Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нарушения в гармоничном взаимодействии психических механизмов




С возникновением суперэго и всего, что с ним связано (вины, наказания и стыда), функция эго стала довольно запутанной. Моральные требования, возникшие под влиянием эго сдерживают и даже отрицают инстинктивную жизнь. «Мораль» регулирует чувства, желания и действия и позже начинает регулировать и мышление. Если суперэго удалось навязать свои требования, инстинктивная жизнь ограничивается. Это особенно верно в случае неврозов. Таким образом, с точки зрения эго невроз представляет собой отрицание жизни. С другой стороны, ограничивая инстинктивные требования, суперэго защищает эго от опасности, исходящей от них. Не только невротик, но и здоровый человек старается контролировать свою инстинктивную жизнь и адаптироваться к реальности, из-за страха перед объективной опасностью, таящейся в инстинктивной жизни, из страха перед кастрацией и из страха перед суперэго. Существует также страх потерять благосклонность суперэго, котоpoe содержит в себе не только агрессивность, но и либидозные компоненты и поддерживает нарциссическое эго. Невротическая адаптация, конечно же, неадекватна, ведь невротик приспосабливает себя к миру, который кажется ему полным невероятных опасностей. Потребность в такой преувеличенной «адаптации» вызвана чрезмерной требовательностью суперэго.

В любом случае, адаптация к реальности происходит за счет инстинктивной жизни, ведь чем лучше человек контролирует себя, тем лучше он выполняет реальные жизненные задачи.

Адаптация к реальности главным образом основана на том, что человек осознает и признает существование объектов вне эго. Человек постепенно адаптируется к реальности, и уже не каждый раздражитель из внешнего мира воспринимается, как враждебный и отвергается, эго поглощает уже не каждый объект, подходящий для удовлетворения инстинктов. Однако этого еще недостаточно для того, чтобы человек сформировал «объективную» картину внешнего мира, нашел бы в ней свое место и действовал намеренно и целенаправленно. Это комплексный процесс, который сопровождается десексуализацией функций восприятия и выполнения. Человек постепенно продвигается к принципу реальности и учится не только временно отказываться от удовольствия и откладывать его на потом, он учится также терпеть боль. Но даже этого недостаточно для "объективного" взгляда на мир. Это промежуточная ступень: человек уже отказался от своей собственной магии, но все еще приписывает магию объектам внешнего мира. В этой фазе адаптация к реальности основана на маэохистском страдании, которое причиняет мир. Позже и эта фаза преодолевается; мир больше не наделяется инстинктивными и нарциссическими импульсами субъекта; между эго и внешним миром возникает граница. Формируются границы эго; эго отделяется от внешнего мира Одновременно с этим разграничением возникает суперэго; с одной стороны, оно является продуктом приспособления к реальности, а с другой стороны; — продуктом обуздания инстинктов. Это типичный компромисс между внутренним миром и внешним миром. Суперэго возникло из приспособления к реальности, и теперь оно само становится важнейшим элементом адаптации, ведь именно суперэго должно санкционировать впечатления, и только после этого эго может воспринять их как нечто реальное.

От пассивного восприятия человек переходит к активному, к подчинению раздражителей, приходящих снаружи и изнутри (активная адаптация). В это же время развивается речь, инстинктивные ономатопоэтические звуки превращаются в образный и символический язык, а затем возникают функции суждения и мышления. Между восприятием и действием вклинивается мышление.

Несомненно, импульсы, формирующие «мораль», речь и мышление возникают из инстинктов, в особенности из сексуальных влечений, и следы этих влечений можно обнаружить в любом психическом действии; однако все эти функции эго обязаны своим существованием десексуализированному, сублимированному либидо. Для адаптации к реальности необходимо, чтобы эго постоянно в разных либидозных формах поглощало внешний мир и уничтожало его (десексуализировало), а также, чтобы «эго и внешний мир лишились своей магии». Эго очищается, его больше не тяготят инстинктивные потребности, ему легче выполнять свои функции, то есть служить личности в целом. Поскольку процесс приспособления к реальности очень сложный и длится очень долго, любое нарушение, даже самое незначительное, может направить эго не в ту сторону.

