Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интенсификация обучения - это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.




Слайд 17

Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.

 

Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:

• содержания учебного материала;

• методов обучения.

Слайд 18

Тест 1

Взаимосвязаны ли в технологии обучения содержание, методы и средства обучения?

Да

Нет

 

Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины. Совершенствование содержания предполагает как минимум:

• рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;

• перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;

• концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимых для плодотворной самостоятельной работы;

• рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;

 

Педагогическое проектирование и педагогические технологии:

Слайд 19

• обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;

• экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.

 

Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:

Слайд 20

• широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);

• выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;

• применения различных форм и элементов проблемного обучения;

• совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;

• индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;

• стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей;

• знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;

• применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости - информационных средств обучения. Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.

Наглядность в преподавании «Общей социологии».

Слайд 21

Средства наглядности — это один из факторов повышения эффективности учебного процесса.

Слайд 22

Их применение, как традиционно (мел, доска, плакат), так и помощью ТСО (технических средств обучения) и ЭВМ, позволяет:

1) сделать обучение, в любой форме и на любой ступени, по любому учебному предмету, более доступным и доказательным;

2) увеличить объем воспринимаемой и усвоенной информации;

З) дольше ее помнить;

4) лучше понимать сущность, структуру понятий и их взаимосвязь;

5) усиливать воздействие слова педагога;

б) развивать собственное творческое мышление обучаемых;

7) увеличить их нормальную работоспособность и многое другое.

Почему это становится возможным?

Результаты исследований физиологов и психологов показывают, что

 

соотношение площадей коры головного мозга человека, связанных со слухом и зрением, составляет соответственно 1:100.

Слайд 23

Тест 2

Может ли быть достигнуто повышение темпов обучения путем совершенствования методов обучения?

Да

Нет

Результаты исследований специалистов в области радио и телевидения подтверждают давнюю пословицу о том, что «лучше раз увидеть, чем сто раз услышать». Это связано с тем, что

 

пропускная способность системы «глаз—мозг» в 100 раз больше, чем системы «ухо – мозг».

Слайд 24

Понятно, что этот процесс не является чисто механическим и зависит от многих факторов, в том числе и от того, какие средства наглядности используются, и как грамотно они включаются в учебный процесс. Исследования свидетельствуют, что

 

более результативным является использование любого средства наглядности по сравнению с использованием только слова, а из средств наглядности наиболее результативным является кино.

Слайд 25

Значительно повышается эффективность применения средств наглядности с помощью различных технических устройств. Причем, важно при этом обеспечить и систематическое, и комплексное их использование.

 

Социология - молодая учебная дисциплина, стоящая на первом этапе ее методического обеспечения наглядными пособиями.

Слайд 26

И все же, за последние лет 10 появился ряд работ по данной проблеме, достойных внимания. Так, например, «Социология»: Практикум. Эта работа дает представление о практических занятиях и творческих заданиях по общему курсу социологии и авторским спецкурсам. В ней имеется также большой научный и фактический материал (помимо планов семинаров и практических занятий), на основе которого составлены различные задания. В учебнике «Социология [Фролов С.С. — М., Наука. 2004] даны рисунки, таблицы, схемы, формулы и несколько моделей (модель технологии Ч. Перро, бюрократии Р. Мертона, описательная модель сопротивления действию власти).

В учебном пособии А.Б. Гофмана «Семь лекций по истории социологии«(М., 2005) в содержание лекций органично включены портреты (рисунки, фото) виднейших социологов: Аристотеля, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо. А. Сен-Симона, О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма, В. Парето. В книге имеется также «Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами общества», фото титульного листа и страницы 4 тома «Курса позитивной социологии» О. Конта, где содержалось первое упоминание слова «социология». В тексте ряда тем в Приложении книги «Социология в России» (под ред. В.А. Ядова. М. 2004) используются таблицы по результатам социологических исследований. Графики и таблицы являются составным элементом содержания ряда глав учебника Г.С. Батыгина «Лекции по методологии социологических исследований«(М., Аспект-пресс, 2005).

В.А. Ядов в своей книге «Социологическое исследование: Методология, программа, методы» (М, 2004), по которой обучается большинство российских социологов, практически в каждой главе использует средства наглядности в различной форме их выражения: таблицы, схемы, рисунки. В учебном пособии А.С. Степанова «Социология» (М., 2002) представлены схемы, помогающие в усвоении темы «Методика социологических исследований». А в учебнике для вузов «Основы прикладной социологии в 2-х томах (Под ред. Шереги ФЭ., Горшкова М.К. — М.: Изд-во Академика. 2005) используются не только рисунки, таблицы, графики, но и модели, формулы и матрицы.

В отличном учебно-методическом пособии «Практикум по социологии (Инновационные методики)» (Руководитель авторского коллектива и ответ. ред. Руденко РМ. — М., 1997), представлены задачи, упражнения и тесты; графические средства наглядности с учебными заданиями; описание игровых методик и применение информационных технологий.

 

Все методические рекомендации реализованы в содержании учебного курса «Социология», соответствующего Государственному образовательному стандарту РФ.

Слайд 27

Методология этого пособия, в котором предлагаются схемы и таблицы как к базовому курсу «Социология», так и к авторским спецкурсам, может быть использована при подготовке учебно-методических пособий и в практике работы преподавателей не только социологии, но и других дисциплин.

Завершая раздел, следует подчеркнуть, что

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных