ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Управление качеством
Непосредственно управление качеством базируется на универсальных функциях управления (анализ, прогнозирование, планирование, организация процесса, координация и регулирование, мотивация, организация контроля, учет). Системный подход к управлению качеством продукции требует создания и функционирования системы управления качеством продукции. Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Система управления качеством продукции – это структура, четко распределяющая ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции: маркетинга, проектирования, разработки технических требований к продукции, материально-технического снабжения, подготовки, планирования и организации производственного процесса, контроля, испытаний, упаковки, хранения, реализации, распределения, монтажа, эксплуатации, организации обслуживания, утилизации. Такая модель организации взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях продукции (от определения потребностей до оценки их удовлетворения) называется «петля качества». Эффективная система качества обеспечивает управление качеством на всех этапах «петли» и участие в этом процессе практически всех работников организации. В целях повышения конкурентоспособности на рынке, предоставления потребителям гарантии на свою продукцию производители осуществляют сертификацию продукции, работ и услуг. Сертификация (лат. sertifico) представляет собой: процедуру получения сертификата; документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, установленным стандартам и техническим условиям. Стандарт (англ. standart – норма, образец) - официальный государственный или нормативно-технический документ отрасли, предприятия, фирмы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять товар, продукция, работы, услуги и т.д. В 1987 г. Международная организация по стандартизации (ИСО -The International Organisation for Standardization, ISO) издало группы стандартов ИСО 9000 по управлению и обеспечению качества, носящие рекомендательный характер. В настоящее время документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. Международные стандарты ИСО серии 9000 - это система, которая включает в себя следующие стандарты: ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению»; ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»; ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»; ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»; ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания». ИСО 9000: устанавливает единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной и сервисной компании; представляет собой документальную последовательность действий по реализации производственного процесса; содержит требования к построению системы управления качеством, обеспечивающей долговременное поддержание и повышение качества. Элементы комплекса международных стандартов ИСО 9000: ИСО 9000-87 - общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества, определяющие ключевые договорные и не договорные условия контрактных поставок, основные принципы реализации политики в области качества, правила применения моделей систем качества (в ИСО 9001—9003); ИСО 9001-87 - модель системы качества для обеспечения качества при проектировании и разработке, производстве, монтаже и обслуживании; включает требования в отношении системы качества, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует продемонстрировать способность поставщика разрабатывать и поставлять продукцию; ИСО 9002-87 - модель системы качества для обеспечения качества при производстве и монтаже; включает требования по качеству, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует демонстрации возможностей контроля технологических процессов, являющихся определяющими для приемки конечного продукта; ИСО 9003-87 - модель системы качества для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях; стандарт устанавливает требования по качеству, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует демонстрации способности осуществлять контроль и окончательные испытания, необходимые для приемки конечного продукта; ИСО 9004-87 – устанавливает общее руководство и элементы системы качества, общие принципы разработки и внедрения системы качества в условиях, не связанных с контрактом; ИСО 8402-86 – регламентирует терминологию и определения в области качества; ИСО 10011-92 – включает в себя указания по проверке систем качества; ИСО 10012-92 - система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования, управление процессом измерения; ИСО 10013-94 - руководящие указания для разработки руководства по качеству. С 1993 г. в стандартах отражаются следующие основные категории продукции: технические средства (9004-1), программное обеспечение (9000-3), услуги (9004-2), технологии (9004-3). В России стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 10011 утверждены в качестве ГОСТов – государственных стандартов, обязательных к применению на всей территории страны. В процессе разработки системы качества должен участвовать весь персонал организации. Заключительным этапом работы по созданию системы качества в организации является комплект документации, состоящий из следующих документов: руководство по качеству – включает в себя содержание политики в области качества, границы применимости, описание организационной структуры, полномочия и ответственность руководителей и исполнителей; методические инструкции – в них устанавливаются для всех служб и подразделений конкретные исполнители, их обязанности, последовательность организации внедрения системы качества; рабочие инструкции для рядовых сотрудников - описание выполнения всех видов деятельности на предприятии (при производстве, сборке, монтаже) и их контроля. Система качества ИСО 9000 предусматривает наличие 20 минимальных элементов, обеспечивающих доказательство способности производить качественный товар: ответственность руководства - разрабатывает политику фирмы в области качества: разрабатывает и внедряет систему качества, организационную структуру предприятия, распределяет ответственность и полномочия в системе качества, создает группы по обеспечению качества и назначает уполномоченных по качеству, обеспечивает надзор за деятельностью по обеспечению качества со стороны высшего руководства; система качества - создание системы качества, которая включает в себя структуру управления качеством, документацию в системе управления качеством, распределение ответственности, рабочие группы по качеству; периодический анализ контрактов – координация анализа контрактов внутри предприятия и с заказчиком: распределение ответственности за контроль контрактов, контроль контракта на выполнимость, согласование условий поставки, контроль графика выполнения поставки; управление проектированием – обеспечение качества опытно-конструкторских разработок: организация рабочих групп для проектирования продукции, обучение персонала современным методам проектирования и конструирования; управление документацией – своевременное предоставление необходимой информации в системе качества: документооборот предприятия, порядок внесения изменений в документацию, архивация данных; закупки продукции - обеспечение качества поставок субпоставщиков: оценка субподрядчиков, проверка закупленной продукции; продукция, поставляемая потребителем - проверка, хранение, содержание в исправности данного вида продукции: вклад заказчика в производство конечной продукции, предотвращение порчи поставляемой заказчиком продукции; идентификация продукции и прослеживаемость - обозначение изделия и организация прослеживаемости изделия в процессе производства: маркировка и другие способы обеспечения идентификации, учет на всех стадиях жизненного цикла продукции; управление процессами – с целью обеспечения качества на всех этапах производства, монтажа, технического обслуживания: производственное планирование, товарно-материальный учет; контроль и испытания - подтверждение выполнения заданных требований к продукции: входной контроль поступающей продукции, контроль и испытания в процессе производства, выходной контроль конечной продукции; контрольное, измерительное и испытательное оборудование - обеспечение пригодности средств измерений и испытаний: планы калибровки средств измерений, регистрация данных о калибровке средств измерений; статус контроля и испытаний - условия завершения контроля: акты приемки-браковки, соответствующая маркировка продукции после прохождения контроля; действия с несоответствующей продукцией - исключение из дальнейшего использования бракованных единиц: обнаружение и маркировка бракованной продукции, раздельное хранение годной продукции и брака; корректирующие воздействия - поиск и устранение причин дефектов: работа с рекламациями клиентов, устранение причин появления дефектов, внесение изменений в методики и инструкции; погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка - действия по предотвращению повреждений и снижению качества в ходе логистических операций: безопасное хранение, упаковка в соответствии с надлежащими требованиями, сохранение целостности продукции в процессе транспортировки; управление регистрацией данных о качестве - сохранение информации по обеспечению качества для ее анализа и предоставления доказательств качества потребителю: внутренние проверки качества - определение эффективности системы качества и путей ее улучшения: план проведения внутренних проверок, отчеты по результатам проверок, корректирующие мероприятия по результатам проверок; подготовка кадров - овладение всеми работниками предприятия навыками по обеспечению качества работы: описание обязанностей, требования к квалификации, потребность в повышении квалификации, план повышения квалификации; техническое обслуживание - проведение технического обслуживания при вводе в эксплуатацию: гарантийное, послегарантийное и послепродажное обслуживание; статистические методы - внедрение соответствующих статистических методов контроля: определение адекватных статистических методов для проверки процесса. Для завоевания, расширения и удержания рынка организации необходима стратегия всеобщего управления качеством (total quality management, TQM), стратегическая цель которой достигается только путем целевой направленности политики качества фирмы и вовлечения в процесс управления качеством всего персонала. Всеобщее управление качеством представляет собой долгосрочный интегрированный подход к руководству организацией, гарантирующий обеспечение и повышение качества выпускаемого товара (работы, услуги) на всех стадиях производственного процесса в установленные сроки с минимальными затратами и предполагающий участие всего персонала в оптимальном удовлетворении потребностей потребителей. Систему TQM составляют следующие элементы: «жесткие» - персонал (качество мирового уровня может обеспечить только «команда» единомышленников), системность (систематическое планирование, организация, документирование, контроль, ревизии, проверки анализ, корректировки, ответственность,), инструментарий (статистический контроль, другая техника решения проблем); «мягкие» - вовлеченность персонала (осознание собственной ответственности за качество), культура (взаимопомощь, гордость за работу и свое предприятие, улучшенные условия труда, открытая, творческая атмосфера в коллективе), коммуникации (соответствующая техника переговоров и презентаций). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|