Помехи могут возникать с разных сторон: прежде всего, их создает ид. Например, сильная страсть может заглушить критику суперэго и его запреты, и эго превратиться в слепое орудие инстинктов. Мы говорим: «Любовь слепа» и часто используем выражение «слепая ярость». Любовь и ненависть не замечают ни препятствий, ни опасностей. Кроме того, нарушения адаптации может создавать само эго, если оно теряет чувство реальности объектов внешнего мира и ощущений и чувств внутреннего мира (деперсонализация). Если нарушается способность отличать внутренний мир от внешнего, теряется проверка реальности. Внутренний мир превращается во внешний и наоборот, и тогда человек буквально «выходит за рамки» (галлюцинации и трансформация реальности при психозах). Помехи может вызывать и суперэго. Оно может быть изначально неразвитым или чрезмерно сильным. Если суперэго неразвито, человеку трудно приспособиться к социальному сообществу. Если же суперэго чрезмерно сильное, оно может вступить в конфликт и со стремлениями ид, и со стремлениями эго. Если подавляются стремления ид, возникает невроз, если парализуется функция эго, возникает психоз. В любом случае, в той или иной степени, меняется отношение к реальности.

Очевидно, что основная задача эго — восприятие реальности и приспособление к ней. Адаптация — это компромисс между инстинктивными потребностями ид и реальными возможностями. Суперэго, с одной стороны, находится на службе у нарциссического эго (защищает его от «опасности кастрации»), но, с другой стороны, оно находится в оппозиции к эго, а также к либидозным стремлениям ид. Таким образом, суперэго может вступить в конфликт и с эго, и с ид. В этой борьбе кто-то должен уступить: либо эго, либо суперэго, либо ид. В зависимости от исхода событий, возникает определенный вид невроза.

Деперсонализация означает, что решение не было найдено. Между эго и суперэго возникло отчуждение. Если телесное эго (воспринимающее эго) не уступает намерениям суперэго, суперэго игнорирует восприятия и чувства этого эго.

При трансферных неврозах обычно уступает ид Суперэго не пропускает стремления ид напрямую к восприятию и не разрешает эго приводить в действие адекватные вазомоторные секреторные процессы. Однако, энергия, бурлящая в ид, требует разрядки, и из-за этого эго меняет свою организацию, позволяя стремлениям ид получить искаженное и неполное удовлетворение с помощью невротических симптомов. Суперэго вызывает в это сознательное или бессознательное чувство вины, что влечет за собой потребность в наказании.

При обсессивном неврозе эго защищается от стремлений ид — вследствие протеста суперэго — регрессируя на стадию магических мыслей и действий. Инстинкты, в свою очередь, регрессируют на анально-садистскую стадию. Они направляются на субъекта и проявляются в это в виде самоистязаний. Таким образом, в итоге стремления ид побеждают; они уклонились от суперэго и в форме садизма осели в это. Самоистязания искупляют вину. При истерии эго, по приказу суперэго, защищается, подавляя генитальные стремления. Однако инстинкты берут под свой контроль телесные процессы и, в обход суперэго, частично разряжаются в магических и автопластических действиях.

При мании суперэго уступает желаниям эго и идентификации эго аннулируются.

При меланхолии эго полностью уступает требованиям суперэго, вплоть до самоубийства.

При простых формах шизофрении вначале разрушается эго-идеал из-за того, что либидозная связь с объектом слишком слаба. Поэтому нет никаких конфликтов ни между суперэго и эго, ни между суперэго и ид. Конфликт возникает между эго и реальностью.

При паранойе конфликт с совестью улаживается с помощью проекции, а вследствие этого — точно также, как и при простой форме шизофрении — возникает конфликт между эго и реальностью, объективный конфликт, аналогичный тому конфликту, который существовал в начале формирования суперэго.

Если сравнить роль, которую играет эго в формировании невроза, с ролью инстинктов, становится ясно, что инстинкты определяют содержание невроза, фантазии, желания, стремления и тому подобное, а эго определяет форму невроза, то есть от природы эго зависит, во что превратится невротический конфликт: в обсессивный невроз, в истерию или в какое-то другое заболевание. Например, регрессия либидо на анально-садистскую стадию не всегда приводит к обсессивному неврозу.

Позже мы вернемся к этим проблемам, а пока что мы еще не готовы к более детальному и глубокому обсуждению.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных