ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Знакомство с особенностями рассказа.Учитель. – Как вы думаете, почему этот рассказ поместили в учебнике после произведения «Кот – ворюга» К.Г.Паустовского? Дети. – Оба рассказа о животных … - О нелегкой их судьбе, так как они вынуждены сами заботиться о своем существовании: воровать себе пропитание. Учитель – Сравните эти оба произведения: от чьего имени ведется в них повествование?
Дети. – У Паустовского рассказчиками являются дети – герои. - А у Чехова – сам автор. Учитель. – Вспомните, что мы говорили: почему автор часто избирает форму рассказывания историй от имени героев? Дети. – Писатели это делают, чтобы более достоверно передать изображение жизни. - И характеры героев, их внутренний мир. Учитель. – Но что же получается: если А.П.Чехов ведет повествование не от героя, а от себя, то все, что он рассказывает, будет менее достоверно? Давайте посмотрим. Обратите внимание на первое предложение второго абзаца. Прочитайте его. Дети (читают). – «Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать». Учитель. – А кто ощущал мороз на языке: автор или волчица? Ученик. – Конечно, волчица. Учитель. – Но пишет об этом автор? Откуда ему знать ощущение зверя? Дети. – Наверное, автор как бы перевоплощается в своих героев, поэтому понимает, что они чувствуют и ощущают. - Во втором классе мы уже говорили о таких авторских секретах», когда читали стихи и рассказы о животных: иногда писатели смотрят на жизнь глазами своих героев, передают их мысли и чувства. Учитель. – Таким образом, автор рассказа А.П.Чехов как бы вводит в свое повествование второго рассказчика – героя, которого наделяет человеческими чертами. И хотя повествование ведется от третьего лица, автор выбрал такой уникальный способ рассказывания, - через ощущения и восприятие героев, - чтобы достоверно показать их внутренний мир, а так же чтобы сохранить живость интонации. Давайте найдем в тексте примеры того, что главная героиня – волчица наделяется человеческими качествами. (Дети еще раз читают текст первой части, отмечают карандашом места, подтверждающие их ответы на вопрос учителя). Дети. – Автор пишет, что волчица способна думать, соображать. Слово «думала» он употребляет неоднократно: «… она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат». - А наблюдая за поведением сторожа, который «сильно шатался и часто падал», «волчица думала, что это от ветра». - «Она соображала, что уже март, и, судя по времени, в хлеву должны быть ягнята непременно». - И вот еще: «… она думала о том, с какой жадностью она будет есть ягненка, и от таких мыслей зубы у нее щелкали». - А я нашла слова, где А.П.Чехов наделяет волчиху памятью: «Волчиха помнила, что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки …». Учитель. – Какой из отрывков первый части показался вам самым эмоциональным? Дети. – Тот, где рассказывается, как волчица пробралась в хлев … - … и как начался переполох … Учитель. – Найдите слова, которыми автор описывает эту картину. Дети (вычитывают): - «… волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и теплое … и в это время в хлеву что-то вдруг завизжало и залилосьтонким подвывающим голоском …»; - «… овцы шарахнулись к стене, и волчиха, испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон …»; - «… Арапка, уже почуявшая волка, неистово выла, кудахтали в зимовье потревоженные куры …»; - «Игнат, выйдя на крыльцо, кричал … и свистел, как машина, и потом - го-го-го-го! … И весь этот шумповторяло лесное эхо». Учитель. – Мы видим здесь такую яркую и достоверную картину, как – будто автор сам при этом присутствовал. Но ведь он не был очевидцем этих событий, - что же писателю помогло воспроизвести их так реально? Как вы думаете? Дети. – Но ведь участницей этих событий являлась волчица, и автор передает эту картину через ее восприятие. - Здесь словно не автор, а сама героиня является рассказчицей этой истории. - Писатель передает ее ощущение от пережитого: «волчиха, испугавшись …» Учитель (обобщает): Итак, мы сегодня открыли главный «секрет» писателя А.П.Чехова и его рассказа: будучи автором – рассказчиком, он как бы включает в повествование внутреннюю речь героини – волчицы, которая передается в ее чувствах, переживаниях, ощущениях. Давайте попробуем прочитать последний отрывок этой части, подобрать интонацию для передачи картины переполоха в хлеву. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|