Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 9. Западноевропейская философия истории XX в.




Р. Коллингвуд

 

Коллингвуд Робин Джордж (1889-1943) - британский историк и философ,

представитель неогегельянства - идеалистического философского направления конца

XIX-XX вв., сторонники которого стремились переосмыслить гегелевскую философию с учетом изменений, произошедших в это время в социальной жизни. Наиболее известные представители - Брэд-ли, Мак-Таггарт, Кроче, Коллингвуд, Джентиле и др. Основное сочинение Р. Коллингвуда - "Идея истории. Автобиография". М., 1980.

 

История, философия, философия истории

 

Уже во "Введении" к своей работе британский мыслитель указывая на то, что термин

"философия истории" употребляется в разных значениях: а) способ критического

исторического мышления, когда историк самостоятельно судит о предмете; б)

всеобщая (всемирная) история; в) открытие общих законов, управляющих ходом

событий.

 

О своем понимании философии Коллингвуд говорит, что последняя всегда

рефлективна: философствующее сознание никогда не думает просто об объекте, но

также одновременно и о своей собственной мысли о нем. Иначе говоря, философия в

равной мере имеет дело и с объектом, и с мыслью, и с их взаимным соотношением.

 

Поэтому философия не может, считает Коллингвуд, отделить исследование познания

от исследования того, что познается. Однако фактом, привлекающим внимание

философа, является не прошлое само по себе, как для историка, и не мысль

историка о нем, как для психолога, но и то и другое в их взаимном отношении.

Философия же истории должна быть предметом специального исследования, а не

включаться в общую теорию познания.

 

Философское исследование природы истории Коллингвуд рассматривает как особый тип познания со своим особым предметом, т.е. как своеобразную форму мысли. "Какие же вещи ищет история?" - ставит вопрос британский философ и отвечает, что история - это наука о событиях (деяниях), попытка ответить на вопрос о человеческих действиях, совершенных в прошлом. Причем он подчеркивает, что история - "для" человеческого самопознания. Всякая историческая процедура, или метод, заключается в сущности в интерпретации фактических данных. Ценность же истории, по Коллингвуду, поэтому и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал, и тем самым - что он собой представляет.

 

Итак, согласно Коллингвуду, современный историк считает, что история должна: а)

быть наукой или ответом на вопросы; б) заниматься действиями людей в прошлом; в)

основываться на интерпретации источников; г) служить самопознанию человека.

 

Британский философ пытался установить связь между философией и историей, считая, что, во-первых, история есть особая деятельность духа и ее нельзя в логико-

гносеологическом отношении сближать с естествознанием или онтологией, ибо

история является методологически автономной. Во-вторых, философия должна усвоить методы истории и обе дисциплины имеют общий предмет - исторически развивающееся человеческое мышление. Последнее историк изучает, анализируя продукты материальной и духовной культуры, а философ - на основе данных самопознания и рефлексии.

 

Мышление образует, по Коллингвуду, восходящую иерархию "форм духовной

активности", которая основывается на воображении, символизации и абстракции

(искусство, религия, наука, естествознание, история и философия). В отличие от

Гегеля в иерархии указанных форм Коллингвуд отводит самостоятельное место

историческому знанию как воплощению конкретной мысли, противопоставляя его

науке. Всякий предмет знания - это собственное творение духа и вне духа нет

никакой реальности.

 

При этом мыслитель не согласен с предложением о том, чтобы создать некую "науку

о человеческой природе", принципы и методы которой мыслятся по аналогии с

принципами и методами естественных наук. "Наука о человеческой природе"

потерпела крах в XVII-XVIII вв. потому, что ее метод был искажен аналогией с

естествознанием.

 

Современная концепция истории, - считает Коллингвуд, - как исследования

одновременно критического и конструктивного, имеющего своим предметом

человеческое прошлое во всей его целостности, а методом - реконструкцию этого

прошлого по письменным и неписьменным документам, прошедшим через критический анализ и интерпретацию, не сложилась до XIX столетия и даже в наши дни не разработана во всех своих деталях. Поэтому он убежден, что "наука о человеческой

природе" была ложной попыткой, а ложной ее сделала аналогия с естествознанием -

понять сам дух; если правильное исследование природы осуществляется

естественнонаучными методами, то правильное исследование духа осуществляется

методами истории.

 

Работа историка не завершается анализом внешней стороны события: он всегда

должен помнить, что событие было действием и что его главная задача - мысленное

проникновение в это действие, проникновение, ставящее своей целью познание мысли того, кто его предпринял. Открыть эту мысль - значит понять ее. Но это не

предполагает, что историк не должен заниматься поисками причин и законов

событий. Он, согласно Коллингвуду, ищет именно процессы мысли, и вся история тем самым - история мысли.

 

Историк не просто воспроизводит мыли прошлого, он воспроизводит их в контексте

собственного знания, и потому он их критикует, дает свои оценки их ценности,

исправляет все ошибки, которые может обнаружить в них. Это - неотъемлемое

условие исторического знания. При этом британский философ подчеркивает

историчность исторических мыслей в том смысле, что все они без исключения

развиваются, имеют свою историю. Поэтому они становятся совершенно непонятными без знания последней. Отсюда - необходимость историзма как важнейшего методологического принципа исторического исследования.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных