Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И НЕ ПРИЗНАВАТЬ ЕЕ?




Не может быть сомнений, что длительное существование теории вторжения ариев объяснялось не в последнюю очередь уверенностью ученых, что более «раз- витый» язык, санскрит, имеющий ясные связи с европейскими языками, должен был в отдаленную праисторию обязательно прийти в Индию в из Европы — а не наоборот.

Вир Гордон Чилд, профессор доисторической археологии Университета Эдинбурга, был одним из самых влиятельных апологетов этого псевдонаучного расизма. В 1926 году, когда уже велись раскопки Хараппы и Мохенджо-Даро, Чилд восхвалял «дар», который, как он полагал, Индия получила от мускулис- тых «нордических» ариев:

«Прощальный подарок, завещанный арийцами побежденному народу, от- носился не к материальной культуре и не к физическому облику — но к более совершенному языку и мыслительным способностям... В то же самое время не был малозначительным факт, что первые арийцы принадлежали к нордической расе. Физические особенности людей этой породы позволяли им благодаря всего лишь большей силе завоевывать более передовые народы и таким образом рас- пространять свой язык на новые районы... Вот правда, которая защищается гер- манистами: превосходство в физической силе для них соответствует превосход- ству в языке»24.

Подобные идеи, распространяемые ведущими археологами и этнографами мира, сыграли важную роль в становлении нацистского культа превосходства «арийской расы» в 1930-х и 1940-х годах и в конечном счете привели к мерзос- тям холокоста. Следовало ожидать, что в наше время археологи займут совер- шенно другую позицию. Вот что Колин Ренфрю, профессор археологии Кемб- риджского университета, вынужден был сказать:

«Насколько я могу судить, в “Ригведе” нет ничего, что свидетельствовало бы о том, что говорящее на ведическом языке население вторглось [в Индию]; эта идея исходит скорее от гипотезы историков о “приходе” индоевропей- цев...»25

Ренфрю осудил сэра Мортимера Уилера за то, что тот подхватил идею «втор- жения ариев» и начал активно ее распространять, тогда как эта идея «базирует- ся исключительно на предположениях... Когда Уилер говорит об “арийском вторжении в Землю семи рек в Пенджабе”, он, насколько я могу видеть, не име- ет на это совершенно никаких свидетельств. Если проверить в «Ригведе» дюжи- ну упоминаний семи рек, то ни в одном из них не увидим и намека на вторже- ние: Земля семи рек является землей “Ригведы”, сценой действия. Ничто не говорит, будто арии не являлись там коренным населением»26.

Уилер пытается объявить ариев ответственными за массовые убийства в го- родах Инда-Сарасвати, которых они никогда не совершали, и возложить на них ответственность за упадок этих городов во втором тысячелетии до н.э. Ренфрю замечает: «Трудно найти, что в цивилизации долины Инда могло не принадле- жать ариям, которые, по этой гипотезе, говорили на ведическом языке своих индоевропейских предков»27.

 

Но в конечном счете Ренфрю тоже исходит из теории вторжения ариев в Индию, хотя в его изложении эта теория имеет политически корректный вид. Это дает Ренфрю возможность объявить санскрит языком, появившимся не на территории Индии. Просто «вторжение», по его словам, не имело вид военной акции, а было мирным, происходившим за счет сельскохозяйственной «мигра- ции» или «расселения», и оно состоялось намного раньше второго тысячелетия до н.э. Он предполагает, что это относилось к временам палеолита, даже при- мерно к 9000 году до н.э.28 В своей очень важной работе «Археология и язык» он рассказывает об Анатолии (современной Турции), занимавшей полуостров меж- ду Черным морем, Средиземным морем и Эгейским.

Ренфрю считает, что это был главный район, где в 6500 году до н.э. говори- ли на ранней форме индоевропейского языка. Вместе с распространением сель- ского хозяйства из этих мест стал распространяться и язык... Зона обитания ран- них земледельцев, говоривших на протоиндоевропейских языках, расширялась на восток до Северной Индии и даже до окраин Туркмении. Распространение индоевропейских языков на юг, на Иранское плато и на север Индии и Пакис- тана, может рассматриваться как часть процесса медленного расселения, свя- занного с демографическими изменениями при переходе к сельскому хозяй- ству29.

Ренфрю считает, что в период неолита мигранты перебрались на новые зем- ли, после чего их потомки стали создавать свое общество и развивать религиоз- ные идеи на своей новой родине. Процесс эмиграции занимал многие тысячи лет. По его мнению, язык эмигрантов, принесенный из Анатолии, постепенно менялся. Этот язык и стал санскритом, на котором были сочинены «Веды». И хотя он не продолжает свои выводы, из его слов ясно, кого он считает осно- вателями цивилизации Инда-Сарасвати.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных