Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические и семинарские занятия, проводимые со студентами очного юридического факультета.




№ темы дисциплины Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудо-емкость в часах
       
  Семинар 1: “Особенности предмета и методологии экономики как науки” Вопросы для обсуждения: 1. Специфика предмета экономики и уровни экономических исследований. 2. Функции экономической теории. Экономика и право. 3. Методы экономической науки 4. Контрольное тестирование по теме 1 курса.  
  Семинар 2: “Этапы становления и развития экономической науки” Темы для докладов и их обсуждение: 1. Зарождение и развитие экономической мысли до меркантилизма. 2. Вклад меркантилистов и физиократов в развитие экономической науки. 3. Классическая политическая экономия. 4. Марксистская политическая экономия труда. 5. Становление микро- и макроэкономического анализа как основы современной экономической теории. Методическое указание: на семинаре заслушиваются и обсуждаются краткие (продолжительностью по 10 минут) доклады о сущности и значении для становления экономической науки основных школ экономической теории прошлого.  
  Семинар 3: “Фундаментальные экономические условия развития общества” Вопросы для обсуждения: 1. Потребности человека и общества в целом. Классификация потребностей. 2. Экономические ресурсы и их характеристика. 3. Пути разрешения противоречия между растущими материальными потребностями и экономическими ресурсами. 4. Контрольное тестирование по материалам темы №2 курса.  
  Семинар 4: “Экономические системы. Общая характеристика регулируемой рыночной экономики. Вопросы для обсуждения: 1. Экономическая система: сущность, структура и виды 2. Рыночная экономика и ее характерные черты. Кругооборот натурально-вещественных и стоимостных потоков в системе. 3. Национальные модели социально-ориентированной рыночной экономики. 4. Контрольное тестирование по теме 3 курса.  
  Семинар 5: “Основы теории спроса и предложения” Семинарское занятие проводится в интерактивной форме: в основе занятие – решение задач в аналитическом и графическом виде с последующим разбором, по исходным данным, предложенным преподавателем. Исследуются: параметры равновесия на рынке отдельного товара, а так же последствия санкционированного и несанкционированного административного регулирования рыночной равновесной цены. При подготовке к занятию необходимо повторить элементарные начала функционального анализа математики: понятие функции; растущие и убывающие функции; линейные и нелинейные функциональные зависимости и т.д.  
  Семинар 5 “Теории потребительского поведения” Вопросы для обсуждения: 1. Основные слагаемые теории потребительского поведения. Суверенитет и рациональность поведения потребителя 2. Кардиналистская теория полезности и её основные положения. 3. Потребительский выбор в ординалистской теории полезности. 4. “Эффект дохода” и “эффект замещения” в поведении потребителя 5. Контрольное тестирование по теме 5 курса.  
  Семинар 7: “Сравнительный анализ форм собственности и организационно-правовых форм предприятий” Семинар проводится в интерактивной форме – в форме так называемого “мозгового штурма” Часть 1:Интеллектуальная разминка – обсуждение вопроса:“Собственность как юридическая и экономическая категория, общее и особенное” Часть 2:“Мозговой штурм” по проблеме:“Организационно-правовая форма предприятия, её преимущества и недостатки в процессе достижения основных целей предпринимательской деятельности.” Для проведения “мозгового штурма” учебная группа делится на 3-4 малые группы (до 7 человек). Каждая группа получает для подготовки итогового доклада (5-6 минут продолжительностью) задание по анализу конкретной организационно-правовой формы предприятия. Осуществляется работа в микрогруппе и готовится доклад. Часть 3: Заслушивание докладов от каждой группы и их оценка преподавателем. Подведение итогов занятия, с выставлением оценок по группам.  
  Семинар 8 “Затраты и результаты производ-ственной деятельности предприятий” Семинар проводится в интерактивной форме. Его этапы: 1. Производится индивидуальный расчет каждым студентом, по вариантам, издержек производства (постоянных, переменных, средних, валовых и предельных) и выведение на этой основе фактического подтверждения закона убывающей предельной производительности. 2. Производится индивидуальный расчет каждым студентом, по вариантам, некоторых видов финансовых показателей предприятия (бухгалтерской прибыли, экономической прибыли, валового дохода) и формирование выводов относительно путей и факторов максимизации доходов предприятием. 3. Обсуждение экономического алгоритма действий при вышеуказанных расчетах. 4. Оценка индивидуальных расчетов преподавателем с выставлением рейтинговой оценки.  
  Семинар 9 “Рынок труда и формирование уровня заработной платы” Вопросы для обсуждения: 1. Рынок труда в структуре факторов производства и его особенности. Спрос на труд и предложение труда. 2. Заработная плата и формирование ее уровня в условиях совершенно-конкурентного рынка труда. 3. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Факторы дифференциации и уравнивания заработной платы. 4. Контрольное тестирование по теме 12 курса.  
  Семинар 10 “Рынок капитала и процент” Вопросы для обсуждения: 1. Капитал как фактор производства и теоретические трактовки капитала. 2. Функционирование рынка услуг капитала. 3. Спрос и предложение на рынке ссудного капитала. Ставка процента и ее виды. 4. Рынок капитала благ длительного пользования. 5. Контрольное тестирование по теме 13 курса.  
  Семинар 11 “Рынок природных ресурсов и земельная рента” Вопросы для обсуждения: 1. Специфика рынка природных ресурсов. Земельный рынок. 2. Альтернативная ценность услуг земли и земельная рента. Равновесие на рынке услуг земли. 3. Дифференциальная рента. Цена земли как капитального актива. 4. Контрольное тестирование по теме 13 курса.  
14, 15 Семинар 12 “Методы расчета основных макроэкономических показателей” Семинар проводится в интерактивной форме и предполагает работу всех присутствующих по расчету основных макроэкономических показателей Системы Национального Счетоводства (СНС): валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП), чистого национального продукта (ЧНП),национального дохода (НД), личного дохода (ЛД) и располагаемого дохода (РД). Студенты получают от преподавателя индивидуальное задание на расчет (в соответствии с существующей в СНС методикой) тех или иных макроэкономических показателей. Для этого каждый студент получает, одновременно с заданием, контрольные параметры, характеризующие состояние национальной экономики на заданный период. Затем осуществляется процесс расчета, в ходе которого студенты могут получить необходимые консультации у преподавателя. Итоги расчета оформляются индивидуальной запиской, которую каждый присутствующий сдает для проверки преподавателю. Оценка, полученная за результаты расчета, учитывается в рейтинговой системе оценки успеваемости студентов.  
16,18 Семинар 13 “Макроэкономи-ческая нестабильность: цикличность экономического развития” Вопросы для обсуждения: 1. Экономический цикл и его фазы. Классическая трехцикличная схема колебательных процессов в национальной экономике. 2. Экономическая наука о причинах цикличности экономического развития. 3. Проявление цикличности экономического развития в современных условиях и государственная стабилизационная политика. 4. Контрольное тестирование по темам 16,17 и 18 курса  
  Семинар 14 “Деньги и их функции. Инфляция и анти-инфляционная политика” Вопросы для обсуждения: 1. Деньги и денежная система страны: сущность, структура и типы. 2. Денежная масса и ее агрегаты. Закон денежного обращения. 3. Инфляция ее причины и классификация. Методы измерения инфляции 4. Социально-экономические последствия инфляции и анти-инфляционная политика государства. 5. Контрольное тестирование по теме 19 курса.  
  Семинар 15 “Предложение денег и банковская система страны” Семинар проводится в интерактивной форме – в виде ролевой игры, которая поможет присутствующим на семинаре в достаточно простой и доступной для понимания форме уяснить принципы и механизм функционирования основного элемента кредитной системы страны – коммерческого банка. Для проведения семинара учебная группа разбивается на две части. Одна часть студентов берет на себя обязанность “играть” за кредитора – коммерческий банк, другая возьмет на себя труд быть заемщиком. По сценарию, предложенным преподавателем оба вышеуказанных субъекта экономики вступают в кредитные отношения: ведут диалог о принципах (условиях) предоставления кредита; обсуждают конкретные показатели выгодности (невыгодности) кредитных сделок и приходят к пониманию и уяснению основных категорий, сопровождающих кредитные отношения, запоминают перечень факторов, воздействующих на условия кредитных сделок в реальности. Во второй части семинара основную роль играют кредиторы. Они объясняют заемщикам механизм функционирования коммерческого банка, который преследует свою цель – извлечение банковской прибыли – маржи. В свою очередь преподаватель погружает “банкиров” в ситуации, имеющими место в деятельности реального банка в рыночной среде. “Банкиры”, исходя из багажа знаний, имеющихся у них на момент проведения семинара, предлагают свои способы игровых ситуаций. Заемщики задают вопросы, особенно по тем аспектам функционирования коммерческого банка, что затрагивают интересы его вкладчиков. Решение ситуационных задач идет в тесной привязке к схеме простейшего баланса коммерческого банка. Это дает возможность понять не только “устройство” коммерческого банка, но и уяснить физический смысл инструментов денежно-кредитной (монетарной) политики, проводимой государством. Акцент на этом делает преподаватель при подведении итогов семинара.  
22,23 Семинар 16:“Бюджет и налоговая система государства” Вопросы для обсуждения: 1. Финансы и финансовая система страны. 2. Государственный бюджет и его структура. Проблема дефицита государственного бюджета. 3. Налоги и налоговая система страны. Сущность фискальной (налогово-бюджетной) политики государства. 4. Контрольное тестирование по темам 22 и 23 курса.  
  Семинар 17: “государственное регулирование экономики и его методы” Вопросы для обсуждения: 1. Необходимость государственного регулирования экономики. Концепции роли государства в экономике. 2. Система государственного регулирования экономики в современных условиях: цели, задачи и объекты. 3. Основные инструменты государственного регулирования экономики. 4. Контрольное тестирование по темам 24, 25 курса.  
26,27,28 Семинар 18: “Место и роль России в системе международных экономических отношений” Проблемы для обсуждения: 1. Мировое хозяйство и место России в его структуре. 2. Основные формы международных экономических отношений и степень участия России в их реализации. Семинар проводится в интерактивном варианте – в форме “круглого стола”. Его подготовка начинается за месяц до проведения. При непосредственном участии преподавателя, ведущего в группе занятия, подбирается группа студентов в составе 5-7 человек, целенаправленно готовящихся на семинаре экспертами в области функционирования мирового хозяйства и реализации международных экономических отношений с участием Российской Федерации. По согласованию с преподавателям эксперты краткие сообщения в контексте проблем, вынесенных на обсуждение и готовы ответить на все вопросы присутствующих. Преподаватель подводит общий итог состоявшейся дискуссии, одновременно отмечая активность студентов группы.  
итого    

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных