Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Составление характеристики Белолобого.




Учитель. – А теперь давайте попробуем охарактеризовать второго героя, пронаблюдаем по тексту, как автор объясняет необычное поведение щенка.

Дети. – Автор пишет, что щенок был маленьким и глупым:

«Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка. Он облизал свою помятую раненную спину и как ни в чем не бывало, замахал хвостом и залаял на волчицу».

- В тексте дается портрет щенка:

«Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его. Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое …».

Учитель. – Скажите, оценка внешности щенка исходит от самого автора? Это писатель называет его «глупым»? Как вы поняли?

Дети. – Автор говорит о щенке не сам, а передает мнение волчихи, - ведь это она смогла «его рассмотреть» «при дневном свете».

- Писатель передает негативные ощущения волчихи по отношению к щенку:

«Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением».

- Щенок ее раздражал:

«… голова разболелась от собачьего лая, хотелось ей броситься на непрошенного гостя и разорвать его».

- Волчица «думала» о нем с досадой: «Зачем он бежит за мной?»

Учитель. – Таким образом, автор здесь смотрит на щенка как бы глазами волчицы. Ну а сам Чехов также относится к Белолобому, как и его героиня – волчица?

Дети. – Нет, автор относится к нему добродушно, очень забавно описывает его повадки в игре с волчатами, да и с самой волчицей.

- Автор показал его маленьким и неопытным: щенок еще не знал жизни, ведь раньше он не сталкивался с опасностью, поэтому не знал, как себя вести в подобной ситуации, - именно поэтому он и пошел вслед за волчицей.

- А я думаю, что, как и все маленькие, он был жизнерадостный и любопытный. Его удивляет и радует все новое, - поэтому он и последовал за волчихой.

- Автор часто подчеркивает, что щенок все время думает, что с ним хотят поиграть, даже в тот момент, когда волчица подошла к нему, чтобы съесть, «он лизнул ее в морду и заскулил».

- Он был маленьким, главное в его жизни – игра, поэтому он и заигрывает с волчицей и волчатами, а также, протянув морду по направлению к зимовью «залился звонким радостным лаем, как бы приглашая мать свою Арапку поиграть с ним и волчихой».

- Очень забавно и смешно автор описывает повадки Белолобого в общении с волками:

«Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам».

- Автор рассказал с юмором, как щенок играл с волчатами. Картина эта у Чехова очень похожа на игру маленьких человеческих детей «в салочки»:

«Волчата ничего жнее поняли, но замахали хвостами. Тогда щенок ударил одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок стал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, и они втроем напали на него и, визжа от восторга стали кусать его, но не больно, а в шутку».

Учитель. – Итак, мы с вами рассмотрели два образа: волчихи и Белолобого. Кто из них вам показался более интересным в рассказе?

Дети. – Оба героя интересны, но щенок мне нравится больше: он веселый, смешной и жизнерадостный.

- Мне тоже нравится щенок больше: волчиха угрюмая, озлобленная, а Белолобый очень забавный.

Учитель. – А по авторскому отношению к своим героям можете определить, кто из них для него важнее и интереснее?

Дети. – Я думаю, что щенок. К волчихе автор, конечно, тоже относится с сочувствием и даже с уважением. Он даже не осуждает ее за охоту в чужом хлеву, а относится спокойно и естественно: волчиха – хищница, питается мясом, чтобы жить, кормить детей. Но щенок у Чехова более интересен, чем волчица.

- Он радуется вместе с ним, любит его.

- И даже в конце рассказывает о нем с радостью, весело: щенок вернулся, цел и невредим, его не съели, все заканчивается благополучно:

«… сзади послышался радостный, заливчатый лай. Это вернулся щенок. Он прыгнул к волчихе на крышу, потом в дыру и, почувствовав себя дома, в тепле, узнав своих овец, залаял еще громче …»

- А мне его жалко: он спас животных от волчицы, а ему еще за это и попало.

- А мне жалко волчицу, - она так и осталась голодной.

Учитель. – Там все – таки какой конец у рассказа: грустный?

Дети. - Нет, не грустный, - щенку хоть и попало по ошибке от Игната, но сторож его просто решил проучить.

- Главное, что Белолобый вернулся домой и его не съела волчиха. Я доволен таким концом.

Учитель (обобщает). – Да, действительно: по сравнению с грустным началом рассказа о голодной несчастной волчихе, конец более радостный и благополучный. И не случайно произведение заканчивается рассказом о щенке, - именно этот герой является в центре внимания всего рассказа, главным, а судя по заглавию – «заглавным героем». В его образе, как вы уже поняли, А.П.Чехов показывает те черты, которые являются характерными любому ребенку и которые писатель любил и ценил в детях больше всего: радость познания, знакомства с новым, любопытство, ребяческая чистота и непосредственность, чувства доброты и нежности. Именно эту главную мысль писатель проводит через образ щенка Белолобого.

Да, он относится с юмором к его неопытности и наивности, показывает даже глупым через восприятие волчицы, но автору не за что не любить Белолобого, - поэтому он его действительно любит, радуется вместе с ним, относится с симпатией.

Кроме того, именно образ Белолобого помогает автору и нам раскрыть сложный характер волчицы, провести через испытания.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных