Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Публицистические и полемические сочинения XVI в.




Однако религиозно-политический миф, выражающий идеологию Московского царства, не мог базироваться только на старинных легендах вокруг регалий и зрительных образов. Центральная светская власть, как и русская православная церковь, нуждались в более четко сформулированном «государствообразующим мифе». Он выстроился на основе: «Изложения Пасхалии» митрополита Зосимы (1492 г.), «Послания» Спиридона-Саввы (1511-1523), письмах псковского монаха Филофея (1523-1524), и, наконец, «Сказании о князьях Владимирских» (1530-1540-е гг.). Анализ обстоятельств создания и особенностей названных сочинений дается в основной части диссертации (в главе 2).

Появление этих сочинений обострило политико-идеологическую «дуэль» с «книжниками» Великого княжества Литовского и Польши, которые хоть и были затронуты влиянием западного Ренессанса, но еще не утратили способность вести дискуссию языком средневековых мифов. Против «римского начала» династии московских Рюриковичей была выставлена «римская родословная» всего литовского народа. Она впервые зафиксирована в трудах крупного польского историка Яна Длугоша (1415-1480) и присутствует в памфлете Матвея (Мацея) Меховского «О двух Сарматиях» (1517).

Дополнением к источникам, в которых сформулирована доктрина «Москва – Третий Рим» служат послания Ивана Грозного и его бояр. Вопрос об идентификации царских писем представляет сложность. Трудно установить, что диктовалось царем напрямую, какие тексты он просто редактировал, что писалось от его имени, а что, вообще, было приписано Ивану IV позже. Большинство памятников дошли до нас в списках XVII в. и содержит коррекцию начального текста. Поэтому первостепенное внимание должно быть уделено спискам XVI в. Из таких списков, имеющих отношение к европеизации России, следует отметить: список о диспуте Ивана Грозного с чешским протестантским проповедником Яном Рокитой; спор о вере Грозного с иезуитом Антонио Поссевино; послания английской королеве Елизавете I; послания к шведскому королю Юхану III, а также польско-литовским монархам Сигизмунду II Августу и Стефану Баторию, литовскому гетману Ходкевичу. Эпистолярное наследие Ивана IV опубликовано в книге «Послания Ивана Грозного», увидевшей свет в 1951 г.[147], и ряде других публикаций.

Памятником непосредственного эпистолярного творчества Ивана Грозного является его письмо королеве Елизавете. Оно написано в связи с крахом в 1567 -1568 гг. планов русского царя заключить военно-политический союз с Англией против Речи Посполитой в Ливонской войне. Поскольку у Англии не было никаких заинтересованностей к вступлению в эту войну, ее посол Рандольф летом 1568 г. строго следовал инструкции лорда-казначея Сесиля: «общими и благопотребными речами» умилостивить русского монарха, но никакого военного союза не заключать. Реакция Грозного, весьма жесткая и эмоциональная, последовала незамедлительно.

В письме отражены понимание Грозным идеального устройства высшей государственной власти (деспотического самодержавия) и критика английской монархии, где «торговые мужики» (депутаты парламента) могут указывать королеве. Она же, как «пошлая девица» (простая незамужняя женщина - в переводе на современный язык) соглашается с ними, позволяя «владеть» государством «помимо себя» другим людям, «и не только людям, подчеркивает русский царь, - а мужикам торговым». Грозный совершенно искренне недоумевает, как интересы «торговых мужиков» могут быть предметом заботы главы государства. Его представления о «государственных головах и о чести и о выгодах для страны» совершенно иные. При этом мы видим, что Иван Грозный имел четкие представления о принципах функционирования английского государственного механизма.

Послание содержит информацию о появлении в русских пределах капитана Ричарда Ченслора, с которого началось «открытие России» для большой международной морской торговли. Грозный демонстрирует (или лукавит), выражая непонимание, зачем англичане появились в России: «Некоторое время тому назад брат твой, король Эдуард, послал своих людей…для каких-то надобностей по всем странам мира и писал ко всем королям и князьям и властителям и управителям. А на наше имя ни одного слова послано не было»[148].

Источник содержит подробный рассказ о ходе торгового и иного сотрудничества России и Англии с середины 1550-х до 1568 г. Имеются подробности обмена посольствами и хода переговоров. Четко выявлены интересы России и Англии во взаимодействии друг с другом. Звучат имена послов и результаты их дипломатической деятельности.

Свиток XVI столетия с оригиналом «Послания Ивана Грозного королеве Елизавете» хранится в Публичном архиве Лондона. По фотокопии, полученной оттуда, в 1986 г. была произведена публикация текста и его перевод на современный русский язык в серии «Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века»[149]. Интересно, что знаменитая фраза про «пошлую девицу» написана по выскребленному[150].

Не менее ценным источником является переписка Ивана Грозного со шведскими королями Густавом Вазой и его сыновьями Эриком XIV и Юханом III. В списках XVI в. сохранились два письма шведскому королю Юхану III от 1572 и 1573 гг. Эти документы хранятся в РГАДА[151].

О русской конфессиональной политике свидетельствуют документы, сохранившие отголосок полемики Ивана Грозного с протестантскими и католическими миссионерами. О царском «диспуте» с представителем протестантизма сообщает «Ответ царя Ивана Грозного Яну Роките», выданный 18 июня 1570 г. Ян Рокита был чешским пастором, прибывшим в Россию с посольством Речи Посполитой для переговоров о перемирии. «Спор» царя и Яна Рокиты состоялся 10 мая 1570 г. Это не был диспут в современном понимании. Царь просто разрешил Яну Роките свободно изложить перед собой постулаты «его веры», а потом проповеднику были выданы письменные возражения царя.

Значительными антипротестантскими сочинениями являются также «Послание против люторов» и «Канон ангелу грозному воеводе» Парфения Уродивого (по мнению Д.С. Лихачева за псевдонимом «Парфения Уродивого» скрывался сам царь Иван Грозный).

Примером царского спора о вере с католиком служит диспут с Антонио Поссевино, состоявшийся 21, 23 февраля и 4 марта 1582 г. Русские источники, в частности летописи, а также отчет Поссевино Папе Григорию XIII дают возможность реконструировать событие. Русские полагали, что Иван Грозный «победил» противника в споре, что совсем не так однозначно, ибо противники «не слышали» друг друга. Иезуит, желавший говорить о сути расхождений вер и об истинности латинских догматов, встретил красноречивое осуждение обрядовой практики западной церкви. Осуждалось бритье бород «латынянами» (Стоглавый собор 1551 г. эту «эллинскую ересь» строго запретил), изображение крестов на папских туфлях (русские считали, что любое помещение креста ниже пояса есть его оскорбление). Подобного рода аргументы так и сыпались на легата, а в завершении царь назвал Папу «не пастырем, а волком»[152]. Сказано это было, после напоминания Поссевино, что Папа – это наместник Бога на земле. В рамках доктрины «Москва – Третий Рим» единственным истинным наместником Бога на земле был государь всея Руси, т.е. Иван Грозный.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных