Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации (зачет)




10.2.2.1. Перечень основных понятий по курсу «История и философия науки»

 

Фонд оценочных средств включает в себя перечень основных понятий, соответствующих рассматриваемым темам курса.

1. Физика.

2. Химия.

3. Биология.

4. Экология.

5. Наука (деятельностный подход).

6. Наука (институциональный подход).

7. Наука (культурологический подход).

8. Философия науки.

9. История науки.

10. Науковедение.

11. Верификация.

12. Фальсификация.

13. Модус поненс.

14. Модус толленс.

15. Индукция.

16. Дедукция.

17. Аналогия.

18. Абдукция.

19. Система.

20. Экосистема.

21. Эмерджентность.

22. Синергетика.

23. Общая теория систем.

24. Системный подход.

25. Атомизм.

26. Атом.

27. Клинамен.

28. Флуктуация.

29. Функциональная асимметрия мозга.

 

10.2.2.2. Перечень опорных сигналов по курсу «История и философия науки»

 

К числу опорных сигналов, необходимых для контрольного творческого воспроизведения аспирантом в рамках изучения курса, отобраны следующие:

1. Место науки в системе культуры.

2. Соотношение науки, ненауки, паранауки и антинауки.

3. Основные научные картины мира: классика.

4. Геоцентрическая (аристотелевско-птолемеевская) картина мира.

5. Коперниканская (гелиоцентрическая) картина мира.

6. Основные научные картины мира: неклассика.

7. Основные научные картины мира: постнеклассика.

8. Структура современного научного знания.

9. Место экологического знания в системе современной науки.

10. Стандартная концепция научного знания (Венский кружок).

11. Структура научных революций (по Т. Куну).

12. Принцип верификации (Вернский кружок).

13. Принцип фальсификационизма (по К. Попперу).

14. Методология научно-исследовательских программ (по И. Лакатосу).

15. Экологический подход.

16. Системный подход (по А. И. Уёмову).

17. Основные категории синергетического подхода (по И. Пригожину).

18. Структура сознания.

19. Структура общественного сознания.

20. Информационный подход.

21. Действие универсального ноосферно-семиотического закона.

22. Основной ноосферный закон.

23. Ноосферная картина мира.

10.2.3.1. Перечень вопросов к экзамену по курсу «История и философия науки» (базовая часть)

 

1. Предмет философии науки. Взаимосвязь философии науки с основными разделами философского знания. Философские основания науки.

2. Место науки в системе культуры. Постановка основных проблем кризиса науки и культуры.

3. «Картина мира» как исторический феномен. Общая картина мира. Научная картина мира и логика ее развития.

4. История формирования научного мировоззрения. Онтология науки и научная картина мира. В. И. Вернадский о научном мировоззрении и научной мысли как планетном явлении.

5. Научная картина мира. Эволюционный подход к анализу науки. Эволюция научной картины мира на примере трансформации физической картины мира.

6. Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Милля. «Первый позитивизм» о соотношении философии и науки, концепция научного познания и проблема систематизации наук.

7. Эмпириокритицизм (второй позитивизм) и его критика. Проблема обоснования фундаментальных понятий и принципов науки.

8. Становление неопозитивизма (третьего позитивизма). Программа логического анализа языка науки Б. Рассела. Логический атомизм (Л. Витгенштейн, Р. Карнап).

9. Неопозитивистские концепции эмпирического и теоретического. Принцип верификации. Венский кружок как исследовательская программа.

10. Наука и не-наука. Проблема демаркации научного и ненаучного знания в философии науки XX-XXI вв.

11. Критический рационализм Карла Поппера.

12. Концепция научно-исследовательских программ Имре Лакатоса.

13. Концепция научных революций (исторической динамики) науки Томаса Куна.

14. Анархистская эпистемология Пола Фейерабенда.

15. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки (Джеральд Холтон).

16. Концепция «личностного знания» Майкла Полани.

17. Проблема исторического изменения идеалов и норм науки в концепции эволюционной эпистемологии Стивена Тулмина.

18. Социология науки. Этос науки (Роберт Мертон). Социология науки о модификациях ценностей и норм науки. Идеалы и нормы научного исследования.

19. Проблема интернализма и экстернализма в осмыслении механизмов научной деятельности.

20. Тенденции сциентизма и антисциентизма в современной культуре.

21. Традиционные и техногенные цивилизации. Место и роль науки в культуре техногенной (информационной) цивилизации.

22. Концепция «Третьей волны» Элвина Тоффлера: роль техники и науки в преображении социальных процессов. Представление об информационном обществе и обществе знаний.

23. Глобальные угрозы и проблема ценности научно-технического прогресса. Проблемы коэволюции в системе «Человек — Общество — Природа».

24. Специфика научного познания. Отличительные признаки науки. Принципы верификации и фальсификации.

25. Наука и иные формы освоения мира: общее и особенное. (Обыденное, художественное, философское, религиозное познание).

26. Генезис научного познания. Преднаука и развитая наука.

27. Духовная революция античности как условие перехода к научному способу порождения знаний.

28. Возникновение естествознания в контексте культуры Нового времени.

29. Формирование технических наук. Представление о техносфере.

30. Формирование и развитие социальных и гуманитарных наук в контексте индустриализма и постиндустриализма.

31. Институциональная организация науки и ее историческая эволюция.

32. Научное знание как развивающаяся и самоорганизующаяся система. Синергетические подходы в современной науке. Системный и синергетический подходы. Системный и экологический подходы.

33. Трехуровневая система научного знания (по работе С. А. Лебедева «Уровни научного знания»).

34. Сущность и структура эмпирического исследования.

35. Теоретическое исследование: сущность и структура.

36. Феномен научных революций и их типология. Внутридисциплинарные и глобальные научные революции. Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции.

37. Глобальные научные революции как изменение типа рациональности. Философские предпосылки перестройки оснований науки. Дифференциация, интеграция и синтез в системе научного знания.

38. Движение от классической к постнеклассической науке как изменение мировоззренческих установок. Современная научная революция в контексте междисциплинарных взаимодействий. НБИКС парадигма.

39. Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира. Научные основы устойчивого развития.

40. Современная научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры культурно-цивилизационного развития. Ноосферная картина мира.

 

10.2.3.2. Перечень вопросов к экзамену по курсу «История и философия науки» (специальная часть)

 

1. Определения философии в истории философии. Предмет философии.

2. Основные этапы развития философской мысли.

3. Герметическая линия в истории мировой философской мысли.

4. Основные школы китайской философии.

5. Основные направления развития индийской философии. Проблема тождества Атмана и Брахмана.

6. Этапы развития античной философии. Основные категории античной философии.

7. Средневековая философия.

8. Национальные философские школы новоевропейской философии.

9. Немецкая классическая философия.

10. Марксистская философия как система.

11. Проблема развития в истории философской мысли.

12. Русская философия: основные направления и парадигмы.

13. Русский космизм как социокультурный феномен.

14. Философия и искусство. Изофилософствование.

15. Философия ХХ века. Основные направления и парадигмы.

16. Войны ума: историко-философский аспект.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных