ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
НАВОДНЕНИЕ ДОЛЖНО УНЕСТИ ВСЕ СОЗДАНИЯНаибольшее число сведений о Ману сохранила «Шатапатха-Брахмана». В ней Индия представлена за несколько лет до того, как она была уничтожена наводнением. Ману в это время являлся царем и предводителем человечества. В более поздней «Бхагават-Гите» он назван «южноиндийским или дравидским царем по имени Сатьяврата»29. Итак: «Утром Ману принесли воду для омовения рук. Когда он умывался, в его руки попала рыба. Она обратилась к нему со словами: “Помоги мне, я тебя спа- су!” “Как ты меня спасешь?» «Наводнение должно унести все создания; от это- го я спксу тебя”. “Как я могу тебе помочь?” Рыба сказала: “Поскольку мы ма- ленькие, мы исчезаем: рыба поедает рыбу. Ты сначала помести меня в кувшин. Когда я перестану умещаться в кувшине, перенеси меня в горшок и продолжай меня кормить. Когда я перерасту горшок, отпусти меня в море, поскольку тогда меня уже никто не проглотит”. Скоро она стала большой рыбой... Тогда она сказала: “В таком-то году будет наводнение. Ты должен слушать меня [то есть моего совета] и подготовить ко- рабль; и когда поднимутся волны, тебе следует войти в корабль, и я спасу тебя”. ПосЛе того как рыба выросла, он отпустил ее в море. А в тот год, который ему указала рыба, он последовал ее совету, подготовив корабль; и когда волны подня- лись, он вошел в корабль. Тогда рыба подплыла к нему, и он привязал корабль к плавнику, благодаря чему он быстро поплыл к далеким северным горам. Потом рыба сказала: “Я спасла тебя. Привяжи корабль к дереву, но не по- зволяй воде смыть тебя, когда ты будешь в горах. Когда вода ниспадет, ты мо- жешь постепенно спуститься!”»30 В соответствии с этими словами он постепен- но спустился, и с тех пор этот спуск северных гор называется “Спуск Ману”»31. В этой версии Ману спасся от наводнения один, и здесь нет никакого упо- минания о «семи мудрецах» или каких-либо сопровождающих людях. Как же тогда он смог, как говорят «Веды», стать «отцом человечества»? Согласно «Шатапатха-Брахмане», «желая наследников, он начал молиться об этом и подвергать себя лишениям. В это время он также... бросал в воду про- зрачное масло, кислое молоко, сыворотку и простоквашу. Через год из всего этого появилась женщина... C ней он продолжал молитвы и лишения, желая наследников. Благодаря ей он воспроизвел расу, которая называется расой Ману...»32 «КОРАБЛЬ ВЕРТЕЛСЯ И ДЕРГАЛСЯ, КАК ПЬЯНАЯ ЖЕНЩИНА...» Пытаясь определить время жизни Ману, обратимся к истории о Ману, из- ложенной в «Махабхарате». В этом тексте есть пересказ старой легенды о Ману. Но здесь Ману не царь, а могущественный риши (мудрец, пророк), проводя- щий немыслимо много времени занятиям йогой: «Стоя с поднятой рукой, на одной ноге, он с пылом интенсивно посвятил себя жизни аскета. Это трудное упражнение он выполнял с поднятой головой и не смыкая глаз на протяжении 10 000 лет. Однажды, когда в свисающем тряпье Л2РЦ и со спутанными волосами он был полностью погружен в свои упражнения, к нему на берег [реки] явилась рыба и сказала: “Господин, я — маленькая рыба; я боюсь больших рыб, и ты должен меня от них спасти”»33. Далее с небольшими отличиями следует уже встречавшаяся нам в Шатапат- ха-Брахмана история о том, как Ману растил рыбу, пока она не переросла дру- гих рыб, и в конце концов отпустил ее в океан: «Когда рыба была брошена в океан, она сказала Ману: “Великий господин, ты помог мне спасти жизнь; теперь послушай меня, что ты должен делать, когда наступит время. Скоро все наземные предметы... исчезнут. Пришло время для очищения мира. Я дальше скажу тебе то, что принесет тебе величайшую пользу. Наступает ужасное время для всего мира. Сделай для себя крепкий корабль, прикрепи к нему веревку; посади на него семь мудрецов, запаси на нем тща- тельно рассортированные и сохраненные семена, которые были описаны... за- тем поднимись на корабль и посмотри на меня; ты узнаешь меня по моему плав- нику... Эти большие воды без меня тебе не переплыть”»34. Началось наводнение. «Ману, построив корабль, взял с собой все семена и поплыл в волнующемся океане на красивом корабле. [Потом появилась огромная рыба] Когда Ману увидел левиафана с плавником, большого как гора, он привязал веревку кораб- ля к плавнику. Когда рыба была привязана, она потащила корабль с большой скоростью, буксируя его через соленый океан, волны которого, казалось, танце- вали... Корабль вертелся, как катушка или пьяная женщина. Не было видно зем- ли, нельзя было определить страны света; не было ничего, кроме воды, воздуха и неба. Во всем мире, казалось, остались только семь мудрецов, Ману и рыба. Такнапротяжениимногихлетрыбатянулакорабльсквозьволны. В конце кон- цов она принесла корабль на самый высокий пик Химават [Гималаев]. Тогда Ману улыбнулся и сказал мудрецам: “Немедленно привяжите этот корабль к этому пику”. Они дружно сделали это. И самый высокий пик Химават до сих пор носит имя Наубандхана (“Привязка корабля”)»35. Впоследствии, благодаря своей развитой йогической силе Ману «начал со- здавать все живые существа»36. «МОРЕ ВЫПЛЕСНУЛОСЬ ИЗ СВОИХ БЕРЕГОВ...» Третий вариант этой истории — а их можно найти много — имеется в «Бха- гавата Пуране». Там Ману впервые выступает под именем Сатьяравратра — «вла- дыка дравидов»37 [т.е. Южной Индии]. Повторяется та же история, в которой Ману встречает маленькую рыбу, и она вырастает большой. В конечном счете ее бросают в реку. Потом оказывается, что рыба на самом деле является не чем иным как инкарнацией (воплощением. — Прим, перев.) бога Вишну, который предупреждает о приближающемся наводнении. Здесь наводнение, как наме- кается в «Махабхарате», имеет космическое и всемирное значение великой «пра- лайи», которая приводит к концу каждую «югу», или эпоху. «На седьмой день после этого твой мир погрузится в океан разрушения. Когда мир исчезнет в этом океане, большой корабль, посланный мной, при- дет к тебе. Взяв с собой растения и различные семена, окруженный семью муд-
рецами... ты должен будешь погрузиться на великий корабль и смело отпра- виться по темному океану»38. Затем рыба, являющаяся инкарнацией Вишну, исчезает, пообещав вернуться в нужный момент. Через семь дней «море, увеличиваясь, как огромные облака, излило свои волны, заливающие берега и затопляющие землю»39. Далее появля- ется корабль Вишну, и Ману с семью мудрецами садится на корабль, причем Ману не забывает о своей обязанности — принести на борт «различные виды растений»40. Потом возвращается огромная рыба. Ману привязывает свой ковчег к ее плавнику, и корабль благополучно преодолевает волны наводнения и бури41. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|