ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Наблюдение над построением рассказа.Учитель. – На следующем уроке у вас будет самостоятельная работа: вы попробуете сочинить рассказ. Чтобы это задание вы выполнили успешно, давайте на примере произведения А.П.Чехова «Белолобый» проанализируем, как строится сюжет любого художественного рассказа. Но сначала попробуем весь рассказ поделить на смысловые части. По-другому их можно назвать логическими, потому что в основе каждой лежит какое-то событие, у которого есть начало (действие завязывается), далее действие развивается и подходит к концу (развязке). Таким образом, событие развивается по своим логическим законам: начало, продолжение, конец. Подумайте, сколько таких смысловых частей вы бы выделили в рассказе «Белолобый» и какие? (По количеству главных событий ребята с учителем выделяют три логические части. Каждая часть обсуждается, озаглавливается, записывается на доске: 1. Неудачная охота волчицы. 2. Белолобый в волчьем логове. 3. Щенок возвращается домой). Учитель. – Давайте проследим по сюжету, как развивается действие каждой части. Часть. Учитель. – С чего начинается рассказ? Ученик. – Голодная волчица отправляется на охоту. Учитель. – А теперь последуем за героиней, пронаблюдаем за ее действиями. Отметьте важные моменты в ее поступках. Дети. – Волчиха вспоминает про зимовье и приближается к нему. - Далее взбирается на крышу и разбирает кровлю. - Падает вниз на что-то мягкое и теплое и в это время в хлеву что-то вдруг завизжало. Начался переполох. - Волчиха хватает, что попало в зубы и убегает. - Волчица успокоилась, остановилась, чтобы отдохнуть и начать есть. - Вдруг она увидела, что ее добыча – вовсе не ягненок и отскочила с отвращением. Учитель. – Читая произведение, мы не только следим за поступками героини, но и переживаем вместе с ней. Скажите, какой момент был самым напряженным и эмоциональным? Где наши переживания достигли самой высокой точки? Ученик. – Когда в хлеву начался переполох. Учитель. – А напряжение наступило сразу или оно нарастало постепенно? Дети. – …Постепенно. Учитель. – Таким образом, действие движется как бы «волнами»: сначала она завязывается, затем «волна» поднимается к самой вершине, достигает самого напряженного момента, а затем действие постепенно начинает разрешаться, развязываться, - волна опускается. Итак, мы выделили в сюжете 1 части рассказа три элемента, в литературе они называются: - «завязка» - начало действия; - «вершина (кульминация) – самый напряженный момент в повествовании; - «развязка» - конец действия. Позднее этими литературными терминами будем пользоваться часто. Именно так строится художественное произведение. Попробуем эту логическую часть рассказа записать схемой. (Учитель чертит на доске схему и выносит на нее ключевые моменты повествования. Аналогичную работу учащиеся выполняют в своих тетрадях). См. Схема 1. Учитель. – Проследим за построением сюжета следующих логических частей. (Для закрепления знаний аналогично разбираются II и III части рассказа, строятся схемы, либо просто выделяются ключевые моменты с записью на доске и в тетрадях. Часть. · - Завязка. - Волчица убегает от щенка, а он следует за ней. - Волчицу раздражает лай щенка, и она готова его разорвать. - Щенок подходит к волчатам. Начинается игра. · - Вершина. - Волчица подошла к щенку, чтобы съесть его, а он думает, что с ним играют. - Волчихе стало противно от запаха и она отошла от него. · - Развязка. – Щенку стало скучно и он направился домой.
· - Завязка. - Волчица снова отправляется на охоту - Волчица заметила щенка, возвращающегося домой, и обогнала его. - Волчица прибежала к зимовью и начала разбирать крышу, оглядываясь, не идет ли щенок. · - Вершина. – Щенок прыгнул вслед за волчицей в дыру и своим лаем разбудил зимовье. Начался новый переполох. - Волчица убегает. - Игнат выходит из дому на шум и стреляет. · - Развязка. – Игнат решил, что Белолобый разобрал крышу и наказал его. Учитель. -Мы рассматривали сюжет каждой части в отдельности. А если взять весь текст в целом, в какой момент вы переживали больше всего за главного героя? Дети. – Во второй части, где волчица подошла к щенку, чтобы его съесть. - Именно здесь решался вопрос: съесть или не съесть? Учитель. – И именно здесь мы наблюдаем как бы испытание характера героев. Какое же? Дети. – Волчица была голодная, но из-за собачьего запаха она его не решилась съесть. - А я думаю, что автор показал в образе волчихи гуманное отношение к слабому существу, - щенок ведь такой ласковый, радостный, игривый, что волчица не решилась его съесть. - А ведь и у Л.Н.Толстого тоже есть рассказ «Лев и собачка», где лев не съел маленькую собачку, т.к. она была очень забавной. Учитель. – Ну что ж! Возможно и эту мысль автор проводит в своем произведении: нельзя обижать того, кто слабее. Ну а щенка Белолобого автор как-нибудь испытывает? Дети. – Нет, это маленький, неопытный, не знающий жизни герой. Он только начинает познавать мир. - Он радуется жизни, удивляется всему новому. - Его действия и поступки естественные. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|