Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛОТХАЛ И КОРАБЛИ ИЗ МЕАУХХИ




Лотхал оказался тихим сонным городком, покоящимся на возвышении среди плоской, покрытой возделываемыми участками долины. Но в третьем тысяче- летии до н.э. он являлся самым главным портом цивилизации долины Инда. \ Город был связан с морем каналом, который заполнялся во время прилива и \ давным-давно пересох. Огромный док сохранился, и до сих пор он служит глав- ной архитектурной достопримечательностью города. Важнейшей проблемой речных портов является то, что их берега быстро заполняются наносами. Жите- ли Лотхала 4500 лет назад справились с этим научным методом. Сначала они вырыли в восточной части города огромный искусственный бассейн, затем об- несли его стенами в 219 м длиной (с севера на юг) 38 м шириной (с востока на запад) и 4,15 м высотой. У основания ширина стены составляет почти 1,78 м, к вершине она сужается до 1 м. Для сооружения этой конструкции было исполь- зовано около миллиона кирпичей самого лучшего качества, подвергнутых об- жигу30. Согласно С.Р. Рао, который осуществлял в Лотхале раскопки, внутрен- няя поверхность стен порта совершенно отвесна, и «никаких лестниц или укло- нов для облегчения схода с корабля и его разгрузки нигде нет»31. В то же время «предусмотрено три отвода на внешней части западной стены и еще два на тот случай, если двум другим стенам придется подвергнутся опрокидывающему напору воды»32.

Док имеет общий выход в северной стене. Второй выход расположен в юж- ном конце восточной стены. На юге имеется стапель, с весьма эффективным устройством для перекрытия поступления воды33:

«Корабли, входившие в Камбейский залив, должны были пришвартоваться к речной пристани на западной стороне города. Во время прилива они проскаль- зывали через первый проход (шириной 12 м), находящийся в северном рукаве. Стапель со стенами толщиной в 1,5 м был построен под прямым углом к север- ному рукаву для отвода избыточной воды при высоком приливе. Устройство для перекрывания воды в стапеле гарантировало наличие на дне минимального количества воды (2 м против 3,5 м во время прилива). Большим кораблям вме- стимостью от 60 до 75 тонн и длиной в 18—20 м было достаточно легко манев- рировать, если они входили с более короткой стороны, а двигались вдоль более длинной. При сильном приливе легкое протекание воды через бассейн прочи- щало его от ила. Очищение обеспечивалось также установкой на каждом краю залива стены контрфорса. Остатки его сохранились в северном заливе и в боль- шей степени — в заливе во второй секции. Когда река изменила свой курс и оказалась в 2 км от города, был прорыт новый залив глубиной в 2 м. Он связал реку с восточным ответвлением порта, но после 2000 года до н.э. большие ко- рабли уже не могли входить в бассейн34. Археологи и инженеры почти не сомне- ваются, что схема порта была создана благодаря годами накапливавшегося ци- вилизацией Инда-Сарасвати опыта в строительстве портовых сооружений. Со- гласно Н.К. Паниккару и Т.М. Сринисвану:

«Порт в Лотхале работал только на основе приливов. Инженеры Лотхала, дол- жно быть, очень хорошо изучили связанные с приливом эффекты — его ампли- туду, напор и спад воды. Исходя из этого знания, они разработали систему, бла-

 

Грэм Хэнкок

годаря которой в Лотхале можно было принимать корабли при большом приливе и обеспечить перемещение их внутри дока при низком уровне прилива. Это, воз- можно, является самым ранним примером использования приливного эффекта в сугубо практических целях — как в выборе места, где прилив имеет самую боль- шую амплитуду, так и в создании способа для ввода и вывода кораблей»35.

Создатели Лотхала жили в ту же историческую эпоху, что и строители уди- вительных Великих пирамид в Египте. Порт, на свой лад, говорит о высоком уровне, которого достигла цивилизация Инда-Сарасвати, о научном подходе, об умении планировать и о большом практическом опыте решения строитель^ ных проблем, сравнимых по сложности с теми, с которыми сталкивались стро- ители Древнего Египта. Похоже, что существовали какие-то — прямые или кос- венные — связи между цивилизациями Нила и Инда, как и между Азией и Аф- рикой в целом, и эти связи уходят в глубокое прошлое. В музее в Лотхале мы видели несколько предметов, откопанных здесь группой Рао, которые опреде-* ленно об этом свидетельствуют. Среди них есть терракотовая статуэтка горил- лы — животного, которое встречается только в Африке южнее Сахары. Другая терракотовая статуэтка напоминает египетскую мумию36.

Находки в Египте тоже наводят на мысль о таких контактах. Особый инте- рес — поскольку эта находка датируется додинастическим гарзейским перио- дом (примерно 3500—3300 гг. до н.э.)37, — представляет собой нож с кремневым лезвием и ручкой, украшенной резьбой, на которой изображен бородатый че- ловек в красивых одеждах, обнимающий за горло двух могучих львов. Согласно египтологу и историку Кирилу Элдреду, эта сцена «показывает обуздание двух львов героем, который весьма напоминает Гильгамеша из Месопотамии — “гос- подина зверей”»38. Элдред отмечает, что «таже самая тема появляется на роспи- си стен в гарзейской гробнице в Иераконополе»39. Однако он, похоже, не знает, что тот же самый сюжет, с очень небольшими отклонениями, существовал и в цивилизации Инда-Сарасвати, к примеру, на декоративных терракотовых и сте- атитовых печатях, найденных на раскопках во многих местах.

Особенно удивляет совпадение с изображением на отлитой в форме дощеч- ке из Хараппы. Джонатан Марк Кеннойер описал ее как фигурку, возможно, женщину, душащую двух тигров голыми руками.

«Вышеупомянутые звери изображены в профиль. Этот сюжет на ранних на- ходках — печатях из Мохенджо-Даро — определенно показывает мужскую фигу- ру. Большинство ученых предполагают их возможную связь с изображениями на резных печатях из Месопотамии — с иллюстрациями эпизодов из знаменитого эпоса о Гильгамеше. Месопотамские мотивы показывают, как герой душит львов, в то время как в индийских находках тигров душит иногда мужчина, иногда, воз- можно, женщина. Этот сюжет мог возникнуть в связи со схожими событиями как в Месопотамии, так и в долине Инда, независимо друг от друга40.

Все это возможно. Но я думаю: не слишком ли поспешно заключение Кен- нойера? Подтверждает ли его или опровергает то, что удивительно похожие фигуры «человека между двумя кошачьими» имелись также и в искусстве доис- торического мегалитического города Tиахуанако в Северной Америке41? Подоб- ное сходство может означать похожие события, которые случайно повторились в нескольких местах. Но может существовать и другое объяснение того, что одно

 

и то же изображение — весьма нео- бычное и явно имеющее символ и- ческий смысл — было найдено и в Древнем Египте, и в Древней Meco- потамии, и в древней цивилизации Инда-Сарасвати, и в древней Юж- ной Америке.

Гильгамеш (предположительно) между кошками. (С бронзовой нагрудной плиты. Тиахуанако)

C другой стороны, нож из Гебел- эль-Арака является еще одним сви- детельством, которое говорит в пользу наличия контактов между на- родами Инда-Сарасвати, додинасти- ческого Египта и древними цивили- зациями на территории между Тиг- ром и Евфратом в Месопотамии.

Гильгамеш (предположительно) между львами. (С ножа гарзейского периода. Египет)

Элдред так описывает изображение морского сражения: «В верхнем ряду корабли имеют вертикальный нос и корму наподобие “белему” на Тигре, в нижнем ряду у них вид египетских кораблей гарзейского периода»42. Но археолог Эрнст Дж.Х. Маки, кото- рый в первую половину XX века вел интенсивные раскопки в Верхнем и Нижнем Египтах и в долине Инда, заметил кое-что еще. Вырезанное на печати Мохенджо-Даро изображе- ние корабля, он комментирует еле- дующим образом:

«Веревки на корпусе судна зас- тавляют предположить, что его еде- лали из связок камыша, как в то вре- мя практиковалось в Древнем Егип- те. Возможно, это речной корабль, поскольку у него нет мачты. Шесты, расположенные по обеим сторонам каюты, несут флаги или эмблемы. Гребцы держат по паре весел, как это делается и на современных индийских лодках. Интересно заметить, что судно очень похоже на то, что изображено на ручке из слоновой кости из Джебел-эль-Арака»43.

Интересно, что корабли с реки Тигр с высокими носом и кормой Элдред сравнивает с египетскими, и Маки свои корабли без мачты тоже сравнивает с египетскими. Это если и не прямо говорит о контактах между тремя цивилиза- циями, то по крайней мере служит одним из многочисленных аргументов в пользу таких контактов. Тур Хейердал своими экспедициями на «Тигрисе» и «Ра» давно показал, что тростниковые лодки способны совершать даже трансат- лантические путешествия44. Много изображений и терракотовых статуэток мор- ских кораблей с мачтами было найдено в развалинах городов цивилизации Инда-

 

Сарасвати; в самом Лотхале были обнаружены при раскопках товары и печати с надписями из Персидского залива45.

Есть основания полагать, что большую часть торговли осуществляли корабли, принадлежавшие цивилизации Инда-Сарасвати — цивилизации, которая была известна ее соседям по Персидскому заливу как Мелухха46. Надписи, открытые в Древнем Вавилоне и в Аккаде свидетельствуют о большом числе огромных кораб- лей из Мелуххи, которые бросали якорь в этой гавани. Было найдено пять подоб- ных клинописных записей. Они относятся ко времени до правления Хаммурапи (1792 г. до н.э.)47. В одной говорится о Саргане Аккадском (2334—2279 гг. до н.э.), который привязывал «корабли из Мелуххи... к пристаням Аккада»48.

Интересно, что терракотовая печать из Мохенджо-Даро показывает корабль с высоким носом и с просторной каютой на палубе. На носу и на корме корабля сидят две птицы, которые, как считают археологи, были «птицами, служивши- ми для поиска земли (diskakas49. Напомним, что многие древние легенды о всемирном потопе, в том числе и библейская история про Ноя, содержат упо- минания о птицах, помогающих выжившим доплыть до цели на корабле50.

ГОРОД КРИШНЫ

Покинув Лотхал с приближением вечера, мы провели ночь на дороге в Джам- нагар, религиозную столицу, и на следующее утро завершили наше путешествие в Дварку. Наш последний двухчасовой путь лежал через голую, выжженную сол- нцем равнину полуострова Катхиявар провинции Гуджарат. Это малообитае- мое и по большей части заросшее колючками и кустарниками место. Через от- крытые окна фургона мы чувствовали сначала влажность, затем сильный запах приближающегося соленого Арабского моря. Затем где-то вдали мелькнула вода, и в парящей дымке начал выплывать пирамидообразный холм, на вершине ко- торого виднелся живописный храм Дварки с 72 гранитными колоннами, по- священный богу Кришне51. На этом красивом, как мираж, храме развевался раз- ноцветный флаг, украшенный астрономическими символами. Вокруг храма располагался лабиринт словно выплывших из Средневековья улочек и домов, жавшихся к храму, будто ища у него защиты.

Мы попросили Винхода подвести нас поближе и в конце концов оказались на переполненном народом рынке, прямо напротив храма. C этой великолеп- ной точки фигуры на храме казались похожими на химеры готических кафед- ральных соборов, которые обычно ставят на уголках крыш и на краях стен — вот здесь слон, там лебедь, там — крылатый сфинкс с женским лицом... Совсем не трудно было представить себе этот храм как дворец реального божества, со- зданный, как по волшебству, прямо посреди моря, заряженного мантрической (мантра — набор звуков, имеющий магическое или оздоровительное значение. — Прим, перев.) энергией от заклинаний пилигримов и окруженного силовым по- лем божественной молитвы. В книге «Бхагавата-Пурана» (X) мы читаем, как Кришна использовал свою «сверхъестественную йогическую силу»52 в решаю- щий момент сражения, чтобы перенести всех своих людей в Дварку, где он мог защитить их от врага в «крепости, недоступной для человеческих существ» (дос- ловно «для двуногих»):

«Бог создал в западном мире крепость. В крепости он построил город раз- махом в двенадцать йоджан (96 миль), удивительный во всех отношениях».

Сооружение города показывает архитектурное и строительное мастерство Твастра, архитектора богов. Дороги, дворы, улицы и жилые районы были со- оружены в соответствии с главными принципами градостроительной науки.

В этом городе были разбиты красивые сады и удивительные парки и поса- жены небесные деревья и ползучие растения. В городе имелись высокие дома с золотыми вершинами и хрустальными балконами. Амбары были сделаны из серебра и меди и украшены золотыми кувшинами. Здания сооружались из 30- лота и изумрудов»53.

Но это былалервая, изначальная, Дварка — погибшая индийская Атланта- да, проглоченная морем много лет назад в начале Кали-юги. Современная Дварка с храмом Кришны, возможно, была создана в память о затонувшем городе, но этим городом она не является.

Мы с Сантхой поселились в отеле, полном комаров. В качестве дополне- ния к этим комарам прилагалась дюжина шершней, которые раздражающе жуж- жали в занавесках нашей комнаты. Ближе к вечеру мы отправились на прогулку по городу. Было очень пыльно и грязно. Мы увидели множество народа разного пола и всех возрастов — одни продавали, другие покупали. Не было заметно только сердитых лиц или явной нищеты. На улицах сновал целый зоопарк, лая и мяукая, хрюкая и клекоча, блея и мыча. Везде можно было видеть коров — это обычная деталь пейзажа в Индии. Но здесь эти священные животные казались более спокойными и медлительными. Думаю, это потому, что в Гуджарате — и определенно повсюду в Дварке — соблюдается строгое вегетарианство, столь строгое, что никто не покушается не только на животных, но также и на яйца, лук и чеснок.

Сквозь лабиринт узких улочек и покрытых булыжником дорог, вдоль кото- рых выстроились крошечные пестрые магазинчики и лотки торговцев, мы про- брались к берегу реки Гомати на краю города, где она впадает в Арабское море. Здесь большая группа смеющихся детей бросала крошки маленьким рыбкам, а мудрецы — «садху» — в оранжевых одеждах и с измазанными золой лицами сиде- ли спиной к древней кирпичной стене, повторяя строки из «Ригведы». В воздухе ощущались вонь и запах марихуаны, слышались песнопения. Декабрьское солн- це, садящееся в океан на юго-западе, окрашивало небо в космические цвета.

Преодолев в сумерках несколько сот метров по набережной, мы оказались у небольшого округлого храма Самудранарайана — храма бога океана Самудры. Храм примостился прямо там, где Гомати впадает в море. Порывы бриза по- крывали волны белыми шапками. Я подошел к краю причала, чтобы поглядеть на море. Я читал доклады морских археологов и знал, что под водой, меньше чем в километре от меня, лежит город огромных размеров; предположительная дата существования этого города была определена С.Р. Pao как 1700—1500 год до н.э. Он считает этот город одним из позднейших творений цивилизации Инда- Сарасвати. На взгляд Рао, этот город был построен довольно поздно, поэтому не мог принадлежать к какой-нибудь исчезнувшей цивилизации последнего ледникового периода. Но в этом можно усомниться. Возможно, это является всего лишь моей недоработкой, но я не нашел в научной литературе каких-либо упоминаний о находках из погруженного под воду города Дварка. Все, что архе- ологам удалось обнаружить под водой — это неясно вырисовывающиеся в воде остатки огромных каменных стен, построенных из мегалитических блоков нео- пределенного возраста. Блоки были соединены между собой L-образными со- единениями, известными как ·«ласточкин хвост». Поскольку весь район под- водного города занесен плотным слоем осадков, вполне может оказаться, что под обнаруженными сооружениями есть и другие. Кроме того, на глубинах ниже 20 м исследований вообще не проводилось.

По моему мнению, вопрос о датировке является открытым. Усложняет этот вопрос то, что в этой части Индии наряду с общим поднятием уровня океана за последние 20 000 лет наблюдалась интенсивная тектоническая активность, свя- занная с горообразованием в Гималаях.

... Пройдет еще четыре года, я научусь погружаться под воду и вернусь в Двар- ку, чтобы исследовать этот подводный город.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных