Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Публицистика, порожденная Смутным временем




Вначале XVII в., в ходе Смуты и после нее, появилось множество «повестей», «сказаний», «слов» с ярким публицистическим подтекстом. Главными из них были «Повесть о 1606 г.», «Иное сказание», «Сказание Авраамия Палицына», «Временник Ивана Тимофеева», «Повесть книги сей от прежних лет», «Новый летописец».

Среди источников о Смутном времени в первую очередь надо говорить о «Повести о Земском соборе 1613 года». Название это ей дал ее «первооткрыватель» выдающийся знаток документов XVI-XVII вв. А.Л. Станиславский. Сам памятник представляет собой написанный современником по горячим следам текст, не подвергавшийся позднейшим правкам. Текст «Повести…» был помещен как дополнение к «Сказанию Авраамия Палицына». Это очень редкий документ. На данный момент он известен лишь в 3-х списках XVII-XVIII вв. Возможно дошедший до нас текст является отрывком более обширного исторического труда. Автором «Повести о Земском соборе 1613 года» являлся горожанин, но ни его имя, ни сословная принадлежность (купец, посадский житель, священник) не выявлены. Уникальность данного сочинения в том, что он представляет версию событий кардинально противоположную картине всенародного согласия при избрании на царство Михаила Романова, которая запечатлена в романовском летописании. Это обстоятельство объясняет, почему памятник был «забыт» и не распространялся в списках в XVII в. Открытие «Повести о Земском соборе 1613 года» позволило А.Л. Станиславскому выдвинуть новую для отечественной историографии концепцию Смуты.

Сочинением также отличным от «официоза» романовского летописания является «Повесть 1606 года». Как и в случае с «Повестью о Земском соборе 1613 года», название «Повесть 1606 года» условно. Другим названием этого сочинения является «Повесть како отмсти всевидящее око Христос Борису Годунову». Памятник дошел до наших дней в составе компилятивного произведения, носящего имя «Иного сказания», которое, в свою очередь, было названо так исследователем И.Д. Беляевым в 1853 г., т.к. шло в рукописи вслед за «Сказанием Авраамия Палицына». «Повесть 1606 года» открывает «Иное сказание». В «Повесть 1606 года» включены ряд самостоятельных источников, в частности «Извет Варлаама». В отличие от «Повести о Земском соборе 1613 года» «Повесть 1606 года» была очень популярна в XVII столетии и много раз переписывалась.

«Повесть 1606 года» была написана сторонником царя Василия Шуйского. Она написана в мае – июне 1606 г. Имя автора точно не известно, часто авторство приписывается книгохранителю Троице-Сергиева монастыря Стахию, в прошлом знатному дворянину. Но автором мог быть и другой монах Троице-Сергиева монастыря из насильно постриженных представителей боярской элиты.

Помимо «Повести 1606 года» («Повести како отомсти..»), которая оценивает события с 1584 по 1606 г., в «Иное сказание» входят и другие сочинения. Кроме упомянутого «Извета Варлаама», это грамоты Дмитрия Самозванца с осени 1604 по май 1605 г., житие царевича Дмитрия 1607 г., различные правительственные реляции.

Известным публицистом начала XVII в. являлся участник событий Смутного времени келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын (ок.1550 - 1627). Он происходил из ростовской дворянской семьи. В своем «Сказании» («Истории в память предыдущим родам»), написанном примерно в 1620 г., Авраамий затрагивает происшествия с 1584 по 1618 г. Он дает свою оценку причинам и характеру Смуты. Лейтмотив «Сказания Авраамия Палицына» складывается из соединения двух идей: мысли о божественном происхождении самодержавия и патриотической антизападной темы. В сочинении Палицына уже содержится прославление рода Романовых. В «Сказании Авраамия Палицына» есть главы, возможно написанные в 1610-1613 гг. архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием, которые Авраамий позже отредактировал.

Сочинение, наиболее обширное по охвату событий и политических идей эпохи Смуты, - это «Временник Ивана Тимофеева». Он сохранился в одном списке, но был хорошо знаком современникам. В рассуждении о царской власти Иван Тимофеев разделяет самодержавие и самовластие. Последнее трактуется как неправильный способ реализации монархом своего божественного предназначения. Причем осуждаются не только незаконные правители, «наскочившие на трон», как пишет Иван Тимофеев, но и природные цари, слушающие «дурного совета» и «дурных советчиков». В этом свете Иван Тимофеев подверг критике Ивана Грозного, а опричнина фактически представлена, как та ключевая причина, от которой вся земля «зашаталась». «Самовластие», как и «греховное» поведение людей из разных слоев русского общества, представлено как нарушение старинных обычаев и исконных начал устройства русского государства. Иван Тимофеев был, пожалуй, первым русским автором, который обвинил русское общество, как он писал, в «бессловесном молчании», от чего также случились беды Смуты.

Официальный взгляд на события Смутного времени был сформулирован в «Новом летописце». Этот исторический труд был составлен в начале 1630-х гг. Его авторы были близки патриарху Филарету и трактовали исторические факты прошлого в выгодном для Романовых свете. «Новый летописец» осветил события с 1580-х гг. до 1630 г. «Новый летописец» заложил ту основу, на которой в дальнейшем строилось все летописание XVII в. При Алексее Михайловиче возникло соединение «Нового летописца» со «Степенной книгой». Новой редакцией «Нового летописца», доведенной до 1686 г., являлась «Летопись о многих мятежах».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных