они через Миропомазание сделали причастниками Его.

Так Бог дал новый закон на горе Сионе, как Он и предсказывал через пророка Исайю (Ис.2). Горница была образом Синайской горы. Вихрь — Духа. Пламень — огня, сжигавшего гору и уничтожающего нагромождение зла. Дом — начало Церкви, в которой обитает Бог. Язык пламени — как знак проповеди Христа.

Тотчас апостолы, движимые невидимой силой, стали на различных иностранных языках прославлять величие Божие, как Дух давал им. Множество народа сбежались на шум к горнице и удивлялись, услышав, как жители Галилеи на разных языках понятно и правильно говорят, возвещая величие Творца. Неверующие же насмехались, обвиняя их в пьянстве. Но апостол Петр встал и сказал к народу:

— Мы не пьяны, как вы думаете. Но это сбылось пророчество Иоиля, которое обещало, что Бог изольет от Духа Своего на всякую плоть (Иоиль 2,28). И это будет перед наступлением последних времен. Вы Иисуса Назорея, чье служение подтвердил Бог чудесами, убили руками беззаконников, повесив на древе. Его Бог воскресил из мертвых, разорвав родовые схватки смерти, которая не могла удержать Его. Это предсказывал и царь Давид, сказав, что душа Его не оставлена в аду и плоть Его не видела тления (Пс.15). И мы — свидетели воскресения Иисуса. Он вознесся на Небеса и излил обещанного Духа, как вы видите. Поэтому твердо знайте, что Бог поставил Господом и Помазанником (Христом) Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Многие слышавшие умилились сердцем и спрашивали, что им делать. На это Петр ответил:

Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним (язычникам), кого ни призовет Господь Бог наш… спасайтесь от рода сего развращенного (Деян.2,38–40).

Услышав его слова, многие крестились.

В тот день к новорожденной Церкви присоединилось три тысячи человек. Так появилась на земле Православная Церковь — эта мастерская, в которой Бог творит Себе детей.

 

День Пятидесятницы является одним из двенадцати праздников, он совершается в восьмое воскресенье после пасхи. В этот день мы на коленях молимся о ниспослании Святого Духа.

 

Тропарь, глас 8:

 

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

 

(По-русски) Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший премудрых ловцов (в апостолах), низпослав им Святого Духа и ими уловивший вселенную. Слава Тебе, Человеколюбивый.

 

Кондак, глас 8:

 

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим всесвятаго Духа.

 

Величание:

 

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси божественным учеником Твоим.

 

ПРИРОДА ЦЕРКВИ

 

В день Пятидесятницы Дух Святой создал Единую Святую Кафолическую Церковь. Само слово «Церковь» (греч. — «екклесия») означает «собрание созванных». Отсюда мы видим, что истоки Церкви — не на земле. Сам Бог собирает себе Свой народ. Священники же являются Божьими вестниками в этом великом деле восстановления изначального единства первозданного миропорядка. Сначала Бог создал Церковь в раю, затем — во времена патриархов и пророков. Но вся полнота Богообщения стала возможной только после Голгофской жертвы. Из крови Господа и рождается Церковь Нового (и последнего) Завета.

Священное Писание учит нас, что Церковь — это не просто общественная организация, а таинственное Тело Господа Иисуса Христа. Сын Божий — глава его, а все мы — его члены. Причем это не аллегория, а реальность. Ведь все христиане, объединенные общей верой, пришедшей к нам от Бога Отца (а значит, имеющие общий разум — Христов), исполняющие закон Божий (значит, имеющие одну волю Творца), подчиненные апостольскому преемству епископата, участвуют в жизни Бога через святые таинства.

Крещение рождает человека в жизнь Бога. Он одевается во Христа, и грехи его теперь прощены. В миропомазании Дух Святой отмечает его Своей печатью и дает силы для вечной жизни. И, наконец, в Причащении он достигает предела всех желаний — он вкушает Тело и Кровь Христа, которые преображают его странным изменением. Так что, по слову св. Симеона Нового Богослова, мы смотрим на свои руки и видим руки Божии.

Действительно, причастник становиться плоть от плоти и кость от кости Богочеловека. И так все верные соединяются со Христом, а в Нем — со всеми другими. Авва Дорофей говорил, что как в колесе спицы будут ближе всего друг к другу только в центре, так и Церковь объединяется вокруг Христа, подаваемого нам в Причастии. Причем касается это не только живых христиан, но и тех, кто умер, надеясь на Христа. Поэтому недостаточно просто веровать в Бога, надо вкушать от святой Чаши и получать жизнь Божию.

Низпослав Дух Свой на апостолов, а через них и на всех, Христос создал ту иерархию, через которую Дух до сих пор изливается на народ Божий. Возглавляют ее епископы — преемники апостолов, обладающие всей полнотой власти, могущие совершать все таинства. Помогают им пресвитеры (или священники), по их поручению служащие все службы совершающие все Таинства, кроме рукоположения новых священников и освящения храмов. Диаконы же прислуживают тем и другим при богослужении, но сами не могут совершить таинств.

Но Дух подал Своей Церкви бесчисленное множество даров, среди них — дары пророчества, исцеления, утешения, изгнания злых духов. Они могут принадлежать не только священникам, но и всем христианам, содержащим неповрежденную веру и исполняющим заповеди Божии.

Но ни иерархия, ни сама Церковь во всей полноте не властна изменять то Откровение, которое дал ей Творец. Отец бодрствует над ней, Сын хранит ее, и Дух Святой, управляющий Церковью до сих пор, продолжает исполнять Свою волю и ведет к совершенству каждого из ее членов. Именно поэтому Церковь непогрешима и не может ошибаться. Множество лжеучений и расколов поднимал дьявол в ней, но все они низлагаются силой Божией. Нечестивые гордецы отпадают от Церкви, а сама она как Ноев Ковчег продолжает свой путь по бурному морю этого мира. И доныне хранит она неповрежденное Откровение, сохраненное сквозь тысячелетия таким же неповрежденным. Дух Святой продолжает поднимать в ней все новых и новых праведников и святых, мучеников и миссионеров, святителей и чудотворцев. Все больше и больше народов в ней покоряются могуществу Христа, несмотря на множество отпадений и мятежей.

Ничего подобного нет вне Церкви. «Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Не может достигнуть Царства, кто оставляет Церковь, имеющую царствовать», — пишет св. Киприан Карфагенский (Книга о единстве Церкви). Так и есть на самом деле. Дух Божий не оживляет тех, кто не вошел в спасительную ограду Церкви, и участь их — в пасти страшного чудовища, дьявола, который пожрет души непокорных.

 

ПЕРВАЯ ЦЕРКОВЬ В ИЕРУСАЛИМЕ (Деян.3–5)

 

Новокрещеные ученики, ежедневно причащаясь Тела и Крови Христовых и молясь, пребывали в радости Святого Духа. Любовь их была настолько велика, что они не желали иметь ничего своего, но, никем не принуждаемые, продавали свое имущество, а деньги отдавали апостолам. Те же делили их поровну между всеми, так что среди них не было нуждающихся. Каждый день все новые и новые люди присоединялись к Церкви. Однажды апостолы Петр и Иоанн поднялись в храм в три часа дня помолиться. Около дверей храма, называемых Прекрасными, лежал хромой, собирая милостыню. Петр пристально посмотрел на него и сказал:

— Серебра и золота у нас не бывает, но то, что имею, даю тебе. Во имя Иисуса Христа встань и ходи.

И схватив его за руку, поднял. Тотчас сила Божия укрепила ступни хромого, и он вскочил и, прыгая, вбежал в храм, славя Бога. Собрался народ, и апостолы проповедали собравшимся Христа, от Которого еще недавно они отреклись. Около пяти тысяч человек приняли святое крещение. Но разъяренные священники арестовали апостолов и привели их на суд. Там начальники народа запретили им проповедать Христа. Но те ответили:

судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян.4,19–20).

Те, пригрозив им, отпустили их, так как боялись народа, который был изумлен величием чуда: исцеленному было уже сорок лет.

В то время, когда многие приносили свои имения апостолам, некий Анания вместе со своей женой Сапфирой решили показаться такими же благородными, как и прочие. Они продали имение, но принесли апостолам только часть, выдав ее за все. Тогда же Петр сказал:

Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5,3–4).

И тотчас Анания умер, наказанный за ложь Богом. Пришла через три часа и его жена, еще не зная о происшедшем. Петр спросил:

— За столько ли вы продали имение?

— Да, за столько, — сказала она.

— Что же вы решили испытывать Духа Святого? — сказал Петр. — Вот ноги похоронивших мужа твоего у порога. Они и тебя вынесут.

И тотчас Сапфира умерла. И вся Церковь ужаснулась, увидев строгое наказание Божие за грех.

Все христиане собирались при храме, в Соломоновом портике, и множество народа приносили больных, чтобы хотя бы тень Петра коснулась их, и те исцелялись. Тогда священники вторично арестовали апостолов, но ангел ночью освободил их и отправил проповедать слова жизни. Тогда их привели на суд, где после безуспешных попыток заставить апостолов замолчать, их избили и отпустили. А те снова пошли проповедовать, радуясь, что за имя Христа их обесчестили.

 

УБИЙСТВО ПЕРВОМУЧЕНИКА И АРХИДИАКОНА СТЕФАНА (Деян.6–7)

 

Первая Церковь разрасталась, и в ней появились проблемы, связанные с человеческим несовершенством, — во время раздавания ежедневной милостыни вдовы евреев, живших за пределами Палестины, были пренебрегаемы по сравнению с местными жительницами. Чтобы предотвратить произвол и уничтожить несправедливость, апостолы Духом Святым решили избрать семерых человек, чтобы те заботились о благотворительности. Сами же апостолы должны были все силы положить на проповедь Евангелия.

И собрание Церкви избрало Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая. Апостолы, возложив на них руки, дали им дар Святого Духа для служения. Так волей Бога было установлено служение диаконов («служителей» — по-гречески), помогающих преемникам апостолов и в делах благотворительности, и в организации богослужения. До сих пор диаконы помогают епископам и священникам исполнять свое служение проповеди евангелия.

Один из семи диаконов, Стефан, был преисполнен мудрости и сверхъестественных сил Бога. Он творил множество чудес среди людей и доказывал иудеям, что Иисус есть истинный Мессия (Христос), обещанный пророками. Некоторые ревнители Закона вступили в диспут со Стефаном — и проиграли его. В ярости они оклеветали диакона и, организовав возмущение, схватили его и привели в верховный суд (синедрион). Там против него выступили лжесвидетели, обвинявшие Стефана в хуле на Храм и Закон. Бог прославил своего свидетеля, и все собравшиеся видели, что лицо его засияло, как лицо Ангела. Так сбылись слова Христа, что праведники будут подобны Ангелам (Мф.22,30). Поэтому, кстати, после искупительной Жертвы Господа мы можем изображать не только ангелов, но и людей.

В своей речи Стефан показал, что его проповедь не противна Закону и не является хулой на Храм. Напротив, вся священная история Ветхого Завета ведет ко Христу — как к своему завершению. Но так же и отвержение Господа Иисуса не есть что-то новое. Именно так поступали евреи на протяжении всей своей истории. Это было и с Иосифом Прекрасным, и с Моисеем, которому Бог дал Закон, и с другими пророками.

Стефан закончил такими грозными словами, которые можно было услышать из уст древнего пророка:

Жестоковыйные (т.е. люди с жесткой шеей, неспособные поклониться)! люди с необрезанным сердцем и ушами (заросшими грехом)! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили! (Деян.7,51–53)

Эти мужественные слова были подобны пиле, терзающей сердца озлобленных фанатиков. Они в зверской ярости скрежетали на него зубами. И тут Стефан получил подкрепление с небес. Его духовные глаза силой Святого Духа открылись, и он увидел славу Бога и стоящего по правую сторону от Отца Иисуса Христа. Он стоял, сражаясь вместе с мучеником Своим. Стефан воскликнул:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных