Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Детерминизм и его разновидности. Причинность и телеология. Индетерминизм.




Обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер?

В зав. от ответа философск. учения распадались на 2 направления: философский детерминизм и философский индетерминизм.

Детерминизм— общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности пр-ссов реальности. Основа Д. – категории причинности и закономерности.

Причинная детерминация впервые встречается у атомистов: движение атомов – причина всех событий. Им присущ жесткий Д.: нет ничего случайного; исключает своб. воли и ответств-ть человека.

Аристотель отверг жесткий Д. и противопоставил ему идею о 4 причинах. Целевая причина – ради чего все существует (с этим связ. пон. энтелехия – устремленность чел., в ней проявл. цель чел.). Все совершается не только по причине, но для цели (телеология – учение о цели).

В Нов. вр. телеология и детерминизм пришли в противоречие. Получила распространение однозначная концепция причинности: одинаковые причины порождают одинаковые следствия; причинная предопределенность событий (есть первопричина).

XVIII-XIX вв. – пик Д. Кант: чел. не свободен (свободен лишь как нравственное существо). Лапласовский (механистический) Д.: Все происходящее имеет причи­ну. То, что мы называем случайностью, есть лишь результат ограниченности наших знаний. (Дальнейшее развитие физики показало, что в природе могут происходить процессы, причину которых трудно определить. Напр., процесс радиоактивного распада происходит случайно. Подобные процессы происходят объективно случайно, а не потому, что мы не можем указать их причину из-за недостатка наших знаний).

Реакция на жесткий Д. – Ф. Лейбница (телеологич. доктрина): мир определяется огромным кол-вом монад, которые выступают как цели, к которым стремятся вещи.

Преформизм в биологии – последователи Лейбница.

На смену однозначной причинности пришла вероятностная. Одинаковые причины могут вызвать разные следствия, а одинаковые следствия м.б. вызваны разн. причинами. В мире существует случайность. Всякое событие детерминируется причиной лишь с долей вероятности.

Причины иногда выделяют существенные и сопутствующие. Т.ж. выдел. спусковую причину или повод. Для следствия важны все причины.

Процесс реали­зации возможности определяется целым рядом факторов, центральным из которых выступаетпричина, порождающая процесс реализации возможности. Так как на действие причины на­кладываются воздействия условий, функциональных связей-взаимодействий с параллельно развивающимися системами и прочие детерминации, порожденная действительность пред­стает в случайной форме, за которой скрывается необходимое содержание.

Напр., причина развития зерна пшеницы в стебель — внутреннее противоречие, но оно не может реализоваться вне соответствующих условий. Все они колеблются в некоторых пределах. Выход хотя бы одного параметра условий за пределы меры влечет за собой гибель растения. Колебания внутри меры обуслав­ливают конкретные св-ва ставшей действительности (стебля) — рост, степень зрелости. Таким образом, точные показатели (например, рост созревшего стебля) представляют собойслучайность— форму проявления необходимости, представленнуюмерой— множеством колич-х хар-к данного качества, внутри которого оно сохраняется.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных