ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Результаты сравнительного анализа и корреляционного анализа по F-критерию Фишера
В таблицах 12-13 дана значимость различий между компонентами психологической готовности к школе старших дошкольников с ЗПР и нормативным развитием. Таблица 12 Результаты корреляционного анализа экспериментальной и контрольной группы
Таблица 13 Достоверные различия результатов психологической готовности к школе между старшими дошкольниками с ЗПР и нормативным развитием
Невербальное и вербальное мышление в группе детей с нормальным психическим развитием имеет положительную (прямую) взаимосвязь с признаком «концентрация внимания». Это отображено на рис. 16.
0,59 0,89 0,45
Рис. 16 Корреляции показателей психологической готовности к школе у старших дошкольников с нормальным психическим развитием Между мышлением (невербальным и вербальным) и концентрацией внимания существует прямая зависимость: при увеличении уровня мышления увеличивается внимание. Согласно данным корреляционного анализа оказалось, что компонент психологической готовности к школе «Зрительная память» в экспериментальной группе положительно коррелирует с признаками «Концентрация внимания» (0,48) и «Мотивационная готовность к школе» (0,52) (рис.17).
0,48
Рис. 17 Корреляции между показателями психологической готовности к школе у старших дошкольников с ЗПР В контрольной группе данные взаимосвязи выражены слабо и не имеет взаимосвязи с другими компонентами психологической готовности к школе. В экспериментальной группе показатели взаимосвязей по компоненту «Концентрация внимания» наглядно показаны в рисунке 18.
0,48 0,76 0,52
Рис. 18 Корреляционные связи компонента психологической готовности к школе «Концентрация внимания» у старших дошкольников с ЗПР Положительная корреляция между компонентом «концентрация внимания» и тремя компонентами: зрительной памятью, развитием мелкой моторики рук и мотивационной готовностью свидетельствует об их прямой связи: чем выше степень сформированности внимания, сконцентрированность дошкольников на предметах и явлениях окружающего мира, тем лучше развивается память, мелкая моторика рук, мотивационная готовность к школе. Взаимосвязь данных компонентов отражает психологический фактор: преобладание непроизвольного внимания и формирование произвольного внимания позитивно влияет на объем памяти. Дети с ЗПР запоминают слова, выражения, что отражается положительно и на речевом развитии. У дошкольников с нормальным психическим развитием компонент «Концентрация внимания» имеет положительную связь с невербальным мышлением (0,45), с вербальным мышлением (0,59) и с развитием мелкой моторики рук (0,46).
0,45 0,46 0,59
Рис. 19 Корреляционные связи компонента психологической готовности к школе «Концентрация внимания» у старших дошкольников с нормальным психическим развитием Наблюдается прямая зависимость между уровнем сформированности концентрации внимания и мышлением, развитием мелкой моторики рук: чем выше у детей внимание, тем выше будут проявляться интеллектуальные способности, способность к обобщению, анализу событий. Взаимосвязь внимания и уровня сформированности мелкой моторики рук свидетельствует о накоплении детьми двигательного и практического опыта в разных видах деятельности. Компонент психологической готовности к школе «Речевое развитие» в экспериментальной и контрольной группах имеет низкую степень выраженности, что свидетельствует о слабом развитии связной монологической речи, неспособностью дошкольников быстро выразить свою мысль. В экспериментальной группе по компоненту «Развитие мелкой моторики рук» получены положительная и отрицательная взаимосвязь. Положительная взаимосвязь мелкой моторики рук получена с компонентом «внимание» (0,76) и «мотивационной готовности к школе» (0,52). Отрицательная связь была выявлена с такими компонентами: «самоконтроль» (- 0,63) и «сенсомоторной координацией» (- 0,62).
прямая 0,76 0,52
-0,63 обратная -0,62
Рис. 20 Корреляционные связи компонента психологической готовности к школе «Развитие мелкой моторики рук» у старших дошкольников с ЗПР Прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой моторики рук и между вниманием, мотивационной готовности свидетельствует о том, что чем выше сформирована мелкая моторика рук, тем выше развито внимание и уровень мотивационной готовности к школе. Отрицательная корреляция между компонентами мелкой моторики рук, самоконтроля и сенсомоторной координации показывает обратную зависимость: при увеличении уровня развития мелкой моторики рук уменьшается самоконтроль (волевая регуляция действий и поступков) и сенсомоторная координация. У старших дошкольников без отклонений в развитии компонент психологической готовности к школе «Развитие мелкой моторики рук» нами уже рассматривался – прямая зависимость с концентрацией внимания. В рисунке 21-22 отражены корреляционные взаимосвязи компонента психологической готовности к школе дошкольников с ЗПР и с нормальным психическим развитием. 0,95 -0,63 обратная -0,55
Рис. 21 Корреляционные связи компонента психологической готовности к школе «Самоконтроля» у старших дошкольников с ЗПР У старших дошкольников с задержкой психического развития компоненты «Самоконтроль» и «Координация движений» имеют положительную взаимосвязь: чем выше уровень сформированности самоконтроля, тем выше проявляется сенсомоторная координация. Отрицательная взаимосвязь компонента «Самоконтроля» была выявлена с компонентами «развитие мелкой моторики» (- 0,63) и мотивационной готовности к школе (-0, 55). 0,85
Рис. 22 Корреляционные связи компонента психологической готовности к школе «Самоконтроля» у старших дошкольников с нормальным психическим развитием В контрольной группе компонент «Самоконтроль» имеет положительную взаимосвязь с компонентом «координация движений»: прямая зависимость этих двух компонентов увеличивает их степень проявления у старших дошкольников Следовательно, корреляционный анализ определил наиболее значимые связи компонентов психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и с нормальным психическим развитием.
Выводы по 3 главе Исследование психологической готовности дошкольников задержкой психического развития к школе практически подтвердили научные положения ученых, правда, с небольшими индивидуальными особенностями специализированной группы испытуемых детского сада. Это связано с неодинаковым личностным и интеллектуальным развитием детей 6-7 лет, с возрастными особенностями детей, характерными для этого возраста, со степенью проявления эмоциональных нарушений, отражающихся негативно на результатах исследования. Результаты проведенного экспериментального исследования, позволили определить, что у всех дошкольников с задержкой психического развития наблюдается пониженный уровень психологической готовности к обучению. У 20% детей сформирован средний уровень психологической готовности, сформирована мотивационная готовность. У 80% ярко выражен низкий уровень психологической и мотивационной готовности к образовательному процессу. У детей с задержкой психического развития наблюдаются особенности познавательной деятельности: внимание детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются его колебания, низкая скорость выполнения перцептивных операций; память ограничена по объему, что выражается в невысокой прочности запоминания, неточностью воспроизведения. У старших дошкольников без отклонений в развитии уровень психологической готовности к школе выше: у 50% наблюдается средний уровень сформированности, у 50% детей – низкий уровень. Необходимо отметить, что у большинства детей с нормальным психическим развитием также речевые возможности находятся на низком уровне. В мотивационной готовности прослеживаются внешние и игровые факторы. Достоверность полученных результатов проводилась с использованием U критерия Манна-Уитни. В результате расчетов были получены следующие результаты: - у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР уровень невербального и вербального мышления, речевые способности, моторики кисти рук ниже, чем у детей с нормальным психическим развитием; - у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и у детей с нормальным психическим развитием не были выявлены значимые различия между такими показателями интеллектуальной готовности к школе: памятью, вниманием; - у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР уровень мотивационной готовности к школе – самоконтроль и мотивация к обучению ниже, чем у детей с нормальным психическим развитием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическое изучение проблемы психологической готовности старших дошкольников с задержкой психического развития позволило рассмотреть все практические исследования ученых и психологов, апробировать некоторые методики в подготовительной группе детского сада. При поступлении детей в школу проверяются уже сформированные к этому возрасту навыки и умения в личностном и интеллектуальном развитии. Многие психологи склонны к тому, чтобы личностная готовность была сформирована на высоком уровне, так как в процессе обучения легче развивать интеллектуальные механизмы, чем личностные. Было определено, что в интеллектуальном развитии важную роль играют такие компоненты: уровень речевого развития, памяти, мышления и восприятия информации. Результаты, полученные в нашем исследовании, показали существенное различие между уровнем психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей с нормальным психическим развитием. Старшие дошкольники с ЗПР показали низкую общую психологическую готовность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкий уровень невербального и вербального мышления, слабую речевую регуляцию действий. Недостаточно сформированная психологическая готовность к школьному обучению у детей с ЗПР тесно связана с ослабленным общим физическим состоянием, что приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Снижены и речевые возможности детей: их высказывания отличаются преимущественно малым объемом, в них присутствует много повторов, пауз; часто допускаются неточное употребление слов и выражений, речь краткая, преобладают в речи неполные или нераспространенные предложения. Задача подготовки к школе дошкольников с задержкой психического развития в дошкольном учреждении является достаточно трудной для решения, однако ее значимость сложно переоценить. Исследование психологической готовности в старшем дошкольном возрасте помогает тщательно спланировать коррекционную работу. Диагностические данные детей детского сада показали, что многие дети не полностью психологически готовы к школьному обучению. Это связано с тем, что дети до школы в эмоциональном плане тесно связаны с родителями, они погружены в собственные чувства, для них авторитетное мнение принадлежит только родителям. Дошкольники уверены, что оценивать их деятельность могут только родители, поэтому вторжение в личностную сферу других взрослых людей (педагогов, психологов) вызывает у них негативные явления: страх, гнев, протест, тревогу, депрессию. Дети чувствуют, что свобода дошкольного детства скоро сменится новыми правилами и требованиями, и это их сильно беспокоит. Они волнуются и перед выбором учебных действий, во время занятий, в том числе во время игровой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзман, Р. И. Подготовка ребенка к школе / Р.И. Айзман. – Т.: Пеленг, 2009. – 206с. 2. Бенилова, С.Ю. Коррекция эмоционально – поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. – С.68-72. 3. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской.- М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012.- 680с. 4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2008. - 458 с. 5. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2004. – 208 с. 6. Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психологическое образование. – 2007. - № 7. – С.103-109. 7. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов / И.В. Дубровина. – М.: Питер, 2010. – 562с. 8. Заславская, Е. Мы уже большие: Учимся писать / Е. Заславская // Мой ребенок. – 2013. - № 8. – 150с. 9. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития, СПб. Речь, 2004. – 431с. 10. Журавлева, С. Исследование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в различных образовательных средах // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 2. – С. 118-122. 11. Евсеева, Е.И. Необычное рисование / Е.И. Евсеева // Мой ребенок. - 2009. - № 6. – 175с. 12. Ерохина, Е.Л. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников / Е.Л. Ерохина. – М.: Олимп, 2011. – 160с. 13. Кан-Калик, В. Психологические аспекты педагогического общения / В. Кан-Калик // Народное образование, 2006. - № 3. – 180с. 14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 208с. 15. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. - М.: Просвещение, 2012. - 170с. 16. Кикиян, Э.И. Нравственные ориентации дошкольников с ЗПР / Э.И. Кикиян. – Издательство КАРО, 2008. – 288с. 17. Ковальчук, Я.И. Понимать мир детства / Я.И. Ковальчук. – М.: Народная асвета, 2013. – 160с. 18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 19. Косякова, О.О. Детская психология / О.О. Косякова. – Тверь, ТвГУ, 2005.- 68 с. 20. Кошелёва, А.Д. Мелодия душевной жизни ребёнка / А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. – С.104-108. 21. Кошелева М.В., Бек-Ашаров А.О., Максимова С. Изучение особенностей физического развития дошкольников с ЗПР // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. - № 8 (54). – С. 83-86. 22. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М., 2011. – 152с. 23. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, - 2010. – 464с. 24. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К.С. Лебединская. - М., 2002. - 178с. 25. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 2004. - 457с. 26. Лобанова В. Структура педагогического партнерства в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 5. – С. 107-112. 27. Лонская Д. Пути формирования предпосылок изобразительной деятельности у детей с замедленным темпом психического развития // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 2. – С. 110-117. 28. Мамайчук, И.И. Психическое развитие аномального ребенка / И.И. Мамайчук. - СПб., 2005. - 137с. 29. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2008. - 224с. 30. Матасов Ю.Т. Диагностические особенности детей с умственной отсталостью и ЗПР и проблемы психического развития. М., 1996. 298с. 31. Мухина, В.С. Детская психология: Учебное пос. для студентов пед. институтов / Под. ред. Венгера А.А. - М., 2009. – 246с.. 32. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2013. -128с. 33. Особенности психологического развития детей 6-7- летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 2008. – 180с. 34. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2012.- 480 с. 35. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. - М.: Владос. 2012. – 470с. 36. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М.: Издательский центр Академия, 2010. – 184с. 37. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. 38. Рубинштейн, С.Л. Избранные произведения в 2-х томах / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2010. – 490с. 39. Серова Л.И. Готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] - http://www.psy-files.ru/2007/10/01/serova-l.i.-gotovnost-rebjonka 40. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2010. – 350с.. 41. Субботина С. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2014. № 4. – С. 108-114. 42. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - М.: Педагогика, 2010 – 180с. 43. Ульенкова, У. В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова. – М.: Академия, 2007. – 304с. 44. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова. - М.: Изд-во Академия, 2007. – 173с. 45. Харитонова Е.А., Кожина О.И. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Перспективы Науки и Образования. – 2014. - № 2 (8). – С. 126-128. 46. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание дошкольников / И.Ф. Харламов. - М.: Академия, 2013. - 415с. 47. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования деятельности дошкольников и младших школьников / В.Б. Хозиев. - М.: Академия. 2002. 48. Х.-Райнпрехт. Воспитание без огорчений // Дошкольное воспитание. - 2001. - №4. 49. Шафранская, К.Д. Эмоциональная характеристика и их структура: Психодиагностика, методы / К.Д. Шафранская. – СПб., 2005. 50. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2013. – 96с. 51. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская. - СПб., 2013. - 413с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|