ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ стихотворения.Учитель. – Обратите внимание на название. Как вы думаете, каким будет это произведение по настроению? Дети. – Думаю, что радостное: утром человек просыпается бодрым, отдохнувшим. - Утром восходит солнышко, и человек радуется красоте пробуждающегося дня. - А возможно и грустное настроение: человек озабочен неприятными воспоминаниями, мыслями или ненастной погодой за окном. Учитель. – Посмотрим. Прослушайте текст. (Учитель читает стихотворение, после чего обращается к классу с вопросом): Итак, какие чувства и настроения у лирического героя? Дети. – Сначала он предался воспоминанием о вчерашнем дне, о ненастной погоде, картина нерадостная, и настроение у героев такое же: «И ты печальная сидела». - Настроение поэта повышается во второй части стихотворения, где описывается картина зимнего утра. Учитель. – А как вам удалось определить разные чувства? Дети. – По словам в тексте: «злилась», «мрачные», - первая картина безрадостная. - Во второй части автор употребляет слова «великолепными», «блестя», - рисует зимний пейзаж после снегопада. - А я определили по тону вашего чтения: обе части вы читали по – разному. Учитель. – А как вы объясните слово под звездочкой (*). Найдите его в словаре учебника. (Ребята находят значение слова: «вечор» - встреча вечером). Учитель. – Давайте составим картинный план произведения, чтобы разгадать, почувствовать душевное состояние героя, стоящее за каждой картиной. (Текст читается повторно, медленно, ребята выделяют две картины, определяют слова и выражения, подкрепляющие переданное автором настроение, составляется партитура чувств. В процессе работы ответы учащихся выносятся учителем на доску, в результате чего появляется запись):
Учитель. – Итак, мы увидели, что чувства поэта и героя меняются, находятся в движении. Для их передачи автор подбирает образные слова и выражения, призывает полюбоваться вместе с ним картиной зимнего дня, или, наоборот, попереживать совместно с героем. Удалось ли вам воспринять эти чувства? Ваши чувства созвучны с авторскими? Дети. – Да, я четко представила себе картину ненастного вечера и мне передались чувства, описанные в первой картине стихотворения, душевные переживания героев.- А я почувствовал радостный момент в стихотворении: «А нынче …погляди в окно…» Здесь как бы переход от грустного к радостному. Учитель. – А многоточие в середине этой строки вы заметили? Почему он здесь? Не догадались? Дети. – Я думаю, что автор так передает сильное волнение героя, состояние его души: он увидел за окном перемену и словно слова забыл от восхищения. - … И героиню приглашает полюбоваться картиной зимнего утра. - А я думаю, что, выражая восторг, бурную радость, поэт и нас, своих писателей, призывает вместе с ним пережить эти же чувства. Учитель. – А теперь давайте подумаем, почему автор сталкивает два совершенно разных, противоположных чувства: печаль и радость. Какую мысль он заложил в это стихотворение? Дети. – Я думаю, что жизнь разнообразна, и Пушкин учит нас видеть в ней и печальные, и радостные строки. - А мне кажется, если сегодня в жизни есть огорчения, скука, не надо отчаиваться, - завтра все может быть по другому. Учитель. – Наверное, так и есть: автор учит, что жизнь не состоит из одинаковых оттенков, она течет по –разному, поэтому все надо благодарно принимать, - не только радость, но и печаль. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|