ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Чтение вступительной статьи с последующей беседой.Учитель. – Откройте новую страницу учебника и прочитайте название главы, а также вступительную статью к ней. (Ученики читают). Учитель. – О каких важных особенностях поэзии вы прочитали? Дети. – Мы прочитали, что поэзия отмечается от прозы четким ритмом, а также рифмой. - Поэты в стихотворениях передают читателю свои чувства и отношение к людям, картинам природы, к событиям. Учитель. – С какой просьбой обращается автор статьи к нам, читателям? Дети. – Он призывает нас думать над тем, как поэтам удается передать свои потаенные мысли в стихотворном тексте. - И учиться раскрывать авторские секреты. Учитель. – Определение главной мысли, выраженной автором в стихотворении, а также способов передачи чувств и настроений в поэзии – это и будет главной задачей изучения новой главы. Учитель. – Посмотрите на рисунок возле названия главы. Слева от заголовка изображен какой-то предмет. Кто знает, как он называется и зачем его здесь нарисовали? Дети. – Здесь нарисована лира. Это музыкальный инструмент со струнами. - Этот инструмент древний. Учитель. – А какое отношение он имеет к поэзии? Дети. – (затрудняются ответить). Учитель. – Лира – это древнегреческий инструмент. В Древней Греции в старину игрой на этом инструменте сопровождалось исполнение поэтических произведений, отсюда поэзия получила второе название – «лирика», а люди, сочиняющие стихи – «лириками». Лира считается символом поэтического творчества, - вот почему художник изобразил ее рядом с названием главы «Поэзия». От этого слова образовалось много однокоренных слов, я записала их на доске. (Учитель открывает записи слов на доске с объяснением лексического значения каждого из них: Лира – музыкальный инструмент, а также символ поэтического творчества; Лирика – один из главных видов литературных произведений, выражающих чувства, переживания; Лирик – автор лирических произведений, сочинитель поэзии. Лирический (тон, голос …) – чувственный, мягкий, нежный; Лиричный (человек) – способный чувствовать, переживать. Учитель. – Итак, мы поняли, что «лирика» связана с чувствами, состоянием души человека, поэтому главной особенностью лирических произведений является выражение содержания, состояния внутренней жизни человека, его души. А как вы думаете, чьи чувства и настроения выражает поэт? Дети. – Он выражает свои чувства и настроения. Учитель. – Это значит, что каждый раз, поэт в стихотворении пишет о себе? Например, если А.С.Пушкин пишет в стихотворении: «Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю» то это так и есть в самом деле? Это себя он имеет ввиду? Или если поэт написал много стихов о любви, значит, он много раз влюблялся? Дети. – Наверное, поэт пишет о ком то другом, кого он в стихотворении не называет … - А только передает его мысли, чувства, изменение душевного состояния … Учитель. – Да! Это тоже герой, но он особый, в литературе его называют «лирическим героем». Вот почему автор и лирический герой – не всегда одно и то же лицо. В каждом лирическом стихотворении он новый, хотя автор один и тот же. Автор в своих произведениях говорит от имени разных лиц и разными голосами. Чтобы передать чувства и настроения в лирическом произведении, требуется особое мастерство поэта, особые средства художественной выразительности. Это и ритм, и особые эмоциональные слова и выражения, и стихотворный размер, и повторы, и паузы и необычное построение предложений … Все это мы будет наблюдать при изучении поэзии. Начнем свою работу со стихотворения великого русского поэта А.С.Пушкина «Зимнее утро». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|