Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЧТИ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПАМЯТИ




В отличие от других больших современных индустриальных народов, кото- рые уже давно утратили чувство духовности и перестали ценить «то, что сказали древние», в Индии уважение к святости пронизывает всю жизнь народа в такой степени, что духовные книги до сих пор вызывают жаркие дискуссии. И если культурам Египта, Месопотамии, Китая и обеих Америк присущи дискуссии толь- ко об архитектуре и языке, в наши дни культура Древней Индии продолжает су- шествовать, сохраняя большой набор древних ритуалов, танцев, игр, церемоний, празднеств и традиций, а также колоссальную устную литературную традицию, которая, передаваясь по памяти от одних садху и риши (садху и риши — святые люди, мудрецы. — Прим, перев.) к другим на протяжении тысячелетий, остается почитаемой в тысячах индусских деревень от Гималаев до Индийского океана.

Самым древним элементом индийской устной традиции являются «Веды» (слово «веда» означает «знание»), состоящие из четырех главных самхит (наборов гимнов), «Ригведа» (наиболее древняя и наиболее почитаемая «Самаведа», «Яд- журведа», «Атхарваведа». Все они написаны на очень архаичной форме санскри- та и очень объемны! Одна лишь «Ригведа» состоит из 450 0000 слов (примерно вдвое больше этой книги) в 1028 гимнах, содержащих 10 589 стихов6. В сумме все четыре собрания гимнов составляют вдвое больший объем. Но самым удивитель- ным в гимнах является не их длина, которая сама по себе поражает, а то, что у них нет письменной истории — они не записывались, так как священники ведичес- кой религии (от которой произошел индуизм) полагали, что эти гимны и не еле- дует записывать, чтобы они сохранились в человеческой памяти7.

Ведические тексты поначалу являлись частью устной литературы. Они назы- ваются «stum, т.е. «слышимые», и брахманам (каста священников в индуизме) следовало запоминать все четыре книги. Некоторые части книг были собраны вместе и организованы, чтобы облегчить этот процесс. Можно предположить, что на этом этапе добавлялся новый материал, а старые стихи редактировались и из- менялись. Но в какой-то момент священники объявили эти тексты неприкосно- венными, и отныне в них больше не могли изменять ни одного слова и ни едино- го слога. Малейшее отклонение от канона — и даже неправильное произноше- ние —· считалось святотатством8.

Особенно это касалось «Ригведы». Более того, даже когда письменность в индийском обществе широко распространилась и использовалась в самых раз- ных целях, был наложен строгий запрет на запись «Вед». Это запрещение со- блюдалось еще около тысячи лет назад — именно к этому времени относятся самые ранние из дошедших до нас версий9.

Грегори Поссель, профессор антропологии университета Пенсильвании, один из ведущих в мире специалистов поДревней Индии и цивилизации Инда- Сарасвати, дает следующий комментарий:

«Индийские брахманы очень серьезно относились к запоминанию “Вед”. Они разработали способы, гарантирующие точную и надежную передачу всех слов и звуков от поколения к поколению. Тщательное выполненное, точное воспроизведение “Вед” было частью индуизма. Процесс заучивания и поддер- жания в памяти священных текстов сопровождал всю жизнь брахмана. Сооб- щество преданных вере брахманов было большим, и каждый его член проходил через один и тот же процесс обучения до некоторой степени стандартизирован- ный. Отклонения от... точного воспроизведения навлекало на нарушителя гнев могущественных цензоров...»

Имеется очень большое совпадение между средневековым текстом «Вед» с устной версией... Однако переложение «Вед» в письменную форму не привет- ствуется и не распространено...

Известный Дж.Эй.Б. ван Буйтенен говорил мне, что в XVIII и XIX веках европейцы, изучавшие санскрит, были поражены тем, что где бы на Индийс- ком субконтиненте они ни слушали заклинания брахманов из «Вед», они всегда слышали одно и то же. От Пешавара до Пондичерри, от Калькутты до мыса Ky- мари сотни тысяч, даже миллионы брахманов, не имея между собой прямых контактов, воспроизводят эти тексты совершенно одинаково...

Есть основания полагать, что эта устная традиция сохранила тексты глубо- кой античности удивительно точно10.

ПРОБЛЕМА АРИЕВ

Насколько древним в самом деле является содержимое «Вед»? И от какого философского источника, от каких взглядов на окружающий мир и религиоз- ных воззрений они идут?

Такие ученые, как Грегори Поссель, выражая мнение практически всех со- временных индологов и санскритологов неиндийского происхождения, полага- ют, что гимны «Вед» появились где-то около 1200 года до н.э. Они признают, что первоначальный текст мог быть и старше — но даже для первоначального замыс- ла они отводят срок не далее 1500 годадо н.э. Только отдельные ученые датируют их примерно 1800 годом до н.э.11 Однако археологические памятники ясно гово- рят, что второе тысячелетие в Индии, хотя не являлось временем общего упадка И коллапса, каким его иногда изображают, но не было временем каких-то особых интеллектуальных достижений, т.е. не являлось эпохой, которая бы смогла со- здать столь великолепное интеллектуальное произведение, как «Ригведа».

Руководствуясь одним только здравым смыслом, можно прийти к заключе- нию, что этот загадочный источник вполне соответствует уровню столь же зага- дочной цивилизации Инда-Сарасвати. И совершено непонятно, почему на него обратили внимание только несколько ученых, в то время как остальные совер- шенно игнорируют эту возможность.

Народы, почитающие «Веды», постоянно называются в «Ригведе» ариями — и именно из-за этого происходит большая и повторяющаяся ошибка ортодок- сальных ученых. Хотя прилагательное «арийский» в древнем санскрите означа- ло «благородные» или «культурные», и по сути арии были «благородным наро- дом», «культурным народом», историки и археологи считают, что существовала такая раса — «арии», которая вторглась в Индию где-то около 1500 года до н.э. Эта ошибочная «теория арийского вторжения» была развенчана и изъята из на- учного оборота только в последнюю четверть двадцатого столетия. C начала 1990-х эта тема широко обсуждалась в академических периодических изданиях и в книгах, так что даже самые упрямые сторонники старых взглядов и ученые, работы которых разом оказались устаревшими, вынуждены были согласиться с новой концепцией прошлого Индии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных