Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные черты традиционной экономической системы.




Традиционные системы существуют в 140 странах

В том виде, в каком описывается традиционная система ниже, она существует в 98—100 странах. Остальные сорок находятся в переходном состоянии от традиционной системы к индустриальным обществам. Например, Бразилия, Мексика, Алжир, Египет, страны Персидского залива.

Основными специфическими чертами традиционной системы являются:

1. Производство, распределение и обмен, базирующиеся на
обычаях, традициях, культовых обрядах.

2. Наследственность и кастовость отчетливо определяют экономическую роль индивидуума.

3. Социально-экономический застой четко выражен, ибо темп
воспроизводства заметен только в течение нескольких десятков лет.

4. Технический прогресс резко ограничен, так как объективно
несет угрозу устоям традиционного общества.

5. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по
отношению к новым формам экономической деятельности.

6. Существует устойчивое превышение темпов роста населения над
темпами роста промышленного производства.

7. Неграмотность населения, перенаселенность, высокий уровень
безработицы и низкая производительность труда.

8. Гигантская внешняя финансовая задолженность. Притом, в таких масштабах, что эти страны никогда не смогут ее ликвидировать
традиционными способами.

9. В силу всего сказанного выше — исключительно высокая роль
государства и силовых структур в экономике и политике этих стран.

Таким образом, традиционной системе свойственны:

1. Господство частных форм собственности.

2. Низкий уровень экономического и социального развития.

3. Многоукладность экономики.

4. Зависимый характер социально-экономического развития.

5. Более быстрое развитие надстроечных отношений по сравнению
с базисными.

В силу сказанного, страны традиционной системы являются поставщиками сырья и материалов в мировое хозяйство, служат рынком сбыта готовой продукции, выступают как аграрно-сырьевой придаток бывших своих метрополий, ныне индустриально развитых капиталистических государств.

Положительное в традиционной экономической системе – её устойчивость, определённая стабильность. Отрицательное – то, что отвергает всё новое, а потому не эффективна.

3. Административно-командная система и её особенности в СССР

Административно-командная система – тип общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производителей, многообразия экономических структур осуществляется сознательное регулирование общественного хозяйства как единого целого.

Характерными чертами данной системы являются:

1. Общественная собственность на факторы производства (ресурсы). Ресурсы являются общенародной или государственной собственностью и никому в отдельности не принадлежат, даже хозяйствующим субъектам.

2. Коллективное принятие хозяйственных решений путем централизации планирования экономической деятельности.

3. Централизованное фондирование предприятий ресурсами для
выполнения государственных планов.

4. Установление народнохозяйственных пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления централизованно, сознательно.

5. Аналогично п. 4 осуществляются процессы распределения предметов потребления.

6. Отсутствие какой-либо конкуренции, так как планом предусматривается производство ровно такого количества продукции, которое необходимо для удовлетворения потребностей. Отсюда — монополизм производителей.

7. Отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации
производителей.

8. В итоге: господство производителя над потребителем. На рынках
при такой системе покупается только то, что производится. Выбора
у потребителя нет. Общественная оценка труда производителя искажается и, рано или поздно, становится ложной, субъективной. Эффективность системы неуклонно падает.

Такая система в чистом виде не существовала. С той или иной степенью приближения к нарисованной схеме она господствовала в СССР и странах мировой социалистической системы.

История отражает попытки использования методов централизованной экономики не только в ХХ веке. Во Франции, во второй половине 17 века, в период правления Людовика 14 сеньоры подчинили всю жизнь городских цехов строгой регламентации. Для каждого ремесла до мельчайших подробностей были определены: количество и качество материала, вес, форма, способ выделки. Вся деятельность осуществлялась в рамках строгих постановлений. Запрещено было зазывать покупателей, отбивать их у других лавок, действовать «в ущерб» другому цеху. Например, кузнец не имел права ни выковать, ни продать ключ — это было дело слесаря. Портным запрещено было чинить одежду, а старьевщикам — шить новую. По указу Кольбера (министр при Людовике XIV) 1669 г. для каждой материи определены длина и ширина куска, количество ниток, качество материала, способ выделки. Исследователями конца XX в. отмечается, что на этом пути Кольбер имел множество последователей. В 1775 г. было запрещено выделывать цветные холсты и полотна, чтобы не вредить шелковым и шерстяным мануфактурам. Доходило до того, что приказчикам предписывалось срывать платья из цветного холста с тех женщин, которые осмелятся появиться в них публично. Продажа цветного холста влекла за собою галеры.

Централизованно-командную экономику XX в. характеризуют директивное планирование, затратное ценообразование, централизованное распределение, целевое фондирование, реализация которых осуществлялась на основе монополии государственной собственности на средства производства и абсолютизации государственной власти. Вместе с тем даже в условиях экономической системы, основой которой является частная собственность, наблюдались периоды, когда вопросы воспроизводства решались административно-командными методами: например в Германии с 1936 по 1945 гг. почти не было государственной собственности, однако государство устанавливало частным предприятиям заказы, цены, тарифы и ставки оплаты труда.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных