Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бытие и его понимание в философии.




Один из центральных разделов Ф., изучающий про­блему бытия, наз. онтология, а сама проблема бытия — одна из главных в Ф. Становление Ф. начиналось именно с изучения проблемы Б. (которая освещена до Ф. в религ. и миф. мировоззрении).

С категорией Б. связаны след. проблемы: Что такое Б.? Какое бывает Б.? Одинаково ли все существует?

Чтобы понять Б. была выработана целая система категорий, в частности, категория небытия. Уже 1-е философы рассматривали проблему Б. в связи с категорией Н.

В1-ые вопрос о Б. и Н. поставили элеаты. Парменид: Б. существует, а Н. нет, т.к. его нельзя помыслить.

Ряд философов затем отказались от трактовки Н. как абсолютного, считая, что есть относительное Н.

Атомисты использовали др. понятия: «атомы» (роль Б.) и «пустота» (роль Н.). Пустота разделяет атомы, это почти Н., она лишь существует, но не обладает никаким свойством.

Платон использовал понятия «идеи» (Б.) и «хора» (Н). Хора – абсолютная изменчивость и неопределенность, ее нельзя почувствовать, лишь помыслить, она ничто, но существует как причина индивидуации вещей, это почти Н. Платон также рассм. и проблему того, как можно существовать: сущ-ть можно в > или < степени. В наиб. степени существование присуще идеям (они вечны), в < степени оно присуще вещам (преходящи), вещи, созданные человеком – 3й род существования (они зависят от людей, это копии копий).

Нов. поворот в трактовке Б. связан с учением Аристотеля. В нем в роли Н. выступает 1-я, неоформленная материя. Ее нельзя увидеть, в отличие от других материй, которые уже обрели формы, она почти ничто. Будучи почти Н., она в то же время потенциальное Б. Во всем реальном Б. мы также находим и бытие в возможности. При этом, чем > действительно данное Б., тем оно < возможно (как дитя и старик).

Последователи Аристотеля попытались найти то, что связывает Б. и возможность. Это вероятность (мера возможности бытия).

Система Аристотеля включает также категорию сущности. Сущность есть суть бытия. Ф. Аквинский (XIII в.) полагал, что в основе человека лежит бог, т.е. бог есть сущность человека. Бог существует, но нет предшествующей ему сущности.

Разработке категории Б. в связи с другими категориями уделил внимание Гегель в «Логике». По Гегелю, Б. вообще - лишенность определения, пустое понятие. Объем понятия огромен, но содержание его ничтожно. В этом оно равняется Н. Мы не можем его определить также как и Н. Б и Н существуют лишь как абстракции, мы лишь полагаем их различающимися. Гегель соединил понятия Б. и Н. через понятие «становление». Становление – движение от Н. к Б. Процесс становления содержит в себе Б. и Н. Результат этого пр-сса – наличное Б. Категории кач-ва и кол-ва определяют наличное бытие. Кач-во – тождественная с бытием определенность (что нельзя оторвать от объекта, чтобы он не утратил бытийность). Количественную определенность можно изменить, не отнимая бытийности.

Сущность – также хар-ка Б. Она отражается в другой категории – явление. Всякая сущность отражается в явлении, а всякое явление содержит сущность. Они неразрывны. Сущность – то, что пребывает в объектах во всех их изменениях. Познавая явления, мы движемся от явления к сущности, познавая его колич. и качеств. св-ва.

После Гегеля было 2 тенденции в трактовке Б.

Позитивистское направление (а, значит, и > часть Европы) отвергло онтологию как метафизическое направление, которое не помогает науке.

В марксистском диалектическом материализме категория Б. присутствовала имплицитно. В соответствии с данным направлением, существовать можно материально (это объективное, подлинное Б.) и в сознании (субъективная реальность). Субъективная реальность отражает объективную (теория отражения). Материя – вечное Б., а духовное преходяще (нет человека, общества, нет и духовного). Н. присутствует как относительное Н. Это есть изменение материальной формы: умирая, человек утрачивает Б., но как материя продолжает существовать.

Экзистенциализм вновь стал пользоваться категориями Б. и Н. (экзистенциализм и позитивизм – 2 антипода). Экзистенциализм проводит черту между Б. вещей и человека. Вещи просто присутствуют в мире, а человек создает свое Б. (экзистирует). У человека сущность не предшествует существованию, а наоборот (считал Сартр в противоположность Аквинскому), т.к. человек изменяет свое Б. Н. по Хайдеггеру, - противоположность человеческого существования, и оно обнаруживается страхом смерти. Сартр: человек есть и Б., и Н., т.к. он не является законченным бытием, ставшим раз и навсегда.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных