Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 5. ПУТЕШЕСТВИЕ В ИНДИЮ




Махабалипурам скоро стал славиться больше всех горо- дов на Земле, и когда весть о его великолепии дошла до богов, собравшихся при дворе Индры, в них вспыхнула такая ревность, что они приказали Морскому Богу зато- пить это место, которое возжелало соперничать в пыш- ности со звездными замками. Распоряжение было выпол- нено, и город немедленно захлестнула яростная стихия, да так, что нельзя было видеть даже верхушки домов.

Уильям Чэмберс. Азиатские исследования, т. 1,1788 г.

В тот же день, когда Кришна отбыл с Земли, наступила эпоха темнокожей Кали. Океан поднялся и поглотил всю Дварку.

Вишну-Пурана

Если кто-то попытается определить дату, которая знаменует собой начало «новой эпохи» на индийском субконтиненте, то это непременно будет 3100 г. до н.э. — а это время традиционно считают началом Кали-юги. Именно в это вре-

 

ТУРКМЕНИЯ

/

I

ί

Ч.

АФГАНИСТАН

• 'ДЕЛИ. • ·

ИНДИЯ

ИРАН!

ПАКИСТАН

־1' י'. *' י’י^*'*'^ידיז.‘*'׳

Лотхал*’׳^־^',^..ד.'■ *.··'־■, ' <.

^-׳-Дваркар

*■י”׳-—ו.'

У* ·/Дхолаиира

#. ״ ־

.J

Meprap

/ Хараппа j:

· ־ / V־·

Мултан/^с״Р^<Т - ** · · *

4--·.

К- /"*

 

י Раскопанные города י Современные города

яЩ‘>' -<>׳ ״V- >.?׳,. י|<

(Основано на работах Посселя. 1999 г.)

мя, куда ни глянь, по всей речной долине начинается упадок — от Каракорума до Гималайских гор, где существовала самая большая на земле городская циви- лизация. Позднее именно ее назовут цивилизацией долины Инда или цивили- зацией Инда-Сарасвати.

В период своего максимального развития, примерно в 2500 году н.э., эта таинственная доисторическая культура могла похвастаться по крайней мере шестью большими городами внутри континента (приморские города, воз- можно, еще ждут своего первооткрывателя) с населением более 30 000 чело- век. Эти большие города были связаны с сотнями городков и с деревнями, а также с несколькими ключевыми портами, такими как Лотал и Дхолавира, находившихся на стратегически важных местах вдоль береговой линии и на судоходных реках. Общая площадь этой цивилизации была больше, чем со-

 

 

временной Западной Европы — 1,5 миллионов кв. км. Она простиралась от Ирана на западе до Туркмении и Кашмира на севере, долины реки Годавари на юге и Дели на востоке1. Эта цивилизация располагала заморскими фор- постами и включала в себя некогда весьма процветающую колонию в Пер- сидском заливе. Ее многочисленные морские торговые пути охранялись во- енными кораблями2.

...В ноябре 1992 года, когда мы с Сантхой поднялись на борт самолета PIA (PIA — Пакистанская государственная авиакомпания. — Прим, перев.), следовав- шею рейсом от Лондона до Карачи, я уже был неплохо осведомлен о цивилиза- ции долины Инда, но многие подробности оставались мне неизвестными. Я знал только о двух найденных первыми городах — о Хараппе и Мохенджо-Даро, на- звания которых постоянно появлялись в передовицах газет еще с 1920-х, с того времени, когда эти города впервые были обнаружены.

Приземлившись в Карачи, мы переночевали в какой-то обветшавшей гос- тинице, а потом полетели на север в Мултан, священный город знаменитого исламского святого. Здесь мы нашли говорящего по-английски водителя так- си, который согласился отвезти нас к Хараппе, а потом на юг — к Мохенджо- Даро, и наконец забросить в Карачи. Путешествие должно было составить око- ло 1000 километров.

 

МОХЕНДЖО-ДАРО

Здесь я хочу привести отрывок из моей записной книжки 1992 года. Отры- вок касается Хараппы, но, откровенно говоря, в Мохенджо-Даро я увидел то же самое. Мои записи начинаются с момента, когда, проведя большую часть дня в машине, мы въехали в провинцию Синд.

Понедельник, 7 6 ноября 1992 годл

Границу Пенждаба и Синда мы пересекли довольно поздно — в 9.30 или 10.00 вечера. Проверка на границе была очень тщательной... Наконец приехали в Суккур, пересекли дамбу в Суккуре около 10.50 и прибыли в отель в каком-то пыльном пригороде примерно в 11.50 вечера.

Клерк в регистратуре (который приготовил нам ужин после полуночи), спро- сил, в какое время мы выедем утром. Я поинтересовался, почему он хочет это знать. Он ответил, что в провинции Синд большой проблемой являются «дако- иты» (бандиты). Недавно на дороге похитили японского и тайванского путеше- ственников и потребовали за них выкуп в шесть миллионов рупий. Их семьи заплатили половину, другую половину внесло пакистанское правительство. Иностранцев часто похищают, поскольку считается, что они очень богаты.

Оказалось, что для поездки от Суккура до Хайдарабада через Мохенджо- Даро требуется эскорт. Похоже, что Мохенджо-Даро, как и весь район Ларкана, где он находится, является «очень опасным».

Оказалось также, что в связи с нашим появлением для гостиницы потребо- валась охрана на всю ночь, поскольку нас могли выкрасть из номера!

Мы покинули гостиницу на следующее утро в 9 часов, в сопровождении че- тырех вооруженных полицейских на задних сиденьях пикапа «тойоты». У них был целый арсенал оружия — один G3, один АК-47 и два старых карабина. Мы ехали следом за пикапом и скоро обнаружили, что участвуем в хорошо сплани- рованной эскортной операции, в которой нас передавали, словно палочку в эс- тафете, от одной полицейской машины к другой. От Суккура до Хайдарабада общее число машин составило четырнадцать. Часто эскортные машины ехали очень быстро, с мигающими передними огнями и воющими сиренами, так что остальному транспорту приходилось уступать нам дорогу. В целом к нам отно- шение было как к очень важным персонам и выглядело очень эффектно. Когда впереди появлялась новая полицейская машина, старая останавливалась у гра- ниц своей зоны ответственности. Они связывались друг с другом по радио. Вся провинция Синд, похоже, имеет закон о смертной казни и контролируется ар- мией, причем полиция подчиняется армии.

В Мохенджо-Даро мы прибыли примерно в 11.30 с нашим полицейским эс- кортом — на этот раз с четырьмя охранниками в грузовике и двумя впереди. В пути у нас случилась поломка, и примерно час нам пришлось провести на краю доро- ги, причем четыре вооруженных полицейских стояли кордоном вокруг нас, воз- можно, для того, чтобы нас не могли украсть двадцать или около того крестьян- синдов, которые в маленьких тюрбанах, характерных для данных мест, с любо- пытством вертелись поблизости, не слушая предупреждений полицейских.

 

В конце концов мы прибыли на место, все еще сопровождаемые и охраня- емые нашим вооруженным эскортом. Полицейские вежливо отклоняли все пред- ложения оставить нас одних даже на секунду, поскольку считали, что мы риску- ем быль похищенными. Таким образом, нам пришлось двигаться по покрытым пылью развалинам в компании вооруженных людей. Все это казалось чем-то несколько нереальным.

...Из-за того что в культуре Хараппы кирпичи очень редко использовались в качестве украшений, сэр Мортимер Уилер (в книге «Цивилизация Инда», 3-е изд., 1968 г.) описывает обширные руины Мохенджо-Даро как «внушительные количественно и важные в социальном отношении», но «эстетически совершен-

План города Мохенджо-Даро. (Основано на работах Посселя. 1999 г.)

 

но монотонные»3. Обозревая очень протяженные кирпичные развалины сквозь парящую полуденную дымку, я решил, что мое мнение немногим отличается от мнения Уилера. Это тянущееся на многие сотни метров пространство, запол- ненное красным кирпичом и покрытое красноватой пылью, действительно ка- жется монотонным и однообразным. Но удивительно, что при всем однообра- зии оно буквально переполняет вас эмоциями. Даже руины стен выглядят могу- чими, непоколебимыми, совершенно непроницаемыми.

Мы продвигались по центральному району руин по плоским ступенькам, обошли западный край полуразрушенного храма Будды, воздвигнутого здесь 2000 лет назад (через много дней после того, как цивилизация Инда-Сарасвати прекратила свое существование). Отсюда в западном направлении открывался вид на сооружение, которое археологи назвали «Большой бассейн». Здесь была хорошо видна и планировка Мохенджо-Даро — в виде расположенных в пра- вильном порядке узких улочек, как бы образующих собой сеть, ориентирован- ную с юга на север и с запада на восток. Город состоял из кирпичных домов, имел крытые сточные канавы. За «Большим бассейном», дальше на запад, рас- полагается «амбар». Еще дальше проходило старое русло Инда.

«Большой бассейн», служивший, возможно, для ритуальных омовений и очи- щения, выглядит точно так, как среднего размера прямоугольный плавательный бассейн. Он имеет 11,89 м в длину (с севера на юг) и 7,01 м в ширину (с востока на запад). Глубина его — 2,44 м4. Кирпичная кладка очень плотная, водонепроница- емость обеспечивают слои битума и цементного раствора с гипсом. Все это гово- рит о высокой культуре с большим архитектурным опытом. Такого рода опыт не может исчезнуть за одну ночь...

Особенно поражает система водослива: вода удалялась из Большого бассейна через глубокий канал, покрытый высоким кирпичным сводом. От Большого бассейна мы прошли около мили, двигаясь к востоку от буддистского храма, и достигли, судя по всему, района проживания состоятельных и знатных семейств, который называют «Д.К.» в честь некоего Д.К. Дикшитара, работавшего здесь на раскопках в 1920-х годах.

«Д.К» оказался весьма внушительным пригородом. Некоторые его дома имели два, порой даже три этажа. До сих пор отдельные стены возносятся на высоту до четырех метров. Видно, что когда-то пол и потолок здесь поддерживали деревян- ные бревна, уже давно сгнившие. Есть также свидетельства о существовании го- родского освещения (лампы располагались в нишах стен, одна такая лампа нахо- дится сейчас в музее), а также городской системы сбора мусора, поскольку най- дены емкости для мусора, предназначенные для общего пользования. Еще более впечатляющей является забота жителей о санитарном состоянии города: крытые сточные канавы тянутся на многие мили, а значительная часть домов имеет туа- леты, причем у некоторых из них почти современный западный вид. По тщатель- но выполненным кирпичным желобам сточная вода поступала в канализацион- ные трубы или в горшки для отходов, находившиеся на улице. Похоже, что эти горшки регулярно убирала городская канализационная служба.

Была также предусмотрена технология очистки главного сточного протока: он был разбит на одинаковые отрезки, в конце каждого участка стояла решетка, которая задерживала твердые отходы, позволяя жидким течь дальше.

 

Короче говоря, эти люди делали очень много для городского благоустрой- ства и городской архитектуры. Их знания, я уверен, шли из древности. Строи- тели Мохенджо-Даро уже обладали ими, когда только приступали к возведе- нию города...

НАУКА

Пик развития города пришелся на середину третьего тысячелетия до н.э.: Мохенджо-Даро тогда имел площадь более 250 гектаров, а его население, по всей видимости, достигало 150 тыс. человек5. К этому времени город являлся одним из многих других городов и поселений в цивилизации Инда-Сарасвати. Большая часть этих населенных пунктов была построена из земляных кирпи- чей стандартного размера. Один размер кирпича (7x14x28 см) шел на строи- тельство домов, а другой (10x20x40 см) использовался при сооружении городе- ких стен. Но оба размера кирпичей имели одинаковые пропорции: если толщи- ну брать за 1, то ширина составляла 2, а длина — 46.

Подобно Мохенджо-Даро, в других поселениях цивилизации Инда-Сарас- вати (хотя, конечно, не во всех) улицы располагались в виде сетки и с удиви- тельной точностью ориентировались по частям света с севера на юг и с запада на восток. Это предполагает, что города изначально кем-то тщательно плани- ровались, в то время как во многих других культурах поселения росли хаотичес- ки и постепенно. В городах же цивилизации Инда-Сарасвати общая планировка явно существовала с самого начала. Кроме того, точность ориентации улиц ясно показывает, что планировщики привлекали к своей работе астрономов. Несколь- ко ученых, имея на то все основания, заключили, что астрономия высоко цени- лась в городах цивилизации Инда-Сарасвати и, по всей вероятности, была свя- зана с исповедуемой здесь религией7.

Было также отмечено, что эталоны мер и весов, обнаруженные в Мохенд- жо-Даро, Хараппе и многих других городах цивилизации Инда-Сарасвати, рас- положенных далеко друг от друга, не только изготовлены исключительно тща- тельно и правильно, но демонстрируют и высокий уровень развития математи- ки. Веса, похоже, разрабатывались по двоичной шкале: 1, 2, 4, 8, 16, 32 и т.д., вплоть до 12 800 единиц (одна единица соответствует 0,85 грамма)8. Меры изме- рения основаны на десятичной системе. «В Мохенджо-Даро найдена шкала, которая разбита на точные единицы в 0,264 дюйма. Местный “фут” насчитыва- ет 13,2 дюйма (то есть 50 раз по 0,264)»9. Аналогично в порту Лотхал, принадле- жавшем той же цивилизации Инда-Сарасвати, С.Р. Pao нашел линейку с тща- тельно нанесенными делениями с расстоянием между ними всего 1,7 мм.

Десять таких делений составляют 17,78 мм. Ширина стены у доков Лотхала равна 1,78 м, что аналогично маленькому делению шкалы Лотхала, увеличен- ному в 10 раз. Длина тянущейся с востока на запад стены дока в 20 раз больше ее ширины. Очевидно, инженеры Лотхала использовали десятичную систему из- мерений...10

По мнению Рао, материальные остатки цивилизации Инда-Сарасвати — ориентация кварталов города, общий план и организация системы канализа- ции, использование стандартизированных весов и мер в точных математических соотношениях — ясно говорят о «научном подходе к строительству Xapan- пы»1'. В некоторых случаях он настолько сложен, что даже в наши дни, как при- знает Джонатан Кеннойер, многие аспекты индусской технологии «недостаточ- но поняты учеными, пытающимися создать подобную глиняную посуду из тер- ракотовой глины и бронзу, которая имела бы такую же твердость, не уступающую твердости стали»12.

«ПОЧТИ ВСЕ, ЧТО КОГДА-ЛИБО ПИСАЛИ ОБ ЭТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ОКАЗАЛОСЬ НЕВЕРНЫМ...»

Просто не верится, что столь развитая и хорошо организованная цивилиза- ция, как расцветавшая 4500 лет назад на берегах Инда и Сарасвати (на севере современных Индии и Пакистана), внезапно появилась «из ниоткуда», уже пол- ностью сформировавшейся. Здравый смысл подсказывает, что должна была су- шествовать очень продолжительная фаза ее развития — возможно, в другом ме- сте. Тем не менее большинство археологов XX века не обнаруживают никаких следов предшествующего периода где-либо на Индийском субконтиненте.

Получившийся вакуум европейские ученые решили объяснить, выдвинув гипотезу, что цивилизация долины Инда могла зародиться не в Индии. К при- меру, как отмечает С.П. Гупта, сэр Мортимер Уилер не только утверждал, что Мохецджо-Даро и Хараппу уничтожили вторгнувшиеся арии — он также был уверен, что столь передовые города не могли быть созданием самой Индии, куда «идея города» как образа жизни пришла из Месопотамии13. Он даже утверждал, будто в Мохенджо-Даро работали каменщики из Месопотамии, обучая мест- ных мастеров созданию каменных сооружений14.

Когда Уилер в 1976 году скончался, его теория месопотамского происхож- дения цивилизации долины Инда умерла вместе с ним. Но причиной этого ста- ла не столько смерть Уилера, сколько начало в 1974 году археологических рас- копок французским археологом Жаном-Франсуа Жаррижем в обнаруженном ранее населенном пункте, названном Мергар. Этот участок располагался у за- ладного края долины Инда, куда вел скалистый проход Болан.

То, что откопали Жарриж и его группа, можно смело назвать археологичес- ким эквивалентом Святого Грааля. Нетронутые слои земли со следами деятель- ности жителей этого места уходили вниз примерно до слоя, датированного 6800 годом до н.э. Другими словами, поселение появилось здесь за 4000 лет до того, как начался урбанистический бум в Хараппе и Мохенджо-Даро. Упадок же данного поселения совпал с упадком этих двух городов и пришелся на вто- рое тысячелетие до н.э.15

Интенсивные раскопки все еще продолжаются. Анализ же найденного в Meprape и в других лежащих поблизости городах, таких как имеющий столь же почтенный возраст Наусхаро, проливает совершенно новый свет на про- исхождение цивилизации Инда-Сарасвати. Когда мы говорили с Грегори Пос- селем по телефону в октябре 2000 года, он сказал: «Хочешь, я открою тебе кое- что важное? Я здесь признался своим ученикам, что почти все, что когда-либо сообщалось об этой цивилизации, даже лет пять тому назад, оказалось невер- ным»16.

В 1992 году, когда мы с Сантхой посетили Хараппу и Мохенджо-Даро, я совершенно ничего не знал об этом месте и об исключительно важных выводах, которые были сделаны при изучении данного города.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных