ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Россия и Запад: поиск взаимопониманияРоссийская дипломатия в первые годы после вступления страны на путь демократии стремилась учитывать особенности нового этапа развития общества. В качестве приоритета рассматривалось сближение России со странами Запада и преодоление наследия «холодной войны». Декларация, подписанная в ходе визита Б. Ельцина в США в 1992 г., подтвердила окончание «холодной войны». Так называемое «Рамочное соглашение» определило пути дальнейшего сокращения ядерных вооружений. В 1993 г. во время визита президента США Дж. Буша - старшего в Москву Россия и США заключили новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ 2). Он предполагал сокращение числа ядерных боеголовок на две трети, до 3500 единиц у каждой из сторон. В 1993-1994 гг. при участии США России удалось согласовать с Украиной, Белоруссией и Казахстаном вопрос о ликвидации ядерного оружия на их территории. Это позволило предотвратить появление новых государств, обладающих оружием массового поражения. Делегацию России стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семерки» ведущих стран мира (США, Англии, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсуждаются основные проблемы мирового развития. В итоге «семерка» превратилась в «восьмерку». В 1994 г. большинство бывших советских республик, а затем и Россия присоединились к программе НАТО «Партнерство во имя мира», призванной преодолеть отчуждение между Западом и Востоком Европы. В 1996 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы, приняв на себя обязательства соблюдать правовые нормы, действующие в странах ЕС. Тем самым закладывались предпосылки дальнейшего сближения России со странами Европейского Союза, являющимися её важнейшими торговыми партнёрами. Выражая на словах поддержку продвижению России по пути демократизации, страны Запада не выполнили обещаний по предоставлению помощи России в реформировании экономики. Принимались меры по ограничению доступа российских производителей на мировой рынок. Наиболее жёстко в этом плане действовали власти США. Американская дипломатия резко выступала против продажи оружия (важная статья российского экспорта) таким странам, как Индия, Иран, Китай, Северная Корея, против строительства АЭС в Иране. Вопреки здравому смыслу, США не отменили поправку Джексона - Вэника (1974 г.), согласно которой предоставление СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле увязывалось с предоставлением свободы еврейской эмиграции, хотя никаких ограничений на неё в демократической России не было. В Западной Европе с 1994 г. наибольшее внимание привлекли действия российских военных в Чечне. Россию обвинили в нарушении прав человека, дело дошло до приостановки её участия в Совете Европы. Европейские политики не скрывали своего сочувствия «борцам за свободу» Чечни. Серьёзные поводы для недовольства политикой стран Запада возникли и в России. Началось расширение НАТО на восток. Несмотря на возражения России, членами НАТО в 1999 г. стали Венгрия, Польша и Чехия. Российское общественное мнение восприняло как агрессию операцию НАТО, предпринятую против Сербии без санкции ООН (1999 г.). Было подорвано доверие к заявлениям руководителей НАТО о чисто оборонительном характере её деятельности. В 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО от 1972 г., взяв курс на создание национальной системы противоракетной обороны и наращивание военной мощи. Началось дальнейшее расширение состава НАТО за счёт государств Балтии, Румынии, Болгарии, Словакии. Российская дипломатия подчеркивала, что проблемы современного мира слишком многообразны и сложны, чтобы их решала одна держава, даже столь влиятельная, как США. Идея многоnолярности в мировом развитии, подразумевающая акцент на равноправии государств - членов ООН, получила поддержку во многих странах. Приоритетом во внешней политике России было провозглашено развитие взаимоотношений со странами СНГ. Однако в этой сфере возникли серьезные проблемы. Первоначально надежды на сохранение единого оборонного и экономического пространства побудили руководство страны действовать в ущерб собственным интересам. Партнёрам по СНГ поставлялись энергоносители (нефть и газ) по заниженным ценам. Россия взяла на себя охрану их границ, медлила с введением собственной национальной валюты. Не был использован шанс принятия двойного гражданства для русскоязычного населения в рамках СНГ (около 25 млн человек), что обеспечило бы России возможность защиты его интересов. Однако расчёты на упрочнение СНГ не реализовались. Открытые границы и льготные условия торговли со странами СНГ создали канал полулегального вывоза из России стратегического сырья. Начались споры по поводу раздела собственности бывшего СССР - Черноморского флота и его баз, порядка использования космодрома Байконур, раздела акватории Каспийского моря, богатой нефтью и рыбными запасами. Суверенные республики пошли по пути создания собственных вооружённых сил, хотя ряд из них (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан) заключили Договор о коллективной безопасности, который вступил в силу в 1994 г. Во многих бывших советских республиках проводилась политика, вызвавшая межнациональные конфликты. России пришлось проводить миротворческие операции на территории бывшего СССР (в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Таджикистане), она принимала беженцев из соседних государств. Фактически СНГ стало превращаться в содружество «разных дистанций». В условиях упадка промышленности все государства СНГ, включая Россию, стремились к развитию торгово-экономических связей за пределами Содружества. Наиболее тесные связи у России развивались с Белоруссией. В 1997 г. между ними был подписан договор о союзе, а в 1999 г. - об образовании Союзного государства. Согласно концепции внешней политики, утвержденной Президентом В.В. Путиным в июне 2000 г., российская дипломатия продолжает рассматривать отношения с ближайшими соседями по СНГ как имеющие особое значение. Начавшаяся стабилизация положения в стране создала основание для определенного оптимизма в оценке перспектив укрепления Содружества. В частности, осенью 2000 г. было подписано Соглашение об образовании Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭс) в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В рамках ЕврАзЭс проходит согласование таможенно - тарифной и валютно - финансовой политики. Началось строительство совместных объектов в области энергетики и транспорта. Ведутся переговоры о создании Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана, Украины и других стран СНГ. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|