Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Управление качеством




 

Непосредственно управление качеством базируется на универсальных функциях управления (анализ, прогнозирование, планирование, организация процесса, координация и регулирование, мотивация, организация контроля, учет).

Системный подход к управлению качеством продукции требует создания и функционирования системы уп­равления качеством продукции.

Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления ка­чеством продукции.

Система уп­равления качеством продукции – это структура, четко распределяющая ответственность, про­цедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции: маркетинга, проектирования, разработки технических требований к продукции, материально-технического снабжения, подготовки, планирования и организации производственного процесса, контроля, испытаний, упаковки, хранения, реализации, распределения, монтажа, эксплуатации, организации обслуживания, утилизации.

Такая модель организации взаимозависимых ви­дов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях продукции (от определения потребностей до оценки их удовлетворения) называется «петля качества».

Эффективная система качества обеспечивает управление качеством на всех этапах «петли» и участие в этом процессе практически всех работников организации.

В целях повышения конкурентоспособности на рынке, предоставления потребителям гарантии на свою продукцию производители осуществляют сертификацию продукции, работ и услуг.

Сертификация (лат. sertifico) представляет собой:

процедуру получения сертификата;

документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, установленным стандартам и техническим условиям.

Стандарт (англ. standart – норма, образец) - официальный государственный или нормативно-технический документ отрасли, предприятия, фирмы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять товар, продукция, работы, услуги и т.д.

В 1987 г. Международная организация по стандартизации (ИСО -The International Organisation for Standardization, ISO) издало группы стан­дартов ИСО 9000 по управлению и обеспечению качества, носящие рекомендательный характер. В настоящее время документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в каче­стве национальных стандартов. Международные стандарты ИСО серии 9000 - это система, которая включает в себя следующие стандарты:

ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обес­печению качества. Руководящие указания по выбору и примене­нию»;

ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

ИСО 9000:

устанавливает единые международные стандар­ты на систему управления качеством в любой производственной и сервисной компании;

представляет собой документальную последовательность дей­ствий по реализации производственного процесса;

содержит требования к построению системы управления качеством, обеспечи­вающей долговременное поддержание и повышение качества.

Элементы комплекса международных стандартов ИСО 9000:

ИСО 9000-87 - общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества, определяющие ключевые дого­ворные и не договорные условия контрактных поставок, основные принципы реализации политики в области каче­ства, правила применения моделей систем качества (в ИСО 9001—9003);

ИСО 9001-87 - модель системы качества для обеспечения качества при проектировании и разработке, производстве, монтаже и обслуживании; включает требова­ния в отношении системы качества, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует продемонстрировать способность поставщика разрабатывать и поставлять продукцию;

ИСО 9002-87 - модель системы качества для обеспечения качества при производстве и монтаже; включает требования по качеству, если контракт, заключенный между дву­мя сторонами, требует демонстрации возможностей контроля тех­нологических процессов, являющихся определяющими для при­емки конечного продукта;

ИСО 9003-87 - модель системы качества для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях; стандарт устанавливает требования по качеству, если контракт, заключен­ный между двумя сторонами, требует демонстрации способности осуществлять контроль и окончательные испытания, необходи­мые для приемки конечного продукта;

ИСО 9004-87 – устанавливает общее руководство и элементы системы ка­чества, общие принципы разработки и внедре­ния системы качества в условиях, не связанных с контрактом;

ИСО 8402-86 – регламентирует терминологию и опре­деления в области качества;

ИСО 10011-92 – включает в себя указания по проверке систем качества;

ИСО 10012-92 - система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования, управление процес­сом измерения;

ИСО 10013-94 - руководящие указания для разработки ру­ководства по качеству.

С 1993 г. в стандартах отражаются следующие основные категории продукции: технические средства (9004-1), программное обеспече­ние (9000-3), услуги (9004-2), технологии (9004-3).

В России стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 10011 утверж­дены в качестве ГОСТов – государственных стандартов, обязательных к применению на всей территории страны.

В процессе разработки системы качества должен участвовать весь персонал организации. Заключительным этапом работы по созданию системы качества в организации явля­ется комплект документации, состоящий из следующих документов:

руководство по качеству – включает в себя содержание политики в области каче­ства, границы применимости, описание организационной структуры, полномо­чия и ответственность руководителей и исполнителей;

методические инструкции – в них устанавливаются для всех служб и подразделений конкретные исполнители, их обязанности, по­следовательность организации внедрения си­стемы качества;

рабочие ин­струкции для рядовых сотрудников - описание вы­полнения всех видов деятельности на предприятии (при производстве, сборке, монтаже) и их контроля.

Система качества ИСО 9000 предусматривает наличие 20 минимальных элементов, обеспечивающих доказательство способности произво­дить качественный товар:

ответственность руководства - разрабатывает политику фирмы в области качества: разрабатывает и внедряет систему качества, орга­низационную структуру предприятия, распределяет ответственно­сть и полномочия в системе качества, создает группы по обеспе­чению качества и назначает уполномоченных по качеству, обес­печивает надзор за деятельностью по обеспечению качества со стороны высшего руководства;

система качества - создание системы качества, которая включает в себя структуру управления качеством, документацию в системе управления качеством, распре­деление ответственности, рабочие группы по качеству;

периодический анализ контрактов – коорди­нация анализа контрактов внутри предприятия и с заказчиком: рас­пределение ответственности за контроль контрактов, контроль кон­тракта на выполнимость, согласование условий поставки, конт­роль графика выполнения поставки;

управление проектированием – обеспечение качества опытно-конструкторских разработок: организация рабо­чих групп для проектирования продукции, обучение персонала со­временным методам проектирования и конструирования;

управление документацией – своевременное предоставление необходимой информации в системе качества: до­кументооборот предприятия, порядок внесения изменений в доку­ментацию, архивация данных;

закупки продукции - обеспечение качества поставок субпоставщиков: оценка субподрядчиков, проверка за­купленной продукции;

продукция, поставляемая потребителем - про­верка, хранение, содержание в исправности данного вида продук­ции: вклад заказчика в производство конечной продукции, предот­вращение порчи поставляемой заказчиком продукции;

идентификация продукции и прослеживаемость - обозначение изделия и организация прослеживаемости изделия в про­цессе производства: маркировка и другие способы обеспечения идентификации, учет на всех стадиях жизненного цикла продукции;

управление процессами – с целью обеспечения каче­ства на всех этапах производства, монтажа, технического обслужива­ния: производственное планирование, товарно-материальный учет;

контроль и испытания - подтверждение вы­полнения заданных требований к продукции: входной контроль поступающей продукции, контроль и испытания в процессе произ­водства, выходной контроль конечной продукции;

контрольное, измерительное и испытательное обору­дование - обеспечение пригодности средств измерений и ис­пытаний: планы калибровки средств измерений, регистрация дан­ных о калибровке средств измерений;

статус контроля и испытаний - условия завершения контроля: акты приемки-браковки, соот­ветствующая маркировка продукции после прохождения контроля;

действия с несоответствующей продукцией - исключение из дальнейшего использования бракованных единиц: обнаружение и маркировка бракованной продукции, раздельное хранение годной продукции и брака;

корректирующие воздействия - поиск и уст­ранение причин дефектов: работа с рекламациями клиентов, устранение причин появления дефектов, внесение изменений в ме­тодики и инструкции;

погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка - действия по предотвращению повреждений и снижению качества в ходе логистических операций: безопасное хра­нение, упаковка в соответствии с надлежащими требованиями, со­хранение целостности продукции в процессе транспортировки;

управление регистрацией данных о качестве - сохранение информации по обеспечению качества для ее анализа и предоставления доказательств качества потребителю:

внутренние проверки качества - определение эффективности системы качества и путей ее улучшения: план про­ведения внутренних проверок, отчеты по результатам проверок, корректирующие мероприятия по результатам проверок;

подготовка кадров - овладение всеми работ­никами предприятия навыками по обеспечению качества работы: описание обязанностей, требования к квалификации, потребность в повышении квалификации, план повышения квалификации;

техническое обслуживание - проведение тех­нического обслуживания при вводе в эксплуатацию: гарантийное, послегарантийное и послепродажное обслуживание;

статистические методы - внедрение соответствующих статистических методов контроля: определение адекватных статистических методов для проверки процесса.

Для завоевания, расширения и удержания рынка организации необходима стратегия всеобщего управления качеством (total quality management, TQM), стратегическая цель которой достигается только путем целевой направленности политики качества фирмы и вовлечения в процесс управления качеством всего персонала.

Всеобщее управление качеством представляет собой долгосрочный интегриро­ванный подход к руководству организацией, гарантирующий обеспечение и повышение качества выпус­каемого товара (работы, услуги) на всех стадиях производственного процесса в установленные сроки с минимальными затратами и предполагающий участие всего персонала в оптимальном удовлетворении потребностей потребителей.

Систему TQM составля­ют следующие элементы:

«жесткие» - персонал (качество мирового уровня может обеспечить только «команда» единомышленников), системность (систематическое планирование, организация, документирование, контроль, ревизии, проверки анализ, корректировки, ответственность,), инстру­ментарий (статистический контроль, другая техника ре­шения проблем);

«мягкие» - вовлеченность персонала (осознание собственной ответственности за качество), культура (взаимопомощь, гордость за работу и свое предприятие, улучшенные условия труда, откры­тая, творческая атмосфера в коллективе), комму­никации (соответствующая техника переговоров и презентаций).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных