Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Результаты сравнительного анализа и корреляционного анализа по F-критерию Фишера




 

В таблицах 12-13 дана значимость различий между компонентами психологической готовности к школе старших дошкольников с ЗПР и нормативным развитием.

Таблица 12

Результаты корреляционного анализа экспериментальной и контрольной группы

  Mean Mean t-value df p Valid N Valid N Std.Dev. Std.Dev. F-ratio p
Nm 2,05000 3,05000 -3,34805   0,001845     0,604805 1,190975 3,877698 0,004876
Vm 2,00000 5,60000 -8,58630   0,000000     0,648886 1,759186 7,350000 0,000063
Zp 0,90000 1,30000 -1,47358   0,148832     0,911910 0,801315 1,295082 0,578604
Kv 3,10000 3,70000 -0,81098   0,422426     2,403944 2,273416 1,118126 0,810250
Rr 3,00000 4,50000 -4,80709   0,000024     0,000000 1,395481 0,000000 1,000000
Rmr 13,40000 17,20000 -1,89254   0,066055     6,410518 6,287833 1,039404 0,933751
Mgks 4,15000 4,90000 -1,91396   0,063179     1,039990 1,410487 1,839416 0,193223
SkVr 4,20000 3,95000 0,51327   0,610731     1,609184 1,468081 1,201465 0,693197
Kmmr 4,15000 3,90000 0,49648   0,622412     1,631112 1,552587 1,103712 0,831941

 

Таблица 13

Достоверные различия результатов психологической готовности к школе между старшими дошкольниками с ЗПР и нормативным развитием

Компоненты   Значимость различий
КГ ЭГ t-value df p
1. Невербальное мышление 0,004876 0,001845 -3,34805   0,003031
2. Вербальное мышление 0,000063 0,000000 -8,58630   0,000063
3. Зрительная память 0,578604 0,148832 -1,47358   0,429772
4. Концентрация внимания 0,810250 0,422426 -0,81098   0,387824
5. Речевое развитие 1,000000 0,000024 -4,80709   0,000024
6. Моторика рук 0,933751 0,066055 -1,89254   0,867696
7. Уровень мотивации к школе 0,193223 0,063179 -1,91396   0,130044
8. Самоконтроль 0,693197 0,610731 0,51327   0,824660
9. Координация, мелкая моторика 0,831941 0,622412 0,49648   0,209529
             

 

Невербальное и вербальное мышление в группе детей с нормальным психическим развитием имеет положительную (прямую) взаимосвязь с признаком «концентрация внимания». Это отображено на рис. 16.

 
 

 


0,59

0,89

0,45

 

 

Рис. 16 Корреляции показателей психологической готовности к школе у старших дошкольников с нормальным психическим развитием

Между мышлением (невербальным и вербальным) и концентрацией внимания существует прямая зависимость: при увеличении уровня мышления увеличивается внимание.

Согласно данным корреляционного анализа оказалось, что компонент психологической готовности к школе «Зрительная память» в экспериментальной группе положительно коррелирует с признаками «Концентрация внимания» (0,48) и «Мотивационная готовность к школе» (0,52) (рис.17).

 
 

 

 


0,48

 

Рис. 17 Корреляции между показателями психологической готовности к школе у старших дошкольников с ЗПР

В контрольной группе данные взаимосвязи выражены слабо и не имеет взаимосвязи с другими компонентами психологической готовности к школе.

В экспериментальной группе показатели взаимосвязей по компоненту «Концентрация внимания» наглядно показаны в рисунке 18.

 
 

 

 


0,48 0,76 0,52

           
   
   
 

 

 


Рис. 18 Корреляционные связи компонента психологической готовности к школе «Концентрация внимания» у старших дошкольников с ЗПР

Положительная корреляция между компонентом «концентрация внимания» и тремя компонентами: зрительной памятью, развитием мелкой моторики рук и мотивационной готовностью свидетельствует об их прямой связи: чем выше степень сформированности внимания, сконцентрированность дошкольников на предметах и явлениях окружающего мира, тем лучше развивается память, мелкая моторика рук, мотивационная готовность к школе. Взаимосвязь данных компонентов отражает психологический фактор: преобладание непроизвольного внимания и формирование произвольного внимания позитивно влияет на объем памяти. Дети с ЗПР запоминают слова, выражения, что отражается положительно и на речевом развитии.

У дошкольников с нормальным психическим развитием компонент «Концентрация внимания» имеет положительную связь с невербальным мышлением (0,45), с вербальным мышлением (0,59) и с развитием мелкой моторики рук (0,46).

 


0,45 0,46

0,59

 

 
 

 


Рис. 19 Корреляционные связи компонента психологической готовности к школе «Концентрация внимания» у старших дошкольников с нормальным психическим развитием

Наблюдается прямая зависимость между уровнем сформированности концентрации внимания и мышлением, развитием мелкой моторики рук: чем выше у детей внимание, тем выше будут проявляться интеллектуальные способности, способность к обобщению, анализу событий. Взаимосвязь внимания и уровня сформированности мелкой моторики рук свидетельствует о накоплении детьми двигательного и практического опыта в разных видах деятельности.

Компонент психологической готовности к школе «Речевое развитие» в экспериментальной и контрольной группах имеет низкую степень выраженности, что свидетельствует о слабом развитии связной монологической речи, неспособностью дошкольников быстро выразить свою мысль.

В экспериментальной группе по компоненту «Развитие мелкой моторики рук» получены положительная и отрицательная взаимосвязь. Положительная взаимосвязь мелкой моторики рук получена с компонентом «внимание» (0,76) и «мотивационной готовности к школе» (0,52). Отрицательная связь была выявлена с такими компонентами: «самоконтроль» (- 0,63) и «сенсомоторной координацией» (- 0,62).

       
   

 

 


прямая 0,76 0,52

 

 

       
   
 
 


-0,63 обратная -0,62

 

Рис. 20 Корреляционные связи компонента психологической готовности к школе «Развитие мелкой моторики рук» у старших дошкольников с ЗПР

Прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой моторики рук и между вниманием, мотивационной готовности свидетельствует о том, что чем выше сформирована мелкая моторика рук, тем выше развито внимание и уровень мотивационной готовности к школе.

Отрицательная корреляция между компонентами мелкой моторики рук, самоконтроля и сенсомоторной координации показывает обратную зависимость: при увеличении уровня развития мелкой моторики рук уменьшается самоконтроль (волевая регуляция действий и поступков) и сенсомоторная координация.

У старших дошкольников без отклонений в развитии компонент психологической готовности к школе «Развитие мелкой моторики рук» нами уже рассматривался – прямая зависимость с концентрацией внимания.

В рисунке 21-22 отражены корреляционные взаимосвязи компонента психологической готовности к школе дошкольников с ЗПР и с нормальным психическим развитием.

       
   
 
 


0,95

       
   


-0,63 обратная -0,55

       
   

 


Рис. 21 Корреляционные связи компонента психологической готовности к школе «Самоконтроля» у старших дошкольников с ЗПР

У старших дошкольников с задержкой психического развития компоненты «Самоконтроль» и «Координация движений» имеют положительную взаимосвязь: чем выше уровень сформированности самоконтроля, тем выше проявляется сенсомоторная координация. Отрицательная взаимосвязь компонента «Самоконтроля» была выявлена с компонентами «развитие мелкой моторики» (- 0,63) и мотивационной готовности к школе (-0, 55).

 
 


0,85

 
 

 

 


Рис. 22 Корреляционные связи компонента психологической готовности к школе «Самоконтроля» у старших дошкольников с нормальным психическим развитием

В контрольной группе компонент «Самоконтроль» имеет положительную взаимосвязь с компонентом «координация движений»: прямая зависимость этих двух компонентов увеличивает их степень проявления у старших дошкольников

Следовательно, корреляционный анализ определил наиболее значимые связи компонентов психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и с нормальным психическим развитием.

 

Выводы по 3 главе

Исследование психологической готовности дошкольников задержкой психического развития к школе практически подтвердили научные положения ученых, правда, с небольшими индивидуальными особенностями специализированной группы испытуемых детского сада. Это связано с неодинаковым личностным и интеллектуальным развитием детей 6-7 лет, с возрастными особенностями детей, характерными для этого возраста, со степенью проявления эмоциональных нарушений, отражающихся негативно на результатах исследования.

Результаты проведенного экспериментального исследования, позволили определить, что у всех дошкольников с задержкой психического развития наблюдается пониженный уровень психологической готовности к обучению. У 20% детей сформирован средний уровень психологической готовности, сформирована мотивационная готовность.

У 80% ярко выражен низкий уровень психологической и мотивационной готовности к образовательному процессу. У детей с задержкой психического развития наблюдаются особенности познавательной деятельности: внимание детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются его колебания, низкая скорость выполнения перцептивных операций; память ограничена по объему, что выражается в невысокой прочности запоминания, неточностью воспроизведения.

У старших дошкольников без отклонений в развитии уровень психологической готовности к школе выше: у 50% наблюдается средний уровень сформированности, у 50% детей – низкий уровень. Необходимо отметить, что у большинства детей с нормальным психическим развитием также речевые возможности находятся на низком уровне. В мотивационной готовности прослеживаются внешние и игровые факторы.

Достоверность полученных результатов проводилась с использованием U критерия Манна-Уитни. В результате расчетов были получены следующие результаты:

- у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР уровень невербального и вербального мышления, речевые способности, моторики кисти рук ниже, чем у детей с нормальным психическим развитием;

- у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и у детей с нормальным психическим развитием не были выявлены значимые различия между такими показателями интеллектуальной готовности к школе: памятью, вниманием;

- у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР уровень мотивационной готовности к школе – самоконтроль и мотивация к обучению ниже, чем у детей с нормальным психическим развитием.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретическое изучение проблемы психологической готовности старших дошкольников с задержкой психического развития позволило рассмотреть все практические исследования ученых и психологов, апробировать некоторые методики в подготовительной группе детского сада. При поступлении детей в школу проверяются уже сформированные к этому возрасту навыки и умения в личностном и интеллектуальном развитии. Многие психологи склонны к тому, чтобы личностная готовность была сформирована на высоком уровне, так как в процессе обучения легче развивать интеллектуальные механизмы, чем личностные. Было определено, что в интеллектуальном развитии важную роль играют такие компоненты: уровень речевого развития, памяти, мышления и восприятия информации.

Результаты, полученные в нашем исследовании, показали существенное различие между уровнем психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей с нормальным психическим развитием. Старшие дошкольники с ЗПР показали низкую общую психологическую готовность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкий уровень невербального и вербального мышления, слабую речевую регуляцию действий. Недостаточно сформированная психологическая готовность к школьному обучению у детей с ЗПР тесно связана с ослабленным общим физическим состоянием, что приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Снижены и речевые возможности детей: их высказывания отличаются преимущественно малым объемом, в них присутствует много повторов, пауз; часто допускаются неточное употребление слов и выражений, речь краткая, преобладают в речи неполные или нераспространенные предложения.

Задача подготовки к школе дошкольников с задержкой психического развития в дошкольном учреждении является достаточно трудной для решения, однако ее значимость сложно переоценить. Исследование психологической готовности в старшем дошкольном возрасте помогает тщательно спланировать коррекционную работу.

Диагностические данные детей детского сада показали, что многие дети не полностью психологически готовы к школьному обучению. Это связано с тем, что дети до школы в эмоциональном плане тесно связаны с родителями, они погружены в собственные чувства, для них авторитетное мнение принадлежит только родителям. Дошкольники уверены, что оценивать их деятельность могут только родители, поэтому вторжение в личностную сферу других взрослых людей (педагогов, психологов) вызывает у них негативные явления: страх, гнев, протест, тревогу, депрессию. Дети чувствуют, что свобода дошкольного детства скоро сменится новыми правилами и требованиями, и это их сильно беспокоит. Они волнуются и перед выбором учебных действий, во время занятий, в том числе во время игровой деятельности.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Айзман, Р. И. Подготовка ребенка к школе / Р.И. Айзман. – Т.: Пеленг, 2009. – 206с.

2. Бенилова, С.Ю. Коррекция эмоционально – поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. – С.68-72.

3. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской.- М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012.- 680с.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2008. - 458 с.

5. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2004. – 208 с.

6. Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психологическое образование. – 2007. - № 7. – С.103-109.

7. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов / И.В. Дубровина. – М.: Питер, 2010. – 562с.

8. Заславская, Е. Мы уже большие: Учимся писать / Е. Заславская // Мой ребенок. – 2013. - № 8. – 150с.

9. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития, СПб. Речь, 2004. – 431с.

10. Журавлева, С. Исследование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в различных образовательных средах // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 2. – С. 118-122.

11. Евсеева, Е.И. Необычное рисование / Е.И. Евсеева // Мой ребенок. - 2009. - № 6. – 175с.

12. Ерохина, Е.Л. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников / Е.Л. Ерохина. – М.: Олимп, 2011. – 160с.

13. Кан-Калик, В. Психологические аспекты педагогического общения / В. Кан-Калик // Народное образование, 2006. - № 3. – 180с.

14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 208с.

15. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. - М.: Просвещение, 2012. - 170с.

16. Кикиян, Э.И. Нравственные ориентации дошкольников с ЗПР / Э.И. Кикиян. – Издательство КАРО, 2008. – 288с.

17. Ковальчук, Я.И. Понимать мир детства / Я.И. Ковальчук. – М.: Народная асвета, 2013. – 160с.

18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

19. Косякова, О.О. Детская психология / О.О. Косякова. – Тверь, ТвГУ, 2005.- 68 с.

20. Кошелёва, А.Д. Мелодия душевной жизни ребёнка / А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. – С.104-108.

21. Кошелева М.В., Бек-Ашаров А.О., Максимова С. Изучение особенностей физического развития дошкольников с ЗПР // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. - № 8 (54). – С. 83-86.

22. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М., 2011. – 152с.

23. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, - 2010. – 464с.

24. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К.С. Лебединская. - М., 2002. - 178с.

25. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 2004. - 457с.

26. Лобанова В. Структура педагогического партнерства в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 5. – С. 107-112.

27. Лонская Д. Пути формирования предпосылок изобразительной деятельности у детей с замедленным темпом психического развития // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 2. – С. 110-117.

28. Мамайчук, И.И. Психическое развитие аномального ребенка / И.И. Мамайчук. - СПб., 2005. - 137с.

29. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2008. - 224с.

30. Матасов Ю.Т. Диагностические особенности детей с умственной отсталостью и ЗПР и проблемы психического развития. М., 1996. 298с.

31. Мухина, В.С. Детская психология: Учебное пос. для студентов пед. институтов / Под. ред. Венгера А.А. - М., 2009. – 246с..

32. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2013. -128с.

33. Особенности психологического развития детей 6-7- летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 2008. – 180с.

34. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2012.- 480 с.

35. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. - М.: Владос. 2012. – 470с.

36. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М.: Издательский центр Академия, 2010. – 184с.

37. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с.

38. Рубинштейн, С.Л. Избранные произведения в 2-х томах / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2010. – 490с.

39. Серова Л.И. Готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] - http://www.psy-files.ru/2007/10/01/serova-l.i.-gotovnost-rebjonka

40. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2010. – 350с..

41. Субботина С. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2014. № 4. – С. 108-114.

42. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - М.: Педагогика, 2010 – 180с.

43. Ульенкова, У. В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова. – М.: Академия, 2007. – 304с.

44. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова. - М.: Изд-во Академия, 2007. – 173с.

45. Харитонова Е.А., Кожина О.И. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Перспективы Науки и Образования. – 2014. - № 2 (8). – С. 126-128.

46. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание дошкольников / И.Ф. Харламов. - М.: Академия, 2013. - 415с.

47. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования деятельности дошкольников и младших школьников / В.Б. Хозиев. - М.: Академия. 2002.

48. Х.-Райнпрехт. Воспитание без огорчений // Дошкольное воспитание. - 2001. - №4.

49. Шафранская, К.Д. Эмоциональная характеристика и их структура: Психодиагностика, методы / К.Д. Шафранская. – СПб., 2005.

50. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2013. – 96с.

51. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская. - СПб., 2013. - 413с.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных