ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Новое время китайской философии (с 1000 г.)
Догматизация конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1503 г. – причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов). Гонение на даосистов (запрещение даосизма – 1183 г.). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию.
Ван Ян-мин (1472 – 1528 гг.) – субъективный идеалист, посредник между даосизмом и конфуцианством, утверждавший, что вне сознания нет ни неба, ни земли. Путь к самоусовершенствованию идёт не через теоретическое познание и «исследование вещей», а через понимание важнейших нравственных истин, которое даётся человеку интуитивно, ибо природа, данная человеку, чиста и совершенна, и задача в том, чтобы дойти до неё путём самоуглубления и отказа от эгоистических желаний, являющихся наносными. Любой человек может стать мудрецом, если научится следовать голосу своей природы и объединит познание с действием. «Познание – начало действия, действие – завершение познания».
Современное неоконфуцианство. Лян Шумин (1893 – 1988 гг.), книги«Культуры Востока и Запада и их философии», «Сознание и жизнь». Главные идеи 1. История как смена трёх культур: 1) Запад – интеллектуальное постижение «вещей и событий», покорение природы; 2) XX в. – Запад исчерпал себя, необходимость преодоления внутриличностного и социального хаоса, важность коэволюции; влияние нравственной интуиции китайской культуры, природно – социальная гармония; 3) господство индийской культуры, постижение изначальной основы бытия; история завершится уходом человечества в нирвану. Лян Шумин «Китайский дракон» 2. Внешний мир и само «я» – вторичное порождение сознания. В основе мироздания – воля, субъективное сознание, находящееся в непрерывном движении. Жизнь – безличная смена образов событий. 3. Эволюция человека – в русле эволюции всего живого. Сейчас он – вершина эволюции. Инстинкт – вчерашний день, препятствующий новому проявлению жизни – нравственной интуиции. Жизнь постепенно и постоянно идет к превосхождению материи. Чем выше порядок живого существа, тем сильнее в нём жизнь, тем дальше оно от материи. Высшим проявлением человеческой жизни является нравственность. 4. Человеческая жизнь единотелесна с космосом, её не ограничивают ни пространство, ни время. Вычленение себя во времени и пространстве – ошибка. В человеке жизнь стремится к крайней одухотворенности и свободе. Суть человеческого сознания – это сама суть вселенной, сама жизнь. У сознания нет границ. Жизнь постоянно преодолевает телесное, но пока не может обходиться без тела. Литература Древнекитайская философия. Собрание текстов. – М., 1992; Мудрецы Древнего Китая. – М., 2002. Китайская философия. Энциклопедический словарь. – М., 2004. Григорьева, Т. П. Дао и логос / Т. П. Григорьева. – М., 1992. Малявин, В. Конфуций / В. Малявин. – М. 1992. Симкин, Т. Экология духа. Даосизм / Т. Симкин // Человек. – 1992. - № 6. – С. 55 – 68. Духовная культура Китая. Энциклопедия. – М., 2002. Казаков, Е. Ф. Искусство как путь к философии / Е.Ф. Казаков. – Кемерово, 1999.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Выпишите из книг «Лунь-юй», «Даодецзин», «Чжуан-цзы» несколько наиболее привлекших ваше внимание афоризмов и прокомментируйте их. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|