ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ биографических фактовПри приеме нового сотрудника руководитель и кадровый работник знакомятся с его резюме, в котором указаны пол, возраст и образовательный уровень специалиста. Уже на этапе знакомства с резюме кандидата можно прогнозировать наличие у него определенных потребностей и интересов и, следовательно, выстраивать ориентированную на него систему мотиваторов в случае позитивного решения вопроса о приеме на работу. Возраст как фактор мотивации Возьмем за основу анализа три возрастные группы кандидатов и пас - троим прогноз возможных мотиваторов для каждой из них (30). Первую группу кандидатов в возрасте от 16-17 до 22-23 лет составляют студенты, практиканты, стажеры а период профессионального обучения в средне-специальном или высшем учебном заведении; а также на рабочем месте. Вторая группа кандидатов в возрасте от 23-24 до 35 лет - молодые специалисты после окончания учебных заведений, в начале профессиональной карьеры. II,
I .1.«П i
■|{ ■
[ 138 ] Эффективная мотивация персонала Третья группа кандидатов в возрасте от 36 до 60 лет — зрелые и опытные профессионалы. Можно с уверенностью прогнозировать, что молодой кандидат, возраст которого находится в пределах от 16-17 до 22-23 лет, проявит интерес к усвоению новой информации и получению начального профессионального опыта. Ему будет интересно поработать по решению различных задач и, вероятно, даже в разных подразделениях компании, чтобы иметь возможности для поиска себя в профессии и профессионального самоопределения. Молодой сотрудник будет мотивирован на работу и стабилизирован в компании, если возможно создать условия обучения его навыкам практической работы. При приеме кандидата данной возрастной группы его необходимо «прикрепить» к наставнику, который решит следующие мотиваци-онные задачи. • Предоставление профессиональной практической информации. • Создание условий для профессионального поиска и самоопреде • Помощь в формировании практических навыков работы. • Известно также, что молодой сотрудник заинтересован в актив В возрастном периоде от 23-24 до 35 лет молодой специалист мотивируется условиями работы, которые будут способствовать его профессиональному самоутверждению и росту. Если в компании присутствует возможность сделать успешную карьеру, как вертикальную, так и горизонтальную, такой сотрудник будет лоялен и стабилен. В компании Shell с целью мотивации молодых специалистов созданы условия для самостоятельного построения карьеры. В момент приема кандидат проходит детальный Assessment, затем формулирует, какие цели он ставит перед собой в процессе работы в компании в определенный временной период, какой должностной уровень или решение каких профессиональных задач его привлекает. Проводится сравнительный анализ результатов оценки и карьерных планов сотрудника, в результате чего он получает список задач, которые должен решить для достижения своих це- I V I Е В
Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 139 ] лей (какие навыки он должен освоить, на каких конкретных тренингах пройти обучение и т. п.). Молодой кандидат данной возрастной группы будет заинтересован в повышении квалификации и в дальнейшем профессиональном обучении. Он хорошо понимает, что чем больше он знает и умеет, тем более востребован на рынке труда и тем больше стоит. Кроме того, для него серьезным мотиватором выступит работа в инновационной команде, разрабатывающей и внедряющей в компании новый, амбициозный проект. Креативная, содержательная деятельность увлечет его и повысит производительность. Наконец, молодые работники данной возрастной, группы заинтересованы в заработке, поскольку именно в этот период своей жизни они женятся или выходят замуж и нуждаются в достижении материальной независимости от родителей. Итак, мотиваторы для кандидата второй возрастной группы. Построение вертикальной или горизонтальной карьеры. Повышение профессиональной компетентности. Заработная плата. Интерес к инновациям, новым методам работы. Работа в команде по разработке и внедрению нового, амбициозного проекта. Кандидат из третьей группы (36-60 лет) заинтересован в получении должностного статуса, соответствующего его квалификации, а также в позитивном отношении к нему со стороны руководства компании. Он, безусловно, оценит серьезный социальный пакет, предлагаемый компанией, особенно если в него будут входить мероприятия по поддержанию здоровья (оплата обедов, медицинская страховка, оплата занятий спортом и фитнесоми др.). Его привлечет стабильная компания с хорошей атмосферой и отсутствием тяжелых, изматывающих конфликтов. В определенный возрастной период его обрадует возможность передачи накопленного профессионального опыта, т. е. работа коуч-руководителем (или коуч-специалистом). Следовательно, мотиваторы для этой возрастной группы кандидатов такие. • Должностной статус. • Позитивное отношение со стороны руководства. • Социальный пакет. !
I! ■ : [ 140 ] Эффективная мотивация персонала • Стабильная работа. • Работа в позиции наставника. Пол как фактор мотивации Считается, что в профессиональной сфере половой, фактор не имеет ведущего значения (30), и тем не менее с некоторой вероятностью можно прогнозировать определенные различия в мотивации мужчин и женщин в компании. Молодые мужчины и женщины предпочтут работать в гетерогенной команде, преимущественно состоящей из своих сверстников. Таким образом, работа в команде коллег своего возраста будет иметь для них мотивационное значение. Зрелые мужчины чаще заинтересованы в карьере и заработной плате, женщины — в стабильности, позитивной атмосфере и возможности соблюдать своевременное окончание рабочего дня. Данные факторы также следует иметь в виду при построении мотивационнои схемы для работников этой возрастной категории и половой принадлежности. Образование как фактор мотивации Выше мы уже обсуждали, что если на работу в компанию приходит молодой специалист в возрасте до 35 лет, его потребность в постдипломном образовании будет высока. Кроме того, если в резюме мы увидим, что сотрудник регулярно получал дополнительное образование на профессиональных семинарах и бизнес-тренингах, то скорее всего это человек с индивидуальной потребностью в обучении и повышении своего профессионального уровня. Таких сотрудников становится все больше и больше. Россия приближается к мировым стандартам постдипломного обучения, при которых в США до 90 % персонала проходят регулярные семинары и тренинги, а в Европе — до 60-70 % работающего персонала (20). В последнее время наиболее популярной стала фирма обучения взрослых людей в формате МВД (продолжительностью 2.5-3 года) и Mini MBA (продолжительностью немногим более полугода]. Особенно необходимо отметить формат Mini MBA, обучение по которому проводится в компании Русская Школа маркетинга. В процессе обучения МВА и Mini MBA участники структурируют свой опыт и знания, развивают навыки стратегического видения будущего своего Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 141 ] бизнеса. Кроме того, в учебных группах возникает конструктивная атмосфера, способствующая формированию новых деловых контактов в разных отраслях. Большинство слушателей МВА и Mini MBA учатся за счет компаний; это говорит о том, что такое обучение считается руководством одним из эффективных мотиваторов для перспективных сотрудников. Но после получения дипломов многие выпускники МВА и Mini MBA испытывают сложности в профессиональном росте и начинают искать новое место работы. Следовательно, чтобы повышение образовательного статуса не выступало демотиватором для сотрудника, в компании должны быть предусмотрены условия для его вертикальной или горизонтальной карьеры к моменту окончания им обучения. Интервью как метод выявления потребностей сотрудников Интервью — это беседа руководителя или кадрового работника с конкретным сотрудником (или кандидатом) с целью выявления его интересов и потребностей. Интервью может быть индивидуальным (с одним сотрудником) и групповым (с группой сотрудников). Различают формализованное (стандартизованное, структурированное) интервью и неформализованное (свободное) интервью. В первом случае беседа проводится с использованием одинаковых, стандартных вопросов, во втором случае она протекает в свободной форме. Если выдержаны все необходимые этапы беседы, входе стандартизованного и свободного интервью можно получить достоверную информацию об интересах и предпочтениях сотрудника (кандидата). В начале беседы необходимо установить коммуникативный контакт с человеком, с которым проводится интервью. Обычно общение начинается с доброжелательного приветствия и объяснения цели беседы. Важно, чтобы в начале разговора была установлена доверительная атмосфера общения и сотрудник открыто ответил на вопросы. ^Здравствуйте! Мы проводим собеседование со всеми ведущими и перспективными сотрудниками компании (подразделения). Мы хотим выяснить ваши интересы и предпочтения относительно работы в нашей компании. Мы будем рады, если вы искренне ответите на наши вопросы. Ваши
-'* [ 142 J Эффективная мотивация персонала ответы помогут нам разработать эффективную систему мотивации для персонала». ■■Доброе утро! Наше руководство заинтересовано в стабилизации ценных сотрудников в компании. С этой целью проводится собеседование с персоналом. Я буду задавать вопросы по выяснению вашей оценки существующих условий работы. После обработки результатов ответов большинства сотрудников в компании будет разработана эффективная система мотивации». "Добрый день! Вы — один из ключевых сотрудников нашей компании. Мы заинтересованы в том, чтобы вы работали у нас с удовольствием. Недавно на совещании было принято решение опросить всех ценных работников компании с целью разработки их более эффективной мотивации». В случае стандартизованного интервью с сотрудником компании рекомендуется обсуждать такие вопросы, • Довольны ли вы работой в нашей компании? • Что вам больше всего нравится в нашей компании? • Какие условия своей работы вы оценили бы позитивно? • Как вы планируете свою карьеру? • Какие перспективы роста были бы для вас привлекательными? • Какие цели вы определили для себя в следующем году? • Какие новые проекты и задачи вас привлекают? • Что бы вам хотелось улучшить? ■ • Какие меры по изменению негативных условий работы вы могли Подобные вопросы могут быть заданы как при индивидуальном, так и при групповом интервью. В последнем случае обсуждение проводится с сотрудниками подразделения. В конце интервью необходимо поблагодарить сотрудников за общение. Кроме того, важно обозначить конкретные сроки, в течение которых сотрудник может ждать улучшения мотивационной среды компании (подразделения). Интервью с кандидатом строится на основе других вопросов (они приведены в главе 2). Для фиксации получаемой информации в ходе интервью необходимо вести запись беседы в записной книжке. В случае искренней и действительно доверительной атмосферы общения можно записывать разговор на диктофон. Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 143 ] Интервью — эффективный и достаточно простой метод сбора информации об интересах и потребностях сотрудников, применяемый с целью разработки системы мотивации. Однако он требует затрат времени и усилий, поэтому в практической работе с персоналом используется не часто. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|