Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции философии. Место и роль философии в культуре.




Предмет философии. Структура философского знания. Основные вопросы философии.

Аристотель: Ф. – единств. из наук, которая существует для самой себя, и поэтому всех прекрасней. Платон: Ф. – наука о непреходящем. Пифагор: Ф. – любовь к мудрости.

До XIX в.: Ф. – универсальная наука, наука всех наук. Гегель: философии не нужны никакие науки (нужно отменить оптику, атомистику, т.к. там не выражены единство и б-ба противоположностей).

Затем мнение о философии как науке всех наук отпало. XIX-XX вв.:

а) Ф. дает только метод познания, это вспомогательная деятельность для ученого. Прежде всего, такого мнения придерживаются позитивисты.

б) Ф. не имеет отношения к науке, а занимается поиском смысла жизни и т.п. (экзистенциалисты).

Т.е. сложилось представление о Ф. как однонаправленном явлении:

односторонний онтологизм: ф. познает, что такое мир, и как он устроен;
методологизм: ф. наука о познании
социологизм: ф. только отражение социальных интересов;
психологизм  
аксиологизм  

Общего подхода к определению предмета философии нет.

Рабочее определение: Ф. – учение о всеобщих принципах взаимоотношений человека.

Структура философского знания. Ф. знание интегративно по своей сути, т.к. Ф. исследует Универсум, т. е. то, что в каждой вещи универсально, что прикрепляет каждую вещь к целому. Отмечая эту черту философии, М. М. Бахтин характеризовал ее как «ме­таязык всех наук». В фило­софском знании слиты 2 парадигмы - научная (стремление к познанию объективной истины и открытость для критики всех полученных результатов) и ценностная - постулирование целей для человеческой деятельности, исходных оснований мировоззрения.

Как правило, фил. исследование нач. с онтологии и антpoпологии, развивается через гносеологию и далее через социальную философию в широком смысле слова.

Онтология (гр. ontos — сущее, logos — учение) – раздел Ф., посвященный изуч-ю всеобщих законов и пр-пов разв-я мира. К отнологич. вопр. относятся вопр. о соотношении бытия и небытия, объективного и субъективного бытия, об уровнях бытия (существующее в возможности и сущ-е в реальности).

Гносеология (гр. gnosis — знание) – раздел Ф., в к-м изуч-ся природа познания, его возможности, условия достоверности истины и т.п. Гл. гносеологич. катег. – истина, гл. проблема – можно ли достоверно познать что-либо?

Философия общества (Ф. истории, философская социология, антропология, аксиология, этика и др.) – раздел Ф., связанный с познанием всеобщих законов и пр-пов развития общества и человека. Проблемы: природа общ-ва, его специфика, стадии и движущ. силы человеч. истории и т.п.

Вопросы философии:

Каждая философск. система имеет гл. вопрос, раскрытие к-го составляет ее осн. содержание и сущность.

В марксистск. традиции (и это понимание широко распр. до сих пор): осн. вопр. Ф. имеет 2 стороны: 1) онтологическая (что первично? → материализм и идеализм), 2) гносеологическая (как познавать мир? → гносеологический оптимизм и агностицизм).

Функции философии. Место и роль философии в культуре.

Ответ на вопр. о роли Ф. в культуре тесно связан с определением сущности К. С т.зр. деятельностного подхода К. – сис-ма исторически развивающихся внебиологических программ человеческой деятельности (сис-ма традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение к-х делает человека человеком).

Аксиологическая ф-я. Ф. решает проблему обоснованности ценностей. В отл. от науки она ставит перед собой задачу оценки того, что должно быть, а не того, что есть. Вследствие этого Ф. выступ. в роли хранителя идеалов К. (Маркс: Ф. должна быть ср-вом изменения общ-ва к лучшему).

Методологическая ф-я (соотнесение разл. способов видения объектов, м-дов познания) и мировоззренческая (выработка упорядочивающих схем деятельности и поведения, гармонизирующих отнош-я чел. и мира) взаимосвязаны. Ф. – это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, явл. методологией.

Ф. учит концептуально мыслить и теоретизировать.

Гносеологическая — одна из основополагающих ф-й Ф. — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической ф. - подвергать сомнению окру­жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка­чества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности.

Социальная ф.: Ф. призвана объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.

Воспитательно-гуманитарная ф. Ф. сост. в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви­вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и най­ти смысл жизни.

Прогностическая: прогнозирование тенденции раз­вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества на осно­вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных