Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поиск новых решений. Три подхода к международным отношениям.




Новое политическое мышление: достижения и проблемы

 

Экономические трудности СССР всё более осложняли проведение политики «холодной войны», требовавшей возрастающих расходов на поддержание военного паритета с США и на помощь союзным режимам. Советское руководство искало новые подходы к определению внешнеполитических задач.

Поиск новых решений. Три подхода к международным отношениям.

Наибольшую сложность представляла нормализация отношений с США. В Западной Европе продолжалось развёртывание новых американских средств доставки ядерного оружия - ракет «Першинг-2» и «Круз».

Улучшение отношений между СССР и США началось со встреч М. Горбачёва и Р. Рейгана в Женеве (1985 г.) и в Рейкьявике (1986 г.). На этих встречах было зафиксировано стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов, но они не завершились конкретными договорённостями.

Отсутствие прогресса в улучшении международного климата подтолкнуло советское руководство к новым инициативам. В 1987 - 1988 гг. М. Горбачёвым были выдвинуты идеи нового политического мышления.

В рамках нового политического мышления признавалось, что угрозы применения ядерного и иного оружия массового поражения (химического, биологического и пр.), равно как и обладание им, перестали служить достижению политических целей, поскольку ни одна из них не могла оправдать массового уничтожения сотен миллионов людей. Делался вывод о необходимости радикального сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г. Новое политическое мышление провозглашало высшим приоритетом общечеловеческие ценности. Ставился вопрос о необходимости поиска компромиссов, взаимоприемлемых решений, учитывающих интересы всех народов и государств.

Подчеркивалось, что внешняя политика должна служить решению глобальных проблем современности, связанных с ядерной, экологической угрозой, развитием стран, освободившихся от колониальной зависимости, а также прекращению локальных конфликтов.

Предлагалось признать, что базой решения глобальных проблем современности должна стать общая заинтересованность государств в стабильности и безопасности, опирающаяся на строгое соблюдение международно - правовых норм, в том числе и относящихся к праву каждого народа на выбор своей судьбы, уважению личных свобод граждан.

Выдвижение концепции нового политического мышления вызвало большой интерес в мировом сообществе, но само по себе не могло обеспечить прекращения «холодной войны».

В 1987 г. СССР предложил ликвидировать ракеты средней и меньшей дальности в Европе. Соглашение было подписано во время визита М.С. Горбачёва в США (декабрь 1987 г.), Советский Союз должен был уничтожить 1752 ракеты, Соединённые Штаты - 859 ракет такого же класса. Впервые советские лидеры согласились на проведение контроля на своей территории за выполнением соглашения. В декабре 1988 г. М. Горбачёв объявил об односторонних сокращениях советских Вооружённых сил на 500 тыс.

19 ноября 1990 г. страны - члены НАТО и Организации Варшавского договора заключили договор о взаимном сокращении сил в Европе (ДОВСЕ). Он установил предельные уровни численности войск и основных видов вооружений в районе от Атлантики до Урала. Подчеркивалось, что участники Соглашения больше не являются противниками.

В июле 1991 г. во время визита президента США Дж. Буша в Москву был подписан первый договор между СССР и США по сокращению стратегических вооружений примерно на 30 %.

Важным фактором изменения международного климата стал пересмотр курса СССР в Азии. Ещё 13 ноября 1986 г. на заседании Политбюро было признано, что советские войска в Афганистане не опираются на внутреннюю поддержку народа этой страны и перспектива достижения военной победы утрачена. Было решено добиться прекращения войны.

В мае 1988 г. начался вывод советских войск с афганской территории. Он завершился в феврале 1989 г. Правда, это не привело к прекращению там гражданской, межплеменной войны.

Вывод советских войск из Афганистана, отказ от размещения ракет средней и меньшей дальности в Азии создали предпосылки улучшения советско - китайских отношений. В 1989 г. М. Горбачёв посетил Пекин. В ходе его встреч с лидерами Китая Дэн Сяопином и Чжао Цзыяном было высказано обоюдное стремление к преодолению межгосударственных разногласий и нормализации отношений между КПСС и КПК.

Значительные перемены произошли на западных границах СССР. Как только стало ясно, что Советский Союз более не намерен силой оружия поддерживать правящие в странах Восточной Европы режимы, повсеместно активизировались сторонники реформ и оппозиционные власти силы. Коммунистические и рабочие партии оказались в состоянии глубокого кризиса.

В Польше по результатам выборов 1989 г. правительство сформировали лидеры вышедшей из подполья «Солидарности». В Венгрии в 1989 г. антикоммунистические партии получили около 90 % голосов избирателей. В Чехословакии на выборах 1990 г. победили оппозиционные коммунистам политические силы. В Румынии в результате народного восстания (1989) был сметён правящий режим, а его лидеры - казнены.

Советский Союз стремился учитывать изменения, происходящие в восточноевропейских странах. Большое влияние на положение в Европе и мире оказал курс, избранный советским руководством во время обострения политического кризиса в ГДР.

Командование Западной группы войск СССР (ЗГВ) в Германии по указанию из Москвы воздержалось от вмешательства во внутренние дела ГДР. Население ГДР в 1990 г. единодушно проголосовало за партии, выдвинувшие лозунг объединения двух Германий.

В июле 1990 г. в ходе переговоров М. Горбачёва и канцлера ФРГ Г. Коля руководство СССР в основном приняло немецкие предложения. Был согласован вопрос о том, что вывод 500-тысячной группировки советских войск с территории бывшей ГДР про финансирует ФРГ. Спорные вопросы, в частности о членстве единой Германии в военных блоках, оставили на усмотрение руководства единого Германского государства. Правительство СССР не настаивало на неучастии единой Германии в блоке НАТО.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных