ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Грегори Поссель, профессор антропологииСлово «город» этимологически связано со словом «цивилизация». Отсюда интересно проследить, когда и где возникали первые города. Месопотамия — конец четвертого и начало третьего тысячелетия до н.э.; Египет — конец четвер- того и начало третьего тысячелетия до н.э.; Индия — конец четвертого и начало
третьего тысячелетия до н.э.; Китай — середина второго тысячелетия до н.э.; Цен- тральная и Южная Америка — середина второго тысячелетия до н.э. В четырех из этих пяти регионов — Месопотамии, Египте, Китае и Америке — от древних ци- вилизаций не осталось ничего, кроме огромных каменных монументов вместе с более-менее многочисленными собраниями надписей, легенд и традиций. Они, по счастью, дошли до наших времен, а их язык оказался вполне доступен для пе- ревода. Но культуры, создавшие эти монументы и скульптуры, уже давно исчезли и сейчас недоступны для исследования. Осталось лишь попытаться увязать вмес- те и домыслить то немногое, что осталось. В пятом регионе, на индийском субконтиненте, дела выглядят совсем ина- че. Здесь самые старые города были основаны «цивилизацией долины Инда». Эта цивилизация оставалась совершенно забытой и неизвестной до 1920-х го- дов, когда оказались найдены первые два города — Хараппа и Мохенджо-Даро на реке Инд (на территории современного Пакистана). Стало ясно, что эти го- рода существовали уже 5000 лет назад. Из-за месторасположения данных горо- дов и появилось название «цивилизация долины Инда». По характерным осо- бенностям предметов бронзового века археологи назвали эту цивилизацию «ци- вилизацией Хараппы», поскольку Хараппа явилась первым местом, которое было ими исследовано. Последовавшие раскопки (которые продолжаются и до сегодняшнего дня) привели к пониманию, что большая часть примерно из 2600 мест, где были най- дены характерные для этой цивилизации предметы, находятся за пределами долины Инда. Куда чаще подобные находки встречаются на востоке, вдоль вы- сохшей еще 4000 лет назад реки Сарасвати. Ученые признают, что удивительно большое количество обнаруженных поселений принадлежало к единой культу- ре, и большинство ученых теперь предпочитают говорить о «цивилизации Инда- Сарасвати». Этим термином я и буду пользоваться, поскольку он более точно описывает географический район, где расцвела эта таинственная культура. «Цивилизация Инда-Сарасвати» возвела множество зданий, совершив на- стоящий инженерный подвиг, поскольку из простых кирпичей она создала ги- гантские города со столь крепкими, столь однотипными и столь искусно вы- полненными строениями, что даже в наши дни они являются предметом для подражаний (нечто подобное произошло с архитектурой Античности, чьи мо- тивы вдохновили многих архитекторов в XVIII и XIX вв.). «Цивилизация Инда- Сарасвати» была также первой, которая начала экспериментировать, основы- вая «новые города» — распланированные и построенные буквально по эски- зам. Здесь можно увидеть первую научно обоснованную городскую санитарную систему и первый причал, эффективно защищаювший от приливов. Это была письменная культура. Среди найденных 4200 объектов — главным образом керамика и печати, изготовленные из стеатита и терракота — имеют надписи цивилизации Инда-Сарасвати. Многие из печатей выполнены с зер- кальным отражением, что при нанесении оттиска (к примеру, на мокрую гли- ну) позволяло давать правильное написание. Полагают, что печати использова- ли купцы, помечавшие ими свои товары. Самые ранние печати с надписями, вырытые в Хараппе, датируются примерно 2600 годом до н.э., керамика же не- сколько древнее. В среднем надпись содержит пять знаков, самая длинная —
двадцать шесть, многие имеют всего один знак. Несмотря на самые энергичные усилия ведущих лингвистов мира, оказалось невозможным перевести хотя бы одну надпись (хотя довольно много переводчиков давали трактовки, которые не были приняты научным сообществом). Однако существует общее мнение, что надписи, «называемые графемами, являются полностью сформировавшей- ся системой абстрактных знаков... После тщательного сравнения всех знаков большинство ученых сошлись на том, что существовало 400—450 различных знаков или графем»1. Зрелая форма надписей появилась внезапно. Археологи считают, что это произошло чуть раньше 2600 года до н.э., но нет никаких еле- дов развития этой формы письма — еще вчера этой письменности не было, а на другой день она появилась. Как это объяснить? ОТСУТСТВУЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА Возможно, следы развития этой письменности еще не найдены археолога- ми или — если такие следы существовали — до нашего времени они не дошли. Это могло также произойти, если язык не эволюционировал. Может быть, его изобрели и ввели сразу, наподобие неписьменного языка Сомали, который изоб- ретен в 1960 году и введен на Африканском Роге в 1972 году2. Или это случилось по той причине, что в цивилизации Инда-Сарасвати письменные документы не считались подходящим средством для сохранения великой литературы или религиозных сочинений. Вполне могло быть, что письменность цивилизации Инда-Сарасвати создали только для ограниченного коммерческого и государ- ственного применения, такого как обозначение товаров, указание имен владель- цев, содержимого горшков и т.д. Возможно, использование надписей для свя- щенных текстов — удивительных историй из древности, молитв, гимнов и зак- линаний — могло считаться осквернением. Нам в двадцать первом веке просто немыслимо представить себе, как можно обходиться без письма. Мы считаем умение писать неотъемлемым интеллекту- альным навыком, единственной возможностью сохранить информацию надол- го. В нашем обществе назвать кого-то «неграмотным» значит оскорбить его. Люди, которые не умеют читать и писать, не вписываются в наше общество. Широко распространено мнение, что грамотность — это уже добродетель, а ее отсутствие — проклятие, и что никакая цивилизация без грамотности не может развиваться. Историки и археологи к главным признакам цивилизации причис- ляют письменность. Те культуры, которые не имеют литературы, автоматически считаются менее цивилизованными, чем обладающие письменностью. Но правильно ли такое мнение? Можно ли делить культуры на более и менее цивилизованные, когда речь идет об отдаленном прошлом? Я полагаю, что отсут- ствие литературы в цивилизации Инда-Сарасвати объясняется следующим. Крат- кость надписей (из-за которой эту письменность столь трудно расшифровать) 03- начает, что эта письменность не предназначалась для пересказа сложных историй, содержащих многочисленные детали и большой объем информации — и я не ду- маю, что какой-нибудь ученый в этом со мной не согласится3. Но как же столь боль- шое общество, столь сложное, столь хорошо организованное и столь интеллекту- альное, создавшее цивилизацию Инда-Сарасвати, не имело ни литературы, ни ре- лигиозных и духовных сочинений, а также священных текстов? Я уверен, что все это у данной цивилизации имелось, поскольку это общество знало принципы пись- менности и разработало систему употребления более 4000 знаков. Вполне вероят- но также, что эта цивилизация имела какую-то информацию большого культурно- го значения, но решила не использовать письмо для ее хранения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|