ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Плавания Васко да Гамы и Педро Алвариша Кабрала, 1498—1500 гг.У Кабрала осталось шесть кораблей и менее половины людей от первона- чального их числа, когда он пересек Индийский океан и прибыл в Каликут. Противодействие португальской торговой фактории продолжало оставаться сильным, а у Кабрала более не имелось сил подавить его. Поэтому он поплыл на юг вдоль Малабарского побережья в поисках дружественного приема и на- шел его в Кочине, где местный раджа позволил ему основать «факторию». За- тем Кабрал повел флотилию в Кананор, откуда корабли с грузом пряностей возвратились в Португалию в начале лета 1501 года, почти год спустя после своего отплытия15. Несмотря на то что в обоих случаях экспедиции да Гамы и Кабрала были крайне ограничены временем и находились в сложном положении, они суме- ли осуществить беглое обследование нескольких сотен километров Малабар- ского побережья — между 15 градусами северной широты (Гоа) и примерно 10 градусами северной широты (Кочин). В ходе третьей и четвертой экспеди- ций эти исследования не продолжились16. «Только в 1503 году пятым индийс- ким флотом под командованием Албукерки обследование было проведено да- лее, вплоть до Коулона (Куилон), расположенного почти на крайней южной точке Малабара»17. Мыс Коморин (совр. Кания Кумари) — действительно крайнюю южную точку полуострова Индостан, впервые, примерно в конце 1505 года обогнул флот под командованием Лоуренса д’Алмейды. Этот флот был послан на Мальдивы для воспрепятствования торговле далее на востоке между Индией и Индонези- ей, но был сбит с курса ветрами и течениями и отнесен к мысу Коморин. Отсю- да Алмейда направил свои корабли на Шри-Ланку. «Так Лоуренсу д’Алмейда и его спутники стали первыми португальцами, которые вошли в восточную часть Индийского океана»18. В 1506 году другой первопроходец, Жоау Коэлью, оказался первым порту- гальцем, достигшем северной оконечности Бенгальского залива, где «испил воды Ганга»19. Но лишь в 1509 году Диогу Лопиш де Секейра впервые пересек Бен- гэльский залив, доплыв до берегов Малакки20 — Малайского полуострова, из- вестного до того времени по птолемеевским картам как Aypea Херсонесус, т.е. Золотой Херсонес21. Очевидно, что внимание португальцев более чем на деся- тилетие (после первого плавания в Индию Васко да Гамы в 1498 г.) было прико- вано к Малабарскому побережью южнее Гоа, к восточной части Индийского океана и Бенгальскому заливу. Большие расстояния, которые приходилось пре- одолевать, и относительная малочисленность людей и кораблей означали, что никакого внимания и не могло уделяться той части побережья Индии, что про- стиралась на северо-запад от Гоа, т.е. примерно от 15-го градуса северной ши- роты (включая Камбейский залив знаменитого Катхиаварского полуострова и дельту Инда) вплоть до северной границы Аравийского моря, примерно у 25-го градуса северной широты. Дамиау Периш в своей авторитетной «Истории пор- тугальских открытий» писал: «В первые годы португальской экспансии в Индийском океане исследова- ние Аравийского залива (т.е. Аравийского моря) сдерживалось наличием всего нескольких портов на юге, к востоку — на Малабарском берегу, и к западу — на побережье Аравии и на соседних территориях. В эту зону входили несколько групп островов. Северная часть Аравийского залива (Аравийского моря) и со- седние с ним воды — Персидский залив и Красное море — были посещены пор- тугальцами лишь в первые годы второго десятилетия XVI века»22. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|