Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Позитивизм и постпозитивизм Сущность позитивизма 6 страница




 

Однако, ничего не получается. Каждый должен сам поддерживать свое бытие и

утверждать себя, потому что любовь разрушима трояким образом. Во-первых, чем

больше меня любят, тем больше я утрачиваю свое бытие, потому что должен быть

субъективностью, обеспечивающей объектность Другого - удовлетворять его желание быть любимым. Во-вторых, всегда возможно пробуждение Другого от его влюбленности в меня, и тогда я вместо абсолютного объекта становлюсь "вещью среди вещей", одним из многих, только средством для других целей. В-третьих, взгляд других людей разрушает абсолютность любви, делает ее относительной. Таким образом, мы не способны получить в любви то, чего желаем - возможности превзойти Другого, сохранив его свободу, и стать абсолютным бытием, не теряя свой субъективности.

 

Но если мы не решаем этой проблемы в любви, то, быть может, ее можно разрешить в ненависти? В ненависти мы отказываемся от единения с Другим. *Ад - это Другие*.

Ненависть хочет уничтожить Другого как преследующую меня трансцендентность. Но ненависть - тоже неудача. Уничтожая Другого в настоящем, она не может уничтожить его в прошлом. Бытие-Другого становится больным измерением моего существа. Кто некогда "был-для-Другого", тот отравлен этим до конца дней...

 

Жан-Поль Сартр широко высказывался по эстетическим вопросам. Его эстетические

воззрения прошли два этапа. Первый этап можно назвать "эскапистской теорией

художественного творчества". Эта теория развивалась Сартром в работах конца 30-х

- начала 40-х гг. "Воображение", "Воображаемое", "Очерк теории эмоций". В них он

высказывает мысль о том, что произведение искусства есть ирреальное. Образ

предмета - результат смысловой активности субъекта, эмоции - магический мир.

Поэтому художник создает лишь материальный аналог своего замысла, который время от времени посещается ирреальным - воображением зрителя. Эстетическое восприятие подобно сновидению, а возвращение к действительности связано с тошнотворным отвращением к реальному миру. Эстетическое и этическое - вещи несовместимые, так как эстетическое не имеет отношения к реальному поведению человека.

 

Второй этап в эстетических взглядах Сартра можно пометить послевоенным периодом. В 1948 году выходит его статья "Что такое литература?", где излагается

ангажированная модель литературного творчества. Под ангажированностью понимается

вовлеченность, ответственность художника, его сопричастность проблемам эпохи.

Сартр считает, что возможность вовлеченности принципиально различна для поэта,

живописца, музыканта и скульптора с одной стороны, и для прозаика - с другой.

Краски, формы и звуки не являются знаками, они не составляют языка и не отсылают

нас к чему-то "за собой". Художник конкретен, мы видим на полотне не "тревожное

небо", а саму овеществленную тревожность. Так же и поэт. Для него слова -

самоценны, они вещи, а не знаки. Поэта интересует собственная реальность слов, и

они для него - не инструменты, потому поэт и не может быть ангажирован.

 

Но писатель, прозаик - человек говорящий, слова для него - знаки, инструменты,

его клешни, щупальца, оптические прицелы. Здесь нет бескорыстного созерцания

слова. Сами слова не столь уж важны, главное с помощью слов обнажить для других

некую ситуацию, с тем, чтобы изменить ее. Потому прозаика всегда можно спросить:

"С какой целью ты пишешь?" "Каков твой проект изменения?". Слова - заряженные

пистолеты, говорящий - стреляет. И если писатель умалчивает какой-то момент

жизни, мы вправе спросить, почему он это делает. В этом смысле "чистое

искусство" - пустое искусство. Писать - значит действовать.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных